Старый 27.03.2008, 15:49   #1   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Lightbulb Традиции твоего дома, или "У нас так принято!"(Крещение)

Если вы не согласны с позицией форумцев, учавствующих в данной ветке, просьба не писать в ней, а ещё лучше - не читать её вообще. Флуд и стёб будут наказываться в двойне.
  Ответить с цитированием
Старый 27.03.2008, 15:50   #2   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Цитата:
Обряд крещения

Опубликовано Fri 09 Jun 2006 (1661 прочитано)
С первых дней жизни малыша родители заботились не только о его физическом развитии, но и о приобщении к христианской вере. Приговоры повитухи лишь подчеркивали защищенность ребенка, его связь со Всевышним. Но истинно чистой, освобожденной от грязи первородного греха его душа становилась после обряда крещения.

Участие в обряде крещения считалось “ступенькой лестницы, ведущей в небо”.

Таинство крещения

Христианская церковь учит, что “крещение есть таинство, в котором верующий... умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную”. Для большинства православных крещение считалось вторым рождением, более важным, чем первое: это было рождение Человека, созданного “по образу и подобию Божьему”. Потому в народе часто говаривали, что “некрещеный ребенок – чертенок”.

Бытовали и иные поверья, например такое: “души некрещеных превращаются в птиц и летают, вьются неподалеку от дома, просят имени”. В некоторых семьях детей крестили сразу после очистительного послеродового омовения. Чаще, однако, таинство обряда крещения совершали на 3-й или 8-й день после рождения младенца. К крестинам следовало подготовиться, подобрать имя, крестильную одежду, а после совершения обряда в церкви пригласить всех на большую, торжественную трапезу.

Крестить младенца имел право только священник, в исключительных случаях – “от большой беды”, когда его нельзя было позвать, процедуру могла совершить и повивальная бабка. Скажем, если малыш рождался слабеньким и его жизни угрожала опасность, повитуха-христианка “крестила его в лохани или горшке по-своему, домашним способом, взяв святую воду и три раза полив ею голову малыша”. При этом она призывала в помощь Господа: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь...” и, в третий раз поливая головку, давала новорожденному имя.

Что в имени моем?

Пока младенцу не дали собственного имени, в некоторых русских деревнях принято было называть все “души” мужского пола – Иванами, а женского – Марьями. Чаще, впрочем, избегали вообще именовать некрещеного новорожденного.

Право подбирать имя ребенку принадлежало священнику: он ориентировался на святцы и отчасти (неосознанно) на наиболее распространенные в данной местности имена. Мальчика следовало называть именем святого, чей день соответствовал дню появления малыша на свет или следовал за ним. Девочку нарекали именем святой, соответствующей ее дню рождения или предшествовавшей ему.

Лишь со второй половины XIX века в церковные правила была внесена поправка, позволяющая родителям самим выбирать имя, сообразуясь с семейными традициями. С той поры получил распространение обычай давать ребенку имя самого удачливого и здорового родственника, желательно долгожителя. Считалось, что ребенок унаследует качества людей, в честь которых он назван, а возможно, и повторит их жизненный путь.

Подбор имени по святцам был чреват тем, что в семье оказывались дети-тезки, а это ничего хорошего не сулило: одинаковые имена могли повлечь “смешение судеб” и кто-то из них мог, по поверью, просто умереть оттого, что Ангел-хранитель стал бы их путать. Родственники старались этого избегать, а если неудача с именами все-таки случалась, окликали детей в доме по-разному, используя домашние прозвища.

Весьма часто внуков называли именами бабушек и дедушек, особенно если дети были крепкими, здоровыми, а предки уже умерли. Слабых же, нежизнеспособных младенцев торопились окрестить именами родителей.

Если новорожденный появлялся на свет и вовсе бездыханным, “верным” способом “оживить” его было открикивание: повивальная бабка, а за ней все присутствующие выкрикивали имя отца (для мальчика) или матери (для девочки), а повитуха похлопывала ребенка и окуривала горящими предметами, чтобы привести его в чувство. В избе слышалось: “Жив Господь на небесах, жива и душа в теле! Агафья!” Имя следовало прокричать 3 раза.

Восприемники или кумовья “божатки”

Согласно русской православной традиции, к новорожденному принято было приглашать двух восприемников разного пола: крестный символизировал второго “отца”, а крестная – “мать”. Варианты исключались: приглашение кого-нибудь одного считалось “латынянством” (то есть приверженностью католической вере), приглашение более двух “нареченных” родителей запрещалось специальным церковным законом, принятым еще в XIV веке.

Народная традиция, сложившаяся много веков назад, требовала, чтобы у каждого человека, помимо плотских родителей, были и духовные, “божатки”, которые брали на себя все функции кровных родителей, если с ними случалось какое-то несчастье. В обычной жизни “божатки” должны были обучать детей грамоте и практическим уменьям (косить, жать, мастерить из дерева, прясть, шить и т.п.). Их главной функцией по мере взросления ребенка было его нравственное “направление” и духовное воспитание.

Заступническая молитва восприемников считалась всегда более действенной, чем причитания родных родителей, и способна была, по поверью, “со дна моря поднять, отмолить любой грех”. А если крестник совершал неблаговидный поступок – взыскивали не только с него, но и с крестных.

При выборе восприемника главным считалась его репутация. На эту роль принято было звать тех, кто “побогаче, поумнее да покрасивее”. Старались не звать в крестные людей с физическими и, особенно, моральными недостатками, вдов и вдовцов, несчастливых, бездетных.

В некоторых местностях звали в крестные “первого встречного”: отец ребенка выходил за порог и ждал появления достойного с виду человека, которому и предлагалось стать крестным. Отказываться от восприемничества – без веских на то причин – не полагалось. Да никто и не пытался: участие в крестильном обряде считалось “ступенькой лестницы, ведущей в небо”. Стать крестным отцом и матерью даже добрачного или внебрачного ребенка, крапивника (незаконнорожденного) было не только почетно, но приносило счастье в любви, обещало успех в делах.

Считалось большой удачей, если крестный оказывался тезкой крестника: обоих будет оберегать один ангел. Звали в крестные людей нестарых, иногда и совсем юных, подростков – “лишь бы могли держать ребенка”, специально спрашивая разрешения их родителей: восприемники “передавали крестникам свои силы и здоровье” и должны были дожить до их свадьбы – именно крестным полагалось благословлять на брак молодых и быть на свадьбе “посаженными” (отцом и матерью).

Как правило, восприемники не были супругами или близкими родственниками. При совершении таинства крещения запрещалось присутствовать женщинам во время месячных очищений, а также “родихам” (то есть недавно родившим). По народным поверьям, женщина, согласившаяся стать восприемницей и скрывшая свою “нечистоту”, могла передать малышу свои “болячки”: мальчики становились сопливыми и неряшливыми, а девочки – мученицами “по женской части”.

Люди, связавшие себя духовным родством, должны были относиться друг к другу уважительно и ответственно. Ссоры между ними рассматривались как великий грех: “Бог счастья не даст”. Кум и кума не могли срамословить друг при друге, показываться раздетыми или одетыми неряшливо, женщинам не положено было показывать волосы. Когда в доме чего-то не хватало, первым делом бежали к крестным – попросить, безвозмездно “занять”. Дети ожидали от них на праздники самых дорогих и красивых подарков; часто то, в чем отказывали родные родители, просили у крестных – и отказывать им считалось “зазрительно” (совестно).

Кум с кумою как брат с сестрою

Церковные нормы исключали возможность брачных уз между людьми, связавшими себя духовным родством. Это касалось и самих кума и кумы, и восприемника с его крестницей или ее матерью, если та оставалась вдовой (такой же запрет действовал и для восприемницы с крестником или его отцом), а также всех их потомков и близких родственников: после совершения церковного таинства они переходили в категорию “духовных сестер”, “братьев”, “племянников”.
Жизнь, конечно, брала свое. Куму с кумой было позволено (и даже положено) целоваться при людях по-родственному, оказывать друг другу знаки внимания. Неудивительно, что противозаконные и предосудительные связи между ними, считавшиеся кровосмесительными, возникали в русских деревнях довольно часто. “То не кума, коль под кумом не была”, – посмеивалась народная присказка.

Некоторые ученые-этнографы считают подобные отношения пережитком кровнородственных браков – ведь кум с кумою считались “как бы родителями”, то есть были “как бы в браке”. Однако мало кто решался “оформлять” эти отношения, а тем более заводить потомство. Считалось, что за нарушение предписания Господь накажет ребенком-уродом.

Народная молва и церковный закон были особенно строги в отношении крестниц и их восприемников. Описанный в пушкинской “Полтаве” эпизод из жизни Мазепы, который влюбился в собственную крестницу и решился из-за запретного чувства на государственное преступление, имел под собой реальные основания. Мазепа надеялся бежать с ней в Швецию и там скрыть духовное родство. В любой русской деревне такой поступок считался бы глубоко безнравственным, проклятьем всего рода. Известно, что молодые люди из одного селенья, всего лишь имевшие общего крестного или крестную, могли, в принципе, обвенчаться, но для создания семьи они искали себе пару подальше, “за семь деревень”, дабы избежать пересудов.

Торжественный день

В день крещения главными действующими лицами становились повитуха и крестные, оплачивавшие, по обычаю, и саму процедуру. Повитуха тщательно купала ребенка, укладывала его на мягкий вывороченный мех под иконы: “да будет жизнь его обильна так же, как обильна волосом постель его”, а затем заворачивала в отцовскую или материнскую рубаху, в рукав которой клала краюшку хлеба: “на счастье” и как оберег.

Перед отправкой в церковь все присутствующие на минутку присаживались, как перед дальней дорогой, за накрытый свежей скатертью стол с караваем и солонкой в центре. Кровные (“плотские”) родители благословляли крестных “на святое крещение” и в дальнейшем присутствовать на церемонии не могли: мать младенца считалась “нечистой” до 40-го дня, и в известной степени эта “нечистота” распространялась и на отца.

Воду для крещения, по древней традиции, приносил восприемник. Ее должно было быть достаточно, не менее двух ведер (“а то жизнь будет неполной”). Воду подогревали. Лишь у староверов принято было крестить в холодной воде, зимой – даже в подернутой льдом купели (“не то хиляк вырастет”). После соответствующих молитв и погружения ребенка или троекратного обливания его головки, крестильную воду выливали в протоку (реку, ручей) или на огород, чтобы ее никто не осквернил.

Полотенце для вытирания рук священника, крестильный крестик и ризки – кусок чистой белой ткани для завертывания ребенка после таинства (аналогичный ризам, в которые завернули Христа), а также всю крестильную одежду готовила и приносила крестная мать. Крестильная одежда должна была быть нарядной, и во многих семьях ее принято было хранить и передавать последующим поколениям.

При совершении ритуала знающие люди зорко следили за поведением ребенка в купели: если он скрючит ножки – “будет крепок”, если шарик из воска с отрезанными волосами (элемент совершения таинства) не утонет – “проживет долгую жизнь”. Ничего хорошего не ждали, если священник надел крестильную рубашку наизнанку или помазал миром не правую, а левую ножку ребенка: “ох, не пойдет он по заповедям Господним”, будет “сильно маяться”, проживет “не как все”.

После крещения все присутствующие ехали – той же дорогой, что и в церковь, обратно в дом новорожденного, где крестные вручали его родителям со словами: “Вы вручили дитя молитвенное, получите же окрещенное” и сообщали нареченное имя.

Родители младенца ожидали крестильный “поезд” с нетерпением, накрыв на стол и приготовив вышитое полотенце с хлебом-солью. Если повитуха не ездила с крестными в церковь, то она встречала приехавших в шубе мехом наружу – это служило оберегом и пожеланием крестным богатства. Если в семье дети “не стояли” (часто умирали), в некоторых русских селениях их передавали родителям с улицы через окно, чтобы обмануть “злых духов”.

Окрещенных детей укладывали на ту же шубу под образами, на которой они лежали перед поездкой в церковь. Рядом родители и другие приглашенные оставляли монетки высокого достоинства. Иногда их клали в ладошку или просто проводили по ней. Счастливые родители благодарили крестных и повитуху “за труды” и щедро одаривали их. Кроме того, роженица делала подарки свекру и свекрови, а они, в свою очередь, совершали подношения невестке и малышу.

Царские крестины

Венценосных особ крестили в России публично, при большом стечении народа, через 8 дней после появления на свет или немного позже. При Петре Великом на крестинах велено было присутствовать всем министрам-сенаторам и иностранным посланникам. Восприемниками царских детей были лица высшего духовного звания (патриархи), члены правящей царской семьи или же достойные люди из числа иностранцев.

В заключение крестильной процедуры царь и царица щедро одаривали крестных малыша и его самого.

По свидетельству датского посланника Юст Юля, жившего при русском дворе в начале XVIII века, “обычай этот существовал в русской церкви с незапамятных времен”, и дары ребенку совершались “в воспоминание того, что волхвы после рождения Христа подносили ему золото”.

При царях Иване Грозном и Алексее Михайловиче подаркам предшествовал пышный крестильный “поезд”: гости вереницей ехали в церковь на крестины и обратно, дорогу “поезду” кропил святой водой митрополит или патриарх. Дары венценосному новорожденному делали все: бояре, окольничие, все чины Думы, иноземные гости, а также Гостиная и Суконная сотни. Ответом на подношения было поистине царское угощение.
Наталья Пушкарева
Доктор исторических наук
Материал подготовлен
при содействии Российского фонда гуманитарных исследований (№ 98-01-00020)
  Ответить с цитированием
Старый 27.03.2008, 16:18   #3   
Экстрим Души
 
Аватар для Ребро_Адама
 
Сообщений: 4,981
Регистрация: 08.10.2007
Возраст: 47
Записей в дневнике: 19

Ребро_Адама вне форума Не в сети
Добрая половина вышеприведенной статьи не имеет ничего общего с православием.

Выложу хорошу статью одного хорошего человека.

Цитата:
Крестины
автор: Иерей Сергий Николаев


Тысячу лет на Руси радость о рождении человека для жизни земной соединялась с радостью о рождении его для Жизни Небесной. В Таинстве крещения чадо земной семьи становилось чадом Церкви и наследовало обетование Вечной Жизни. Много веков почти сразу же за рождением дитяти его крестили. Случалось иногда, хотя и редко, что православный человек по греховной слабости жил в невенчанном браке, бывали обстоятельства, когда усопший не мог быть отпет и предан земле. Но не было в русских семьях некрещеных.

Дитя — благословение Божие, и родители понимали, что за вверенную им святыню новой души они дадут ответ Господу в день Суда. Желая своему чаду счастья и понимая свою ответственность перед Начальником жизни, православные родители стремились отдать Богу Богово, то есть крестить дитя как можно ранее. Ребенок для родителей мыслился не только как одна из радостей семейной жизни, помощник в заботах, надежда немощной старости, но и как молитвенник о живых и усопших своего рода.

За годы антирелигиозного террора и духовного пленения успели разрушиться и обветшать храмы, исчезнуть некоторые традиции, растворилось в обыденном духовное знание, приземлились чаяния. Так, во многих семьях нарушилась традиция: родился — крестился. Сегодня возрождаются из руин не только храмы, реставрируются и православные обычаи, традиции православного быта. Что ж, «время молчать и время говорить» (Еккл. 3, 7), — сказал Премудрый. Поговорим о крещении. О крещении младенцев.

Собственно, духовная жизнь ребенка начинается задолго до крещения. И даже до рождения. Начинается она с браковенчания родителей. Для будущего человека небезразлично — родиться в венчанном браке или нет.

Будущие мамы заботятся, чтобы в их пище было много витаминов и, напротив, стараются исключить пусть любимые, но не безвредные для ребенка продукты. Это правильно. Но православная супруга, находясь в ожидании, заботится не только о физическом здоровье своего будущего чада, но и о его душе. В это время она чаще посещает богослужение, чаще прибегает к спасительным Таинствам исповеди и причастия. Домашняя ее молитва становится более сосредоточенной. К кому обращены слова ее молитвы? Конечно же, к Той, Которая Сама носила в Себе Спасителя, — к Богородице. Добродетельная супруга закажет и молебен перед иконой Божией Матери, именумой «Феодоровская». По преданию и опыту многих жен, через эту икону помощь Божией Матери плодоносящим проистекает наиболее обильно.

Но вот наступает время родин. Женщина обязательно должна причаститься как можно ближе к сроку. Пора спросить у родственниц и подруг или купить в церкви образ Божией Матери «Помощница в родах». Я знаю одну такую иконку, которая уже несколько лет переходит от одной мамы к другой. Во скольких роддомах она побывала с ними за это время! Небольшой отпечатанный образ, наклеенный на картонку. Но чудотворный.

Наконец ребенок родился. При первом же свидании мама осенит его своим нательным крестом. А в молитве поблагодарит Господа за счастливое разрешение. Теперь она будет кормить, любить его и молиться о своем младенце.

А что же отец, бабушки, дедушки? Она закажут благодарственный молебен Спасителю и Богородице перед Ее иконой Тихвинской. К Тихвинскому образу Божией Матери еще не раз обратятся родители со своими заботами. Эту икону вполне можно назвать «Помощница в воспитании».

Обязательно следует посмотреть в церковный календарь и узнать, в день какого святого родился младенец. Не важно, кто это будет, святой или святая. Угодник Божий не безучастен к вашему счастью. Запомните его имя, а позже скажите его сыну или дочери. Найдите и прочтите его житие. В Божием мире случайностей не бывает, во всем есть Промысл.

Живо ощущая взаимосвязь родин и дневного святого, любящие родители или родственники в достаточных семьях в прежнее время могли заказать икону с образом этого угодника. Иногда такой образ жертвовался в храм. А, например, в Кремле, в церкви Рождества Богородицы, был устроен придел во имя Никиты Столпника, в память дня рождения супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны.

Наступает пора выбрать младенцу имя. В Православной Церкви существует специальный чин наречения имени, где есть «Молитва во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего».

К выбору имени должно подходить со всей ответственностью. Имя — это не просто сочетание звуков, красивое слово. Через свое имя ребенок будет допущен к участию в Таинствах Церкви. Отец Самсона Маной в беседе с Ангелом спросил: «Как тебе имя?» — и получил ответ: «Что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно» (Суд. 13, 17-18). Так же «чудно», то есть таинственно, имя каждого человека. Христианское имя чудесным образом связывает нас с тем святым, имя которого мы носим. Удивительное чудо соединения земного и небесного!

Обычно новорожденному дают имя святого, в день которого он появился на свет, либо святого, чья память приходится в один из последующих нескольких дней. Иногда имя дают по благословению священника, или называют одним из привычных имен рода, или именем особо любимого и почитаемого угодника.

Вот что писал об имени одного святого святитель Иоанн Златоуст: «Самое имя это считали и украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением любви; и как седящие во тьме, как скоро зажжена одна лампада, зажигают от нее много светильников, и каждый вносит их в дом свой, так точно и тогда, когда имя как свет явилось в городе, каждый вносил в свой дом имя этого блаженного, как бы зажигая светильник и как бы приобретая через такое название сокровище бесчисленных благ».

В Священном Писании мы не раз встречаем указание на высочайшее значение имени. Господь, как знак своего обетования, изменил данные при рождении имена Авраама и Сарры, Исаака и Иакова. Ангел Господень указал Захарии имя его будущего сына — Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил велел праведному Иосифу дать имя Иисус Младенцу, Которого родит Мария: «И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). Спаситель переименовывает Симона в Петра: «поставил Симона, нарекши ему имя Петр...» (Мк. 3, 16). Гонитель Христа Савл после духовного прозрения расстается не только с заблуждениями, но и со старым именем и становится апостолом Павлом. «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20), — сказал Спаситель о именах праведников, принадлежащих Царству Небесному.

Неразумно и недальновидно поступают родители, дающие своим малышам имена-клички, называющие их вычурными экзотическими или полуэкзотическими именами. Откуда берутся в русских семьях Илоны, Русланы, Янины, Нелли? Что это, желание выделить, указать на необычность своего дитя? Нет, не выделить, а отделить, исключить из цепочки родовых имен своей семьи, своего народа.

Если родители назвали ребенка неправославным именем, то при крещении ему дается второе имя. Но такого раздвоения лучше избегать. Есть и еще одно странное поветрие — записывать в метрики неполные, уменьшительные имена: Ася или Стася вместо Анастасии, Лина вместо Ангелины.

Красивых имен в православном календаре множество, и за каждым — святой или святая. К тому же в житии каждого угодника Божия есть что-то особо близкое вам. Читайте жития, и сколько имен станут для вас желанными!

Нет ничего плохого, если мы своих детей зовем в быту уменьшительными или ласковыми именами: Саша, Лена, Петенька, Гоша... Но все же следует называть ребенка полным именем. Слыша имя своего небесного покровителя, дитя становится как бы ближе к нему. Кроме того, в произнесении имени есть и призывание Божиего угодника.

Если вы выбрали имя или, положась на волю Божию, благодатную и спасительную для нас, решились назвать дитя именем святого, в день которого оно родилось, то хорошо бы вам приобрести и образ этого святого. Как только ребенок сможет различать изображения, ему можно показывать икону с «его» святым, называть имя, обращая внимание на одинаковость звучания двух имен. «И здесь Ольга — и там, на иконке, Ольга».

Впоследствии обязательно нужно рассказать ребенку житие угодника Божия. А когда дитя подрастет, ему хорошо бы выучить молитву тому святому, чье имя он носит.

Имя выбрано, пора позаботиться о крестных. Для крещения младенца необходим восприемник, или как его еще называют, крестный. Для родителей крестный их ребенка — кум, а крестная — кума. Обычай иметь при крещении поручителя восходит к первоначальной Церкви. Прежде поручитель приводил желающего креститься взрослого человека в церковь и свидетельствовал перед епископом или пресвитером благочестивую жизнь кандидата, его готовность к принятию в Церковь. Сам же поручитель обязывался наставлять своего крестника в основах веры и церковной жизни. При крещении поручитель принимал крещаемого от купели и поэтому назывался восприемником. В крестильных книгах имена восприемников записывались вместе с именами крестников. После крещения связь крестного и крестника укреплялась, возникало духовное родство.

При крещении младенцев одно время сами родители воспринимали своих детей от купели и поручались воспитывать их в правилах веры. Но позже была узаконена единая практика для младенцев и для взрослых.

Функции крестного непростые, и подчас удивляешься, с какой легкостью соглашаются стать крестным или крестной. А ведь именно забота об участии крестных привела к спору: следует ли крестить младенцев, не лучше ли подождать, пока ребенок будет в состоянии понять, что с ним происходит. Церковный писатель Тертуллиан, защищая эту позицию, писал: «Зачем без крайней нужды подвергать восприемников опасности? Они могут умереть и не выполнить данного обета». То есть не успеть воспитать крестника для жизни в Церкви и невольным грехом навлечь на себя гнев Божьи.

Крестный обязуется наставлять крестника в духовной грамоте, молиться о нем, следить за его воспитанием и принимать в нем участие. На крестного ложится и часть ответственности за поступки своего крестника. В Православной Церкви существует понятие духовного родства. Мистическая связь крестника с крестным не заканчивается с земной жизнью, но продолжается в Вечности.

К сожалению, нередко родители не задумываясь приглашают в восприемники своему чаду людей малоцерковных, а то и вовсе неверующих, соображаясь причинами приятельства, уважения или просто некоторой корысти. Появились даже заочные восприемники, когда «крестный» не присутствует во время крещения, а только считается крестным. Такое отношение к восприемничеству говорит о полном непонимании его сути.

Во время крещения младенца восприемник за него трижды отрекается от сатаны, трижды исповедует сочетание Христу и веру «Ему, яко Царю и Богу». Восприемник читает за своего крестника Символ веры, то есть молитву «Верую», в которой отражены все основы христианского вероучения. Восприемник принимает крестника от купели. Во время помазания святым миром держит его на руках и потом трижды обносит вокруг купели. Чего никак не может сделать заочный крестный. Кроме того, от восприемника требуется еще молитвенное участие в происходящем таинстве.

Родители должны ясно осознавать, что омытый в купели крещения их младенец причисляется к лику святых. Поэтому будет грехом доверить принятие его от купели человеку неблагочестивому, явному грешнику. Символично и ношение на руках вокруг купели. Восприемник как бы обещает не оставлять новокрещенного младенца, воспитывая во Христа крестившегося, помогая ему во Христа облечься.

Как физическое родство отражается в физических чертах ребенка и он повторяет своих родителей, так и духовное родство может отразиться в духовном облике. Ведь восприемника или восприемницу называют духовным отцом и духовной матерью или крестным отцом и крестной матерью.

В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» читаем: «Восприемниками не могут быть явные грешники, невежды и монашествующие», последние — как отрекшиеся всяческого родства. Для крещения младенца да и взрослого — как младенца духом — необходим один восприемник. «Женщины пусть будут восприемницы детей женского пола, а мужчины восприемниками мужского пола», — гласит 22-е правило 1-го Вселенского Собора. Но возможно иметь и двух восприемников — мужчину и женщину, если они не состоят в браке.

Существует еще один оттенок восприемничества. «Восприемник нарицается отцом по рождению от Духа Святого и, в силу сего значения нарицаясь тем самым братом отцу и матери по плоти воспринятого им, состоит с ними во второй степени родства» (»Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики»). Это родство плотских и духовных родителей носит название кумовства. Духовное братство также имеет свои обязанности и связывает кумовьев обоюдной молитвой и взаимной услужливостью. Но неразумно было бы искать в кумовстве лишь материальных выгод. Поэтому, выбирая крестного своему ребенку и духовного брата себе, лучше искать человека верующего, молящегося, обязательно церковного, а не богатого, уважаемого по мирским качествам или милого приятеля. «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Коль скоро выбрано имя и восприемник — пора и крестить. Не рано ли?

Время крещения младенца строго не определено. В древней Церкви было несколько традиций. Крещение на восьмой день после рождения как бы заняло место ветхозаветного обрезания, которое было принято совершать в этот день. Оно и называется «нерукотворным обрезанием». Одно время преобладало мнение, что крестить должно в первый день. Западная Церковь довольно долго держалась именно этого обычая. В воспоминание иудейского закона приносить младенца в 40-й день в храм, по которому и Дева Мария принесла в храм Младенца Христа, — крестили в 40-й день.

На Руси в первые века христианства крестили большей частью в 40-й день, когда и для матери заканчивались по закону дни очищения и она после прочтения над ней специальных молитв могла присутствовать при крещении своего ребенка. Если ребенок рождался слабым и была опасность, что он умрет, не дожив до крещения, то его крестили и ранее 40-го дня. Со временем возобладала практика не затягивать с крещением и крестить как можно ранее, в XVIII— XIX веках — между восьмым и пятнадцатым днем.

Впрочем, срок могут определить сами родители по обстоятельствам. Не следует только очень затягивать. Крещение вводит человека в ограду церковную, созидает его членом Церкви, а значит, Церковь молится о нем. При крещении младенцу придается Ангел-хранитель. После крещения дитя уже можно причащать. Именно младенцу необходимо и желательно частое соединение с Господом, поэтому у младенца и нет препятствия для причастия. Дети, которых регулярно приносят в церковь и причащают, очень отличаются от своих сверстников. «Таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

Меня всегда удивляло, как церковные дети самого маленького возраста моментально находят друг друга. Как они безошибочно определяют «своих» в песочнице. Это «свое» — Христос, изобразившийся в них от частого приобщения. Такое дитя особенно мило родителям. Впрочем, мы не обсуждаем достоинства крещения, мы уверены в необходимости его. Вопрос лишь — когда? Пора.

«...У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и от юности посвящен Духу»
(святитель Григорий Богослов). Аминь.

В принципе - духовный аспект православия в этой статье отражен полностью.

Теперь можно тоговорить и о "тряпочках".
  Ответить с цитированием
Старый 27.04.2008, 18:25   #4   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
С праздником вас, форумчане
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: oksam113_57487_L.jpg
Просмотров: 32
Размер:	74.1 Кб
ID:	264754  
  Ответить с цитированием
Старый 27.04.2008, 19:43   #5   
СтарПерец :)
 
Аватар для *Дидюля*
 
Сообщений: 134
Регистрация: 04.01.2008

*Дидюля* вне форума Не в сети
От лица присутствующих и от себя лично -
Изображения
 
  Ответить с цитированием
Старый 06.07.2008, 15:40   #6   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Задала вопрос в "православии", но там глухо как в танке.

Подскажите, освящать нательный крестик обязательно во время службы или достаточно просто зайти в храм и попросить священослужителя сделать это?
  Ответить с цитированием
Старый 06.07.2008, 15:44   #7   
Форумец
 
Аватар для KиСа.
 
Сообщений: 2,676
Регистрация: 27.03.2008
Возраст: 39

KиСа. вне форума Не в сети
Я свой святила во время крещения детишек, но мы попали именно в этот день, а вообще нужно спросить у батюшки!
  Ответить с цитированием
Старый 06.07.2008, 15:49   #8   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от KиСа. Посмотреть сообщение
Я свой святила во время крещения детишек, но мы попали именно в этот день, а вообще нужно спросить у батюшки!
О! так ведь крещение происходит после службы!

... вот бы поточнее...
  Ответить с цитированием
Старый 06.07.2008, 16:17   #9   
Форумец
 
Аватар для KиСа.
 
Сообщений: 2,676
Регистрация: 27.03.2008
Возраст: 39

KиСа. вне форума Не в сети
*Azazella*, блин, я бы с удовольствием, да спросить даже не у кого!
  Ответить с цитированием
Старый 06.07.2008, 19:36   #10   
Форумец
 
Сообщений: 973
Регистрация: 10.09.2007

medved7 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от *Azazella* Посмотреть сообщение
попросить священослужителя сделать это?
Я думаю этого будет достаточно. Но вот согласится ли этот священник без службы освятить крест,то есть в свое свободное время?
  Ответить с цитированием
Старый 06.07.2008, 21:01   #11   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Спасибо, девочки. Мне в православии ответили. Вот дословно:

Цитата:
Сообщение от Nиколай Посмотреть сообщение
Лучше, конечно, во время службы- на водосвятном молебне. Хотя второй вариант тоже в некоторых случаях допустим.
Цитата:
Сообщение от Антон Ю.Б. Посмотреть сообщение
vi0, освящение в данном случае подразумевает воцерковление, а не полуабстрактный мистериальный акт. Хотя бы в смысле психологичесом и педагогическом это очень правильно. Крестик - это не символ в себе для себя, а и знак состояния в Церкви. Если же он таким знаком не является, то и освящать его, конечно, смысла нет.
  Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 09:57   #12   
Форумец
 
Аватар для Selena
 
Сообщений: 1,201
Регистрация: 08.02.2007
Возраст: 44

Selena вне форума Не в сети
Девчат, может не в теме, но подскажите пожалуйста, деток своих кто крестил, как к этому вообще подступиться ...где и у кого узнать порядок.
  Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 11:13   #13   
СамЭц
 
Аватар для Flyfisherman
 
Сообщений: 24,650
Регистрация: 20.09.2004

Flyfisherman вне форума Не в сети
Selena, нет ничего проще подъезжаешь в церковь узнаешь когда крестят ищеш крестных приезжаешь платишь денюшку крестишь ВСЕ.
  Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 11:25   #14   
Форумец
 
Аватар для Selena
 
Сообщений: 1,201
Регистрация: 08.02.2007
Возраст: 44

Selena вне форума Не в сети
а в церкви то у кого спрашивать...вроде священники там на входе не сидят.... я там не так часто бываю... то есть совсем не бываю. а крестят в любой церкви?
  Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 11:32   #15   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Selena, А вы после службы "выловите" батюшку и пообщайтесь с ним. Он всё расскажет. Но не в коем случае не с услужливыми "бабушками", тусующимися там. Крестят в любой, но чем больше и "знаменитее" церковь, тем больше там на крещении собирается народа. Я крестила свою дочь в Никольской церкви (около ВГУ) - народу - 2 человека. Нужен будет уже освященный крестик, полотенце (в которое после крещения кресные завернут младенца - зы: это полотенце надо сохранить, его значение очень ценно, подробности в личку). У нас была только кресная , кресным стал сам батюшка.
  Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 11:33   #16   
СамЭц
 
Аватар для Flyfisherman
 
Сообщений: 24,650
Регистрация: 20.09.2004

Flyfisherman вне форума Не в сети
Selena, в свечной лавке(магазинчик при храме) старушки свечки продают они все расскажут, процедура поставленна на поток, я так понимаю раз спрашиваешь то не особо верующая, крестишь для галочки (тока без обил эт нормально все так делают). Ты кресных(будущих) пошли пусть они напрягуться все разузнают. Там ваще все просто.
  Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 13:00   #17   
Форумец
 
Аватар для Selena
 
Сообщений: 1,201
Регистрация: 08.02.2007
Возраст: 44

Selena вне форума Не в сети
*Azazella*, Flyfisherman, спасибо
Flyfisherman, наверно для галочки , меня крестили в 13 лет и я не особо верующая, Но лучше пусть уж бог ребенка видит
  Ответить с цитированием
Старый 20.08.2008, 07:49   #18   
ниагара
 
Аватар для *Azazella*
 
Сообщений: 7,082
Регистрация: 14.02.2006

*Azazella* вне форума Не в сети
Ola1, ДЛя ВАС правила не писаны? Предупреждение!
  Ответить с цитированием
Старый 27.09.2008, 10:15   #19   
Registered User
 
Аватар для Какая есть
 
Сообщений: 1,524
Регистрация: 26.11.2007

Какая есть вне форума Не в сети
Подскажите Где покрестить ребенка?!

Хотим как положено покрестить малыша на 40-й день.Подскажите пожалуйста красивую церковь,собор в Воронеже! Может кто-нибудь недавно занимался этим вопросом--поделитесь подробностями (что ужно,сколько стоит и т.п.)
  Ответить с цитированием
Старый 27.09.2008, 11:52   #20   
задумчивая
 
Аватар для КошкаЮ
 
Сообщений: 3,386
Регистрация: 22.03.2007

КошкаЮ вне форума Не в сети
Я крестила сына своей подруги в Покровской ( если не ошибаюсь с названием - что у драмтеатра). Там специальная постройка для проведения крещения. Очень красиво расписанная внутри иконами святых, светлая и теплая. Фото получились очень красочными и красивыми.
  Ответить с цитированием
Старый 27.09.2008, 20:29   #21   
Форумец
 
Аватар для Taksi
 
Сообщений: 1,334
Регистрация: 03.03.2004

Taksi вне форума Не в сети
я бы посоветовала крестить ребенка в какой-нибудь маленькой церкви у знакомого, или по рекомендации, батюшки. Мы крестили в Покровской и всем не понравилось как прошла церемония
  Ответить с цитированием
Старый 29.09.2008, 08:21   #22   
задумчивая
 
Аватар для КошкаЮ
 
Сообщений: 3,386
Регистрация: 22.03.2007

КошкаЮ вне форума Не в сети
Подружка крестила свою дочку в церкви у каменнного моста. Там второй этаж вроде как для этого обустроен и можно договориться вобще одни там быть. Но как и сколько это стоит не в курсе ( те по блату шли).
  Ответить с цитированием
Старый 29.09.2008, 17:57   #23   
счастье
 
Аватар для nimfa
 
Сообщений: 989
Регистрация: 24.06.2005
Возраст: 47

nimfa вне форума Не в сети
Ну мы там были одни, блат тут совсем ни при чем, просто договаривались с конкретным священником и потому обговаривали удобное время, чтобы он был в это время в церкви, я думала, что платить надо будет за это ему лично, но он все равно отправил в кассу
  Ответить с цитированием
Старый 30.09.2008, 08:44   #24   
задумчивая
 
Аватар для КошкаЮ
 
Сообщений: 3,386
Регистрация: 22.03.2007

КошкаЮ вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от nimfa Посмотреть сообщение
Ну мы там были одни, блат тут совсем ни при чем, просто договаривались с конкретным священником и потому обговаривали удобное время, чтобы он был в это время в церкви, я думала, что платить надо будет за это ему лично, но он все равно отправил в кассу
ну и замечательно.
  Ответить с цитированием
Старый 30.09.2008, 11:26   #25   
форумчиха
 
Аватар для Фуфнявая
 
Сообщений: 184
Регистрация: 17.09.2007

Фуфнявая вне форума Не в сети
Своего крестили в Успенском храме (ост. Нижняя) в воскресенье. Народу было, что иголке некуда упасть, и все не только с крестными родителями, а еще бабушки-дедушки-тети-дяди и пр. Само крещение задержалось на полчаса, дети ревут, жарко, все потные. Какой-то фотограф бегал туда-сюда, Орловка, а не крещение. Платили по-моему 270р, это год назад. Я пожалела, что мы приперлись в выходной, тем более что крестины там проводили в любой день, кроме Пн.
  Ответить с цитированием
Старый 30.09.2008, 11:49   #26   
Registered User
 
Аватар для Какая есть
 
Сообщений: 1,524
Регистрация: 26.11.2007

Какая есть вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от КошкаЮ Посмотреть сообщение
в церкви у каменнного моста.
а где этот каменный мост? И с каким именно священником договариваться? Просто мы не местные--тут знакомых священников нет.
  Ответить с цитированием
Старый 30.09.2008, 16:26   #27   
спешу жить
 
Аватар для nina-r
 
Сообщений: 4,372
Регистрация: 09.09.2003
Возраст: 43

nina-r вне форума Не в сети
Недавно крестили дочу в Никольском храме (за ВГУ), с нами еще двое детишек крестились, все спокойно, душевно и никакого излишнего ажиотажа. Вот только забыли спросить, какова дальнейшая судьба крестильного набора, понятно, что его хранить надо, но почему и как долго?
  Ответить с цитированием
Старый 30.09.2008, 18:02   #28   
Registered User
 
Аватар для Какая есть
 
Сообщений: 1,524
Регистрация: 26.11.2007

Какая есть вне форума Не в сети
nina-r, сколько стоит покрестить? и за какое время до даты ехать договариваться--чтобы наверняка было время и "место" на эту дату?
  Ответить с цитированием
Старый 30.09.2008, 18:19   #29   
СамЭц
 
Аватар для Flyfisherman
 
Сообщений: 24,650
Регистрация: 20.09.2004

Flyfisherman вне форума Не в сети
Какая есть, БЛИН вот я не верующий и то знаю что КРЕСТЯТ БЕСПЛАТНО...
Деньги которые ты отдаешь это не плата за услугу, а пожертвования... Ты их добровольно жертвуешь
  Ответить с цитированием
Старый 30.09.2008, 19:37   #30   
Форумец
 
Аватар для Iri_na
 
Сообщений: 174
Регистрация: 06.06.2007

Iri_na вне форума Не в сети
А кто знает, в прохладное время года лучше не крестить? Или там очень теплое помещение?
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind