У нас нередко принято сравнивать отечественных деятелей искусства с их зарубежными аналогами – порой невзирая на то, что ни о каком подражании речь идти не может по чисто календарным причинам. Но, когда говорят о Русском Дюма, аналогии выпирают сами изо всех щелей. Тем не менее, мы любим и продолжаем любить автора, и каждый год ожидаем от него новых креативов.
Александр Бушков.
Один из выдающихся современных мастеров масс-культуры, лютый державник, просвещённый алкоголик, блестящий беллетрист, безудержный фантазёр и прочая, и прочая, и прочая. Дерзкий провинциал, без всякого образования и поддержки сделавший себе имя и прорвавшийся в плеяду самых читаемых и почитаемых современных российских мастеров пера.
Автор почти трёх сотен книг самых разнообразных жанров, от трешевого детектива эпохи 90-х («Бешеная»), классического боевика («Пиранья»), почти научной фантастики («А.С.») исторического ревизионизма и псевдоисторических романов («Д Артаньян – гвардеец кардинала», «Россия, которой не было» и любая книга по истории – Носовский с Фоменко в глубоком штопоре), авантюрного романа («Антиквар») и добротного фэнтези с откровенно милитаристским уклоном («Сварог»).
Я склонен рассматривать творчество любого писателя сквозь призму его жизненного пути и опыта. Не буду отклоняться от этой традиции и ныне, тем более, что сегодняшний пример весьма показателен. Как показателен он и в плане доказательства пословицы «не Боги горшки обжигают».
Родился и проживает в Красноярском крае, не пытаясь покорять трижды ему ненужную столицу. В школе был двоечником и хулиганствующим раздолбаем. После окончания школы никаким иным формальным образованием отягощён не был. Работал кем придётся – почтальоном, грузчиком, геологом, страховым агентом, рабочим театральной сцены et cetera. Попутно занимался самообразованием и много читал. Писать начал с 20 лет.
Багаж написанного им неподъёмен. Кроме прочего радует, что автор ни разу ни копираст и на вопрос об отношении к пиратству говорит, что это проблемы издательства. С пьянством не порвал, но относится к нему философски и творчески. На вопрос «Пьёте ли Вы?» отвечает, что месяц работает на износ, потом день пьёт одну только чистую водку до изнеможения, второй день отмокает пивом, а на третий продолжает писать дальше, исповедуя жизненный принцип «ни дня без строчки».
Творчество автора отличается великорусским шовинизмом, милитаризмом и глубоким презрением к интеллигенции, потому герои его – простые люди, люди долга, чести, верности присяге, личности цельные, без тени интеллигентских мерехлюндий и рефлексий, чем и категорически лично мне симпатичны, а у лиц с либеральным мировоззрением могут вызвать негативную реакцию.
Жизнь и её реалии автор знает не понаслышке, с низов и до самого верху (был одно время помощником губернатора Красноярщины, небезызвестного генерала Лебедя), потому повествование его отличается простотой, порой граничащей с натурализмом, без единой фальшивой ноты. Родной писателю Красноярск, выводимый под названием "Шантарск", фигурирует во многих книгах на правах одного из действующих героев, настолько выпукло и реалистично он описан.
С материалом автор работает глубоко, и при внешне лёгкой форме жанра приоткрывает интересующемуся человеку такие глубины истории, в которые тот по прочтении бушковских книг бросается с головой и погружается надолго. Не знаю, сколько и каких спецов консультировали Сан Саныча в процессе написания цикла «Пиранья» (главный герой – боевой пловец-диверсант эпохи позднего совка и постсоветского периода, действующий нелегально по всему земному шару), но для меня этот цикл открыл целый пласт истории «невидимых войн» периода одной большой Холодной войны – конфликтов в Африке, Азии и Южной Америке в 60-80-х годах, в которых СССР и США, пользуясь внутриполитическими разборками местных кланов и элит, решали свои геополитические споры и интересы. До Бушкова эта тема практически не затрагивалась ни в художественной, ни в, тем более, документальной литературе.
В цикле «Антиквар» автор приоткрывает для непосвящённых дверцу в таинственный и скрытный мир торговцев старинными реликвиями. Эта сторона коллекционирования и коммерции будет особенно интересна большинству читателей тем, что официально профессии «антиквар» не существует, равно как и учебных заведений, готовящих специалистов подобного профиля, да и вообще люди эти по роду деятельности не склонны к саморекламе, и проникновение в эту специфическую среду будет крайне познавательно для каждого.
К тому, что автор пишет на исторические темы, нужно относиться с очень большой долей скепсиса: эти книги лучше сразу рассматривать, как художественные, ибо во многом излагаемые факты просто принесены в жертву замыслу. Тем хуже для фактов, бгггг!!!
Ну, а в цикле «Сварог» почитателей фэнтези ожидает всё, чего сами эти любители ожидают от почитаемого жанра: магия на грани и за гранью фантастики, фантастика за гранью магии, боевые походы как в духе средневековья, так и в духе века ядерных технологий, общение с пейзанами, знатью и силами зла, технологии управления государством, экономикой, спецслужбами и пропагандой, мистика, романтика, цинизм, кровища, массовый геноцид и много ещё всего вкусного прилагается. Цикл, несмотря на 15 + 8 книг, продолжается, много подброшенных ранее сюжетных нитей не распутано, да и сам Сан Саныч недавно заявил: «Пока я жив, Сварог не умрёт».
Невероятная плодовитость Бушкова вызывает по отношению к нему ещё одну параллель с творчеством Дюма-пэра: обвинение в использовании труда «литературных негров». Сам автор реагирует на эти обвинения индифферентно (спойлер: пох*ю), но косвенным доказательством может служить существование боковой ветки «Сварога» под отдельным названием «Печать скорби». Выглядит всё так, будто автор отдал развитие сюжета своим подмастерьям, те завели повествование в совсем непролазную кугу, после чего, размазывая сопли, прибежали к мэтру с криками «Усё пропало, шеф!!!», а тот, похмелясь, вычитал написанное, вздрогнул, и в очередной книге, следующей генеральной линии сюжета, поверг Сварога в лютую трёхдневную лихорадку, и всё содержание «Печати скорби» объявил горячечным бредом. Хотя, первые 6 книг этой ветки весьма и весьма!
Разнообразие жанров в творчестве Бушкова найдёт себе большой круг читателей с самыми разными интересами; в любом случае, открывая книгу Бушкова, знайте – скучно не будет. Будет добротный экшн с продолжением, и вы, таки, по окончании цикла будете либо с большой грустью расставаться с героями, либо нетерпеливо ожидать очередной книги.
Пообщаться с автором и с многочисленными поклонниками его творчества онлайн, помочь писателю сверхценным советом (БГГГГГ!!!!) и услышать всё, что он думает о вас и вашем интеллектуальном развитии – как человек, чуждый предрассудков и рефлексии, Сан Саныч в оценках нечванлив, прост и прямолинеен - можно
вот на этом форуме.
А пока пожелаем Сан Санычу всяческих творческих успехов, долгих лет жизни и творческой активности на радость поклонникам.