|
Форумец
Сообщений: 7,512
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 52
Не в сети
|
http://www.donbass.dn.ua/2005/05/209...fotka=20946-02
Уже стемнело. Водитель уточнил: "У храма выходят?" Все отмолчались. Мгновением позже бабуля позади проскрипела: "У казино, пожалуйста, остановите". Похоже, никто, кроме меня, не "въехал" в анекдотичность ситуации. Но когда водитель в качестве "культурной программы" врубил радио и псевдонародный коллектив дружно проорал песенку, в которой припев (кажется, в далеком детстве слыхала нечто подобное по пошлости) заключался в игре слов и, я бы даже сказала, букв: "Нас рано, нас рано мама разбудила, с раками, с раками супом накормила...", вот тогда и решила написать о таком пласте жизни, как наша дорога. На работу и обратно, в гости, в магазин, в больницу, к родне. Да мало ли куда, с учетом, что собственных колес не имеется...
Если бы статистики задались такой целью, они бы с точностью до минуты выдали, сколько времени каждый человек проводит в... общественном транспорте. Не так уж это и мало. Сложите минуты, и получится, что, по самым скромным подсчетам (если на дорогу уходит час в день), за месяц набегает больше суток. За год, соответственно, пару недель. А за жизнь... Очуметь можно, как выразилась бы народная нянька Вика. В общем, целый кусок жизни проходит в обстоятельствах, где мы не можем диктовать свои условия, а вынуждены подстраиваться под уже существующие. Это особый пласт культуры общения, с такими деталями "антуража" временного обитания, что порой можно обхохотаться на ровном месте. Или сильно взгрустнуть: то ли о потерянном времени, то ли об утраченной культуре.
Итак, картинки с натуры. Кстати, о картинках, надписях, наклейках и прочей "живописи" этих мест: их присутствует ровно столько и такого качества, насколько хватает размаха фантазии у водителя. В трамваях и троллейбусах все это сведено к пуританскому минимуму, разве что старые рекламки наклеены так добросовестно, что зубами не выгрызешь (порой кажется, что именно так и пытались их снять). В автобусах - больше шика, там можно созерцать незатейливые пластмассовые цветы, шторки с бахромой, на которых лежит пыль веков, так же, как на замусоленных иконках по соседству с открытками, где смелые дамы раскованно демонстрируют свои прелести. И гороскопное игрушечное зверье, раскачивающееся в такт движению.
Отдельная глава - маршрутки, приспособленные под перевоз народа несостоявшиеся "скорые" "ГАЗели". Многие (за редким исключением качественных иномарок, где водитель читает мораль всякому, кто неправильно закрывает дверцу, отчего оставшиеся в салоне готовятся к выходу, как к экзамену) - что-то вроде паноптикума по собранию глупостей. Чего только не провозглашают ярко-красные наклейки, производство которых поставлено поистине на широкую ногу!
Некоторые воспринимаешь, как и задумано автором, не без юмора, типа: "Закрой меня ласково", "Как заплатил, так и до-ехал". Иные ввергают в более сложные филологические изыски. Как вам предложение "Ешьте семечки вместе со шкарлупками". Первая мысль: "о" или "а" там должно быть, и только потом осеняет, что нужно еще и "ш" на "с" поменять. Есть и иные, более эпатирующие публику: "Хочешь выйти кричи", опять же без каких-либо намеков на правильную пунктуацию. Впрочем, глаз цепляют не столько ошибки, сколько агрессивные указания, что и как делать. Вы не замечали, что именно там, где над дверью написано "Место для удара головой", чаще всего народ и ударяется?
Не менее интересны и наблюдения этического характера. В таком виде транспорта как маршрутка напрочь отсутствует какое-либо понятие пола и возраста. Тут главное - заскочить, влезть, прорваться любой ценой, а если еще при этом и усесться на свободное сиденье - считай, что день удался. Да, существует специальное распоряжение горисполкома о том, что проезд стоя не разрешается. В одном из салонов какой-то честный шутник вытер "не", чем и явил миру голую правду: ездили, ездим и будем радоваться всякий раз, когда водитель тормозит и ждет, пока пассажиры утрамбуются в форме вопросительных знаков (выпрямиться не позволяет высота салона) на всей полезной площади. Реальным это запрещение станет тогда, когда на наших дорогах будет достаточное количество транспорта, способного по правилам перевезти всех желающих. А до того...
Но возвратимся к вопросу пола. Будь ты хоть на сносях или убелен сединами, четко помни: редкий мужчина способен уступить тебе место. Однажды мне довелось почти на ходу вскочить в рейсовую маршрутку, которую оккупировали, как по заказу, будущие блюстители порядка, спешащие в институт за соответствующим дипломом. Конечно, и не думалось, что кто-то из этих орлов заметит, что я как-никак женского рода. Но когда еще через квартал они точно так же проигнорировали женщину с двумя маленькими детьми, подобранную добрым водителем, спонтанно родилось новое слово, которое можно предложить кавээнщикам: джентльмент. А что?.. Уж если они не уступили, от кого порядка ждать?
Обстоятельства порождают характеры. Порой дело доходит до абсурда. Шел дождь. Поэтому я и рванула в сторону автобуса N14, а не маршрутки, к которой выстроилась длиннющая очередь. На второй ступеньке буквально наткнулась взглядом на два почти чистеньких полтинника. Честно поинтересовалась у народа, кто потерял, и не сразу поняла значение гробового молчания в ответ. После меня попытку выяснить, кто обронил мелочь, предприняли еще два человека. И лишь пожилая женщина, не поленившаяся нагнуться за ними, намертво приклеенными к полу, грустно констатировала: "Глупый водитель". Для нее, которой бесплатный проезд отменяют шашечки и приходится отдавать кровные пенсионные, там, на ступеньке, валялись не копейки - деньги. Сколькие о находившихся в салоне и наблюдавших за следующими идиотами, сами испытали до этого унижение, неизвестно. Сколько за день повторят ту же ошибку на глазах других, тихонько посмеивающихся? Я не поленилась поинтересоваться у водителя, мол, для чего, что-то вроде подковы на счастье? Он лишь хохотнул в ответ: "А чего? Прикольно, интересно, особенно женщины клюют". Это уже, согласитесь, не для удара головой, тут можно получить "ускорение" посильнее от такого же пассажира, торопящегося куда-то. Просто небезопасная ситуация. А кому-то смех, цирк?
По логике самого важного транспортного аргумента впору услышать совет: "Не нравится? Езжай в такси". Не правда ли, знакомые слова из лексикона тех, кто не сильно отягощен культурой вообще и в частности? В конце концов, что там минуты дороги на работу и обратно. Переживем. Но почему тогда трудно избавиться от ощущения, что вроде действительно нас рано разбудили, вот только доброе напутственное слово на дорожку забыли сказать. Поругиваясь на растущие цены и отсутствующий сервис, мы по привычке катимся себе и катимся год за годом, что-то теряя в пути, конечно, не всегда, но так часто... Те, кто у руля, те, кто за ними. И даже не замечаем этого, забыв о правилах, писанных не властями, а нормальными человеческими отношениями. Потихоньку грубеем душой, невольно ждем подвоха, как будто находимся в состоянии необъявленной войны, готовой вспыхнуть от любого неосторожного слова типа: "куда лезешь?" "чего расселся?". И шарахаемся от того, кто принес в замкнутое дорожное пространство не вопящий мобильник, царапающий всех зонтик, огромную сумку, загородившую проход, аллергический шлейф духов, а хорошее настроение.
...Он вскочил в салон, как взлохмаченный воробей. Уселся впереди, лицом ко всем, улыбающийся чему-то своему. Обвел народ взглядом, что-то пробормотал, а потом достаточно громко сделал вывод, показав пальцем на малыша, сидящего у отца на коленях: "Один настоящий человек". Почему? Да потому, что тот улыбнулся ему в ответ. Потом он еще что-то говорил вообще, ни к кому не обращаясь конкретно: о хорошей погоде, о том, что сам в легком загуле и прекрасном настроении. И все удивлялся, почему остальные не такие - угрюмые, злые. Вступать в дискуссию с не совсем трезвым человеком - это лишь рыть себе яму для публичного падения в оную. Все демонстративно уставились в окно, игнорируя его. Через пару остановок он собрался выходить. Знаете, что сделал перед тем, как хлопнуть дверцей? Сказал "до свидания" и попросил: "улыбнитесь". Так запросто, как будто записал на всякий случай всех нас в свои друзья. До меня, похоже, он пробился. Оставшуюся часть пути ехала, ловя себя на том, что действительно губы растягиваются в улыбке. И никак не могла сообразить: кого же он мне напомнил? Пока не осенило: того парнишку, из времени,которое мы "проехали", что мог запросто запеть во весь голос в метро: "А я иду, шагаю по Москве"...
|