Старый 23.08.2006, 17:49   #1   
Озорник
 
Аватар для Солнечный Заяц
 
Сообщений: 34
Регистрация: 23.08.2006

Солнечный Заяц вне форума Не в сети
Так говорил Иисус?

Цитата:
Сообщение от Антон Ю.Б.
"Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной." (Матф.5:21,22)
Антон, а правда, что до 5 века н.э. слова "напрасно" в тексте Евангелия не было?
  Ответить с цитированием
Старый 23.08.2006, 18:55   #2   
дидаскал
 
Аватар для поп Сергий
 
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006

поп Сергий вне форума Не в сети
В большинстве древних рукописей этого слова действительно нет. Появилось ли оно в V веке или раньше - не знаю, такие сведения искать надо. По крайней мере блаженный Иероним Стридонский и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в самом начале V века, а может быть, и в конце IV-го, знали оба варианта текста - со словом "напрасно" и без него (цитаты из их произведений ниже). Другой вопрос - откуда взялось это слово, если его раньше не было. Наверное, все же имелся какой-то древний список Евангелия, который не сохранился, со словом "напрасно".

Вот что пишет св. Иероним:
Цитата:
Что всякий, гневающийся на брата своего, будет ответствен пред судом. — В некоторых кодексах прибавляется: без причины. В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: Гневающийся на брата своего. В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас, то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: без причины должно уничтожить, ибо гнев человека [хотя бы по причине] не творит правды Божией.
А вот что - св. Иоанн Кассиан:
Цитата:
Следует знать, что в некоторых экземплярах читается: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф 5, 22). Здесь слово напрасно — лишнее, без причины прибавлено теми, которые не думали, что нужно подавлять гнев, возбуждающийся и по справедливым причинам. Между тем даже тот, кто рассердился без основания, не станет говорить, что он разгневался без причины. Поэтому видно, что слово прибавлено теми, которые не поняли намерения Св. Писания, желающего всячески истребить корень гнева и не оставить никакого повода к негодованию. Ибо цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться. Хотя некоторые, как я знаю, это выражение напрасно или без причины толкуют так, что будто без причины гневается тот, кому непозволительно желать мщения тому, на кого рассердился; однако лучше держаться того, как написано во многих новых и всех древних экземплярах.
Но вот к произведению св. Иоанна имеется примечание, только, жаль, не знаю чье:
Цитата:
Этому не противоречит, если кто иногда без греха рассердится на другого или назовет дураком. Ибо здесь не запрещаются первые движения гнева, которые и не в нашей власти, но запрещается гнев обдуманный, сильный, за которым следует согласие. Не запрещается гнев и такой, когда гневается кто или оскорбляется пороком человека, к внушению чего, по мнению некоторых, и сказано: кто гневается на брата своего, т. е. не на порок, а на человека, которого надо, поскольку он брат, по-братски любить. Потому блаженный Августин говорит: надо смотреть, что означает гневаться на брата своего; ибо кто гневается на грех брата, не на брата сердится. Гневаться на брата, чтобы исправился, этого никто здравомыслящий не будет порицать. Ибо такой гнев, происходящий от расположения к добру и от святой любви, нельзя назвать пороком, когда следует здравому разуму.
Замечу, что блаженный Августин тоже жил в IV-V веках, так что здесь нельзя сказать, что позднейшие христиане тут понапридумывали и исказили изначальное учение.

В переводе Нового Завета еп. Кассиана, сделанном в середине XX века (этот перевод сейчас многие используют - например, Ваш покорный слуга), слова "напрасно" в этом стихе нет.
  Ответить с цитированием
Старый 23.08.2006, 19:13   #3   
дидаскал
 
Аватар для поп Сергий
 
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006

поп Сергий вне форума Не в сети
Кстати еще:

И пришли опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить? но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая (Марк 3).

А вот еще:

Цитата:
К преп. Пимену Великому однажды подошли ученики и спросили: В Евангелии есть слова, запрещающие "гневаться на брата своего всуе". Не значит ли это, что возможен некий праведный гнев? И как узнать — когда гнев бывает "напрасным", "всуе", а когда это движение души оказывается должным? Преподобный Пимен ответил: всуе гневаешься за всякое лихоимство — даже если бы кто выколол у тебя правый глаз. Если же кто старается удалить тебя от Бога — на такового гневайся.
(Эту историю цитирую по Кураеву, источника не нашел)

Так что вопрос чуть тоньше, чем может показаться.
  Ответить с цитированием
Старый 23.08.2006, 20:21   #4   
Озорник
 
Аватар для Солнечный Заяц
 
Сообщений: 34
Регистрация: 23.08.2006

Солнечный Заяц вне форума Не в сети
После такого всестороннего и исчерпывающего ответа отпадают все сомнения в непорочности Христа. Однако, читая посты некого Арчибольда, приведенные в местной свалке, и цитаты какого-то О-Шо (китайца, судя по фамилии) поневоле продолжаешь озадачиваться разными неувязками. Например: какие еще свидетельства имеет Иисус о том, что он мессия, кроме его собственных утверждений? Что есть у христиан для доказательства того, что Иисус - мессия? Потому что так написано в Новом Завете... А Новый Завет - не что иное, как утверждения этого человека. Они (свидетельства) истинны, потому что исходят от мессии, а он мессия, потому что так написано в истинной книге. Так?
  Ответить с цитированием
Старый 25.08.2006, 22:05   #5   
Форумец
 
Аватар для Молоток
 
Сообщений: 4,734
Регистрация: 26.05.2006

Молоток вне форума Не в сети
Не пойму я, что непонятного в призыве «Не гневайся»? Понятно же, что гнев является сильной эмоцией отключающей здравый смысл. Даже у древних греков было нечто типа – «Сатурн, ты сердишься, значит, ты не прав».
Так что признание гнева неприемлемым состоянием (грехом) избавит от многих, пока не видных и неочевидных, негативных последствий.
Не гневайтесь.
  Ответить с цитированием
Старый 25.08.2006, 22:26   #6   
дидаскал
 
Аватар для поп Сергий
 
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006

поп Сергий вне форума Не в сети
Молоток, вот именно это - "гнев является сильной эмоцией отключающей здравый смысл" - как раз и не очевидно. Нет, то есть, Вы написали все хорошо, - но у слова "гнев" в разных языках, культурах и терминологических системах смысл может быть маленько разный.

А насчет "не гневаться" - это-то, конечно, так
  Ответить с цитированием
Старый 26.08.2006, 09:23   #7   
Форумец
 
Аватар для Молоток
 
Сообщений: 4,734
Регистрация: 26.05.2006

Молоток вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от поп Сергий
но у слова "гнев" в разных языках, культурах и терминологических системах смысл может быть маленько разный.
Расскажите об этом, пожалуста.
  Ответить с цитированием
Старый 26.08.2006, 10:39   #8   
дидаскал
 
Аватар для поп Сергий
 
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006

поп Сергий вне форума Не в сети
Молоток, задача для меня непосильная. Я не специалист. Поэтому скажу немного.

Во-первых, если сравнивать, что означали слова, переводимые нами как "гнев", у древних греков и в Ветхом Завете, то окажутся разные значения - они не могут быть одинаковыми, потому что антропология древних греков и древних евреев была принципиально разной (а у греков к тому же и существенно менялась, говорят). Но конкретно по этому вопросу я ничего не знаю.

Дальше: у нас есть текст Нового Завета, в котором слово "гнев" есть. И там опять надо смотреть - какие слова употребляются в оригинале, откуда они берутся и т.д.

Дальше у нас есть богословская и аскетическая христианская традиция (которая, кстати, опирается и на ветхозаветное, и на древнегрекофилософское наследие). Грубо говоря, здесь есть два значения слова "гнев" - во-1), гнев как страсть, один из смертных грехов, а во-2), некоторая естественная способность человеческой природы. Вот примеры:

«Гнев есть волнение околосердечной крови, происходящее вследствие испарения (выделения) или возмущения желчи; потому он и называется "холе" и "холос". Иногда же гнев есть желание взаимного мщения. Так, будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы раздражаемся, и тогда происходит состояние ("пафос"), смешанное из пожелания и гнева.
Видов гнева три: вспыльчивость ("орге"), которая называется также "холе" и "холос", злоба ("менис") и ненависть ("котос"). Гнев, имеющий начало и сопровождающийся движением, называется вспыльчивостью, а также — "холе" и "холос". Злоба же — гнев застарелый; он назван "менис" от слова "менин" (оставаться) и потому, что он передается памяти. Ненависть есть гнев, выжидающий удобного случая для отмщения (...).
Гнев есть слуга (спутник) разума: так, всякий раз, когда последний сочтет (что-либо) случившееся достойным негодования, тотчас наступает гнев, если, конечно, сохраняют свое положение сообразно с природой.» (Немесий Эмесский. О природе человека)

«Уму по естеству свойствен гнев на страсти. Без гнева и чистоты не бывает в человеке, - если то есть не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом. Хотящий придти в этот естественный уму гнев отсекает все свои хотения, пока не поставит себя в состояние, характеризуемое умом (умное, духовное состояние, в котором душа и тело подчинены во всем духу).» (Авва Исаия отшельник. О хранении ума)

Ну и в современном словоупотреблении можно выделить "бытовое" значение етого слова, и как-то наверняка по-своему пользуются им психологи.
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind