Когда мне было 16 лет, я выклянчила себе пса. Хотела бультерьера (разумеется, тогда было как раз модно), но мать сказала, что только через ее труп, и остановилась я на добермане. Как раз тогда прочла книжку про добера Айка "Воспитай себе друга" и поняла, что это моё.
Кстати, при покупке щенка (cyки) выяснилось, что пресловутый Айк был ее прадедушкой -- счастья было немерено

.
Обломился мне самый приличный щенок из помета - видимо, заводчикам было не все равно, кому она достанется, а семья у меня тоже вполне приличная, да и я девушка была ответственная. Сyчкa была крепенькая, веселая, прожорливая, агрессивная, ласковая, игривая, и, как впоследствии оказалось, очень умная... Назвали Астис, сокращенно Аська.
(Так вот, я это все к тому, что мне нравятся доберманы, но достался мне очень хороший экземпляр, а брехливые кривоногие невменяемые ублюдки, в изобилии шарящиеся по соседним дворам, мастдай.)
Что касается ума - добер, безусловно, очень умная собака. Другое дело, что она до того подвижная, что так сразу и не скажешь

. Имеет также значение тот фактор, что собака очень сильная, у нее специфическая атака, и надо обламывать агрессия против себя, любимого, на корню: а иначе на шею сядет, как и любой крупный пес. Причем раньше года дрессировать добермана бесполезно: резвится и ничего понимать не желает. С Аськой я занималась ОКД с 1,3 -- а овчарки на площадке были и полугодовалые. При этом она сдала экзамены на 199 из 200 и до смерти своей (в возрасте 9 лет) ни одной не забыла, хотя потом я их и не повторяла почти.
Что касается темперамента, из-за которого доберов считают "истеричными". Это просто холерик. Я тоже холерик, и у меня с собакой никаких проблем не было: мы вместе носились, вместе играли, вместе развлекались и прекрасно себя чувствовали. То, что периодически Аська начинала от переизбытка радости брехать, прекращалось на раз: достаточно было остановить игру и приказать ей сесть со строгим видом. Хочешь играть -- играй молча

.
Про охранные качества. Аська твердо знала, когда тренировка, когда реальная жизнь, а когда опасность. На тренировках она работала самозабвенно: регулярно гоняла инструктора кругами (дядька был со стажем, но у него реакции иногда не хватало, скорость у добера бешеная). В быту ей можно было обораться "фас" и "взять его", особенно, когда орали чужие -- пес точно знал, когда его подначивают, и имел всех в виду. Однако, была пара таких случаев. Однажды Аське приспичило на ночь глядя на двор (зима, часов 11 вечера, фонари побили). Пока Аська носилась по кустам, какой-то пьяный решил ко мне попристать. Я ей свистнула и что-то заверещала (сильно перепугавшись), а следом за тем Аська вылетела из кустов и оборвала ему рукава. Просто прыгала с руки на руку. Мужик был не настолько пьян, чтобы не сообразить, что лучше тихо постоять. Я смылась, и Аська следом убежала.
Второй раз какой-то полузнакомый обормот стал докапываться (я с подругой была, у той тоже собака). Аська тихо-мирно паслась неподалеку, пока тот не замахнулся на меня бутылкой. После чего она подошла и распустила ему джинсы на заднице. Самого не поранила, но джины изорвала.
Короче, эта собака сама решала, когда надо ввязываться в конфликт.
Дома же была -- кошка кошкой. Даже мурлыкать умела. Ласковая -- со своими -- до неприличия. Опять же, сама решала, кто ей нравится, кто нет. Моего будущего мужа признала сразу и начинала веселиться за минуту до его звонка в дверь, а одного "друга семьи" так и не терпела: сидела в углу и стоило ему пошевелиться, рычала...
Умерла в 9 лет, 1 месяц -- от рака, как нам сказали. В семье траур был.