Показать сообщение отдельно
Старый 19.04.2005, 12:39   #2   
back 4 good
 
Аватар для vi0
 
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003

vi0 вне форума Не в сети
МОСКВА И МОСКВИЧИ.
Дмитрий Гайдук

--------------------------------------------------------------------------------


О москвичах обычно говорят много нелестного, и все это чистая правда. Но правда и другое: москвичей-то в Москве уже почти не осталось! Особенно в центре, где квартиры всегда дорогие были. Если сдавать квартиру в Москве, да еще и пенсию получать, то на эти деньги вполне можно прожить где-нибудь в ближнем Подмосковье, где и воздух чище, и жизнь дешевле. Так они и поступают, уступая место мухосранцам и усть-пердюйцам всех национальностей; и никто из них еще об этом не пожалел.

Зато приезжие ругают Москву и москвичей при всяком удобном случае. При этом они почти не замечают, как сами превращаются в москвичей, начинают противно "акать" и смотреть на провинциалов свысока. Через два-три года они уже молчаливо одобряют любые меры, направленные против иногородних; а лет через пять от них уже можно услышать сакраментальное "понаехали тут!".

Разумеется, в этом нет большой беды. Беда в другом: после Москвы уже нигде не устроишься, разве что за границей. Любая зарплата будет казаться вам слишком маленькой, любая работа будет слишком трудной, все ваши старые друзья станут нудными и неинтересными, а любой провинциальный начальник окажется слишком тупым, чтобы ему подчиняться. И это вовсе не потому, что в Москве большие зарплаты, легкие работы, интересные люди и умные начальники. Нет, и еще раз нет: здесь все то же, что и везде, но только это МОСКВА. Город, единственный в своем роде, который хорошо это знает и превосходно этим пользуется. Вне зависимости от того, кто его в данный момент населяет.

На нашем (все еще) советском пространстве такие культовые города можно пересчитать по пальцам: Питер, Одесса, Львов, Таллин, Рига, Баку, Тбилиси, Ереван, и еще, пожалуй, Ростов-на-Дону да Новосибирск. Все эти названия напоминают хорошо раскрученные торговые марки, которые пользуются спросом вне зависимости от качества товара. Но Москва - это не товар, она сама кого хочешь продаст и купит. Товар - это мы, и она скупает нас по дешевке а потом продает втридорога нам же самим.

1. ТРИ МОСКОВСКИХ ИСКУССТВА

Посулы и обещания - вот ее основная валюта. Первое, чему учится иногородний в Москве - это ОБЕЩАТЬ. Неважно, сделаешь ты или нет, неважно, будет ли тебе от этого хоть какая-то выгода - главное, пообещать так, чтобы тебе поверили. В маленьких городах люди, которые дают пустые обешания, быстро приобретают дурную репутацию. Но Москва - город большой, и тот, кто прообещался на Северо-Западе, всегда имеет шанс перебраться на Юг и начать все сначала.

Второе московское искусство - это умение НЕ ГОВОРИТЬ "ДА" И "НЕТ". Тот, кто владеет этим искусством, никогда не прообещается, и не будет бегать с Северо-Запада на Юг. Напротив: бегать будут те, кому он что-то пообещал, а он всегда сможет вежливо объяснить им, что они все не так поняли. И они устыдятся собственной глупости.

Не менее важно умение ИЗБЕГАТЬ КОНКРЕТИКИ, то есть действовать по формуле "максимум пропаганды, минимум информации". Пропагандировать при этом нужно самого себя или свою бригаду, а лишняя информация чужим людям ни к чему. Информация, между прочим, денег стоит; но и получив деньги, можно отделаться обещаниями.

Когда вы научитесь убедительно обещать, не говоря при этом "да" и "нет" и избегая лишней конкретики - считайте, что вы сдали первый московский экзамен. Весьма возможно, что вскоре вас зачислят в москвичи - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ В МОСКВЕ

Глядя из Усть-Пердюйска, все это, конечно, гадство, достойное многих нецензурных названий. Но мы их все опустим и посмотрим, как это называется в Москве.

Очень многие, должно быть, удивятся. Ведь москвичи действительно уважают все вышеперечисленные умения и искусства. Причем не только в себе, но и в других, что особенно странно. Но это только на первый взгляд.

Умение убедительно обещать называется здесь ОТЗЫВЧИВОСТЬЮ. Для примера возьмем такую ситуацию: некий москвич жалуется вам на свои проблемы и явно просит помощи. Вы соображаете, чем ему помочь, - а вот этого-то делать как раз и не надо! Сообразите лучше, что ему пообещать, чтобы у него отлегло от сердца. Он хорошо знает цену таким обещаниям, и назавтра о них не вспомнит. Если же он все-таки вам позвонит и напомнит, то вы всегда можете отмазаться. Отношения ваши от этого ничуть не испортятся.

И напротив: если вы что-то пообещаете и сделаете без напоминаний, то он почувствует себя обязанным, а это уже почти катастрофа! Обязанный москвич опаснее врага: от обязанностей он всегда бегает, и не исключено, что вскоре он будет бегать и от вас. Запомните: главное - вовремя отозваться. А делать или не делать, решайте потом.

(Конечно, речь здесь идет не о коммерчески-уголовных кругах, а об обычных москвичах. Бандиты и жулики часто ловят их "на слове" и начинают качать права и "включать счетчики". Но они люди невоспитанные, и подражать им не годится.)

Умение не говорить "да" и "нет" называется ВЕЖЛИВОСТЬЮ. Употребление этих ассертивных морфем считается дурным вкусом и признаком провинциального воспитания. Игра "кто первым скажет "да" распространена во всех слоях московского общества и среди всех возрастных групп. Происходит это так: в кругу беседующих идет будто бы обмен мнениями, все задают друг другу будто бы конкретные вопросы, но ловко избегают конкретных ответов. И вот вас, к примеру, спрашивают: "А вам нравится режиссер Виктюк (певица Земфира, водка "Гжелка", президент Ельцин и т.д.)?". Вы, не подумав, отвечаете "Да" (или "Нет"). Вот тут-то вы и проиграли! Далее, в зависимости от модели игры, все начнут либо с вами соглашаться, либо вас переубеждать, либо над вами смеяться - пока кто-нибудь другой не проштрафится и не вызовет огонь на себя.

Умение избегать конкретики и беседовать ни о чем в Москве обычно называют ДУШЕВНОСТЬЮ. А то и ДУХОВНОСТЬЮ - в зависимости от среды, в которой вы вращаетесь.

Вот такие они, москвичи: отзывчивые, вежливые и душевные. Правда, с первого раза этого не оценить. Поживите-ка в Москве годик-другой - глядишь, и сами такими станете. Тогда-то вы и начнете понимать, о чем они думают и о чем говорят говорят на самом деле.

3. ЭТИКЕТ МОСКОВСКОЙ БЕСЕДЫ: КЛЮЧЕВЫЕ И ЗАПРЕЩЕННЫЕ СЛОВА

Московский информационный рынок напоминает все прочие рынки этого славного города. В смысле, что на нем есть все-все-все - кроме того, что вам конкретно нужно в данный момент. Москва перегружена информацией, и москвичи привыкли слушать ее вполуха - как радио на кухне. Точно так же они смотрят телевизор, читают книжки и беседуют с приезжими. Они большие мастера выковыривать изюм из информационнных булочек, но сами булочки не представляют для них никакого интереса. Поэтому, беседуя с москвичом, очень важно узнать, что для него булочка, а что - изюм. Но кормить его изюмом до отвала - порочная политика. Изюм ведь продается в любом магазине, но спрос на него невелик, поскольку ковырять его из булочек - гораздо прикольнее.

Существенную помощь в этом деле оказывают КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Беседа всегда строится на них, вертится вокруг них и, в конечном счете, с произнесением правильных ключевых слов она тут же переходит на другой уровень. Ключевые слова - это фамилии, названия, цитаты, термины и вообще все то, о чем не знает орфографический словарь "WinWord'а". Реакция на произнесение правильных ключевых слов обычно говорит сама за себя.

Приведу пример из своей биографии. В беседе с одним московским литератором я использовал такие стандартные ключевые слова, как "Борхес", "Кортасар", "Мамлеев" и т.д., чем расположил его к себе, но отнюдь не заинтересовал. Когда же речь зашла о недавно выпущенном сборнике рассказов Майринка, я отметил, что перевод никуда не годится и объяснил, почему. В ответ литератор чрезвычайно оживился, потребовал более подробных объяснений и, наконец, познакомил меня с издателем этого сборника. Вскоре я получил у него работу.

Но правильное употребление ключевых слов - это только половина дела. Другая половина - это правильная реакция на ключевые слова, произнесенные москвичом. Здесь важно следить за его мимикой и интонациями, поскольку они говорят нам гораздо больше, чем сами слова.

Например: некий москвич в разговоре употребляет популярное ключевое слово "Пелевин". Интонация при этом слегка пренебрежительная, на лице - ироническая улыбка. Тем самым он приглашает вас к разговору о современной литературе, но дает понять, что Пелевин - это уже не модно. Классический ответ на этот маневр - парное ключевое слово "Сорокин", тематически увязанное с предыдущей репликой. Этот ответ хорош тем, что он стандартен и никого ни к чему не обязывает. Иногда неплохо закосить под простого и спросить "А кто такой Пелевин?". Вам охотно объяснят. Но ни в коем случае нельзя с ходу выкладывать, что вы думаете по поводу этого автора. Во-первых, это НЕВЕЖЛИВО (см. предыдущую главу); во-вторых, москвич мог просто не читать Пелевина, и после вашего высказывания почувствует себя неловко.

Но что же делать, если вы и в самом деле не знаете, кто такой Пелевин? Очень просто: достать и прочесть. Или хотя бы послушать, что о нем говорят. И точно так же надо поступать с любым незнакомом ключевым словом, возникающим в обиходе людей, с которыми вы общаетесь. Иначе вам не о чем будет говорить с москвичами.

В роли ключевых слов могут выступать также:

- кассета, играющая в автомобиле (если вы ее опознали);

- картина или плакат на стене;

- дизайн компьютерных обоев;

- книги и кассеты на полке;

- нашивки и татуировки;

- разные стильные шмотки и цацки

и вообще все, что выпирает за пределы обыденности.

Еще одна особенность московской беседы - ЗАПРЕЩЕННЫЕ СЛОВА. В любом кругу есть темы, говорить о которых не принято. Например, в некоторых кругах упоминание любой литературной фамилии тут же переводит вас в рязряд чужаков. О писателях здесь принято говорить описательно: ну, этот, который... (и далее упоминание самого попсового рекламного штампа). Поэтому следите, о чем говорят ваши московские друзья, и старайтесь не говорить лишнего.

Но тут стоит отметить, что не все запрещенные слова запрещены на самом деле. Некоторые запретные темы позволено обсуждать лишь на достаточно близком уровне общения. Впрочем, это есть и у нас: возьмем, к примеру, классический вопрос "матюкаться или не матюкаться". Иногда общение входит в такую фазу, что не матюкаться уже неприлично. Точно так же бывает и с той же литературой, поэзией, альтернативной музыкой и т.д.

Дело в том, что любой москвич стремится не выходить за пределы своего круга. Отсюда явление, хорошо описанное Станиславом Лецем: "диалог двух полуинтеллигентов равен монологу четвертьинтеллигента". В компании принято говорить о водке, бабах и машинах - вот все и говорят об этой ерунде; а сойдешься с ними поближе, пообщаешься поодиночке - глядишь, а люди-то совсем другие, и интересы-то у них духовные! Двойной, а то и тройной стандарт общения - норма для Москвы, и соблюдение его обязательно для всех.

Можно, конечно, его и нарушить. Я пробовал, и не раз. Но ничего хорошего из этого не вышло. Потому и вам не советую.

4. ЭТИКЕТ МОСКОВСКОГО ОБЩЕНИЯ: СТАТУСЫ И МАСКИ

Право нарушать, изменять и расширять стандарт общения - это исключительное право лидера. При этом он лидер может действовать лишь в ограниченных пределах, иначе он перестает быть лидером. Если же это пытается сделать человек пришлый и неавторитетный, он автоматически переходит в разряд "чудаков" и рискует остаться там на всю жизнь.

Московское общение вообще очень иерархично. В хорошо притершейся компании статусы и маски давно распределены, и каждый говорит и делает то, чего от него ожидают. Всякий новый человек грозит разрушить сложившуюся иерархию, поэтому к нему относятся очень настороженно. Но без перемен любая компания скисает, и поэтому новичков иногда принимают в игру - если они играют по правилам.

Для приезжих и новопришедших существует особый статус, который называется "понаехали тут". Маска, соответствующая этому статусу - широкая улыбка, простецкий разговор, готовность к любой работе, нетребовательность и необидчивость.

Если вы успешно дебютировали в роли "понаехали-тута", постарайтесь монополизировать тот участок деятельности (или общения), в котором вы наиболее сведущи. Неважно, что это будет - анекдоты, видеофильмы, устройство автомобилей или компьютеров; важно, что вы знаете и делаете это лучше всех. Как только вы почувствуете, что без вас уже не обойдутся - пора перестать бегать за пивом и сменить маску. Следующий статус будет называться "ценный специалист". Здесь уже можно улыбаться поменьше, говорить постоличнее, требовать побольше и вообще быть поразборчивее. Но не перегибайте палку: это еще не тот статус, в котором можно требовать всего и сразу.

Если авторитеты начали обращаться к вам за советом и выказывать всяческие знаки внимания - значит, вы уже созрели для роли "авторитетного консультанта". В этом статусе уже можно понемногу выходить за рамки той области, которую вы монополизировали, тем более, что вы уже знаете почти все ключевые слова. Не обращайте вннимания на нижестоящих, старайтесь вписаться повыше. Статус "авторитетного консультанта" позволяет вам понемногу перетаскивать в Москву своих родственников и земляков. Воспользуйтесь эти незамедлительно, но будьте поскромнее.

Если авторитеты начинают приглашать вас на свои семейные торжества или посиделки в узком кругу - знайте, что вам присвоен статус "близкого друга". Здесь требуется особая осторожность, поскольку один неверный шаг способен перечеркнуть все. Вспомните, чем вы славились в роли "понаехали-тута" и отыграйте это на другом уровне, т.е. без лишней провинциальности. На этой стадии вам будет прозволено вводить в круг общения своих людей; но и здесь нельзя забывать о скромности и осторожности.

Далее у вас есть выбор: становиться авторитетом или продолжать действовать на вторых ролях. Помните, что в Москве (впрочем, как и везде) первые меняются чаще, чем вторые. Поэтому не высовывайтесь без крайней нужды, и не дай вам Бог подсидеть главного! Лучше действовать его руками, тем более, что он и сам охотно предоставит вам такую возможность.

5. ЧТО ОНИ О НАС ДУМАЮТ

Путь, который я описал, проторен и накатан тысячами наших соотечественников. Конечно же, москвичи не слепые и тоже хорошо знают все эти маневры. Но у них есть один плюс: они очень ленивы и всегда идут навстречу человеку, который сделает что-то за них.

Впрочем, благодарности от них ждать не приходится, а приходится ставить их в такие условия, когда они уже не отделаются простой "спасибой". Иначе они тут же забудут о вас и найдут себе другого помощника. Тем более, что понаехало их много, и выбрать есть из кого.

Наука эта сложна предельно, и в двух словах ее не опишешь. Постигается она только на практике, методом проб и ошибок. Но нужно сказать, что выходцы с Украины постигают ее очень успешно, за что и получают от москвичей целый ряд нелестных характеристик.

Прежде всего, хохлы ХИТРЫЕ. Хохол "в любую жопу без мыла влезет", т где хохол прошел, там армяну делать нечего. Кстати, всех наших тут называют только хохлами, причем безо всякой задней мысли. Ни один москвич не способен правильно выговорить слово "украинец", так что будьте готовы.

Кроме того, хохлы ЖАДНЫЕ. "Хохла на пиво не разведешь, не то что на водку". Впрочем, тут нужно объяснить, что "жадностью" в Москве называется скупость; а если человек жаден до чужого добра, то это не жадность, а вполне нормальное человеческое свойство.

Вестись на разговоры о "жадности" - самая проигрышная политика. Если москвич развел вас на бутылку пива, он будет гордится собой, а вас даже не поблагодарит. Любые пожертвования и подарки воспринимаются здесь как нечто само собой разумеющееся; их замечают лишь в том случае, если они отсутствуют. При этом сами москвичи отнюдь не блещут щедростью и ужасно жадны до всякой халявы.

Но продолжим о хохлах - хитрых и жадных существах, заполонивших Москву. У них есть лишь два достоинства - они РАБОТЯЩИЕ и СМИРНЫЕ. За это их и терпят
  Ответить с цитированием