Показать сообщение отдельно
Старый 30.05.2007, 13:21   #6
Формулярец
 
Аватар для Nerve
 
Регистрация: 03.08.2006
Возраст: 47
Сообщений: 2,365
В конце 1960-ых годов гонки ЧампКара на покрытых треках с заднемоторными машинами стают более популярными, чем гонки на грунтовых треках. Ввиду этого в 1971 году USAC отделяет «National Championship Trail», который был комбинацией гонок на покрытых и грунтовых треках, и организовывает 2 чемпионата – «Gold Crown» (на покрытых спидвеях, paved ovals) и «Silver Crown» (на грунтовых треках, dirt tracks). В начале 70-ых годов также набирает силу другая организация и серия - SCCA (Sports Car Club of America, основанная в Бостоне в 1944 году), которая проводит гонки серии F5000 на роудкорсах (road courses, стационарные автодромы). Она набирает популярности как у гонщиков ЧампКара, так и гонщиков Ф1. В 1974-1975 годах USAC вступает в сотрудничество с SCCA, и гонки F5000 проводятся с санкций этих двух организаций. Но после двух лет USAC отказывается от дальнейшего сотрудничества, а сама F5000 отказывается от оупенвилс - конфигурации машин и становиться новой серией Can-Am (оригинальная, старая Can-Am прекратила своё существование в 1974 году).

Конец 1977 - начало 1978 годов стают переломными годами в ЧампКаре. В 1977 году умирает владелец ИМС и один из организаторов USAC Тони Халмен. В апреле 1978 года происходит трагедия – разбивается самолёт, возвращавшийся из Трентона, на борту которого были 8 руководителей USAC. Уже в середине 1970-ых годов владельцы команд ЧампКара выказывают недовольство управлением серией, и подумывают о создании собственной организации. Происшедшие события послужили толчком к активным действиям руководителей команд. Уход из-под контроля USAC был инициирован активистами из группы владельцев машин и команд, которые были недовольны организацией соревнований, их уровнем, малыми доходами от проведения и большими затратами. В ноябре 1978 году эта группа, возглавляемая Дэном Герни, объединилась и создала организацию CART (Championship Auto Racing Teams) с уставом на основе письма Дэна Герни, так называемого «Gurney White Paper». Некоторые идеи, изложенные в этом письме, Герни почерпнул из опыта организации F1CA (или FOCA - Formula 1 Constructors Association). Письмо это Герни разослал всем владельцам команд в начале 1978 года. Главной его идеей было повысить престижность гонок, снизить затраты на этот спорт путём привлечения спонсоров, повышения окупаемости проведения этапов. Группа также хотела сама договариваться с владельцами треков и организаторами гонок, с телевидением в обход USAC. Но, как указывал сам Герни, это не должно было идти во вред спорту, то есть спортивная составляющая превалировала. Президентом CART был избран Пат Патрик, заместителями Герни и Пенске. Интересно заметить, что в «Gurney White Paper» упоминался промоутер гонки в Лонг-Бич Крис Пук – человек, который будет в дальнейшем играть важную роль в ЧампКаре. Предлагалось создать управляющий совет, состоящий из 12 человек (6 персон – представители USAC, и остальные 6 человек – представители команд). Но речи о разрыве отношения с USAC не было, было послано лишь предложения команд в эту организацию.

Однако предложения группы USAC не приняла, и в 1979 году большинство владельцев команд объединились и организовали собственную серию CART и начали проводить собственный чемпионат – «1979 SCCA/CART Indy Car Series». SCCA была нужна как санкционирующий гонки орган, и первая гонка нового чемпионата прошла под её эгидой в марте 1979 года в Финиксе. Главными фигурами были авторитетные люди в автоспортивном мире – Герни, Пенске, Патрик и другие, и это, очевидно, должно было пойти на пользу новой серии и чемпионату. На практике так оно и вышло. Новая серия стремительно набрала популярность, оставшиеся команды также примкнули к организации в скором времени, владельцы треков и телевидение предпочитало работать именно с CART. Но не было только легендарного гонщика Эй Джей Фойта, который продолжал участвовать в чемпионате USAC, и легендарной трассы-гонки ИНДИ-500 в официальном календаре новой серии.

Фактически, именно в 1979 году произошёл первый раскол ЧампКара, так как в 1955 году организация ААА ушла из гонок добровольно.

Безусловно, USAC препятствовала продвижению нового чемпионата. В апреле 1979 года команды CART подали свои заявки на участие в ИНДИ-500, но ИМС отклоняет их. CART подаёт апелляцию в суд, и решением суда ИМС обязан был принять заявки участников от CART на ИНДИ-500. В следующем году ИМС утверждает заявки на ИНДИ-500 только по приглашению.

Но в 1980 году всё стало на свои места. Чемпионат под эгидой CART получил статус мирового официально и стал называться «1980 PPG Indy Car World Series» (PPG - Pittsburgh Plate Glass, титульный спонсор серии, пришёл в ноябре 1979 года). Президентом CART был избран Джон Фреско. Следует отметить, что на самом деле чемпионат был международным всегда, так как привлекал множество гонщиков со всего мира, в особенности на гонку ИНДИ-500. В апреле 1980 года USAC пошла на примирение с CART – была организована CRL (Championship Racing League), с целью объединить серии и проводить гонки вместе. USAC проводила в этом году чемпионат из пяти гонок под названием «1980 Championship Racing League», причём эти гонки были санкционированы и CART, и после июльской гонки в Мид-Огайо USAC сложила свои полномочия в отношении ЧампКара. Каковы же причины развала этой лиги CRL? В дело вступило руководство ИМС в лице президента Джона Купера. Оно было недовольно действиями USAC, и заявило, что на ИНДИ-500 1981 года будут принимать заявки от всех управляющих автоспортивных органов. Боясь потерять контроль над ИНДИ-500, USAC быстро отказывается от сотрудничества с CART в виде лиги CRL, Пенске и Патрик лишаются права голоса и фактически изгоняются из Совета USAC. В дальнейшем, все свои усилия они направляют на CART. В августе 1981 года гонка Поконо-500 стала последним этапом USAC Champ/Indy Cars, за исключением ИНДИ-500. Команды CART не участвовали в этой гонке, и поэтому стартовое поле было заполнено машинами серии «Silver Crown» для гонок на грунтовых треках. Эту гонку выиграл Эй Джей Фойт и завоевал титул чемпиона. Поконо в 1982 году заключило контракт на проведение гонки с CART, и таким образом, ИНДИ-500 осталась единственной гонкой Champ/Indy Cars, которая санкционировалась USAC. Но как уже было выше сказано, чемпионаты под эгидой USAC 1979-1995 годов «USAC Gold Crown Championship» безусловно, надо относить к ЧампКару, поскольку гонка ИНДИ-500 санкционировалась USAC.

С гонкой ИНДИ-500 1981 года также связан один любопытный факт. Сейчас уже трудно что-то предполагать, но закулисные интриги ИМС/USAC и CART проявлялись в гонках и тогда, а скандальная недавняя гонка ИНДИ-500 2002 года проходит как зеркальное отражение той старой гонки. Победителем стал Бобби Анзер (он провёл в том году все 11 гонок чемпионата CART, в чемпионате USAC в протоколе значится как not ranked), а вторым пришёл к финишу Марио Андретти (соответственно, он провёл 7 гонок CART, а в чемпионате USAC в финальном протоколе занял 6 место). После гонки Бобби Анзер был лишён победы якобы за обгон под жёлтыми флагами, и победу отдали Андретти. Но месяцем позже, после детального рассмотрения, победу вернули Бобби Анзеру. Тогда были более благородные люди …

Итак, благодаря сплоченному коллективу руководителей команд, гонщиков, владельцев трасс, спонсоров, представителей масс-медиа, CART стала одной из наиболее сильнейших мировых серий. Разнообразие трасс и их типов, сильнейшие гонщики, постоянная и напряжённая борьба в гонках и за чемпионский титул, доминирование спортивной составляющей над бизнесом – всё это лицо ЧампКара. Но общеизвестно, что хорошее не может продолжаться вечно, наступают времена упадка и регрессии. И вот мы подходим постепенно к главной теме статьи – анализу причин упадка и поискам возможных путей выхода из кризиса, в котором находятся сейчас гонки оупенвилс ЧампКара.

В середине 1980-ых годов CART расширяется – прибывают новые команды из серии Can-Am (сейчас не функционирует) и начинает добавлять больше этапов на роудкорсах и стриткорсах в график серии. Вспомним начало-середину 1990-ых годов. CART находиться на пике расцвета – полные трибуны фанатов, огромная телеаудитория, внимание спонсоров и прессы, приставка быстрейших гонок планеты – «Champ Cars are the fastest race cars in the world». В феврале 1992 года CART берёт лицензию на брэнд «IndyCar». Венчает это действо легендарная гонка на «Indianapolis Motor Speedway» ИНДИ-500, проводящаяся в последнее воскресенье мая и на которую не достать билеты. CART действительно становится мировым чемпионатом по всем параметрам, а не только по названию. Гонщики из разных стран принимают в нём участие, география этапов расширяется – к Канаде, которая всегда принимала этапы ЧампКара, присоединяется Австралия, в обход запрета босса и фактического руководителя Ф1 – Берни Экклстоуна (поскольку президент ФИА Макс Мосли является марионеточной фигурой). Запрет заключался в том, что если страна, принимающая у себя этап Ф1, будет принимать ещё и этап CART, автоматически теряет своё право на Ф1. Австралийцы имели его в виду, и организовали одну из самых замечательных гонок – в Серфёйс Парадайз. Да, раздавались и голоса критиков – серия растёт медленней, чем НАСКАР, много недовольных тем, что увеличивается число гонщиков - неамериканцев и иностранных команд, ИНДИ-500 не так популярна, как прежде. Многие были возмущены поступком победителя ИНДИ-500 1993 года Эмерсона Фиттипальди, который заменил традиционную победную бутылку молока ИНДИ на апельсиновый сок. Из таких вот малозначительных моментов и вырастают большие проблемы! Но в общем плане всё было позитивно.

В этой ситуации чего можно было ещё хотеть?

Но, оказывается, были люди, которым такое положение вещей не подходило. Одним из них был Тони Джордж, наследник богатой семьи, внук Тони Халмена, и владелец трека «Indianapolis Motor Speedway». Джордж становиться президентом ИМС в январе 1990 года в возрасте 30 лет и сразу же разворачивает активную деятельность, во многом для удовлетворения своих собственных амбиций. В ноябре 1991 года он вносит в Совет CART свой пакет предложений по реорганизации гонок IndyCar под новым названием «Indy Car Inc». Пакет этот влечёт за собой замену существующего Совета из 24 владельцев машин на Комиссию из 5 человек, члены этой комиссии должны выбираться органом ИМС, а Лео Мэл будет уполномоченным комиссаром. Естественно, Совет CART отклоняет это предложение. Ситуация начинает обостряться. В феврале 1992 года CART берёт лицензию на брэнд «IndyCar», а Тони Джордж регистрирует компанию «Indy Car Inc». В середине 1992 года Джордж получает место в Совете CART без права голоса. Это его оскорбляет, и он начинает вести более серьёзные действия. В конце 1993 года Джордж даёт разные интервью, суть которых сводится к тому, что промоутеры гонок и владельцы треков имеют ограничённое влияние на решения Совета CART, и что гонка ИНДИ-500 становится менее популярной, чем сама серия IndyCar под патронатом CART. Встав на его точку зрения как бизнесмена и владельца ИМС, понять его действия конечно можно легко, но с точки зрения рядового болельщика очень трудно.

В январе 1994 года президентом CART становится англичанин Эндрю Крейг, имеющий опыт спортивного маркетинга, и с целями расширить серию далеко за пределы её традиционной базы. Тони Джордж немедленно отказывается от поста члена Совета CART в знак протеста. В марте 1994 года Джордж в интервью ESPN Speedweek анонсирует свои ранние планы создания «Indy Racing League» (IRL), говорит, чем она должна быть, и заявляет, что гонки Indy Car «должны больше быть похожими на НАСКАР». Эту идею он претворяет в жизнь сразу же, организовав в августе 1994 года гонку «Brickyard 400» серии НАСКАР на «Индианаполис Мотор Спидвей», первую подобную гонку такого уровня для машин «не-индикаров» на ИМС. Дебютную гонку новой серии Джордж намечает на январь 1996 года, в Орландо на треке «Walt Disney World».

Эти события начинают отражаться и на гонках. Кульминацией стала гонка ИНДИ-500 1994 года. Роджер Пенске и компания Ilmor воспользовались неоднозначностью правил и извлекли пользу для себя, заявив на гонку двигатель с нижним распредвалом в блоке цилиндра (так называемый pushrod engine, двигатель с толкающими штангами), и Эл Анзер мл. на машине Penske/Mercedes завоевал поул и выиграл гонку. USAC двумя неделями позже изменила правила, и признала этот двигатель нелегитимным, однако победу Анзера оставили. В декабре 1994 года, после объявления спецификации 2,2 л турбомотора на ИНДИ-500, было заявлено также об изменениях в спецификации шасси, которые сильно отличались от обычных шасси, использовавшихся в Indy Car (CART). Команды CART подали протест на действия ИМС. Также и производители моторов проявили малый интерес к этому, и Джордж вынужден был позднее объявить о новой спецификации моторов на 1997 год как производственных 4.0-литровых, восьмицилиндровых V8. Джордж идёт дальше – в июле 1995 года тогда ещё организация IRL вводит так называемое правило 25/8, по которому 25 мест на ИНДИ-500 будет зарезервировано для регулярных участников IRL. Позднее Джордж объяснил своё решение в письме в газету «StarNews» (оно будет рассмотрено ниже). Реакция CART последовала сразу – в сентябре 1995 года, принимая во внимание правило 25/8 и рассматривая ИРЛ как конкурирующую серию, большинство команд CART отказалось участвовать в IRL, и в знак протеста объявили о проведении гонки USA-500 на спидвее в Мичигане (Michigan International Speedway), в противовес гонке ИНДИ-500 1996 года. Призовой фонд этой гонки должен был составлять 1 миллион долларов, и сама эта гонка была новой версией знаменитого Кубка Вандербильта (Vanderbilt Cup).

И, наконец, дело подошло к концу. В 1996 году Тони Джордж организовывает свою собственную гоночную серию – «Indy Racing League» (IRL) и проводит первый чемпионат «1996 Indy Racing League Championship», первая гонка которого состоялась в январе 1996 года в Орландо. Таким образом, CART потерял свой брэнд «ИндиКар» только потому, что не мог проводить гонки в Индианаполисе. То, что не удалось сделать с самого начала – отвоевать у USAC право санкционировать гонку ИНДИ-500 в 1979 году, через 17 лет нанесло первый серьезный удар по CART. Чемпионат CART 1996 года всё ещё назывался «1996 PPG Indy Car World Series», но на следующий год поменялся и титульный спонсор (им стало агентство по транспортировке грузов FedEx), и название чемпионата – «1997 CART FedEx Champ Car World Series». Это было вторым расколом ЧампКара. Но если в первом случае раскола всё быстро наладилось, второй раскол привёл вообще непонятно к чему на данном этапе: то ли к затяжной агонии CART и его приемника OWRS (Open Wheels Racing Series)/CCWS (Champ Car World Series), то ли к медленной, но верной эволюции IRL (IndyCar)? Но отметим пока только факт – этот раскол не пошёл на пользу ЧампКару в целом. Ситуацию хорошо охаректиризовал Джордж Буш – «Если ИРЛ – это будущее американских оупенвилс, то у оупенвилс в Америке нет будущего».
Nerve вне форума   Ответить с цитированием Вверх