Показать сообщение отдельно
Старый 04.02.2009, 22:54   #80   
дед
 
Сообщений: 4,045
Регистрация: 08.01.2005

Скептик вне форума Не в сети
статья от 2006 года (Кисличенко после этого продал свой пакет рейдерам из КАСКОЛа), но суть осталась прежней ... КАСКОЛ имеет сильный административный ресурс и этим все сказано

ВИКИНГИ НА ЧЕРНОЗЕМЬЕ

Атака «северных викингов» на Рудгормаш началась весной 2004 года, когда питерский бизнесмен Виталий Кисличенко начал активную скупку акций предприятия. Заказ выполняли специалисты Воронежской инвестиционной палаты. Работали четко, профессионально. К декабрю 2005 года в руках атакующей стороны было аккумулировано уже 25,2% акций ОАО РГМ. Правда, сам Кисличенко поналу показательно держался в стороне от скупки. Акции были переданы двум питерским фирмам, («Финансовые технологии» и «Ажио»), а фирма Кисличенко, «Техноспецсталь-Инжиниринг», представляет их интересы по доверенности. И только в декабре прошлого года 4,3% акции были зарегистрированы на «Техноспецсталь-Инжиниринг». Но, как бы то ни было, блокирующий пакет получен, господа! А это уже почти победа.

И вот тут возникает некоторая заминка. Сомнения: а победа ли? А не пиррова ли?

Первое сомнение напрашивается само: если все происходило так удачно, то почему остановлена скупка акций? Не потому ли, что «финансовый пылесос» уже высосал все, что возможно? А оставшиеся акции РГМ находятся под жестким контролем воронежского топ-менеджмента предприятия, то есть «за линией фронта»? Конечно, пенсионеры и ветераны Рудгормаша , у которых выкупали акции питерские викинги, будут им несомненно признательны. Но зачем гостям блокирующий пакет, если они никогда не получат контрольного?

Есть и гораздо более интересный вопрос. А что именно покупали питерцы (по оценкам, они потратили около 2 млн. долларов)? Чтобы ответить на него, нужно понять, что такое Рудгормаш сегодня.


А ЕСТЬ ЛИ МАЛЬЧИК?

На первый взгляд, ситуация очевидна.

Завод с его производственными мощностями, прочей недвижимостью и землей - это лакомый кусочек, за который, безусловно, стоит повоевать.

Но это только на первый взгляд. Реально же практически все основные средства завода принадлежат трем дочерним предприятиям: материально-технической (поставки), производственно-технической (производство) и управляющей компаниям (№2, 3, 4 на схеме). Все три компании зарегистрированы в Левобережном районе Воронежа, исправно платят налоги и развивают производство.

Только вот это они когда-то были дочерними. Сегодня же все три компании принадлежат совершенно иной структуре - НП «Газметалл», зарегистрированному в Моршанске Тамбовской области (№5 на схеме). А собственно Рудгормаш (№1 на схеме), из-за которого и разгорелся весь сыр-бор, владеет только наемным персоналом. Да и то слово «владеет», по мере удаления от рабовладельческой эпохи, все больше теряет свой смысл.

Есть, правда, еще одно подразделение этой структуры (УГМК « Рудгормаш », №6 на схеме), за которым весь маркетинг, продажи и региональные представительства РГМ по всей стране. Но юридически это подразделение с ОАО « Рудгормаш » не связано, а следовательно, «северная угроза» для него - пустой звук.

С управленческой точки зрения, структура вполне «западная». Производство, вокруг которого отдельно и почти независимо - структура-собственник, структура-управленец и структура сбыта.

Только, к сожалению, малосъедобная для «викингов». ОАО « Рудгормаш » сегодня - это персонал и папки с документами. Все. 25,2% акций этого «богатства» и приобрел Виталий Кисличенко.


ЧТО ДАЛЬШЕ?

Подозревать «северных викингов» в клиническом слабоумии было бы действием слишком поспешным. Скорее речь идет о тщательно просчитанной комбинации. Что называется, «следите за руками гроссмейстера»...

Ход 1. Используя острый конфликт «первого лица» Рудгормаша Анатолия Чекменева и его думского коллеги Сергея Почивалова, перетащить административный ресурс на свою сторону. Первый шаг уже сделан - создана комиссия областной Думы по рассмотрению ситуации на Рудгормаше . Если все пройдет удачно, ресурс можно использовать для давления на акционеров и получения контрольного пакета.

Ход 2. Признать незаконной всю схему перераспределения собственности, вернуть имущество в ОАО « Рудгормаш ». Это тяжелое орудие уже выведено на огневой рубеж: в январе Левобережная прокуратура возбудила уголовное дело в связи с происходящим на Рудгормаше .

Не такая уж сложная комбинация, мат в два хода из учебника для начинающих. Зато какой эффект! За какие-то несколько миллионов получить контроль над предприятием, владеющим 30% отечественного рынка бурового и 98% обогатительного оборудования. Фантастика! Стоит рискнуть…


КТО ЛУЧШЕ?

Выяснять кто лучше - Чекменев или Кисличенко - все равно, что сравнивать слона с апельсинами. На вкус и цвет…

Однако стоит оценить риски. Что будет, если поле боя останется за Чекменевым, предсказать несложно. Будет то же, что есть. Вряд ли человек, проработавший на заводе тридцать лет, будет что-то кардинально менять. Это может быть и плюсом и минусом - все зависит от сегодняшнего положения дел на заводе.

Смотрим на цифры. Производство растет начиная с 2001 года в среднем на 15 - 20% в год. Провал случился в 2002 году (по стране началась реструктуризация долгов по налогам). На заводе работают 3 тысячи человек. Увольнений не было даже в самый тяжелый для предприятия год - 2002-й. Правда, появилась трехмесячная задолженность по зарплате, которую ликвидировали в 2004 - 2005 гг. Причем (небывалое дело!) все это время долги по зарплате индексировались. Сегодня средняя зарплата - 8 тысяч рублей. Впрочем, ведущие рабочие получают даже больше, чем руководители структурных подразделений. Например, хорошие шлифовщики, расточники - от 20 до 27 тысяч рублей. С учетом роста объемов производства и заработной платы растут и налоговые платежи. Дополнительно к этому гасятся старые долги, иначе бы предприятие было снято с реструктуризации. Сохранена и работает «социалка» (комбинат общественного питания, столовая, турбаза «Дон», медсанчасть, клуб, спорткомплекс).

Что будет в случае победы «северных викингов», предсказать сложнее. Зависит от целей экспансии. Если просто хотят приобрести мощный производственный актив - это одно дело. Риски и возможности, которые открываются в этом случае - см. материал «DF» о пленении флагманов. Если цель сугубо спекулятивная - дело другое. Купить подешевле, продать подороже... Одного металла сколько на 60 гектарах!

Не исключена и третья версия - «заказного убийства бренда». Попытки устранить конкурента мирным путем уже предпринимались, но безуспешно. Так, в среде «красных директоров» давно ходит байка о том, как в 1998 году американцы предлагали Чекменеву пять (семь?) миллионов долларов за отказ от индийского контракта. Тогда у них не получилось. Но если нельзя купить руководство, можно купить завод… И одним конкурентом становится меньше. Примеров такой скупки с целью устранения конкурента на рынке немало, в том числе и в новейшей истории родного края.

Как бы то ни было, стоит очень серьезно оценивать риски. И прежде всего - риски для региона. Для трех тысяч работников предприятия и членов их семей, для одного из немногих оставшихся у нас всемирно (без преувеличения!) известных воронежских брендов тяжелого машиностроения.
  Ответить с цитированием