Показать сообщение отдельно
Старый 11.05.2007, 10:57   #2   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Про Филиппка, Михайлу Ломоносова и много других интересных вещей.

Ученье - свет.
(Народ)
Век учись, дураком останешься.
(Народ же)


ч.1

Одна из любимых "жвачек" русской эмиграции в Америке - несовершенство американской системы народного образования. Правда, только поначалу. Потом эта тема как бы уходит, сменяется другими проблемами. Другими несовершенствами. Чего-чего, а несовершенств в Америке хватает. Впрочем, в этой стране всего в изобилии. И совершенств тоже.

Тут уместно привести рассказ моего давнего приятеля, уехавшего из Твери двадцать лет назад и с тех пор процветающего в г. Хьюстон.

Лет десять назад в Америку на ПМЖ приехала его сестра. И вот сидят они на кухне (вот он наш менталитет, у него великолепный дом о пяти спальнях, а сидят на кухне), вкушают напитки и ругмя ругают Америку: и внешняя политика не та, и черные распустились, и от мексиканцев деваться некуда (как будто от русских есть куда), и система образования, заметьте, ни к черту! Неожиданно приятель мой спрашивает сестрицу: "А чего это ты Америку хаешь?! - "А ты чего?" - "Так в том-то и разница, ты ругаешь Америку, а я - свою страну".

Это я к тому, что после десяти лет в Америке (и честной выплаты всех налогов, что является чуть ли не единственным признаком истинного патриотизма) я могу высказать свое мнение по поводу американской системы народного образования.
Подчеркиваю: мое личное мнение. Основанное на моем личном опыте. И если у кого-то накоплен иной опыт, я этого оспаривать ни в коей мере не собираюсь, но и со своей точки зрения сходить не намерен.

Перво-наперво, система народного образования воистину всенародна. В этом я убедился на личном опыте. И особенно справедливо это для нашей русской эмиграции.

Русская эмиграция - одна из наиболее успешных в Америке. Большинство из нас приехало с очень неплохим (да еще и бесплатным!) образованием. Практически все приехавшие первым делом кидаются учиться.
Ибо вторая отличительная черта русских эмигрантов - незнание английского языка. Тому же хьюстонскому приятелю мы рассказывали о нашей подготовке к переезду: курсы вождения, курсы кройки и шитья для жены. На это он не преминул съязвить: "Только английский выучить забыли". Увы нам: инженерная подготовка наша вполне конкурентна против американской. А вот "тысячи" по английскому мы сдавали...

Впрочем, можно подумать, мы в русской грамматике сильны.

Так вот, первым делом - учиться английскому языку настоящим образом. После этого многие, пользуясь тем, что по первому году жизни в стране твои доходы за прошлый год равны нулю, а стало быть, взять с тебя нечего, идут учиться в самые дорогие колледжи и университеты. Детей своих учат там. См. выше: образование всенародно. Если у тебя деньги есть, университет их из тебя выкачает. А нет - учись бесплатно.

Поучиться надармака есть и другие пути. Я подошел к вице-президенту компании, в которой тогда работал, и сказал ему, что хотел бы поучиться в колледже (без отрыва от производства), поучить программирование.
No problem! Любая оценка на экзамене выше, чем "С" (трояк), и компания мне оплатит расходы. И оплатила. И, более того, эти 300 долларов (один семестр, один предмет, в местном, т.н. "коммюнити", колледже) я еще и списал со своих доходов при заполнении налоговой декларации. Так государство поощряет своих "филиппков".

В этом колледже я еще раз убедился во всенародности... Еще раз см. выше. В группе были представлены все слои местного (колледж местный) общества. От 18 до 80 лет. Человек 5 китайцев, человек 8 индусов, трое черных.
Еще один способ. После того, как компания, на которую работала моя жена, была куплена, начались массовые сокращения. Здесь не место рассказывать, какие наслаждения были дарованы уволенным. Но одно из них было то, что в течение года бывший работодатель оплачивал своим бывшим работникам учебу на любых официально зарегистрированных курсах, классах, колледжах на сумму до 5000 долларов.

В местных колледжах учится много пожилых людей. Выйдя на пенсию за очень небольшие деньги, а порой и вовсе задаром, а порой еще и им приплачивают (особенно это привлекательно для русских стариков), они изучают все, что угодно. Мой отец лишь недавно, в преддверии своего 80-летия, перестал изучать математику и плавание. Мама изучала театр и философию. Можно взять курс "Мексиканская кухня" или "Карибские танцы". 70-летний студент начинает учиться играть на фортепьяно.
Здесь же встретите ребят 17-18 лет. Только закончили школу. Идти учиться в дорогой колледж у них денег нет. Их надо заработать. Можно взять в долг, но их же потом возвращать надо. Можно попросить "сколаршип" - безвозмездную помощь от колледжа, штата, государства. Но, если ты в школе учился не ахти, то рассчитывать на такую помощь не приходится. Вот, чтоб не терять времени, ребята идут в местный колледж, за невысокую плату проходят некоторые обязательные курсы, которые есть в любом колледже. А потом эти курсы перезачитывают. Вот и выходит, что математику, или английский, или историю он изучает за 300 долларов за курс. В дорогом колледже это стоило бы ему значительно больше.

Хороший колледж, скажем North-Westenr University в Чикаго стоит 37 тысяч в год.
Это так, для сравнения.

Стало быть, если хочешь учиться в ВУЗе получше, а платить поменьше, учись хорошо в школе.
Моу первое впечатление от американской школы - ужасное. Я уж не говорю о т.н. "транзитной" школе для детей свежеприбывших эмигрантов. Это была не школа, а что-то типа продленки. После полугода "учебы" моя дочь по-английски не говорила.
Когда мы приехали в город Рокфорд (150-200 км от Чикаго), в котором я нашел свою первую работу, ребенок был в ужасе: "Они подумают, что я дурочка. А я - не дурочка. Просто, я по-английски не говорю". В неменьшем ужасе был и я. Но ее-то ужас вскоре пришел. Директор школы говорил, что это - какое-то чудо. После трех месяцев учебы ребенока не отличить от аборигенов.
Мой же ужас крепчал.

Во-первых, город Рокфорд для нормальной жизни мало приспособлен. Официально считается на третьем с конца месте в США по уровню жизни.
Во-вторых, за несколько лет до нашего триумфального въезда в город черная община подала в суд на Board of Education. На ГорОНО, говоря по-русски. И с дуру этот процесс выиграла. По сей день все средства, отпускаемые на образование, уходят в оплату гонораров адвокатов. Все школьные программы в коллапсе, черные дети во всякие математические/физические/художественные классы принимаются вне конкурса (ну, чем не "рабфаки" времен моей ВУЗовской юности?!). Можете представить себе нынешний уровень этих спец. классов.
В третьих. И в Рокфорде есть хорошие районы. Школы-то и там паршивые, но не на столько, как та, с которой мы начинали. Выход - все больше и больше семей переходят на домашнее образование. Естественно, по прибытии, на такой район мы претендовать не могли.

Понятно, почему я выше упоминал, что "эмигрантская жевачка" об образовании жуется лишь по началу. Позже, став на ноги, перебираешься в приличные районы, с приличными школами.
Первые полгода в Рокфорде мы жили в таком райончике!! Счастье, что в 7-8 лет детки все-таки еще не отпетые головорезы.
Но и перебравшись, сначала в приличный рокфордский район, позже переехав в другой город, мой ужас от народного американского образования не ослабевал. Разве что слегка переходил в тоску.

Кстати, как мы выбирали место жительства. Я звонил в Board of Education (отдел образования) и просил прислать мне статистику по местным школам. И ее присылали. Равно, как всякий желающий может получить полицейскую статистику. А как же?! Если налогоплательщик платит, он имеет полное право требовать отчета.

Информация, присланная из "роно", превосходила все ожидания. Наряду с отчетом о средних баллах каждой школы по математике, языку, истории и т.д. (и эти баллы объективны, т.к. все школы сдают одни и те же экзамены), данные о проценте черных, индейцев, азиатов. Как среди школьников, так и среди учителей. Процент бедных семей. А также средняя зарплата учителей по школе и администрации (конечно, у администрации выше). Таким образом, выбор приличной школы - не проблема. Проблема, как добыть денег, чтобы жить в дорогом районе. Впрочем, это проблема не только в Америке.

Чему действительно учат первые 4 года в школе - так это правописанию. Это вам не русский. Как в старом анекдоте: пишется "Манчестер", а произносится "Ливерпуль".

Вот и натаскивают детей на "спеллинг" - правописание. Остальное - чушь какая-то.
Да и правопишут они до 5 класса карандашами и печатными буквами.

Математика - позор! В четвертом классе спрашиваю ребенка, что они проходят по математике? Отвечает, что изучают квадрат. Я оживляюсь, пытаюсь задать какую-нибудь задачку, что-нибудь о диагоналях, - нет! Они писали эссе(!) о свойствах квадрата!!! Очень типично. Они и по сейчас, уже в старших классах, пишут (!) контрольную работу по физкультуре!!

Я по наивности полагал, что зачет по физкультуре подразумевает беганье-прыганье. Я был не прав.
Однако, не спешите за мной осудить. Вернемся к этому вопросу позже.

И так, что меня утешало в период начальной школы, так это достаточно хорошее обучение английскому языку. Второе - у ребенка не возникло "аллергии" на школу. Уж не знаю, в силу ли низких требований, в силу ли еще каких-то причин, но в школу дочка ходила (и ходит) без видимого отвращения. Она - нормальный ребенок, не подумайте, что с утра с горящими глазами она рвется в школу. Нет. Но и без отвращения.

И еще их в школе научили честности. Нет понятий шпагралка, списать, подсказать , посмотреть. Если ребенок в чем-то не прав, он сам это говорит. И извинится еще. Я так и до сих пор на это не способен.

В этом месте дочка попросила меня не быть столь уверенным. По ее словам, в обычных классах дети, действительно, не списывают, не подглядывают. В продвинутых же классах, наряду с понятиями о честности, в учениках необычайно сильно развито чувство, даже не конкуренции, соревновательности.

Как обычно, школа - часть общества, его слепок. В обычной американской жизни выгодно быть честным. Нет смысла жулить в мелочах: магазинное воровство, уклонение от небольших штрафов или уплаты налогов. Но если речь идет о миллионных аферах, какая, к черту, честность. Читайте классиков: "Нет такого преступления, на которое непошел бы капитал, посули ему 300% прибыль". (Цитирую по памяти).

Какова обстановка в школе. Начнем с того, что, в отличие от Михайлы Ломоносова, американский школьник на тащится за рыбным обозом в поисках знаний. И не прется километров 5 пешком или "зайцем" на трамвае, как это было в моем детстве.

Утром в определенных местах, о которых нам прислали письмо еще в августе, собираются юные линкольновцы (вашингтоновцы? В нашем районе, скорее, бушевцы). В строго определенное время подходят желтые школьные автобусы (у каждой школы - свое время, свои автобусы) и развозят детей в школу. Вечером - обратно. Если у ребенка - репетиция до начала уроков или тренировка после - это уже обязаность родителей обеспечить доставку. Т.е. ориентация 40-летней давности, на неработающую маму.

Если школа близко - дети идут пешком. К началу и концу занятий на близлежащих перекрестках (в пешеходной дистанции) дежурят добровольцы (или пенсионеры или те же неработающие мамаши) со знаками Stop в руках. Обеспечивают безопасный переход дороги. Безопасность для детей - пунктик. Одно из самых караемых дорожных нарушений - проезд мимо школьного автобуса во время посадки-высадки детей. Водитель автобуса выставляет знак Stop, и все водители обязаны стоять до снятия этого знака.
  Ответить с цитированием