Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Исаак Сирин. |
|
Опции темы |
08.12.2005, 18:54 | #1 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх, я понял, что это был вопрос и цитатность здесь - это просто ответ на вопрос словами самого вопроса. Если Предание придерживается слов "страх Божий" и не боится, что истинное содержание будет затенено ассоциациями понимания обычного страха, то на это есть основания.
Цитата:
Покаяние - это видение недолжности и уход от нее. Видение недолжности производит в душе что-то, как и всякое видение. Видение красоты вдохновляет, видение мерзости - отвращает и будит в падшей природе то истинное ее движение, что влечет ее от бездны к свету. То есть здесь речь идет не о логическом решении идти куда-то на основании оценки, а о природной реакции, рожденной душевным видением. В каком-то смысле разум здесь ни при чем - он может только подвести нас туда, где душа что-то увидит, но не дает ей этого видения и даже не сподвигает ее к нему. И как резкое, досознательное видение обычной природой опасности страхом влечет ее к бегству, так и видение человеком своего истинного состояния в стремлении к Богу влечет его вне сознания, или более чем сознанием - всем существом от этой недолжности к Богу. Именно страх Божий связывает две составляющие покаяния. Почему же слово "страх" здесь неуместно - неужели только потому, что в обычном природном страхе есть еще и такое его проявление как оцепенение? Но этот страх еще не окрыляет - это не озарение ни в каком понимании последнего слова. Просто ежели в уклонении от недолжного человек навыкает, то он приобретает опыт света к которому стремится, но это не опыт абстрактных состояний, а опыт Богообщения, опыт личного общения. И боязнь нарушить его, страх как трепет - это уже второй вид страха Божия. Но и здесь слово "страх" вполне уместно, как страх нарушить, умалить общение. Можно ли этот страх сравнивать с каим-то озарением? Наверное можно, но я же не знаю, что для тебя озарение. Надо ли это делать? Наверное нет, потому что первый вид страх тоже никогда никуда не уходит (более того - его продолжающееся наличие - признак духовного здоровья, другой вопрос - в каком виде и на каком месте). Может быть, как у Честертона, когда он после объяснения сообщил невесте: «Чувство собственной ничтожности захлестывает меня, я пляшу и пою»? Мне кажется, что это нормальный пример. И если говорить только об озарении, то мы теряем из виду первый род страха, теряем из виду покаяние. А они то здесь теряться не должны. ______________ И поэтому, Тарх, страх Божий - это не естественное состояние для человека в падшем мире. Его естественное состояние - это страх, а страху Божьему учиться надо и в каком-то смысле стяжать его, то есть получить его и получать всякий раз. Страх Божий второго рода - наверное, это естественное состояние человека до грехопадения, но результат грехопадения до конца не преодолевается ни в каком человеке, и потому никогда не устраняется страх первого рода. Повторю - вопрос в их соотношении и месте. ______________ Я продолжаю настаивать на традиционной терминологии. |
|
09.12.2005, 08:52 | #2 | |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Цитата:
TAPX, ты же это цитировал только что! Уже забыл? Будьте повнимательнее, а то мы так далеко зайдем... |
|
09.12.2005, 09:19 | #3 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх, откуда это утверждение, что страх идет от разума, откуда это утверждение, что дети не испытывают страха? По моим словам следует, что обычный страх свойственен душе падшего человека, а вовсе не Божий - ты как вообще читаешь?
Тарх, у тебя есть набор таких вот дорогих тебе "практических" максим типа "если есть страх чего-то потерять, это практически наверняка будет потеряно, и потому испытывать этот страх не есть рационально" и т.д. Ты до поры пвтаешься говорить не скатываясь к ним, но потом просто срыываешься без всяких объяснений. Я тебе сказал по пунктам - 1. Обычный страх - естественное состояние души падшего человека. Твое противление этому - произвольные тезисы, что страх - от разума и детям не свойственен. Я полагаю, что за исключением тебя, опыт всем подсказывает обратное. Так что тебе надо бы этот пункт обосновать более подробно. Я же добавлю, что страх возникает в падшей природе как оборотная сторона приобретения ею смертности (уточню, что под последствиями грехопадения все мы и даже в самом святом человеке они до конца неустранимы). 2. Волею направленная душа, получившая опыт видения своей недолжности рождает природную (то есть по сути - не личностную) реакцию, которая доразумна и имеет по сути смежную, сходную с обычным страхом природу, что и дает основания для словосочетания страх Божий. Этот первый страх - как и обычный страх является двигателем "от". 3. Навыкающая в этом страхе душа укрепляется и в опыте приобретения того, что за уклонением недолжного приобретается. Приобретается же опыт личного общения с Богом. Личное общение отличается от абстрактных состояний возможностью сказать "ты". Нам очень редко удается сказать человеку "ты", мы чаще общаемся с каким-то набором функций и представлений, оставляя за скобками самого человека. Тот, кто имеет опыт сказать на глубине человеку "ты", почувствовать другого в молчании и даже в неведении разумом о его близости, тот хорошо может понять разницу между абстрактными состояниями и опытом общения, ибо опыт общения с человеком отражает сотворенность человека по образу Божьему и возможности богообщения и человекообщения - это по стуи одна возможность личностного общения. И страх как трепет в этом общении и страх нарушить и умалить это общение - это нормальные свойства самого общения и неслучайные употребления слова "страх". 4. Оба вида страха сохраняются в человеке в разной мере, в динамическом даже соотношении, но их наличие является и путем к должному для человека и признаком того, что человек идет этим путем. Именно поэтому отцы и призывают и идти этим путем и проверять себя этим критерием. Страх - не есть само общение, но ни другим путем мы к общению не приходим, ни является возможным само общение без проявления этого страха, потому и слово оправдано и говорить его надо. |
09.12.2005, 12:15 | #5 |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
TAPX ты еще брошюрку "самый полный перечень грехов" посоветуй приобрести.
Тэээкс, какую бы ситуацию "смоделировать"? "Я надеваю волшебный плащ и волшебную шляпу..." И он еще Сирианина толкует. *заплакал* |
09.12.2005, 12:23 | #6 | |||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
TAPX
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
09.12.2005, 12:31 | #7 | |
Форумец
Сообщений: 1,735
Регистрация: 04.10.2003
Не в сети |
Цитата:
|
|
09.12.2005, 13:50 | #8 | ||
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
*пошел изучать Писание* |
||
09.12.2005, 13:54 | #9 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Нет, Тарх. Продолжения в таком стиле не будет и со страхом мы пока не заканчиваем. Это я тебе точно говорю.
1. Про страх и разум я тебе сказал, что аргументы нужны посерьезнее, чем отсыл к своим ощущениям. Пусть это будут не аргументы, но ты хотя бы просто подробнее поясни ход своих мыслей и свое понимание слова "страх". Если тебе угодно более сильное утверждение, то твои слова о страхе у детей и животных - это ерунда. Поговори с родителями детей доречевого возраста, почитай этологов (вот тебе для примера из Конрада Лоренца: "Он уже с рождения весьма склонен кусаться от страха (по-немецки таких животных называют "ангстбайсер"), но к хозяину волчонок привязывается и полагается на него точно так же, как щенок"). Так еще в скобках замечу, что рефлексы есть и безусловные, поэтому про рефлекс кошки на собаку - это у тебя что-то тоже не особо. 2. Я вообще то указал в чем сходство - ты же игнорируешь объяснение, у тебя просто "ни фига не схоже". 3. Как говориться "ты" я вообще то тоже постарался раскрыть - там не в словах дело, и без слов возможно. Ты опять просто игнорируешь. 4. А что ты не согласен? Я же не давал 4 пункт как состояние обычного взрослого - там сказано, что должно быть в человеке, который идет нужным путем. Но идут то не все, а идущие - не все доходят хоть до чего-то. Так что твое несогласие - это уже что-то инстинктивное. Читать надо внимательнее. Тарх, maximk - что за мания создавать свой язык? Почему психологи говорят о страхе, этологи говорят о страхе, почему все говорят о страхе не так как вы, а вы настаиваете, однако, на своем, не приводя никаких аргументов, кроме глубокомысленностей типа - "у животных не страха, есть только чувство опасности". Ну вы приобретайте навык при стремлении уточнять смыслы давать свое понимание исходного и четко фиксировать его недостатки. |
09.12.2005, 14:18 | #10 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх, ну о каких ты говоришь озарениях и вычитываешь что-то сходное у Сирина? Это же даже не смешно - это печально. Из тебя же гордость просто во все стороны прет (я эти штуки по себе знаю и потому так безаппеляционно об этом говорю). Ты же просто даже выслушать никого не можешь и приостановиться - а это же самые поверхностные проявления, которые не в аскетику еще даже входят, а просто в набор хорошего тона при воспитании детей.
Тарх, такой уровень гордости - он же просто не даст тебе ничего понять не только у Сирина. Отцы (и Сирин) говорят, что грехи мы видим не сами, а Господь их нам аккуратно и снисходительно открывает по нашему возрастанию - у тебя же молиться для этого не надо. Отцы (и Сирин) говорят о необходимости покаяния и, говоря о страхе, высказывают и то, что к озарению в любом понимании никак не сведется - для тебя этого просто нет. Отцы говорят о необходимости постоянного памятования о своих грехах - ты же Эрике предлагаешь уходить от их созерцания. Нет, Тарх, не катит такое вычитывание у Сирина не пойми чего. Смиряйся. |
09.12.2005, 16:31 | #11 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх - без проблем, на понимание тебя и не претендую, но разговора о Сирине здесь больше не будет.
|
09.12.2005, 17:42 | #12 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тарх. Никакой твоей правоты нет - я это говорю не в упертости и не в раже спора. У меня нет желания заниматься обычным для обоснования решения цитированием диалогов, чтобы показать некорректность ведения тобой диалога - ты не отвечал на конкретно посталенные вопросы, отказывался раскрывать смысл слов, ставил "рыбу" отсылкой к невозможности объяснить и необходимостью пережить. А в итоге, так и не обосновав игнорирования слов как Сирина, так и Предания, дополняющего и разъясняющего слова Сирина, ты стал настаивать на своем языке, в котором различение некоторых указанных аспектов невозможно, а корректность аналогии с учтенными сторонами - не показана. И в этом настаивании ты просто решил перейти к искажению следующего вопроса в наследии Исаака Сирина.
Поскольку здесь не площадка для произвольных (а утверждение о произвольности я полагаю вполне обоснованным) толкований и искажений православного Предания, то я закрываю тему и закрою все попытки ее возобновления в таком виде. Поскольку нормализацию русла диалога с твоей стороны почти не предполагаю, но исключить не могу, то не закрываю тему технически, а просто буду пресекать ее возобновление в таком виде и чистить посты. P.S. Опрос я мог бы считать обсуждением решения модератора, но делать этого не стану. Если у тебя найдутся благодарные читатели, то ты можешь вести эту ветку где тебе угодно, но не в этом разделе. Как продолжить ее в этом разделе - ты понимаешь и сам. |
09.12.2005, 17:44 | #13 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
P.S. Сносить тему в трэш также не стану, поскольку полагаю ее неплохой иллюстрацией ущербности внеконтекстуального толкования Предания и полезной в этом смысле в дидактических целях.
|
09.12.2005, 21:35 | #14 |
студия
Сообщений: 4,504
Регистрация: 15.10.2002
Возраст: 47
Не в сети |
... а молитву я так и не нашла. И по той, что Сержант мне сбросил, ссылке тоже не нашла. Не было ее там.
TAPX Извини, твой бред про перечисления грехов и примерения ситуаций на себя даже комментировать не буду. |
10.12.2005, 07:33 | #15 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
maximk TAPX
Цитата:
В данном случае думать не надо - давно уже до нас придумали и изучили. Страх это реакция на существующую или МНИМУЮ угрозу. Эта реакция - ВРОЖДЕННАЯ, а не благоприобретенная. Реакция не на конуретную угрозу, а реакция, как часть нервной деятельности живого существа, потому что вопрос стоит о выживании, а это важно. Бесстрашное существо быстро погибает. Крыска с рождения боится любых шумов определенного диапазона. Но ее можно отучить от страха, а можно и научить другим страхам. Чувство опасности не тренируется - оно врожденное. Воспитанное в изоляции животное уже умеет бояться. Робяты, читайте больше - есть рефлексы условные, есть - безусловные. Страх относится к обеим категориям, так как есть разные виды страха (есть даже страх страха - у высших существ). Не зная элементарщины, как можно спорить о более серьезных вещах? |
|
12.12.2005, 14:06 | #16 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
TAPX
Цитата:
Существовние живых существ - достаточное доказательство наличия страха, как врожденного свойства. Умному достаточно. Докажи обратное. Ты ведь не даешь себе труда что-либо доказывать. |
|
12.12.2005, 21:26 | #18 |
Форумец
Сообщений: 70
Регистрация: 08.03.2004
Возраст: 54
Не в сети |
Братья, здравствуйте!
Зачем вы так с ТАРХ? Человек ищет Бога, да - в чем-то заблуждается, да - где-то отступает, НО - он искренен! И хотел не навязать свою точку зрения, а, скорее - посоветоваться. А мы все младенцы в очах Божиих. Да, и кто без греха? Вы боитесь, что через форум произойдет заражение ересью посетителей? Тогда надо закрывать. А заниматься стериализацией (фарисейством) - в этом вы видите свою миссию? Где же любовь, долготерпение, ...? Моделировать, наверно, не надо (ап. Павел: "не мечтайте" - не помню, откуда), но подсказать по дружески... Со страхом человеческим жду ответа Антона Ю.Б. |
12.12.2005, 22:16 | #19 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Dn, это же все не совсем так. А когда все не совсем так - это уже почти что все совсем не так.
Тарх искренен... Искренний (по Ожегову) - выражающий подлинные чувства; правдивый, откровенный. Я не сомневаюсь в подлинности его чувств, когда он говорит о своем опыте. Но у меня нет пока никаких оснований полагать, что он действительно хочет понять Сирина, а не уместить его в свой опыт. Вот последнее как раз наблюдается, причем "посоветоваться" - можно ли указать на хоть одну попытку этого у Тарха. Я не думаю, что я предвзят в этой оценке - перечитать ветку может всякий. И дело не в каком-то особом грехе Тарха (и то, что все мы не без греха - здесь, пожалуй, не к месту) - есть определенные нормы диалога, которые Тарх вполне понимает, но настойчиво игнорирует. А христианская терпимость - это вовсе не снисходительное согласие с любыми формами человеческого поведения. Прочие причины, по которым я полагаю, что не стоит здесь позволять такое самовыражение, я привел. Ереси в словах Тарха нет (у него нет истины, которую он мог бы искажать, да и не всякое еще искажение ересью будет). "Стерилизация", фарисейство - смотря что под этими словами понимать. Ветка не закрыта, Тарху доступ в нее не закрыт также, причины указанной политики в этой ветке - выражены вполне "неконфессионально", у Тарха вполне остается возможность отстаивать свой неправославный взгляд, но просто не так, как он это пока делает. Думаю, что на долготерпение это вполне потянет , а любовь - ну не все сразу. |