Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Истоки ментальности |
Участники дебатов обязаны соблюдать правила проведения дебатов и не допускать оскорбительных высказываний в отношении друг друга. |
|
|
Опции темы |
20.05.2007, 13:11 | #1 |
si muove
Сообщений: 1,021
Регистрация: 09.04.2007
Возраст: 60
Не в сети |
Истоки ментальности
Вот наткнулся на интересную заметку:
Умер дядя моего отца. Ему было 96 лет. То есть родился он еще до революции, в эпоху трехлинейных винтовок, лошадиной пахоты и солдатских обмоток. А умер в эпоху постиндустриализма, генной инженерии и нанотехнологий... У меня в роду вообще много долгожителей. Прапрадед моего отца умер, когда ему далеко перевалило за 100 лет. Звали его Федор Парфеньевич. Родился Парфеньевич в 1807 году, а умер после Первой мировой. Одно из самых ярких воспоминаний его детства - зарево над лесом. Это горела взятая Наполеоном Москва. И об этом он потом всю жизнь рассказывал внукам и правнукам. То есть этот Парфеньевич родился в эпоху кремневых ружей, киверов и ботфортов, а умер в эпоху электричества, подводных лодок и теории относительности. Все принципиально изменилось в мире всего за две долгие человеческие жизни. Прогресс шагнул дальше, чем позволяли ему рамки архаичной, патриархальной, деревенской психологии. Я с предельной ясностью увидел это как раз на поминках, когда собравшиеся родственники вспоминали свои деревенские жизни... Демографический переход случился не пятью поколениями раньше и не тремя позже. Демографический переход в России вынесло на своем хребте аккурат это поколение, перенесшее свой патриархальный менталитет в эру компьютеров… Мы читаем в учебниках, что когда-то в крестьянских семьях вымирало до половины детей. Но ведь это было не «когда-то». Это было вчера. Это было с поколением моих родителей. Это было в крестьянских семьях до середины ХХ века… Родственники мои сидели за столом, качали седыми головами, пили за помин души и перечисляли, сколько было рождено их родителями братьев и сестер, и сколько дожило во взрослого возраста. Выходило, что выжила аккурат половина. Тетя Люся вспомнала, как мылись в русской деревне первой половины ХХ века, когда уже было известно про электрон и протон, когда строилась атомная бомба, и Королев изобретал свои ракеты. Мылись в печке. Бань не было. То есть бани были, но почему-то только три штуки на всю деревню. А основная масса крестьян мылась в печке. - Мы с бабушкой залезли в нагретую печь, сели на солому, она начала из шайки плескать на горячие стенки, мне стало плохо. И когда меня выволакивали, я спиной задела за низкий свод, и у меня на спине осталась черная полоса сажи. Она так въелась в кожу, что тетя Маня потом полчаса меня драила, стараясь отмыть черный след… - А меня больше всего удивляет такая дикость, - вдруг вспомнила тетя Лида, - ну почему в русской деревне не было туалетов? Что за дикость! Или, может быть, это только в Тверской области не было? - Нет! И у нас в Тамбовской не было туалетов, - говорит моя мама. - А где ж вы срали, дикие русские туземцы? – интересуюсь я. - Да кто где… На скотном дворе. Даже удивительно, что избы у этих дикарей были не курные, а топились по-белому!.. Крестьянский быт и, соответственно, менталитет принципиально не отличался от менталитета крестьян 16-го, 13-го, 5-го веков… Менталитет – производное от технологий. А технологии аграрного выживания принципиально не изменились с эпохи позднего неолита. Дикая жизнь – дикий менталитет. Поэтому в любой аграрной стране, по сути, жило два народа, два «подвида» симбиотически существовавших людей – черные крестьяне, немногим превосходившие по уму первобытного дикаря, и немногочисленная, образованная городская аристократическая верхушка. Город и Деревня. Цивилизация и Дикость. - Когда к нам приехали городские из Москвы, бабушка накрыла на стол, все поставила. А они не едят, - вспоминала мама. – Бабушка забеспокоилась: «А чаво ж они не ядять-то?» Те отвечают: «Извините, а чем есть?» - «Как чем? Руками…» Даже вилок у крестьян не было до середины ХХ века. Были только ложки деревянные – шти хл*****. Я, сидя за столом в постиндустриальной Москве, слушал рассказы этих мастодонтов, хвост которых торчал в наполеоновских временах и курных избах. А может быть даже и в бронзовом веке… Они пришли в наш мир оттуда, из времен тьмы. Причем, случилось это вдруг, резко. Я уже писал в одной из своих книг, что мой отец впервые в жизни увидел «живой» паровоз в 16 лет. Мой дед после войны пешком гнал корову из Тамбовской области в Москву, когда переселялся туда. - На такое только крестьянин способен, - смеясь и плача рассказывала мать… То есть она уже понимала разницу между современным горожанином, для которого сей поступок - нечто непредставимое, дикое, и тем человеком, который смог осуществить подобный проект – в эпоху грузовиков пешком прогнать корову от Тамбова до Подмосковья. Только крестьянин с просто устроенным мозгом способен на тупой, однообразный ежедневный труд. Избыточное образование для крестьянина вредно. Оно мешает производству… Кстати, о прогоне скота… Умерший, которого мы сегодня поминали, в послевоенные время купил на Птичьем рынке козу и прогнал от Таганки через Красную площадь (!) в Лужники, к баракам, где обитали метростроевцы. Урбанизированные жители России, приехавшие поднимать индустрию и укладывать тюбинги в метро, все еще по привычке держали скотину - точно так же, как жители Средневековых городов, утоляя свою тягу к ковырянию в земле (в отсутствии самой земли) – привешивали к окнам ящики с землей и сеяли там рассаду. Именно от этого удовлетворения инстинктивной потребности земледельца в ковырянии и пошла мода на оконные цветы, а дома городов Европы теперь украшены милыми красными цветочками под окнами… - У нас в деревне даже фамилий толком не было, - говорит отец. - То есть они, вроде, были, но все звали друг друга по кличкам – Поплик, Вьюгин, Херовский… А потом эти клички так в паспортвх и записали как фамилии. Вьюгина, между прочим, так прозвали за лихой характер. Он взрывался легко. Однажды телегу с попом перевернул… - Раньше люди были добрее, - вдруг не к месту говорит моя мама. Я не соглашаюсь. Не добрее, а эмоционально распущеннее. То есть слабы на эмоцию. Они были добры, как добры дикари – их эмоции не поддаются самоконтролю, словно у пьяных. Вот крестьянин пускает слюни умиления и готов последнюю рубаху отдать, а через пять минут хватается за топор или бежит с дрыном бить мужиков с соседней улицы, реализуя первобытную племенную агрессивность. Тесный город, конечно, попридавил эмоции, окультурил людей… - Мой отец только к старости научился более-менее вести себя по-городскому, то есть контролировать себя, - подтверждает мою мысль тетя Лиза. – Вспыльчив был. Чуть что – за топор. И вдруг перескакивает на другую тему: - Помню, сколько я мучилась, когда лет семь назад нас стали учить компьютеру, тогда еще 286-е были. Нет, вы можете себе это представить?!. Компьютер! Людям, которые мылись в печке и не имели представления о столовых приборах и туалете, которые, будучи детьми, бегали грязными и босоногими по улице, размазывая сопли… им пришлось в конце жизни осваивать компьютер! Всего одно поколение… От первобытности – до компьютера. |
20.05.2007, 13:18 | #2 |
Мегафорумец
Сообщений: 12,156
Регистрация: 28.11.2006
Возраст: 23
Не в сети |
даа. действительно.. страшная вещь.. вчера в печке мылись, а сегодня уже на мерседес своровали.. а менталитет-то тот еще остался.. так и ездят по площади ленина.. как на козе.. о пдд не догадываются. а компьютер да еще и интернет-это вообще финиш.. как вылезут, как начнут хвалиться, как они вчера на сеновале в формате 3*5..
|
20.05.2007, 14:02 | #4 |
Форумец
Сообщений: 7,675
Регистрация: 14.07.2003
Не в сети |
По сабжу: мысль интересная, вот только она скорее охватывает всё человечество, чем только Россию. Причём тут русская ментальность?
В США тоже живы ещё люди, родившиеся на Среднем Западе на фермах среди коров и гусей, а теперь живущих в постиндустриальном обществе. А вот Япония, к примеру - ещё в 1930-е годы там было полно архаических деревень, а теперь я вообще не уверен, есть ли что-либо подобное в этой ультрамодернизованной стране. |
20.05.2007, 16:49 | #6 |
В бегах
|
Galileo, вот ты наткнулся на заметку, а кто источник за тебя рисовать будет?
|
20.05.2007, 18:48 | #8 |
si muove
Сообщений: 1,021
Регистрация: 09.04.2007
Возраст: 60
Не в сети |
Хотелось бы напомнить, что крестьяне-колхозники до 70х годов даже не имели паспорта, им запрещалось уезжать из деревень, а трудились они не за зарплату, а за "трудодни". Фактически, они были крепостными рабами социалистической системы. И это было всего лишь 30-40 лет назад - в отличие от "всего мира", про который вы пишете.
|
20.05.2007, 18:59 | #9 | |
Форумец
Сообщений: 7,675
Регистрация: 14.07.2003
Не в сети |
Цитата:
Я уже говорил, что не оправдываю позор своей страны позором других, но если уж пошла такая пьянка, то в 1950-е в США существовали раздельные магазины/рестораны и т.д. для белых и чёрных. |
|
20.05.2007, 19:03 | #10 | |
Форумец
Сообщений: 19,846
Регистрация: 10.10.2003
Возраст: 54
Не в сети |
Цитата:
|
|
20.05.2007, 19:56 | #11 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Если рассматривать население русско-украинской контактной зоны( Белгородская, Воронежская, Курская, Сумская и Харьковская ), то в сер. 19 в. баня как отдельная постройка встречалась только у русских Воронежского уезда по левому берегу реки Воронеж и кое-где в Курской губернии. Бань и вправду не было. Мылись летом на речке, зимой - дома в корыте.
|
20.05.2007, 20:17 | #13 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Galileo, нет, это - не предмет для этнографичесского исследования.
А вот о том, что данных о домонгольском периоде истории нашего края мало, этнографы пишут. И о том, что в 13в.нашествие татар опустошило почти всю территорию центрально-черноземной зоны. Эти земли прозвали диким полем. Местное славянское население укрывалось от татар в непроходимых лесах и болотах. А потом стали потихоньку строить из того, что было - а были леса замечательные. Один Усманский бор чего стоит. |
20.05.2007, 20:33 | #14 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
А вообще крестьянский быт очень консервативен, статичен.И то, что автор пишет о том, что существовало как бы два народа - город и деревня, крестьяне и городская аристократическая верхушка, имхо, верно подмечено. Это крестьяне были носителем традиционных форм культуры и быта.Арусское дворянство да купечество жили в рамках другой, европнйской, культуры.
|
20.05.2007, 20:35 | #15 |
Бывалый форумец
Сообщений: 2,154
Регистрация: 21.10.2006
Возраст: 71
Не в сети |
Чувство сюрреализма испытываю практически каждый день, когда бываю в сельских школах, т.к. имею отношение к нацпроекту "Образование"(Интернет в каждую школу), точнее к технической его стороне. Один из примеров. С одной стороны ветхое одноэтажное здание, которое помнит ещё начало прошлого века, печное отопление, всего двадцать учеников и учатся они в две смены! С другой - HSDSL-интернет и вполне ещё неплохие компьютеры Kraftway, на которые с потолка сыпется глина. Кстати, в коридоре на стенде отрывки из сочинений на тему "Какой я вижу новую школу" Знаете о чём мечтают детишки? О спортзале, новой мебели и ... тёплом туалете!
|
20.05.2007, 21:38 | #16 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
А вот " о черных крестьянах,немногим превосходивших по уму первобытного дикаря" автор явно загнался. Крестьянин, соединявший в своем лице агронома, ветеринара, метеоролога и проч., обладал огромным жизненным опытом и знаниями, являлся и является очень важным жизнеобразующим элементом государства.
И не надо так снисходительно о дикости русского народа. Пока Европа соборы возводила, наша земля татарами выжжена была. Если бы на их пути не лежали наши земли, что бы и от их соборов осталось! |
20.05.2007, 21:53 | #17 | |
Мегафорумец
Сообщений: 12,156
Регистрация: 28.11.2006
Возраст: 23
Не в сети |
Цитата:
|
|
20.05.2007, 21:55 | #18 | |
Бывалый форумец
Сообщений: 2,154
Регистрация: 21.10.2006
Возраст: 71
Не в сети |
Цитата:
|
|
21.05.2007, 07:05 | #19 | |
Технарь
Сообщений: 481
Регистрация: 16.04.2007
Возраст: 73
Не в сети |
Цитата:
|
|
21.05.2007, 08:39 | #20 | |
si muove
Сообщений: 1,021
Регистрация: 09.04.2007
Возраст: 60
Не в сети |
Ах, ну да - 600 лет прошло, а мы все никак не оправимся от татаро-монгольского ига..
Цитата:
|
|
21.05.2007, 09:53 | #21 |
.
|
Galileo, откуда первый пост? не сам ведь придумал... Очень много, с чем не могу согласиться... взять хотябы WC - не было туалетов на деревне? Не было столовых приборов??? Дикари? Кто-же эти бредни рассказывает...?
Ум, смекалка, трудолюбие - это все про крестьянина. Galileo, суровые зимы, короткое лето, а при всем при этом крестьяне умудрялись прокормить и себя и хозяина, разводить скот и еще много чего по хозяйству. Русский крестьянин был очень трудолюбив и хранил традиции и порядки своих предков. И вообще на крестьянстве в дореволюционной России держалось все, это был - средний класс, по сегодняшним меркам если смотреть. Так что не надо тут говорить про какую-то дикость, отсталость и прочее. Общество не уважающее своих традиций - обречено на вымирание... (если посмотреть вокруг, так оно наверное и есть). |
21.05.2007, 10:03 | #22 |
South Stream
Сообщений: 1,505
Регистрация: 05.07.2005
Возраст: 48
Не в сети |
у меня одни ссылки
вот здесь мировая проблема мытья освещена по другому: http://www.contrtv.ru/common/1610/ здесь буквы больше: http://www.libereya.ru/public/nemytaia_rossia.html что было то прошло. мы все теперь чистые и образованные |
21.05.2007, 10:19 | #23 |
si muove
Сообщений: 1,021
Регистрация: 09.04.2007
Возраст: 60
Не в сети |
Sard, есть и другая информация..
"Когда в 1717 году Петр I приехал во Францию, то поразил местное население двумя чертами характера: грубостью и скупостью. Русские не давали чаевых и не уступали дороги никому; Петр отказался приветствовать даже юного Людовика XV, вынудив того лично явиться и засвидетельствовать царю свое почтение. Отказавшись от специально приготовленных покоев в Лувре, Петр со свитой оккупировали целый квартал на улице Серизе. Даже по гибким санитарным нормам того времени, русские загадили улицу своими испражнениями настолько, что местное население в ужасе бежало, чтобы переждать государственный визит где-нибудь в относительной чистоте. Такая же незавидная участь, по свидетельствам очевидцев, ждала каждый дом и сад, который посещали высокие гости. Приглашенный регентом в оперу, царь скучал; единственное, что его заинтересовало - это можно ли найти среди актрис девственниц для немедленного употребления. Такого гарантировать государю никто не смог, и Петр уехал в середине четвертого акта. Приглашенный на один из знаменитых "ужинов" в Пале-Рояль, царь был возмущен, однако, развратностью нравов, и больше у регента не показывался. Когда после отъезда русских Филипп изучал счета, предъявленные казне кредиторами гостей, его внимание привлекла особая категория служанок, нанятых для того, чтобы омывать Петра вечерами, по возвращении домой, когда тому случится обгадиться прямо в карете." |
21.05.2007, 10:22 | #24 |
Ума палата
Сообщений: 793
Регистрация: 28.06.2006
Не в сети |
Galileo, а Вы видать голубых кровей Родились сразу с вилкой и биотуалетом И национальность у Вас видимо - интеллигент. И мозги у Вас, как и душа соответственно, рафинированнные. Вы вообще то в туалет не брезгуете ходить? Там ведь, пардон, попу вытирать нужно апосля, как облегчитесь))) Чего Вы вообще в такой "дремучей" стране, как Россия то делаете? Дикари ведь кругом, акромя вас то))))
|
21.05.2007, 10:25 | #25 | |
si muove
Сообщений: 1,021
Регистрация: 09.04.2007
Возраст: 60
Не в сети |
Цитата:
|
|
21.05.2007, 10:55 | #28 |
.
|
Galileo, ну ну... вас жестоко обанули... несвободные, крепостные... забитые невольные скотинки... это все не так. То что это было давно не дает основания говорить о них в таком аспекте! Не были они ни дикими, ни забитыми, а тем более безвольными, неграмотными. Многие дворяне очень хорошо относились к своим крестьянам, строили школы для детей крестьнских, пытались печатать дешевые книги... Об этом современники писали, в том числе и Пушкин А.С.
|
21.05.2007, 11:09 | #30 | |
Форумец
Сообщений: 851
Регистрация: 16.03.2007
Возраст: 49
Не в сети |
Цитата:
Что касается отсутствия бань, туалетов, и проч. в наших краях, то основная причина - отсутствие собствености на землю и , как следствие, отсутствие чуства ХОЗЯИНА. (на СВОИХ дачных участках теже горожане, вышедшие из крестьянства строят и бани и душевые и туалеты и прочие удобства, продолжая так же вырвщивать картошку). Да и вековая бедность тоже играла не последнюю роль. Крестьяне привыкали решать поблемы обустройства быта с минимальными затратами средств и с использованием подручного материала. |
|