Показать сообщение отдельно
Старый 26.08.2008, 13:22   #5   
ивушка
 
Аватар для асызгуль
 
Сообщений: 1,193
Регистрация: 04.12.2006

асызгуль вне форума Не в сети
высадившимся в иностранном порту. Через очень короткое время он сможет объяснить все свои желания, и все его требования будут удовлетворены – обычно выпивка, женщины и развлечения (в этом порядке) – и ему не нужны слова для того, чтобы быть понятым.
У лошадей контекст сигнала является ключом к сообщению. Именно поэтому звукозаписи лошадиных сигналов так трудны для понимания – никакая звукозапись не даст вам контекста сигнала. И, конечно, случаются неверные толкования сигналов – я видел лошадь, которая неправильно поняла сигнал другой лошади. Уэльский коб моей жены, Ростеллан, однажды ответил на сигнал жеребца, которого я незадолго до этого приобрел. Когда того выпустили на прогулку в первый раз, жеребец порысил на поле и просигналил «Есть здесь кто-нибудь?», а Ростеллан ответил. Они продолжали сигналить, пока были за пределами видимости друг друга, затем Ростеллан порысил к жеребцу, думая, что тот говорит «привет» – и больно получил по ребрам.
Так как вы хотите не только понимать, что говорят лошади, но и хотите, чтобы они понимали, что говорите вы – очень важно правильно использовать свой голос при обращении к ним. Если вы не имитатор животных по профессии, ни к чему пытаться использовать те же ноты и интонации, что и они, кроме нижних диапазонов – то есть, мягкого вдоха и мягкого выдоха. Вы также можете издать очень низкое гугуканье. Но за этими пределами бессмысленно имитировать другую лошадь; в любом случае, лошадь скоро научится понимать вашу обычную речь. Большинство вербальных команд всадников основано на простых словах типа «стой», «идем», «шагом», «рысью», и лошадь очень быстро научится на них реагировать, если вы используете правильный метод обучения. Когда лошадь реагирует на слова команды, ее нужно похвалить и приласкать. Нужно обучать с помощью поощрения, а не наказания. То есть, если вы скажете «стой», а лошадь двинется, и за это получит от вас затрещину – то она очень быстро свяжет слово «стой» с побоями, но никогда не выучит, что же это слово означает на самом деле. В любом случае, определенные команды дают автоматическую реакцию большинства лошадей, с которыми вы работаете, и «стой» - это одно из них. Около семидесяти процентов лошадей, которые никогда не были в работе, естественно реагируют на слово «стой» (в оригинале – “whoa”, произносится приблизительно как короткое «уау» – Прим. перев.). Также, если вы щелкнете языком, лошадь двинется вперед и немного напряжется. Если вы скажете «стоять» /stand up/, лошадь естественно соберется. Видимо, эти звуки вызывают автоматическую реакцию лошади, и их не следует путать с теми командами, которым ее надо обучать. (Что, правда?! – Прим. перев.)
Конечно, когда вы даете команды своей лошади, очень важна интонация голоса. Я упоминал об Ирландце, Дэне Салливане, известном также как Заклинатель. Если вы будете очень мягко шептать что-то вашей лошади, ваша интонация покажется ей ласкательной, и будет иметь почти тот же эффект, как и поглаживание рукой. Если вы говорите с лошадью монотонным спокойным голосом (я обычно декламирую небольшой стишок), вы увидите, что это невольно успокаивает ее, если она взволнована. Если вы говорите с ней резким голосом, она соберется и будет настороже. Если вы кричите на нее – она знает, что вы рассержены. Все эти интонации голоса, и всё, что между ними, вызывают автоматическую реакцию.
Но вы должны быть осторожными в их использовании. Четыре или пять лет назад у меня была совершенно замечательная овчарка, у которой были задатки чемпиона; но она была настолько увлеченной, и настолько полной энтузиазма, что не очень-то слушалась команд. После почти трех месяцев обучения, пока я не начинал орать ей «Фэн, черт подери!» перед тем, как давать команду – она продолжала делать то, что делала. И всё это потому, что, когда она была особо непослушной, я ругал ее «Фэн, черт подери!» и бросал камень в ее направлении, чтобы она знала, что ей всё-таки придется сделать то, что я говорил. Так что, впоследствии все мои команды должны были предваряться словами «Фэн, черт подери!».
Конечно, лошадь очень чувствительна к голосу. Однажды я со Смелой и с молодым упряжным конем, которого мы как раз заезжали, вёз навоз вверх по очень крутому склону. Упряжной конь был в оглоблях, а Смелая в ведущей упряжи. Чтобы подняться наверх, обычно приходилось мчаться как можно быстрее; это означало, что лошади галопировали, а я бежал рядом с лошадью в оглоблях. И в тот раз, как только мы подъехали к воротам, я поскользнулся, и моя нога попала между телегой и задней ногой коня. Я заорал «Смелая, стой!» отчаянным голосом, и Смелая мгновенно остановилась и лягнула упряжного коня по морде, так что он затормозил и попятился назад. Колесо остановилось прямо на моей ноге, и сейчас на бедре видна продавленная колесом отметина; но если бы оно перекатилось через меня (с пятью или шестью центнерами навоза в телеге), я бы уже никогда не смог ходить. Это замечательный пример того, как лошадь реагирует на интонацию голоса. Если бы я сказал «Смелая, стой» обычным голосом, возможно она бы и не обратила на меня внимания – но в данном случае она сразу же остановилась и остановила коня. Это одна из причин, по которой я очень сильно привязан к этой «старой корове».
У моего отца была теория, что во время обучения молодой лошади очень важно уложить ее на землю и научить лежать столько, сколько нужно. Он укладывал лошадь, и, пока она была на земле, садился на нее сверху, раскуривал свою трубку или бирманскую сигару (которые он очень любил), и декламировал длиннющие стихи: обычно «Человек со снежной реки» или «Целуя призовой кубок». К тому времени, когда он заканчивал читать стихи, он мог поклясться, что любая лошадь будет тихой, и обычно так и было. Фактически, это был отличный тест на послушание, так как любое существо, которое оставалось в радиусе полмили от босса, когда он вовсю дымил одной из своих бирманских сигар, должно было быть просто очень хорошо управляемым. Хотя этот пример декламирования стихов выглядит очень уж экстремальным, мы не один раз обнаруживали на примере почти диких лошадей, что декламирование или пение им чего-либо, звучащего мягко и монотонно, успокаивает и расслабляет их, и – что, наверно, не менее важно – расслабляет и вас тоже. Так как ваши эмоции и чувства отражаются лошадью, то, если вы нервничаете – она тоже будет нервничать, а если вы расслаблены и говорите спокойным голосом – она тоже расслабится.
ГЛАВА 5
КАК ЛОШАДЬ ИСПОЛЬЗУЕТ ЖЕСТЫ

В предыдущих двух главах я попытался показать, как лошади используют свой голос для передачи смысла. Но каждому, кто наблюдал за лошадьми, ясно, что лошади множеством способов используют также и жесты: для выражения намерения, для обращения внимания на объект, в качестве предупреждения, и иногда для выражения своего мнения. Лошадь посмотрит налево, если собирается повернуть налево, и направо, если хочет повернуть направо – таким образом она покажет, куда собирается идти. Она поднимет голову, насторожит уши и пристально посмотрит на объект, чтобы обратить на него ваше внимание. Она прижмет уши и приподнимет заднюю ногу, чтобы предупредить вас, что ударит, если вы подойдете ближе. Если вы дадите еду, которая ей не нравится, она наберет полный рот и тут же выплюнет обратно, ясно показывая этим всё, что она думает о такой еде.
Конечно, язык жестов используется не только лошадьми. Все животные, включая человека, используют жесты как составляющую часть общения с себе подобными. Мы получаем информацию о смысле фразы из выражения лица, движений рук, так же, как и из интонации голоса. Слова «я тебя ненавижу, я заставлю тебя страдать» – угрожающие и агрессивные, если использованы в одном контекте, но в другом (если говорятся мужчиной, целующим и ласкающим женщину) – будут означать совершенно иное. Я уже писал, как Корк Бэг, когда он издавал приветственное гугуканье, мог иметь в виду «привет», «хорошо, вот и мой завтрак!» или «иди сюда» – в зависимости от того, теребил ли он в это время куртку моей жены, или пинал туда-сюда свою миску для еды, или же звал подружку с пастбища. Точно так же, если кобыла прижимает уши, визжит и приподнимает ногу для удара, она говорит «если ты не уберешься, я тебе зубов-то поубавлю». Но с другой стороны, если она визжит, брыкается и поднимает хвост поблизости от жеребца, то она в охоте, и всё это имеет совершенно другой смысл. Мы называем это «девчоночьим хихиканьем». Таким образом, ясно, что с добавлением разных жестов одна и та же вокальная нота может означать два совсем разных сообщения: на самом деле, два диаметрально противоположных сообщения, «уходи» и «иди сюда, займемся любовью».
Фактически, язык жестов значительно легче понять, чем вокальную часть сообщений, и для меня всегда было загадкой, почему, за исключением Мича и Ивбанка /Meech and Ewbank/ в их работах над свиньями в Ливерпульском университете, и еще одного-двух, современные исследователи не концентрируются на языке жестов при изучении общения животных. По крайней мере, у лошадей жесты намного упорядоченнее звуков, и намерения лошади легко могут быть поняты по ее жестам. Вдобавок язык жестов одинаков для всех пород, возрастов и полов лошадей – хотя есть пара исключений, типа знаков сексуального характера или жестов, свойственных лишь жеребятам, говорящим «я всего лишь малыш». Жеребенок показывает это при приближении к взрослой лошади, в благосклонности которой он не уверен – опусканием головы и вытягиванием шеи, как если бы он сосал вымя, приоткрыванием рта, выгибанием губ и сосательными движениями языка. Он делает это, потому как знает, что большая лошадь поймет, что он лишь жеребенок, и не станет бить или кусать его. Это жест общий почти для всех жеребят, хотя вы можете заметить его и у некоторых годовичков, а я однажды видел, как его делал четырехлетний мерин. Язык жестов также часто бывает универсален и для людей, вне зависимости от расы.
Конечно, практически невозможно дать точное определение любому движению, рассматриваемому в отрыве от контекста. Например, если лошадь машет задней ногой, она может иметь в виду «сейчас ударю», или же «нога болит». Энергия движения, ситуация, в которой оно сделано, и звуки, изданные до и после него – всё это служит для передачи смысла. Всякий, кто знает лошадей, несомненно способен легко интерпретировать значения жестов.
Лошадьми используется от семидесяти до восьмидесяти различных жестов. Это зависит от возраста и от пола лошади. Все эти жесты используются как составляющие части сорока семи основных сообщений и пятидесяти четырех под-сообщений, обычно в связке со звуками, особенно когда лошадь пользуется только головой и ушами. Когда лошадь передает сообщение с помощью жестов, она использует свои нос, рот, морду, глаза, уши, голову целиком и шею, свою кожу, хвост, ноги и копыта. Ноги и копыта могут использоваться по отдельности или в паре: то есть, передние ноги могут быть использованы каждая отдельно или вместе, то же касается и задних ног. Дикая лошадь обычно пользуется своими задними ногами только в качестве оборонительного оружия, а передними ногами и зубами в качестве наступательного оружия; хотя для человека, лежащего в больнице со сломанной ногой, будет очень небольшим утешением знать, что лошадь всего лишь защищалась.
В языке жестов есть одна особенность: вам могут встретиться весьма необычные жесты, чаще всего перенятые от других животных. Я уже упоминал нашего одиннадцатилетнего уэльского пони, который большую часть года не был в контакте с другими лошадьми, и ходил в стаде скота; так вот он, когда кобыла мочилась, опускал нос и нюхал ее мочу точно так же, как это делает бык. Это был единственный раз, когда мне встретилась такая привычка у коня, и, без сомнения, он перенял ее у скота, среди которого находился.
Другой пони поджимал одну ногу как молодая собака, и когда я решил отследить этот жест, я обнаружил, что овчарка на ферме, откуда был этот пони, обычно спала в конюшне. Они с пони были большими друзьями, и пони приобрел привычку поджимать ногу, имитируя этим собаку. Забавно, но он делал так лишь на том месте, где помочилась кобыла – но не на том, где мерин.
В лошадином языке жестов голова и шея, конечно, наиболее часто используемые части тела. Для передачи сообщения они могут быть использованы вместе, или же по отдельности. Нос, ноздри и губы чаще всего нужны для выражения симпатии – чтобы приласкать и успокоить жеребенка или другую лошадь, а также в любовной игре – хотя они также могут быть использованы для исследования чего-либо или для привлечения
  Ответить с цитированием