Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Гнев, напрасный и ненапрасный |
|
Опции темы |
23.08.2006, 17:49 | #1 | |
Озорник
Сообщений: 34
Регистрация: 23.08.2006
Не в сети |
Так говорил Иисус?
Цитата:
|
|
23.08.2006, 18:55 | #2 | |||
дидаскал
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
В большинстве древних рукописей этого слова действительно нет. Появилось ли оно в V веке или раньше - не знаю, такие сведения искать надо. По крайней мере блаженный Иероним Стридонский и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в самом начале V века, а может быть, и в конце IV-го, знали оба варианта текста - со словом "напрасно" и без него (цитаты из их произведений ниже). Другой вопрос - откуда взялось это слово, если его раньше не было. Наверное, все же имелся какой-то древний список Евангелия, который не сохранился, со словом "напрасно".
Вот что пишет св. Иероним: Цитата:
Цитата:
Цитата:
В переводе Нового Завета еп. Кассиана, сделанном в середине XX века (этот перевод сейчас многие используют - например, Ваш покорный слуга), слова "напрасно" в этом стихе нет. |
|||
23.08.2006, 19:13 | #3 | |
дидаскал
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Кстати еще:
И пришли опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить? но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая (Марк 3). А вот еще: Цитата:
Так что вопрос чуть тоньше, чем может показаться. |
|
23.08.2006, 20:21 | #4 |
Озорник
Сообщений: 34
Регистрация: 23.08.2006
Не в сети |
После такого всестороннего и исчерпывающего ответа отпадают все сомнения в непорочности Христа. Однако, читая посты некого Арчибольда, приведенные в местной свалке, и цитаты какого-то О-Шо (китайца, судя по фамилии) поневоле продолжаешь озадачиваться разными неувязками. Например: какие еще свидетельства имеет Иисус о том, что он мессия, кроме его собственных утверждений? Что есть у христиан для доказательства того, что Иисус - мессия? Потому что так написано в Новом Завете... А Новый Завет - не что иное, как утверждения этого человека. Они (свидетельства) истинны, потому что исходят от мессии, а он мессия, потому что так написано в истинной книге. Так?
|
25.08.2006, 22:05 | #5 |
Форумец
Сообщений: 4,734
Регистрация: 26.05.2006
Не в сети |
Не пойму я, что непонятного в призыве «Не гневайся»? Понятно же, что гнев является сильной эмоцией отключающей здравый смысл. Даже у древних греков было нечто типа – «Сатурн, ты сердишься, значит, ты не прав».
Так что признание гнева неприемлемым состоянием (грехом) избавит от многих, пока не видных и неочевидных, негативных последствий. Не гневайтесь. |
25.08.2006, 22:26 | #6 |
дидаскал
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Молоток, вот именно это - "гнев является сильной эмоцией отключающей здравый смысл" - как раз и не очевидно. Нет, то есть, Вы написали все хорошо, - но у слова "гнев" в разных языках, культурах и терминологических системах смысл может быть маленько разный.
А насчет "не гневаться" - это-то, конечно, так |
26.08.2006, 10:39 | #8 |
дидаскал
Сообщений: 284
Регистрация: 03.08.2006
Не в сети |
Молоток, задача для меня непосильная. Я не специалист. Поэтому скажу немного.
Во-первых, если сравнивать, что означали слова, переводимые нами как "гнев", у древних греков и в Ветхом Завете, то окажутся разные значения - они не могут быть одинаковыми, потому что антропология древних греков и древних евреев была принципиально разной (а у греков к тому же и существенно менялась, говорят). Но конкретно по этому вопросу я ничего не знаю. Дальше: у нас есть текст Нового Завета, в котором слово "гнев" есть. И там опять надо смотреть - какие слова употребляются в оригинале, откуда они берутся и т.д. Дальше у нас есть богословская и аскетическая христианская традиция (которая, кстати, опирается и на ветхозаветное, и на древнегрекофилософское наследие). Грубо говоря, здесь есть два значения слова "гнев" - во-1), гнев как страсть, один из смертных грехов, а во-2), некоторая естественная способность человеческой природы. Вот примеры: «Гнев есть волнение околосердечной крови, происходящее вследствие испарения (выделения) или возмущения желчи; потому он и называется "холе" и "холос". Иногда же гнев есть желание взаимного мщения. Так, будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы раздражаемся, и тогда происходит состояние ("пафос"), смешанное из пожелания и гнева. Видов гнева три: вспыльчивость ("орге"), которая называется также "холе" и "холос", злоба ("менис") и ненависть ("котос"). Гнев, имеющий начало и сопровождающийся движением, называется вспыльчивостью, а также — "холе" и "холос". Злоба же — гнев застарелый; он назван "менис" от слова "менин" (оставаться) и потому, что он передается памяти. Ненависть есть гнев, выжидающий удобного случая для отмщения (...). Гнев есть слуга (спутник) разума: так, всякий раз, когда последний сочтет (что-либо) случившееся достойным негодования, тотчас наступает гнев, если, конечно, сохраняют свое положение сообразно с природой.» (Немесий Эмесский. О природе человека) «Уму по естеству свойствен гнев на страсти. Без гнева и чистоты не бывает в человеке, - если то есть не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом. Хотящий придти в этот естественный уму гнев отсекает все свои хотения, пока не поставит себя в состояние, характеризуемое умом (умное, духовное состояние, в котором душа и тело подчинены во всем духу).» (Авва Исаия отшельник. О хранении ума) Ну и в современном словоупотреблении можно выделить "бытовое" значение етого слова, и как-то наверняка по-своему пользуются им психологи. |