Показать сообщение отдельно
Старый 09.09.2008, 14:08   #4   
Satan inside
 
Аватар для Aquit Arenada
 
Сообщений: 7,086
Регистрация: 13.06.2006

Aquit Arenada вне форума Не в сети
Интервью с Еленой Чубаровой

Я не понимаю, как сбалансировать лошадь.
- Я пока тоже многого не понимаю, но думаю- это хорошо знает лошадь, когда мы ей не мешаем сбалансироваться., т.е. лошадь в состоянии естественного сбора. А как достигнуть этого состояния хорошо знает Александр Глебович. .Кстати, игры - его открытие - это один из способов не только найти с лошадью взаимопонимание, но и обрести естестественный баланс и дать лошади показать всю свою пластическую выразительность
Ну вот, например, в ЛЭ вы, наверно, видели, такая игра, Игра-атака. Лошадь нападает, а человек не то чтобы отступает, а, скорее маневрирует.
- Примерно так, как лошади между собой в леваде играют?
- Примерно... Она довольно рискованная, и ее, конечно, не стоит пропагандировать, поскольку это опасно, как резонно написано в титрах ЛЭ, потому что и лошадь и, главным образом человек должны быть к ней готовы. Но тем не менее, на собственном опыте убеждаешься, насколько правильно и умно с точки зрения миологии лошадь играет.
То есть, в игре лошадь сама себе выстраивает работу, она сама как бы показывает, какие группы мышц требуют тренировки, в том числе для баланса. У Александра Глебовича лошади, которые работают 15 минут в день накачаны так, как не накачаны лошади, которые работают часами.
- 15 минут в день? Да что вы говорите! Это под всадником, или в руках тоже?
- Я не имею право обсуждать эту тему.
- А у вас как? Вы о себе расскажите!
- У нас как? Мы можем заниматься 15 минут, можем – 3 часа. Мы не занимаемся собственно работой. Я не гоняю лошадей на корде, из средств управления в принципе кроме кордео ничего нет. Главное - в каком они сегодня настроении. Мы можем играть, миловаться, ножки ставить на тумбочку, тянуться, делая кранч, изучать новые предметы....Вот, например, конь заигрался...Ходит и ходит на задних ногах...уже думаю – хватит, ноги будут болеть, а он сегодня в кураже!
Знаете, дело в том, что мы не всегда можем закрепить определенное поведение. В принципе в игре они делают все элементы высшей школы, поэтому, когда говорят, что А.Г.Н. учит лошадей на железе, а потом, в процессе "демонстрации" снимает - это слышать смешно. Я такими знаниями, как он, не обладаю.
- А на семинаре его вы были?
- Да. Но информацию о нём я расспространять не буду. Эти правила придуманы не мной, не мне их и нарушать.
- Открытая информация тоже, наверно есть. Много ли было народу, ваши личные впечатления – я не прошу вас делиться секретами.
- Ну, в "Конном мире" же писали, что было 300-400 человек. Честно говоря, очень много людей, после всех жёстких дебатов относительно ЛЭ на семинаре боялись увидеть некого "великого и ужасного" Александра Невзорова...А вот пришли и влюбились.
Что я могу сказать?.. Что запомнилось мне? Запомнилось, как А.Г. о лошадях говорит и как у него глаза светятся, когда он о них говорит: это подделать невозможно. Я понимаю, что, наверно, так же буду рассказывать о своих лошадях. Глупо говорить, что такая любовь - это пиар. Мне близко и интересно: подобное отношение к лошади. Я взрослый, самодостаточный человек и навязать какие-то стереотипы мне невозможно.
Мне, хотя я не буду заниматься политической борьбой, вполне реально хочется помочь людям увидеть, как удивительна и умна лошадь, какой судьбы она заслуживает. Я для себя только начала что-то открывать эту бездну. Надеюсь, что мы сделаем конный театр с лошадьми на воле.
Одним из первых потрясений в восьмидесятые стал конный театр «Зингаро». Я увидела, что Бартабас делает со своим фризом на воле и порадовалась, что в свое время бросила спорт, потому что я тоже хочу вот так.
- Я в свое время видела выступления Зингаро и мне некоторые вещи не понравились: пиаффе 7 минут подряд, например. По-моему это вредно.
- Бартабас - великий режиссёр и художник. Лошади для него, наверное, краски в палитре. Он как-то удалился от нас в ссферу сакрального, как джазовый музыкант, который начинает играть не для слушателей, а наслаждаясь изысканной математической гармонией подобранного аккорда., вещи, которую могут понять только музыканты, когда начинается уже не музыка, а математика. А когда у Бартабаса был театр- кабаре, у него был номер на воле…Номер шикарный, правда после "Зингаро" я видела его в "Лошадиной опере"... Прошло уже несколько лет... Номер остался практически таким же. Только конь уже, наверное, устал. Меня до сих пор удивляет, как можно делать столько лет подряд номер, который требует такой эмоциональной работы от лошади.
Сейчас это для меня уже не так очевидно: сделать номер, выучив лошадь и показывать его. Мне трудно представить, как свободная лошадь будет "играть" , например, два спектакля подряд, ведь самое главное в наших "уроках", чтобы ей не было скучно. Только тогда она не пойдёт рано или поздно "в отказ".
Мне очень хочется сделать номер, где я с лошадью танцую на воле. . Возможно, мы дойдем до такой степени взаимоотношений, когда лошадь сделает для меня все, в силу привязанности, в силу наших особых взаимоотношений. Но, как я уже говорила, я теперь слишком часто думаю о той мере лошадиной любви и доверия, когда ради человека лошадь добровольно выходит "голенькая" на сцену под свет софитов и оглушительный водопад музыки... Надо ли ей всё это? А мне? Насколько этично использовать доверие и любовь на публике?.. Об этом я бы побеседовала с Бартабасом.

. Тем не менее «Зингаро» стал для меня первым толчком, а потом я увидела работу Александра Глебовича.
- Многие их последователей НХ и прочих, кто тоже пытается работать с лошадью без уздечки или на земле, тоже недолюбливают Невзорова, возможно, представляя его себе по каким-то громким акциям. Против присутствия таких людей на вашем фестивале вы возражать не будете?
- Нет, мы наоборот хотели объединить всех, мы вообще сначала не поняли почему началась такая дележка пространства гуманных отношений. Это фестиваль. Мы делаем его для лошади. Большинство людей представляют лошадь только в роли живого спортивного снаряда. Делить пока нечего.
- Но ведь Невзоров именно это и делает. Чтобы получить доступ на форум, надо декларировать свою ненависть к спортсменам. Но даже если мне что-то не нравится, я не буду ругать. У человека свое мнение – у меня свое.
- У меня не было и нет этой проблемы. Я изначально поняла, что спортом заниматься не буду. Не то что бы я была против уздечек, мне и в голову не могло прийти, что я буду уздечку снимать – почему, зачем?.. А сейчас я не могу, я просто не могу не то что уздечку – недоуздок одеть. Лошадь для меня как человек, как член семьи. Мне просто психологически сложно это сделать. И тут возникает ещё один вопрос: а зачем? Если нам хватает одного ремешка. Целый шкаф аммуниции остался не у дел.
До недавнего времени мы с четырехлетним жеребцом могли пройти мимо кобыл и арабских жеребцов на верёвочке. Сейчас конь взрослеет. Но проблемы появляются только если мы долго не занимались. Рангоут очень умная лошадь. Его сексуальная составляющая хорошо сублимируется в интеллектуальную, если наше общение и уроки ему интересны. Правильно их выстроить и импровизировать, чтобы лошадь не скучала - это самое главное. Мериновать я его не собираюсь
Поскольку "Хай-Хэт" - это танцевально-театральная студия, я могу сравнивать ту меру энергетики, которая может увлечь моих учеников и лошадей
Если я очень устала, дожимаю себя на волевом усилии, то не получается занятий и с людьми и с лошадьми. Не получается так, как должно быть, на том уровне драйва. куража, удовольствия!.
Один раз я приехала в конюшню после сердечного приступа, естественно - тусклая, тихая, еле живая. Не хотелось пропускать занятия...И лошадь стала давить на меня, Оказалось, её послушание держалось только на моей энергетике, ведь управлять можно и этим. И я поняла, что воспитанная лошадь у меня будет тогда, когда она меня будет жалеть.
Сейчас, через полтора года, Рангоута и Паритета, пожалуй, их можно назвать воспитанными. Не в том смысле, что они ходят на задних ногах, делают кранчи и ходят за мной, как собачки. Они меня жалеют.
Зимой был один случай случай - Паритет делал поклон, я сидела буквально под ним., а конь он пугливый, и в манеж кто-то темпераментно вбежал...Свидетели говорили, что он просто не мог на меня не упасть. Но Паритет сделал совершенно несвойственное движение - рванулся в ту сторону, откуда его напугали, а не на меня. И вот тут я поняла, что это и есть отношения, что они мне дороже всего. Лошадь стала меня понимать и жалеть. Почти через год общения....
- Я когда-то за своим конем заметила этот момент: он очень любит пинаться, просто так, весело ему. И я поняла, что в тот момент, когда я сижу без седла, он пинаться не будет. Он понимает, что я сижу нетвердо, и не будет.
- Вот это и есть отношения. Когда садишься на свободного коня, и вдруг понимаешь, что конь тебя катает. Это не ты на нем едешь, а он тебя катает.Потому что ему с тобой хорошо. Тогда и появляется тот самый баланс. и у тебя и у лошади.
Мы пробовали с Паритетом пареллиевский «урок пассажира» и вдруг в какой-то момент конь задумался, заметался, куда там повернуть, налево, направо, а я отдалась ему полностью – беги сам. И вдруг я почувствовала, что мы с ним практически слились, что я не понимаю уже, чьи это метания – его, мои… Когда ты в правильном состоянии, то есть ты свободен от "левой" словесной жвачки, конь хорошо, без помех. принимает тот образ, который ты ему пытаешься объяснить, это как радио, чисто настроенное на нужную волну. Просто надо быть читым, светлым, честным и... энергичным.
Ведь если я хочу с лошадью танцевать, у меня не будет ни палочки, ничего и все мои руки-ноги тоже будут не команды лошади подавать, а танцевать. Если лошадь будет принимать мои телодвижения за команды, то тут и с ума можно сойти.... А заниматься дрессировкой, так сказать, зубрить текст с лошадью - не интересно. Я не хочу, чтобы она стала цирковой заводной лошадкой, более того, панически этого боюсь... Надо иметь желание работать так, чтобы лошадка тоже его имела...(извините за каламбур).
- Чтобы человек ничем не увлекался, его, как мне кажется, нужно очень сильно задолбать. А если человека не задалбывать…
- Ну а как же все эти истории про детишек, которых собака в конуре воспитала? Они же не говорят, и даже научиться не могут. Вот так и лошадь. Если ее тупо использовать, как снаряд, то раскачать желание думать у неё будет очень непросто. Хотя лошади порой оказываются гораздо пластичнее людей.
- Тут, наверно, важны первые годы жизни, первый контакт с человеком.
- В первые годы ее должны сородичи в табуне воспитывать, чтобы она была лошадью, а не человеком. Мне интересно не очеловечивать, мне интересно, что она именно лошадь, что она другая. Собака такая, кошка – сякая…
- А в плане какой-то ментальности, чем на ваш взгляд лошадь отличается от собаки?
- Человек, наверное, отличается тем, что у него есть абстрактное мышление. А собака и лошадь... я как-то не задумывалась. Пожалуй, лошадь более самодостаточна. Она не так зависит от человека, как собака. Может быть, поэтому к ней так все и тянутся. Хотя насчёт абстрактного мышления я погорячилась. Очевидно, что у лошадей оно успешно развивается. Они очень хорошо анализируют уроки в моё отсутствие.
- А какие-нибудь мастер-классы на вашем фестивале будут?
- У нас было много планов, но пока, наверно, получится только обмен опытом между самими участниками. Мне, лично, интересна дружба между человеком и лошадью, а не просто НХ-шные игры.
- Мне НХ-шные игры не очень нравятся всякими идеями создания дискомфорта для лошади.
- Да-да, я читала вашу статью на эту тему. И как раз в тот момент я тоже, можно сказать, воевала, говорила, что это все не то, что с лошадью нужно играть – вот как АГН советует. Ну и в какой-то момент у меня лошадь, как бы так мягко сказать, обнаглела, встала проблема как-то с ней справляться. После этого я была вынуждена пересмотреть свое мнение о методиках Парелли, несмотря на свое неприятие. Пересмотр некоторых взглядов в процессе работы – это нормально. Взять того же Монти Робертса – мы как-то попробовали Паритета погонять, как он предлагает. Это было ужасно. Он не стал себя вести так как должен был «по Робертсу», а сразу встал на круг и понесся. Ты хочешь, чтобы я тут бегал? Я буду бегать. Он бы умер там. Это страшно было. Он бегал 40 минут галопом. Я уже потом за ним гонялась, не могла его успокоить. Паритет - это лошадь, которой не подходят никакие системы, только личностные отношения. Я ему Пушкина читаю! Он, например, Лермонтова терпеть не может. Паритет - мой брат, существо, которое в чем-то может быть умнее меня и как я его могу – подойди, отойди, ткни… Если с Рангоутом мы пытаемся какие-то системы использовать, все таки опасный молодой жеребец, незаезженный, то с Петей…
- Вы на нем ездите?
- Да, иногда. Но, конечно, на веревочке и без седла. ....Рассказывать о лошадях можно бесконечно...
В прошлом году в спектакле у нас с мужем и Петей был номер на троих. Муж изображал хамовитого ухажёра, а Петя под седлом якобы на него нападал и за ним гонялся. И тут мы решили попробовать на земле, на свободе и пешком, конечно, Петя только научился играть. Так вот конь взял всю инициативу на себя и всерьёз взялся меня защищать, закрывая своей могучей шеей, используя игру-атаку..
Саша пытался подойти, а Петя меня отодвигал, наступая на задних ногах, и пытался его ударить. Потом мы вместе разобрались в ситуации. но игра опасная получилась.... Так что это всё серьёзно.
Был случай, когда я запела в полях вокализ, и конь пошёл буквально на цыпочках. Его не стало слышно. Это был наш первый опыт общения с классической музыкой.
Сложно нам таким с кем-нибудь воевать. Хотя многое из того, что происходит с лошадьми в нашем мире, для меня просто чудовищно. А строя такие отношения с лошадьми.... о каком спорте может идти речь? Просто для меня спорт – это невозможно.
  Ответить с цитированием