Показать сообщение отдельно
Старый 13.06.2008, 17:24   #64   
Технарь
 
Сообщений: 481
Регистрация: 16.04.2007
Возраст: 73

E-16 вне форума Не в сети
Чтиво

Первый отрыв.
Андрей Зуев
За границей, уже давно летали на дельтапланах, а в Советском Союзе только-только начались полеты. И учиться приходилось на таком дерьме…как «Славутич»-УТ. Он абсолютно не желал летать, нет, конечно, он при старте с вершины горы и с намерением приземлиться тут же у подножия, он летел и даже мог слегка поворачивать в стороны. Но если пилот имеет жажду полета и вознамерится протянуть подальше или подняться повыше, этот аппарат теряет скорость и сваливается в штопор или неуправляемое пикирование. Ввиду малой высоты, штопор даже не получается. Так, полукольцо. Правая или левая консоль кренится к земле, нос опускается и дельтаплан грохается на землю – матушку. Ломается поперечная труба, трубка трапеции, но пилот чаще всего остается невредим. Сказывается маленькая скорость и небольшая высота.
Наш пилот-инструктор, показал, как правильно собирать дельтаплан, как надевать подвеску, пристегивать карабин к центральному узлу и научил, как надо разбегаться, если ветра маловато. На этом, он посчитал миссию законченной. Но он нас зажег! Да так зажег, что для нас, членов дельтапланерного клуба «Орловского ГОКа», перестали существовать дачи, рыбалки, грибы-ягоды. Как выходной - по мотоциклам и в степь, на сопки. А сопки в Забайкалье и так не великие, а в округе Орловска и вовсе маленькие. Метров 50 в высоту, но для учебы, в самый раз. У подножия сопки собираем дельтаплан. При помощи соломинки выясняем, кто же первый полетит в этот день. И если мне улыбается удача, я подныриваю под трапецию и начинаю подъем аппарата в гору. Когда дует небольшой ветерок, поднимать дельтаплан не очень и сложно, ветер сам помогает пилоту. Тащишь его всегда носом к ветру и если его носовой узел приподнять, тут надо только удерживать аппарат, он сам в гору поднимется. А вот когда ветра нет, тут придется попыхтеть. А уж, взлететь в безветрие…. Для этого, надо иметь, конечно, крепкие нервы и главное уверенность, что ты все же полетишь. Представьте, стоишь на склоне горы, в шаге впереди, земля круто опускается вниз и спуститься нормальному человеку с горы, можно только осторожно ступая и хватаясь за низкорослый кустарник. Когда поддувает хоть слабенький ветерок, ты чувствуешь, как аппарат оживает в руках и наполняется воздухом его лавсановое покрытие. А в безветрие, висит на твоих плечах и нет уверенности, что эта штука вообще летает. А надо бросаться вниз по склону, отчаянно, со всей силой и не дай Бог притормозить! Последствия будут ужасные. А когда ринешься вниз, «сломя голову», совершая длинные прыжки и молясь, про себя, дабы не споткнуться, ты чувствуешь уже через несколько секунд, как ремни подвески натянулись, и наконец-то дельтаплан отрывает тебя от земли. И ты, отдав трапецию «от себя», уже летишь. Полет получается очень короткий и часто приземление тоже совершается с попутным ветром и конечно встать на ноги, как это обычно происходит, не получается, скорость слишком велика. Приходится садиться по «самолетному», на «пузо» в буквальном смысле, либо, поджав ноги тормозить креслом подвески. Так, как мы все были еще неопытные мы и при нормальных условиях часто садились на «пятую точку». Я когда заметил, что кресло подвески все исполосовано и расцарапано, а кое-где уже порвалось, взял и нашил на это место голенище от батиных яловых сапог. Такая броня хорошо помогала.
А я продолжаю рассказ, как я осуществлял свои первые полеты. Если Вы уже прочитали мой рассказ «Проба крыла», то я поясняю, что мой нос, разбитый при неграмотной попытке взлететь без инструктора, еще только начал заживать. И я, имея такой печальный опыт, старался делать всё аккуратно. Полет длился менее минуты. Мы тщательно контролировали время полета с секундомером. И гордились тем, что за время наших тренировочных полетов, общий налет получался более пяти минут. Позже, когда я уже часами летал, мне смешно было смотреть на записи в летной книжке. Полет 40 секунд. Но это был ПОЛЁТ!


Над Маной.
Андрей Зуев
Гора, у дачного посёлка Манский, очень крутая. Просто в лоб её взять довольно трудно. Мешают колючие кусты и отсутствие хоть какой-то тропы. Приходится идти в обход, по гребню. А это почти час ходьбы. А склон такой заманчивый, «динамик» почти всегда присутствует. И высота приличная, наверное, более ста метров. А вид с горы замечательный, дачи занимают почти всю долину, но, что удачно, место для посадки есть и довольно приличное.
Забросил я параплан за плечи и в сопровождении брата, пошел на горку, в обход. По гребню горы, среди соснового леса, вилась хорошо натоптанная тропинка. Она и привела нас прямо на место, на вершину, я уже несколько раз оттуда летал. Пришли, я сбросил с плеч параплан и огляделся. Прямо в лицо дул тугой теплый ветер.
-Довольно сильный ветер,- подумал я.- Метров 8-10 в секунду.

Вытряхнул купол из мешка и разложил на склоне. Надел подвеску и взял свой шлем. А я его приготовил для крепления видеокамеры на голове. Закрепил камеру и стал готовиться к старту. Пристегнул карабины строп, взял в руки клеванты и слегка подался вперед. Параплан тут же ожил. Дюзы купола поймали ветер и приподнялись. Брат сзади подошел к куполу и поправил складки, проверил, нет ли где перехлеста. Все нормально. Я включил камеру.
- Ну, с Богом! - Крикнул я и шагнул вперед.
Купол мгновенно наполнился воздухом и резко поднялся надомной. Меня рвануло вверх. Земля стремительно понеслась вниз. Меня просто швырнуло в небо. Но такой стремительный набор высоты быстро кончился. Начался полет. Я поудобнее уселся в кресле и огляделся. Я сразу увидел всё и Ману, и Енисей и необъятную тайгу. Посмотрел вниз, где-то там брат на склоне горы, но уже его не видно, высоко. Стал на камеру комментировать свой полет.
-Немного влево, так, хорошо, вперед, еще немного.
- Так, поворачиваю направо, пройду вдоль склона. Так, хватит, надо уйти подальше от горы.
Но, что-то подальше не получалось, возможно, ветер усилился и я заметил, что меня медленно тащит назад. Я подтянул боковые стропы, начала падать высота. Но вперед почти не двигался. Я забеспокоился. Унесет за склон, а там тайга с большими соснами. А это чревато последствиями. Высоту сбросил и отпустил боковые стропы. Купол вновь весь наполнился воздухом, и я вижу, меня уже сильно потащило назад. Я понял, всё, сносит за склон. Потянул за правую клеванту, параплан послушно повернулся спиной к ветру. Внизу стремительно побежала земля. Высота у меня была, и я не боялся посадки по ветру. Я искал удобное место. И я его нашел. Просека. Разворачиваюсь и захожу на посадочную прямую. Вижу, по габаритам, «аэродром» слишком узок. Гашу скорость и мягко опускаюсь на кроны сосен. Я повисаю в воздухе, между двух сосен. Сижу, раскачиваюсь в кресле. Первая мысль была, а как там камера, записала мой полет?
Снимаю шлем и отматываю пленку назад. Смотрю, есть изображение. Ура, все записал. Теперь надо спускаться, а как? За стропы раскачиваюсь из стороны в сторону. Зацепился за ветку и подтянулся к стволу. А дальше, все просто. Спустился с дерева, а тут и брат подошел. Он в панике несся по тайге, труп мой с деревьев снимать. А тут все хорошо, труп сам спустился. Как мы потом снимали купол с деревьев, это другая история.




© Copyright: Андрей Зуев, 2007
Свидетельство о публикации №2712290427


© Copyright: Андрей Зуев, 2008
Свидетельство о публикации №2803270193
  Ответить с цитированием