ТЕКСТ: NINA AL
Поскольку, что бы мы здесь ни решали, ничего в нашем образовании не изменится, хочу немного рассказать о своих впечатлениях об обычной французской школе.
Да, начиная с 1975 года, в целях борьбы с социальным неравенством, все дети после начальной школы обязаны учиться в едином колледже, независимо от классового и материального положения родителей. До этого дети из благополучных семей обучались в специальных лицеях, остальные довольствовались в основном начальными школами, где учёба заканчивалась к четырнадцати годам.
Идеал массового равного для всех образования - это замечательно, но французские родители всеми правдами и неправдами стараются обойти закон о смешанных классах, используя различные возможности устройства ребёнка в «нормальные» школы. Это вслух не обсуждается (толерантность!), никто никаких советов не даёт, поскольку, кому надо, об этом знают.
...Колледж огорожен высокой железной решёткой. Все ворота, а также двери колледжа, двери классов снабжены замками, учителя ходят со связками ключей.
С первыми трелями звонка на перемену школяры, как ошпаренные, вскакивают со своих мест, прерывая учителя, с криками: «Мадам, перерыв!» И, топча друг друга, рвутся из класса.
После каждого урока дети обязаны покинуть класс и выйти на школьный двор. Класс закрывается на ключ (во избежание воровства). После звонка учащихся снова пускают в класс. И так несколько раз в день. Самая длинная перемена - это обеденное время. Дождь, метель, жара в расчёт не принимаются.
Дети обязаны 2 часа простоять на воздухе - летом, изнемогая от жары, зимой - стуча зубами от холода.
Конечно, не Сибирь, но всё же около нуля. Вход в столовую со школьного двора. Туалеты на улице. Либо без дверей, либо на замке, при нужде надо просить учителя открыть.
Самое печальное, с чем мы сразу столкнулись, что во французской светской школе в первый же день в колледже у нашего ученика поинтересовались «Ислам, Христиан?», он ответил «Христианин».
Ему плюнули под ноги, что означало, как мы узнали позже, конец твоего пути.
Я бы могла рассказать о забастовке учителей после того, как учительнице ткнули в глаз карандашом на уроке, о ежедневных драках школьников, о том, что если ребёнок захотел в туалет, учитель его ни за что не выпустит посреди урока...
Уровень образования, гам на уроках, телефоны не обсуждаю. Но семья тринадцатилетнего португальского мальчика А., обучавшегося в адаптационном классе колледжа вместе с нашим учеником, вернулась среди учебного года на Родину, потому что разуверилась в возможности дать детям хорошее образование во Франции, что родители Андрея прямо так и высказали дирекции школы, и о чём классу с возмущением поведала учительница.
Наша семья также вынуждена прервать рабочий контракт во Франции:
под тяжестью неразрешимых школьных проблем, опасности деградации ребёнка до уровня троечника и перспективы самого элементарного профессионального образования.
Детям, разрешается пропускать школу по разным семейным событиям, во время поездки с семьёй, например, в Париж или в горы на лыжах - только надо представить заявление директору за 10 дней до знаменательного события. Можно не посещать школу в дни религиозных праздников и постов. Да и учителя могут быть освобождены от занятий по религиозным причинам - по закону администрация обязана идти навстречу верующим.
Кроме того, французская школа - место массового отсутствия учителей на уроках.
По французским правилам, если учитель не пришёл - урок остаётся «свободным». Дирекция не делает никаких попыток заменить отсутствующего педагога.
Для «свободных» уроков есть даже специальный класс - большая пустая, совершенно пустая комната - стулья и стены. Там собираются дети не только из адаптационного класса, но и из «нормальных» классов колледжа - уроки могут отменяться у всех.
Дети часами могут сидеть в этом классе - из своего класса их выгоняют, - и ждать, пока наступит время урока с учителем.
Оказывается, мы не сделали никаких открытий - прогулы учителей, здесь это называется красивым словом абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), - не новость ни для кого. Но уволить или как-то материально наказать учителя никто не может - везде торчат профсоюзные ушки: учитель тоже человек, и имеет право на плохое настроение, неотложные домашние дела, неожиданные изменения планов на день и прочие головные боли.
У французского учителя строго нормированное время, за которое он получает зарплату - от 15 до 26 часов в неделю в зависимости от квалификации и предмета. А своё свободное время здесь принято уважать.
После пяти вечера и в каникулы школа закрыта на замок.
Любовь – это из области чувств, хоть и требует определённых затрат времени и энергии, но не поддаётся измерению - и за это зарплату не платят.
В день прощания со французской школой девочка-одноклассница попросила нашего мальчика молиться за неё, чтобы её семья смогла уехать из Франции…
http://www.gazeta.ru/education/2008/..._2856500.shtml