Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Судьба и свободная воля выбора человека. |
|
|
Опции темы |
18.12.2006, 12:24 | #31 |
Форумец
Сообщений: 5,601
Регистрация: 05.04.2006
Возраст: 41
Не в сети |
Anechka83, как-то очень пессимистично...Если заранее настраивать себя на препятствия и ошибки, может появиться страх. Не лучше ли изменить свое отношение ? Жизнь -ИГРА и смысл ее в том, чтобы пройти через (само)ограничения к свободе. Сила духа в том и заключается, чтобы смотреть на все жизненные трудности, как на развлечение. Я не отрицаю боль, смысл в том, чтобы не застревать в ней надолго.
|
18.12.2006, 13:37 | #32 |
Форумец
Сообщений: 89
Регистрация: 27.07.2006
Не в сети |
Mikka, ну что ты. Для меня жизнь - чудо, полное неожиданностей. И я ее люблю безумно, хотя одно время, признаюсь, в этом оч засомневалась и написала про это целый пост. Хотя не сказала бы что "иду по жизни, смеясь". Не могу к некоторым вещам относиться как к игре. Например мои чувства к одному молодому человеку оч даже реальные
|
19.12.2006, 22:37 | #34 | |||
Iron Mask
Сообщений: 6,043
Регистрация: 13.10.2006
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
20.12.2006, 00:16 | #35 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
RDman, я не знаю как Вам получше ответить, но давайте все же попробую хоть как-то. Начнем с того, что, когда мы говорим о логике в осмыслении многих моментов нашей веры, то стоит понимать, что логики бывают разными. Если считать логикой аристотелеву логику и жестко вести причинно-следственные цепочки от привлекших наше внимание фрагментов Писания, то цепочки эти нас нередко уведут незнамо куда (собственно многие ереси именно так и возникали в свое время и нередко были очень логичны), но есть еще логика дополнительности, которая изначально предполагает использование двух несводимых к друг другу языков для описания одной и той же реальности. Классическим примером такой логики в православном богословии является догмат о Троице - мы говорим о Едином Боге в трех Лицах, на разных языках подчеркивая свое, но настаиваем, что речь идет об одной и той же реальности. И здесь нет именно нелогичности или ошибки в смысле аристотелевской логики, потому что дополняют друг друга высказывания на разных языках, а не противоречат друг другу высказывания на одном языке. У логики дополнительности исторически особый статус в православном богословии, поскольку в имплицитном виде это основной стиль для выражения важных вещей еще в ветхозаветных текстах. Несколько линий образов (которые тоже надо научиться понимать культурно) могут раскрывать нам то, что невозможно выразить на каком-то одном языке, в одной понятийной системе.
И другим направлением применения логики дополнительности будет тот спектр вопросов, что связан с тем, что с одной стороны - в Боге нет изменения, Бог вне времени и пространства, а с другой стороны - Бог участвует именно в нашей истории. Соответственно, важно понять - что и на каком из языков надо выразить, и выразить это надо точно. В первую очередь надо поосторожней с тем, что мы говорим о всеведении Бога. Это никак не предвидение. Совершенно нельзя говорить, что Бог заранее все знает (в близких буквально фразах ВЗ надо как раз видеть тот образ, что надо уметь культурно понимать), потому что никакого "заранее" в отношении Его знания нет. Бог совершенно внеположен времени, наше сейчас и наше завтра Он видит и знает сразу, но не одновременно, не предвременно, а вневременно. И когда с другой стороны мы говорим о свободном выборе человека, то наше основное недоумение, наше эмоциональное противление представлению о всеведении Бога имеет форму "как я могу свободно совершать свой выбор, если кто-то о его результате уже знает?" И вот ошибка в логике дополнительности заключается здесь в том, что всеведение Бога на "языке вневременности" мы пытаемся выразить на том языке, которым мы выражаем наши действия в истории. Здесь это будет слово "уже" - Бог знает не "уже", не "заранее", а "вообще". И если на всех языках все выразить корректно, то нельзя сказать, что мы начинаем понимать то, о чем говорим, в привычном для нас смысле понимания. Мы просто отсекаем неверные понимания и ограничиваем в языке не невыразимое, но возможность разговора о невыразимом. Другой вопрос, что это невыразимое доступно не пониманию, но опыту. Именно этот опыт открывает человеку Православие. |
20.12.2006, 01:51 | #36 | ||
Iron Mask
Сообщений: 6,043
Регистрация: 13.10.2006
Не в сети |
Антон Ю.Б., думаю Вы правы. Мы исходим (точнее я исхожу) из того, что мы движемся по "линейке времени". Вчера (прошлое) - Сегодня (настоящее) - Завтра (будущее)... Так и мыслим...
Цитата:
Цитата:
|
||
20.12.2006, 12:24 | #37 |
студия
Сообщений: 4,504
Регистрация: 15.10.2002
Возраст: 47
Не в сети |
Про "предопределенность" был неплохой образ у Льюиса в пресловутом "Великом разводе". В самом конце.
Кстати, в свое время протестанты из этой идеи (пред-спасения) вывели массу бредовых (на мой взгляд, ест-но) допущений... |
21.12.2006, 16:04 | #38 |
Форумец
Сообщений: 239
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 47
Не в сети |
Мне думается, что Бог знает все последствия нашей деятельности и наших мыслей. Сами же напраления того и другого мы выбираем сами и этот момент выбора является свободным. Бог же видит, как пойдут дела дальше, как это повлияет на нас и на других и чем все это закончится. В то же время, зная нас самих так, как мы не знаем себя, Бог предвидит каков может быть наш выбор в той или иной ситуации, но, как мне думается, это вовсе не означает для нас, что судьба наша предопределена. Зная своего ребенка я почти уверен, что когда предложу ему кофетку, он не откажется. Но это вовсе не означает, что ребенок неволен отказаться от конфетки.
|