piXel я вообще плохо говорю по-русски. ну я не знаю, а чем инстинкты-то провинились?
SHREDDER ты прощен

. ты хоть подумал что сказал? а они когда вообще действовать успевают?
ну ладно если честно чтобы не пересказывать вот пример КАК действуют гармоны. если кратко и без особых подробностей:
С научной точки зрения влюбленность действует так же, как наркотик. Однако без «любовного зелья» человечество не смогло бы существовать.
Как рассказывает древнегреческий миф, бог любви, навещавший каждую ночь прекрасную Психею, поставил ей одно условие: Психея не должна была смотреть на него при свете. И когда однажды она все-таки зажгла лампаду, Амур проснулся и исчез. Легенда-предостережение: слишком пристальные взгляды любви противопоказаны и могут разрушить ее чары.
Ныне этот запрет нарушен. Ученые, используя наглядные методы, не стесняются вторгаться в святая святых сердечных дел — в механизм возникновения эмоций.
Поговорим о поцелуях. Ведь обычно с них начинается физическое сближение. Во рту рождаются слова и дыхание, это - порог во внутреннюю жизнь, «ворота» души. Как говорил Платон, во время поцелуя «душа подбирается к губам, чтобы выбраться через них вовне».
Научный, взгляд на поцелуй далеко не столь возвышен. Немецкий специалист по психологии поведения Иренойс Айбльфельд возводит человеческое стремление коснуться возлюбленного губами к распространенному у многих обезьян способу питания: изо рта в рот. Другие полагают, что наши предки получали жизненно необходимую им соль, слизывая, ее друг у друга с кожи, и постепенно пристрастились к этим прикосновениям. Им возражает германский сексолог Эрнест Борнеман. Поцелуи всегда были тесно связаны с сексом — издавна при спаривании партнеры кусали друг друга: эти-то укусы и были вытеснены впоследствии поцелуями. Зигмунд Фрейд в своей теории сводит воедино потребность в пище и чувственность: младенцем человек получает острейшее наслаждение, высасывая молоко из материнской груди.
Американский анатом Дэвид Берлинер полагает, что выявил причины возникновения этой потребности: «Возможно, поцелуи необходимы нам для получения феромонов — легчайших молекул миллионную долю миллиграмма, испускаемых кожей человека». Особенно много их выделяется на крыльях носа - «в том самом месте, к которому во время поцелуя примыкают ноздри партнера». Исследования показали, что человеческие феромоны, минуя обоняние, через рецепторы воздействуют непосредственно на гипоталамус - находящееся в мозгу скопление нервных клеток размером с вишню, которое отвечает за наши влечения и вегетативные функции.
В отличие от зрения и слуха запах проникает прямиком в «эмоциональный мозг» - в лимбическую систему - и оттуда стимулирует производство гормонов и сексуальное желание. Там же запахи распознаются как мужские или женские, приятные или раздражающие. Как долго накапливается необходимая обонятельная информация -до сих пор не установлено. Однако против вынесенного лимбической системой приговора, что данный человек пахнет «не так», рассудок бессилен.
Достигнув коры головного мозга, вместилища памяти и интеллекта, импульсы чувственного возбуждения сопоставляются с чем-то уже известным и оцениваются. Рождается впечатление, красив ли данный человек или уродлив, привлекателен сексуально или же совершенно несимпатичен. Здесь решается, как будет реагировать тело на его прикосновения - воспротивится им или, предвкушая наслаждение, покроется мурашками.
Одного мгновения, единственного жеста может оказаться достаточно, чтобы пробудить страсть. Сердце начинает отчаянно колотиться, ладони становятся влажными, краснеет лицо, к бедрам приливает кровь, дрожь и жар охватывают все тело. Невидимая сила выворачивает мозги наизнанку, последняя ясная мысль бесследно растворяется.
Что же произошло? Как ни странно, весь этот внезапно навалившийся хаос подчиняется определенным законам. Разумеется, свести индивидуальные ощущения к простым формулам невозможно, и все-таки за ними скрываются общие для всех людей биохимические процессы. Для начала в опытах над животными нейробиологам и специалистам по гормональным процессам удалось выявить нескольких «участников» этого сложного действа. Как они работают в каждом конкретном случае, зависит от стимула и от индивидуальной нейротопографии.
Если в коре головного мозга поступающие сигналы распознанные как приятные, то в тесно связанной с нею лимбической системе начинается цепная реакция: во-первых, отключаются участки мозга, отвечающие за грусть и депрессию и, напротив, активизируются центры удовольствия. Гипоталамус усиленно производит нейромедиаторы, такие, как дофамин и эндорфины. Эти продукты человеческого организма, родственные морфинам, вызывают эйфорию, потерю аппетита, стимулируют внутреннюю энергию и сокращают потребность в сне. Они обладают обезболивающим действием, подавляют страх и обеспечивают прекрасное самочувствие. Дофамин повышает сексуальную возбудимость, а его побочный продукт, норэпинефрин, обостряет восприимчивость мозга к новым ощущениям. Фенилэтиламин пробуждает романтические настроения. "В стволе мозга падает содержание серотонина, отчего усиливается половое влечение, и снижаются мыслительные способности.
Во время нежных ласк прилегающий к гипоталамусу гипофиз усиленно выделяет окситоцин - на сегодняшний день лучше изучено, как он воздействует на женщин: в частности, обостряет чувства симпатии и привязанности. Родственный окситоцину вазопрессин улучшает память и пробуждает, прежде всего, у мужчин нежные чувства. Тем временем вырабатываемый гипофизом лютеинизирующий гормон (ЛГ) стимулирует образование тестостерона в яичках или яичниках, который надолго усиливает сексуальное желание. За какую-то миллисекунду по нейронам спинного мозга в кору надпочечников поступает приказ вбрасывать в кровь больше адреналина - гормона, который мобилизует все энергетические резервы организма, ускоряет реакции в головном мозге и делает его более восприимчивым к новым впечатлениям. Кроме того, в коре надпочечников снижается производство гормона стресса кортизола. Через вегетативную нервную систему стенкам артерий следует команда расслабиться - чтобы кровь могла беспрепятственно течь по сосудам. Учащаются дыхание и сердцебиение, удовлетворяя возросшую потребность в кислороде.
В свою очередь сигналы телесного возбуждения поступают обратно в мозг - в ответ снижается порог его восприимчивости и обостряется реакция на чувственные раздражители: формируется спираль возбуждения, которая, как известно, легко разрывается помехами вроде телефонного звонка или посторонних мыслей. Жизнь влюбленного во многом похожа на героическую борьбу в экстремальных условиях. Неудивительно, что такие чувства длятся не вечно.
Временами мозг неправильно понимай сигналы тела. Ведь для усиленного сердцебиения существует множество причин. При этом ошибка лимбической системы чревата серьезными последствиями: случается, эмоциональный центр принимает за источник возбуждения совсем не тот объект. «Допустим, вы десять минут прыгали на месте, и ваше сердце набрало обороты, - объясняет сущность этого явления психолог Арон. Вскоре мимо вас проходит девушка вполне заурядной внешности, но вам она вдруг представляется необычайно привлекательной». Согласно последним данным, которые были получены Ароном в результате опросов, 15 процентов всех романов завязываются именно благодаря подобной «переадресации возбуждения». Например, родители нередко не одобряют выбор своего отпрыска - такого рода стресс способен еще сильнее сблизить молодых людей. Классический феномен, который на языке психологии принято называть «эффектом Ромео и Джульетты».
Тому, кто находится под действием естественных наркотиков, даже лягушка порой представляется прекрасной принцессой: отрицательные стороны нового партнера просто не замечаются, а всякое сомнение разрушается следующей «дозой». Влюбленные постоянно живут в условиях «чрезвычайного положения»: они не едят, выдерживают бессонные ночи. При этом полны энергии, меньше остальных подвержены стрессам и инфекционным болезням. Их отсутствующая улыбка выдает, что мыслями они опять где-то далеко - ведь мышцы лица очень тесно связаны с эмоциональным центром и непроизвольно отражают каждое душевное движение. Даже когда влюбленный только думает об объекте своей страсти, его лимбическая система усиленно производит медиаторы и гормоны - в этом смысле для него нет разницы между реальностью и игрой воображения.
Элен Фишер подозревает, что поток высвобождаемого при этом норэпинефрина укрепляет нейронную связь между памятью и чувственными впечатлениями; «Маленький боковой переулок мозга становится вдруг главным проспектом». С его помощью сильные положительные переживания попадают в долговременную память: первый поцелуй, первая ночь педантично складируются в памяти, чтобы снова и снова, как некий фильм, прокручиваться в мозгу.
Теперь достаточно услышать определенный запах духов или заветную мелодию, чтобы вас захлестнули волны возбуждения, а воображение понеслось по недавно созданной главной улице. Иные, прежде привычные вашей мысли маршруты покинуты, и вернуться к ним становится все труднее.
Но зачем эволюция создала механизм который «спутывает на время даже величайшие умы, не стыдится отвлекать от дел государственных мужей... разрушает самые доверительные отношения, разрывает любые связи, не щадит порой ни здоровья, ни жизни, требуя в жертву богатство, счастье, общественное положение?» - вопрошал Артур Шопенгауэр. И сам же отвечал; «Чтобы каждый Ганс нашел свою Гретель».
Именно с этой целью в мозгу разрабатывается целая система поощрений, которая из первоначального интереса взращивает настоящую страсть. Рассудок отключается, каким-то образом возникает уверенность, что среди шести миллиардов жителей Земли лучшего партнера для вас нет, и не может быть. Биохимический трюк - и влюбленный, игнорируя любые опасности, думает только о двух вещах: о своем партнере и о сексе.
С недавних пор большинство ученых сошлись во мнении, что все романтические чувства подчинены инстинкту продолжения рода, И значит, любые жертвы оправданы. Страсть, как полагает Элен Фишер, представляет собой продукт эволюции, возникший, чтобы человек не ограничивался простым удовлетворением сексуального желания, которое поначалу и подталкивает его на поиски партнера. Потребность в особой, эмоциональной привязанности заставляет его искать наиболее подходящего партнера и устанавливать с ним прочные отношения.
Неудивительно, что большинство влюбленных не испытывают никакого желания вступать в сексуальные связи с кем-то еще. Таким образом, влюбленность избавляет человека от дальнейших метаний в поисках сексуального партнера и создает важнейшее условие для выживания потомства: относительно постоянные и прочные отношения между партнерами. Но как тогда объяснить, что страсть вспыхивает внезапно, как молния в ясном небе, прежде чем успеваешь убедиться в надежности возлюбленного? Элен Фишер предлагает свое объяснение: в давние времена, когда еще не существовало контор, различных обществ и ночных клубов, где можно было бы познакомиться с потенциальным партнером, способность молниеносно влюбляться давала человеку неоспоримые преимущества.
Люди жили небольшими группами на большом расстоянии одна от другой, с чужаками встречались лишь изредка, например у воды. Далее все развивалось очень быстро: любовь с первого взгляда, чтобы не упустить подходящего партнера; генетический тест посредством обоняния во время поцелуев; половой акт. И все это под воздействием «гормонального коктейля», достаточно крепкого, чтобы вырвать человека из привычного окружения и заставить его доверить свое будущее незнакомцу.
Что же дальше? «Пусть это прекрасное чувство продлится до конца моих дней - мечтает человек, точнее, кора его головного мозга. Но у гораздо более могущественной в делах сердечных лимбической системы совершенно иные намерения. Она предпочитает нормальные отношения и, чтобы пресечь все эти фантазии о вечном блаженстве, прибегает к помощи регулирующего механизма. Соответствующий регулятор прячется в скоплении нейронов, носящем имя Nucleus accmbens. Тесно связанный с лимбической системой, этот участок мозга отвечает за действенность «гормонального коктейля» из дофамина, эндорфинов и других веществ, а также за возникновение состояния эйфории.
Кора больших полушарий головного мозга фиксирует, какие именно стимулы сильнее всего воздействуют на это чувствительное образование. Вновь и вновь стремится к аналогичным переживаниям: к телесной близости с возлюбленным или хотя бы к возможности услышать его голос в телефонной трубке. Nucleus accmbens между тем пытается защититься, как-то противостоять постоянному стрессу - и его реакция на соответствующие сигналы постепенно ослабевает. Чем больше времени влюбленные проводят вместе, тем быстрее у них прекращается головокружение.
Если бы было доказано, что рассеивание дурмана происходит одновременно с обретением трезвого взгляда на возлюбленного, а возвращение в «нормальное» состояние автоматически открывает путь новой влюбленности, нас, как и Андре Бретона, охватил бы ужас: «Нет ничего бессердечнее, ничего мрачнее такого представления... Джульетта, которая продолжала бы жить после Ромео, перестала бы быть его Джульеттой!»
И все же в историях о страсти и романтических приключениях, о преодолении всех препятствий мы всегда надеемся на счастливый конец. И после удовлетворения любовной страсти мы стремимся обрести покой и безопасность, имеющие для нас отнюдь не меньшее значение, чем состояние «влюбленного помешательства».
Как считает психиатр Томас Льюис, автор «Общей теории любви» («Genaral Theory of Love») непременным условием прочной связи является прекращение любовного угара. «если человек постоянно пребывает в состоянии влюбленности, он точно так же, как и хронический пьяница, не может вести полноценную жизнь. Экстаз кидает людей в объятия друг друга, но только после того, как опьянение прошло, удается по-настоящему понять, что за человек рядом с вами».
После временного «помешательства» в головах у влюбленных происходит «синхронизация нервных систем», которые как бы сцепляются и в дальнейшем регулируют деятельность друг друга и эмоционально, и телесно. Тесты показывают, что при этом меняется даже восприятие человеком самого себя: любящие утрачивают ясное представление, какие качества кому из них принадлежат.
Мозг запрограммирован таким образом, что для физического и эмоционального равновесия человека любовь имеет решающее значение. Поэтому одиночество причиняет боль и страдание. Поэтому одиночество причиняет боль и страдания. И нередко люди соглашаются на отношения, делающие их несчастными, поясняет Томас Льюис. « Мозг словно взвешивает, что невыносимее: полное одиночество или одиночество вдвоем. Как голодный, не задумываясь, съест ящерицу, мы иногда подолгу поддерживаем неудовлетворительные сексуальные отношения».
При расставании рвутся и тонкие интуитивные связи, наладившиеся между партнерами, что нередко становится причиной бурной эмоциональной реакции - на этот раз со знаком «минус». Как наркоман, мучающийся от «ломки», не знает покоя, так и покинутый влюбленный не может спать, вновь и вновь набирает заветный телефонный номер, забрасывает возлюбленного письмами и беспрестанно надеется увидеть в толпе любимое лицо. Чтобы заглушить тоску, мозг изо всех сил ищет замену, которой может стать что угодно - новая связь, наркотики, алкоголь.
Разрыв с возлюбленным порой сказывается на всем организме человека в течение длительного времени. В своей книге «Любовь и выживание» («Love&Survival») Дин Орниш, обобщая опыт множества исследований, приходит к выводу, что вероятность преждевременной смерти у одиноких людей в три-пять раз выше, чем у тех, кто живет в семье или причастен к иным формам социальной жизни. «Мы не будем далеки от истины, - писал лауреат Нобелевской премии по литературе Сол Беллоу, - сказав, что разбитое сердце приводит к смерти гораздо чаще, чем ядерное излучение. Хотя по этому поводу и не бывает демонстраций протеста».
Инее Поссемайер
love@geo-online.ru