Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Узкоколейные железные дороги в Усманском бору |
Вопросы истории родного города и края |
|
|
Опции темы |
25.11.2009, 15:07 | #1 |
Следопыт
Сообщений: 946
Регистрация: 25.11.2009
Не в сети |
Узкоколейные железные дороги в Усманском бору
Родственная тема:
Воронежский заповедник Юго-восточная железная дорога Сомово, поселки Дубовка и Сосновка -------------------- Друзья,в целях уточнения положения узкоколейных дорог на территории современного Усманского бора ищу карты,как дореволюционного издания,так и послереволюционного(бумажные,электронные..). Так же прошу откликнуться людей владеющих информацией о них. Последний раз редактировалось SERG16; 17.02.2015 в 09:44. |
31.01.2010, 21:00 | #2 | |
User unknown
Сообщений: 325
Регистрация: 13.04.2005
Не в сети |
Цитата:
http://sbchf.narod.ru/uzk36_somovo.jpg В настоящее время во многих указанных на схеме местах остались насыпи и выемки. ЗЫ На этой карте местоположение дороги между Сомово и Маклоком указано не правильно, дорога проходила немного западнее. |
|
01.02.2010, 20:43 | #4 | |
User unknown
Сообщений: 325
Регистрация: 13.04.2005
Не в сети |
Точнее так:
Вот что есть ещё в сети про эту дорогу: Цитата:
|
|
17.02.2012, 16:32 | #5 |
Форумец
Сообщений: 161
Регистрация: 08.07.2007
Не в сети |
И ещё кажется, что до Маклока проходила железная дорога.. В принципе мне показывали одну из просек, где она якобы проходила. (Якобы потому что с ссылкой на давно умершую бабушку, а сам я её следы не нашёл ) Ориентировочно последняя параллельную просека той дороге которая поворачивает на Маклок со Стахановского.
Последний раз редактировалось Natalia425; 28.07.2012 в 20:18. Причина: перенос части сообщения из темы Веневитиново, усадьба Кряжовых. Посёлок Маклок. |
31.05.2012, 00:12 | #6 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Вот на этом фото http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...8&d=1335203610 параллельно с асфальтом на Факел и Веневитиново, немного левее дороги эта насыпь от узкоколейки и есть. Да место теперь узнается с трудом.
Последний раз редактировалось Natalia425; 28.07.2012 в 20:18. Причина: перенос части сообщения из темы Веневитиново, усадьба Кряжовых. Посёлок Маклок. |
31.05.2012, 08:20 | #7 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Цитата:
Последний раз редактировалось Natalia425; 28.07.2012 в 20:19. Причина: перенос части сообщения из темы Веневитиново, усадьба Кряжовых. Посёлок Маклок. |
|
28.06.2012, 09:10 | #9 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Узкоколейные железные дороги в Усманском бору
Есть определенная и довольно внушительная доля вероятности того, что 238 ОМСБ эвакуировался из Сомово в Бор по узкоколейной железной дороге Сомово-Маклок, а возможно и Бор и попал под бомбежку, как утверждают документы. Карта с частью этой узкоколейки обсуждалась на форуме, а насыпь видна до сих пор. Вот карта 1939 г, с форума http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...4&d=1265049761
Последний раз редактировалось Natalia425; 28.07.2012 в 19:59. Причина: перенос части сообщения из темы Сомово, поселки Дубовка и Сосновка |
28.06.2012, 09:50 | #10 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
Boriskin,Можно рядом ссо старой картой разместить современнуюаналогичного масштаба? Спасибо.
|
28.06.2012, 10:00 | #12 |
Форумец
Сообщений: 420
Регистрация: 16.11.2011
Возраст: 72
Не в сети |
Было бы отлично
|
10.07.2012, 18:45 | #15 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Узкоколейные железные дороги в Усманском бору
На сайте http://sbchf.narod.ru/uzk36.html нашел карты:
1. Узкоколейная железная дорога на оперативной карте германской армии, составленной 30.01.1944 2. Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 Немецкая карта показывает, что узкоколейка на участке от ст. Сомов до Маклока к февралю 1944 г. не существовала. Вторая карта скорее всего послевоенная или 50-х годов (на ней отмечена МТС, в частности в Рамони, еще нет асфальтированных дорог к БО и самих БО, и видны существенные изменения относительно карты 1939 г., хотя масштабы разные), во всяком случае она датируется не позднее 1952 г., т.к. именно тогда было прекращено массовое создание лесных полос по Сталинскому плану преобразования природы, а прилегающая к пойме часть современного леса еще не засажена, как и на карте 1939 г. Хотя моя мама уверяет, что 1953 г. лес уже рос в виде маленьких сосенок, перешагивая через которые пионеры ходили на речку. На этой карте не существует уже вся узкоколейка, но на участках, Бор - Красный Маклок и к. Зверинец - Красный Маклок эта дорога отмечена как разобранная железная дорога. Причем эта же карта показывает, что серьезной растительности в пойме реки нет, за исключением "огороженного" квадрата (я так и не понял что это может обозначать на карте) у отметки 97,0. Что это может быть за квадрат? Вроде такая же "загородка" присутствует и в районах Гвоздевский кордон, Мошинский кордон, Красный Маклок, но там нет замкнутого периметра. На этом фото http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...8&d=1335203610 в левом нижнем углу, параллельно асфальтовой дороги видна насыпь от узкоколейки, используемая в качестве дороги для вывоза сгоревшего срубленного леса. Т.о. возникает вопрос, а когда узкоколейная железная дорога была разрушена или разобрана и в результате чего? И еще один вопрос, а в результате чего была разрушена усадьба Кряжева на Маклоке? Здесь http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=597338&page=5 в посте 128 говорится о наличии военнопленных Усманском бору до 1950-1953 гг., а в посте 138 приводятся воспоминания Адамова Юрия Александровича, доцента из Йошкар-Олы, жившего в те дни в Маклоке. Поразило то, что они с семьей в 1942 г. эвакуировались из Маклока, как известно не захваченного немцами, т.е. там было небезопасно. В воспоминаниях нет ни слова про узкоколейку, зато говорится, что до эвакуации "лес на Маклоке был заполнен солдатами, автомашинами, танками" и тоже о военнопленных. Последний раз редактировалось Natalia425; 28.07.2012 в 19:47. Причина: перенос части собщения из темы Сомово, поселки Дубовка и Сосновка |
10.07.2012, 21:54 | #17 |
Следопыт
Сообщений: 946
Регистрация: 25.11.2009
Не в сети |
Примерно 5 лет назад я выходил на поиски следов узкоколейки из Бора со своим бывшим преподавателем по колледжу.Мы спросили про неё у одной местной жительницы, которая нам поведала что рядом с Плотовским кордоном во время войны был лагерь для военнопленных.Наших там содержали или немцев не уточняла.Где он был,могу только предположить,т.к. видел следы некоей бурной деятельности.Так вот узкоколейка осуществляла транспортную связь между лагерем и Бором. Что касается узкоколеек в Усманском бору,то я думаю, это предмет отдельной темы.
|
10.07.2012, 22:33 | #18 |
Форумец
Сообщений: 583
Регистрация: 27.12.2004
Возраст: 37
Не в сети |
Находили остатки узкоколейки на пути из Рамони к Платовскому в районе зеленой будки. ( 7 лет назад). И если свернуть направо от Платовского на дороге что-то типа остатка рельса прям поперек дороги... (видим каждый год, никак нет времени изучить подробнее)
|
11.07.2012, 13:53 | #21 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Grystnaya, Почему, дорога то ведь одна и та же. Только много непонятного. Если в 1944 г. на Платовском дороги не было, то когда она появилась? Похоже, что уже после или в конце войны и просуществовала совсем недолго. Не могло случиться так, что именно для ее строительства и разобрали ветку Сомово-Маклок?
|
11.07.2012, 13:58 | #22 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Вот, что нашлось:
Цитата:
|
|
11.07.2012, 14:02 | #23 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
УхТЫ!
Там еще от Бора в Ступино вроде как дорога была: Цитата:
|
|
11.07.2012, 14:09 | #24 |
Форумец
Сообщений: 583
Регистрация: 27.12.2004
Возраст: 37
Не в сети |
Ну и вот она - третья..
611. Рамонь - Плотовский кордон Торфовозная УЖД. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 6 км. Разобрана. Описание Эта дорога использовалась для вывоза древесного угля, который жгли в лесу и отправляли на Рамонский сахарный комбинат, и для снабжения комбината торфом. Соединялась с дорогой Рамонского сахарного комбината. Насыпь с ответвлениями видна до сих пор. В районе Плотовского кордона была станция или разворотные пути для локомотивов. На границе 54 и 55 кварталов видна небольшая станция или погрузочная площадка. Там насыпь раздваивается, на расстоянии примерно 50 м идут два параллельных пути. Жительница пос. Бор сказала, что во время ВОВ существовала узкоколейная линия от Бора до лагеря для военнопленных немцев на Плотовском кордоне. http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=611 |
11.07.2012, 14:10 | #25 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Витя, А на карте 1944 г показан действующим участок Маклок-Бор. Так что что с датой разборки явно напутано, тем более что по мере роста энергомощностей Воронеж в 1920-х нуждался в дровах все больше и больше.
|
11.07.2012, 14:15 | #26 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
http://www.arsvo.ru/node/1314
Собранием уполномоченных Воронежского областного торфяного промыслового союза 26 декабря 1943 г. был утвержден устав, на основании которого стал действовать облторфпромсоюз, в ведении управления уполномоченного промкооперации при Воронежском облисполкоме. В соответствии с постановлением правления Воронежского областного совета промысловой кооперации от 23 сентября 1953 г. № 833 на базе облторфпромсоюза и артелей, производящих стройматериалы организован областной промысловый союз по выработке строительных материалов и добыче торфа. На основании постановления правления Воронежского областного совета промысловой кооперации от 18 мая 1954 г. № 123 облстромторфпромсоюз был ликвидирован. |
11.07.2012, 14:32 | #27 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Я тоже думаю, что перепутали. В 20-е годы на Маклоке производство бурлило. Скорее всего, разобрали после войны, годах в 50-х.
|
11.07.2012, 16:26 | #28 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Бор-Ступино - это уже заповедник. Кажется Штильмарк приводил сведения о проверке Воронежского заповедника, если память не изменяет в 1946 г. (или конец войны или первые послевоенные года), где проверяющие из Москвы критиковали заповедник за создание березовского леспромхоза на его территории. Так что это скорее 1940-е. Надо будет поискать.
|
12.07.2012, 18:26 | #29 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Нашел: Штильмарк Ф.Р, Историография российских заповедников. М., Логата, 1996,340с. Но есть еще болееподробно на сайте Воронежского заповедника http://www.zapovednik-vrn.ru/opisani...shee/history/:
1943-1944 В заповеднике на основании решения Воронежского облисполкома размещен Комсомольский леспромхоз (более 1000 лесорубов лесорубов жили на Центральной усадьбе заповедника). В военные годы на территории заповедника в больших объемах производилась заготовка древесины, сбор лекарственного сырья, торфоразработки, строительство плотины на Ивнице; строительство ж/д линии – узкоколейки. Это нарушение заповедного режима было прекращено лишь Постановлением СНК РСФСР от 6 мая 1944г. Получается что дорогу Ступино-Бор ликвидировали в 1944 г. |
12.07.2012, 19:18 | #30 |
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Думается, что в силу военного дефицита дорога Сомово-Бор была разобрана в 1943 г. (скорее всего летом) для строительства дороги Ступино-Бор, которая была ликвидирована в 1944 г. и ее материальные ресурсы использовались для дороги Маклок - кордон Платовской. Судя по свидетельствам о том, что дорога предназначалась для обслуживания лагеря военнопленных, можно предположить, что вся узкоколейка (на тот период Бор - Маклок - к. Платовской) была демонтирована в период с 1950 по 1953 г., т.к. военнопленные покидали Воронеж с 1950 по 1953 г.
|