Цитата:
|
Сообщение от Чёрный Дембель
Не стоит придираться к мелочам, я же писал, что в текущий момент не могу обратиться к первоисточникам, и за мелкие ляпы извинился заранее. Про рубеж на Битюге тоже где-то читал, сейчас не вспомню.
Да и сам знаешь, очччень не любит наша военная историография писать о неудачных операциях, например, о Харьковской, Ржевско-Сычёвской, Керченской и пр., так что информацию приходится собирать по крупицам. Оккупация немцами Воронежа - из их числа.
Ну, а в целом, что, я абсолютно всё неверно описал?! Напиши своё видение боевых действий в городе!
|
Это не совсем так. Многое зависит от военной и послевоенной судьбы участников сражений. Так, например, в мемуарах Баграмяна и того же Москаленко достаточно подробно рассказывается об окружении под Киевом и о наступлении под Харьковом весной 1942 г. Что касается боев за Воронеж, то есть такая достаточно подробная и взвешенная книга – "Над картой былых сражений" М. Казакова. С июля 1942 г. он был начальником штаба Воронежского фронта.
Мое видение боевых действий. Целью операции "Блау" (северный фланг) был выход на линию Саратов-Сталинград. В качестве ближайшей задачей планировалось ударами от Курска и Харькова окружить и уничтожить войска Юго-Западного фронта. Однако, сразу после начала операции в немецком Генштабе понимают, что осетра надо урезать и наступление на Саратов через Воронеж нереально. Как не странно, первым об этом догадался Гитлер. 3 июля 1942 г. он сообщает фон Боку (командующий группы армии "Юг") и Готу (командующий 4 танковой армии), что при неблагоприятном стечении обстоятельств, брать Воронеж не надо. Этот намек был проигнорирован. 5 июля он указывает на недопустимость штурма города танковыми и механизированными частями, а на следующий день требует немедленно вывести эти части из боя и нанести ими удар на юг. Данный приказ удается выполнить не сразу и не полностью. 2 танковые дивизии так и остались в районе Воронежа. В результате Юго-Западному фронту удается выйти из-под удара, потеряв часть 9 и 38 армии в окружении под Миллерово. В случае, если бы уничтожение Юго-Западного фронта удалось, то весьма вероятно, что Сталинград взяли бы уже в конце июля - начале августа. Естественно, такое наглое невыполнение приказа не остается без последствий. В июле лишается своего поста фон Бок, в сентябре - Гальдер (за общий провал операции, но Воронеж ему припомнили отдельно).
Теперь о боях за Воронеж. В результате удара в стык 40 и 13 армий Брянского фронта в районе Щигры большая часть 40 армии оказывается в окружении под Старым Осколом, а передовые отряды 48(?) немецкого танкового корпуса 3 июля выходят к Дону у Семилук и Малышево. Навстречу выдвигаются 3 резервные советские армии с целью занять оборону по реке Дон. К сожалению, будущая 60 армия с выходом к Воронежу запоздала. На 3 июля в Воронеже находится на формировании 232 стрелковая дивизия, 4 полка НКВД, бронепоезд, 2 артиллерийских полка. Позднее подходит 121 дивизия 40 армии (точнее, ее остатки), 2 бригады 18 танкового корпуса. Естественно, такими силами остановить наступление немецкого танкового корпуса нереально. Тем не менее, немцам удается захватить правобережную часть города только 7 июля (по Гальдеру 6 июля, но мне кажется, что это сказано для оправдания). Практически сразу делается попытка отбить Воронеж силами двух полков НКВД. Результат предсказуем, хотя атакующие доходят до центра города. Наверно, свою роль сыграло знание местности. Затем в наступление переходит подошедшая 60 армия. Об этом наступлении излишне драматично рассказано в художественной книге Ю. Гончарова "Теперь неизвестные". Эпизод с немецким корреспондентом, основанный на реальном репортаже, тоже из этой книги. В результате наступления удается выйти на линию стадион Динамо - Больничный городок – северная окраина города. В конце июля начинается наступление 60 и 38 армии (второе формирование) вдоль берегов реки Дон. Успеха не имело. В сентябре с целью освобождения города проводится наступательная операция 40 армии. Удается захватить Чижовский и Шиловский плацдармы. Затем устанавливается затишье до зимы. После проведения Острогожско – Россошанской наступательной операции линия фронта образует выступ с вершиной, находящейся в Воронеже. Целью Воронежско-Касторненской операции ставится срезание этого выступа ударами под основание силами Воронежского и Брянского фронтов. Вообще, схема боев в районе Воронежа напоминает бои в Сталинграде. Быстрый захват большей части города, фланговые удары, чтобы его отбить, затем удары в основании выступа. Различие в том, что под Воронежем, помня о печальном опыте Сталинграда, немцы не стали дожидаться окружения и оставили город сразу после первых ударов по левому флангу выступа. Правда, им это особо не помогло.
И еще несколько замечаний. Отвод войск на рубеж реки Битюг крайне сомнителен. Во-первых сама река – это не Днепр, не Дон и даже не Воронеж. Во-вторых что отводить ? Части 40 армии вышли к Дону позднее 4 танковой армии немцев. И в третьих, советское командование считало, что после захвата Воронежа будет нанесен удар на север в направлении Москвы.
Больше всего Воронеж пострадал от бомбежек и пожаров. Артиллерия причинила значительно меньший ущерб. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство капитальных зданий было восстановлено. Безвозвратно потеряны в основном здания, взорванные немцами. Кстати, к списку надо добавить еще здание Кадетского корпуса (ул. Феоктистова), Народный дом (сквер у Пентагона на Коммунаров), здание вокзала.
Пик обстрела города нашей артиллерией – это наступление 40 армии на Чижовку. А операция по окружению немецких войск под Сталинградом называлась "Уран".