Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Военный аэродром "Альфа" и механический завод |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
08.01.2010, 20:46 | #31 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
А вот ещё любопытные объекты на немецкой карте. Как раз в том направлении, о котором я уже говорил. Возможно остатки бетонных плит к ним как раз и относились? Странно, что же все таки это было. Расположены необычно. Ничего в голову не приходит.
P.S. В красном кружке Дом Красной Армии (ныне ДК им. 50-летия Октября). Последний раз редактировалось MONTY PYTHON; 08.01.2010 в 21:25. |
09.01.2010, 08:11 | #32 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Взялся за перевод сноски на объект 142 на немецкой карте. С помощью ПРОМТа (в немецком я не силен) перевел: Заводской аэродром, несколько ангаров, примерно 3 на 3 км. Да, с информатором немцам не повезло, какой же это заводской аэродром? Зато про объект 141 (Механический завод № 16) написано довольно подробно и точно: и на какой улице находится, и сколько народу там трудится, и какие двигатели к каким самолетам производятся и т.д. Вот только этот объект они упорно называют Авиационный завод № 16, вероятно по выпускаемой продукции.
А не является ли цепочка черных квадратиков на карте этими самыми ангарами, основания которых в виде остатков бетонных плит я наблюдал в свое время? Очень может быть. А "птичку" они нарисовали в центре этого квадрата 3х3 км. |
09.01.2010, 11:26 | #34 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Я о том и говорю, что немцы написали именно Fluegzeugwerk, а не Fluegzeugmotorenwerk. Кстати, они также обозвали завод № 18 им. Ворошилова.
|
09.01.2010, 13:40 | #35 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
MONTY PYTHON, я уже переводил все эти сноски вот тут - http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=9842666&postcount=28
Посмотрите, может и не придётся заново переводить. |
09.01.2010, 14:11 | #36 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Признаюсь, что мой перевод в данном случае это мартышкин труд. Поскольку ссылку на карту взял из другой темы, то до Вашего перевода просто не дошёл. Ну хоть с немецким текстом в ПРОМТе потренировался. Ох, уж больно у них слова длинные и мудрёные.
|
03.02.2010, 13:29 | #37 |
Форумец
|
Есть неплохая Гагинская (в отличие от иных работ этого автора) книжка: Самолёты воронежского авиазавода. В ней ясно сказано: авиазавод расположен в районе дворца пятидесятилетия, Космонавтов. Авиазавод был расположен в помещениях вывезенного в азию (город не помню) на время войны моторного завода. И приложен ПОДРОБНЫЙ аэроснимок. И этот же снимок в оригинале висит в музее Мехзавода, который после войны занял эти корпуса. Кстати на Мехе масса старинных цехов и ангаров: корпус авиамоторного производства целиком (виден с остановки "ВМЗ", с башенкой, правда это его "новая" пристройка но сзади старинное производственное помещение и инженерный корпус), испытательно-сборочный цех на четверть тоже состоит из старинного корпуса. Далее вглубь громадный ангар с сводчатым перекрытием явно конца 1800-начала1900 постройки...и многие другие. В аккурат в направлении ворошилова-пирогова вытянутые. И именно здесь сначала делали сборку ТБ-3, Ил-2 и Ил-4 а потом уж потихоньку стаскивая обратно моторный завод (он кстати авиадвигатели не делал до войны а делал дизеля для молотилок и генераторов) и трофейные станки с германии (которые работают и ныне, и более того- их БОЛЬШИНСТВО, я сам недавно оттуда уволился)- начали авиамоторы М11 делать
|
03.02.2010, 16:51 | #38 |
Форумец
Сообщений: 3,325
Регистрация: 30.08.2004
Возраст: 52
Не в сети |
а мое детство прошло в этом районе в 70-е. в парке школы 70 еси порыться до сих пор наверно есть останки фундаментов каких то аэродромных строений. а во дворах торчат какие то стальные трубы. у родителей когда маленький был спрашивал они так и сказали - остатки аэродома.
|
03.02.2010, 23:48 | #39 |
Форумец
Сообщений: 140
Регистрация: 21.03.2008
Не в сети |
MONTY PYTHON, Приказ № 007 от 29.2.40
Приказываю: 1. Переформировать 164 резервный авиаполк (Воронеж) в Резервную Авиационную Бригаду в составе двух полков ДБ-3. 2. Сформировать в Комсомольске, в составе ВВС ВВС 2 Отдельной Краснознаменной Армии резервный авиационный полк смешанного типа по штату № 15/939-В. 3. Формирование Бригады и полка произвести в период с 1 мая по 15 июня 1940 года. 4. Начальнику ВВС Красной Армии разработать проект штата Резервной Авиационной Бригады и представить мне на утверждение к 15-му марта 1940 года. НКО К. Ворошилов |
05.02.2010, 04:58 | #41 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Школа № 70 расположена по ул. Космонавтов, 34. Там же недалеко находится школа-интернат № 2, в которой в первой половине 60-х несколько классов носили имена летчиков авиаполка с нынешнего Балтимора. Пятеро летчиков экипажей Як-28 погибли в 62-63 г.г и похоронены на Коминтерновском кладбище: Халеев, Линючев, Петров...
wsa спасибо за инфо . Начал читать и сначала подумал, что приказ 007 это шутка такая, уж больно номер какой-то джеймсбондовский андрей 524 очень интересное пояснение - вот всё и прояснилось, значит немцы ничего не напутали с заводом. Последний раз редактировалось MONTY PYTHON; 05.02.2010 в 05:14. |
06.02.2010, 23:41 | #42 |
Форумец
|
Из журнала "Воронеж" №5, весна 2005
Воронежские крылья рейхсмаршала Геринга.
... По догвору, подписанному в марте 1920 года, Германия обязалась оснастить Красную Армию и промышленность самым современным оборудованием. Советское же правительство в свою очередь предоставит немцам в эксплуатацию промышленные и военные объекты, железные дороги и шахты. ... начиная с 1924 года в Советском Союзе создана самая мощная немецкая авиационная группировка. Её штаб находится в Липецке. Здесь же расположена летная школа "Виф-упаль", где на устаревших самолетах "фоккер"обучаются немецкие юнкера и советские курсанты. Новые же немецкие самолеты испытываются на аэродромах Воронежа, Борисоглебска, Бутурлиновки и Россоши. ... Что касается самого Германа Геринга, то в библиотеке Борисоглебского Дома Красной Армии даже после второй мировой войны сохранилась читательская карточка, выписанная на его имя. Библиотекарь Мымрина показывала ее по секрету своим близким знакомым. ... Не заню, имеет ли отношение это фото к аэродрому "Альфа". Модераторы, перенесите, куда посчитаете нужным. Последний раз редактировалось Zayatz; 07.02.2010 в 11:18. |
21.02.2010, 11:31 | #43 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Azaka в теме Аэрофотоснимки военных лет ( # 14) разместил немецкий аэрофотоснимок Воронежа 1942 г. На нем как раз имеется участок территории современного ДК им. 50-летия Октября, на месте которого до войны был Дом Красной Армии в районе военного Авиагородка. Теперь видно, что разрушенный во время войны Дом Красной Армии по размерам как раз сопоставим с нынешним Полтинником. Жаль, что снимок не захватывает территорию аэродрома "Альфа".
Последний раз редактировалось SERG16; 25.11.2010 в 17:40. |
22.02.2010, 00:43 | #44 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Подскажите, на этом снимке 1943года подпись "Дом Красной армии"-не про это ли здание речь? Что-то не очень оно разрушено.
|
22.02.2010, 12:20 | #45 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Уже было обрадовался, что нашелся снимок ДКА из Авиагородка. Но присмотревшись и проанализировав детали снимка, понял, что много несовпадений. Это здание расположено по отношению к частям света не так, как расположен был довоенный ДКА и Полтинник. Получается, что солнце освещает его с северо-восточной или восточной стороны под довольно большим углом, похоже в середине дня, что практически невозможно. Дальше за ДКА, если предположить, что он стоит вдоль современной ул. Ворошилова, на снимке стоят какие-то дома. В 1943 г. и в 1962 г. в том направлении было только одно высокое здание из красного кирпича – штаб авиаполка (и сейчас стоит). Дома с магазинами «три пескаря» построены позже. Что касается развалин, которые я наблюдал, то каркас здания, как я помню, в большей степени сохранился. Говорили, что немцы забросали ДКА фугасными бомбами. Помню, что по разбитой лестнице можно было подняться на второй этаж. А в той части разрушенного здания, где после войны жили люди, были ступени и дверь в «квартиру» (со стороны летающих космонавтов и технического входа на сцену современного ДК 50-летия Октября). Перед зданием росли деревья с узкими листьями и мелкими удлиненными сладко-вяжущими плодами, мы называли их маслинами. За зданием росли в несколько ребячьих обхватов многолетние тополя, это место мы между собой называли «поляна». Сейчас их нет – спилили в борьбе с тополиным пухом. Недавно встретил своего сверстника, с которым мы жили в Авиагородке в те годы. Он вспомнил, что и в подвале разрушенного ДКА тоже жила семья, даже фамилию назвал, поскольку учился в школе с одним из членов семьи.
Я надеюсь, что с Вашей помощью удастся найти фото ДКА в Авиагородке. Уж больно много информации и фото выкладываете в разных темах. Читаю и смотрю с удовольствием. Последний раз редактировалось MONTY PYTHON; 22.02.2010 в 13:43. |
22.02.2010, 22:12 | #46 | |
Форумец
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Цитата:
Для идентификации всё же лучше смотреть на полную версию фото. |
|
22.02.2010, 23:21 | #47 | |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Цитата:
"Бывшую гимназию (Мариинскую) перестроили в Дом Красной Армии им. товарища Ворошилова. Его торжественное открытие состоялось 7 ноября 1931 года...Вместо милого патриархального здания с лепниной возникло холодное, угловатое сооружение с глухими плоскостями стен. Оно откровенно выглядело инородным телом среди каменного сооружения. ...В войну здание пострадало не очень сильно. Его восстановление началось уже в 1943 году." (из книги "Записки старого пешехода") |
|
23.02.2010, 05:32 | #48 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Все указывает на то, что это ДКА (Дом офицеров) на пр. Революции: и солнце светит откуда ему положено - с юго-запада, да и по улице видно, что это не окраина города.
|
24.02.2010, 00:33 | #49 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
http://bvf.ru/forum/showthread.php?p...3#post10757993 - похожая аллея, что и на фото 1943г
Последний раз редактировалось Natalia425; 24.02.2010 в 01:41. Причина: фото перенесено в тему Дом офицеров (пр Революции) |
24.02.2010, 01:37 | #50 |
Форумец
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
elena71, это ул. Комиссаржевской, не проспект.
|
24.02.2010, 02:13 | #51 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
Почему-то показалось, что это http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...9&d=1266869605 ул.Комиссаржевской.
Последний раз редактировалось salex; 27.02.2010 в 11:39. |
08.03.2010, 17:54 | #52 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Судя по немецкому аэрофотоснимку 1942 г., довоенный Дом Красной Армии в Авиагородке и построенный впоследствии на его месте ДК им. 50-летия Октября сопоставимы как по расположению, так и по занимаемой площади.
Вероятно, они даже по планировке помещений были похожи. Здесь на фото 1 показано, в какой части развалин ДКА вплоть до 1962 г. жили люди, приспособившие уцелевшую часть здания под жильё. На фото 2 указан фрагмент стены старого ДКА, использованный впоследствии при строительстве Полтинника. Фундамент старого здания, полагаю, мог быть использован в ещё большей степени. Ниже помещены современные фотографии сохранившихся довоенных зданий Авиагородка и некоторых других довоенных строений, располагавшихся в непосредственной близости от Дома Красной Армии и зафиксированные на немецкой карте и снимке 1942 г. Дома Авиагородка №№ 1, 2, 3 (слева направо) и их новый адрес – соответственно дома №№ 13,15, 17 по ул. Ворошилова (ранее продолжение ул. Кольцовской). Дома Авиагородка №№ 4,5,6 (слева направо) и их новый адрес – соответственно дома №№ 16,14, по ул. Депутатская и № 57 по ул. Карла Либкнехта (выглядывает из-за трубы котельной). В подвале дома № 6 имелось бомбоубежище с условиями для автономного проживания в течение какого-то времени. В первой половине 60-х в этом доме проживали командир авиаполка и заместители. Дома Авиагородка № 9 и № 10 (эти номера мог перепутать) – соответственно дом № 2 по ул. 121 стрелковой дивизии (бывшая ул. Западная) и дом № 51 по ул. Колесниченко (бывшая ул. Бессарабская). А также здание № 57 по ул. Колесниченко – в послевоенные годы вплоть до 80-х годов здесь размещалась коммунально-эксплуатационная часть (КЭЧ) воронежского гарнизона. По ул. Ворошилова сохранились еще два строения – штаб авиаполка в четыре этажа из красного кирпича и двухэтажное здание, расположенное с противоположной стороны улицы под № 36. Что там было раньше не знаю, но сейчас там расположен Учебный центр МЧС. Рядом с этим домом в начале 60-х было воинское захоронение времён ВОВ – скромный памятник с красной звездой. Потом он пропал, видимо воина перезахоронили в другом месте. Приведу ещё раз фотографии зданий, которые уже упоминались ранее, немного повторюсь. Интересно, что здание, в котором до войны располагался штаб 11-й авиабригады (ул. Космонавтов), на немецкой карте 1942 г. отсутствует. Правда, может быть, немцы, фотографируя этот район, отнесли его к аэродромным сооружениям типа ангар. После войны и приблизительно до 70-х годов (может и дольше) в этом здании находилась военная комендатура и гарнизонная гауптвахта. А в настоящее время здесь расположена военная прокуратура. Летной столовой по ул. Колесниченко, построенной в 1949 году, на немецкой карте, естественно, нет, хотя до войны какое-то строение на этом месте было. В 60-х годах в этом здании, кроме столовой, была еще парикмахерская (крайние справа дверь и окно). В помещении пахло одеколоном «Шипр», а мальчишек, в зависимости от возраста, стригли под чубчик, полубокс или бокс. Самых старших - под канадку. В столовой в начале 60-х в летнее время, вероятно из-за отсутствия холодильных установок, для замораживания продуктов использовали заготовленный с зимы лед. Вероятно, это был лед с реки, распиленный на большие куски. Он хранился во дворе столовой большой горой под толстым слоем опилок и не таял. Последний раз редактировалось SERG16; 28.06.2010 в 10:51. Причина: замена ссылок на изображения с внешнего ресурса вложением |
08.03.2010, 23:57 | #54 |
Форумец
|
MONTY PYTHON, БРАВО! Теперь ещё интереснее стало жить в этом районе Спасибо за детальный рассказ!
|
09.03.2010, 00:09 | #55 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Осталось найти фото довоенного ДКА в Авиагородке, либо то, что от него осталось.
К сожалению, в те времена человек с фотоаппаратом вблизи военных или режимных объектов (завод № 16) вызывал, мягко говоря, подозрительность и повышенное внимание со стороны компетентных органов и бдительных граждан. Плакаты того времени – лучшее тому подтверждение. Так что на сохранившиеся любительские снимки рассчитывать приходится мало. Но надежда, тем не менее, всё же есть. Неплохо было бы также разыскать достоверную информацию о близлежащем аэродроме "Альфа" или аэродромах, путаницы здесь более чем достаточно... Последний раз редактировалось SERG16; 28.06.2010 в 10:52. |
09.03.2010, 01:42 | #57 |
Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 53
Не в сети |
|
09.03.2010, 08:05 | #59 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Теперь «до кучи» ещё немного информации об этом районе. В борьбе со шпионами, на схеме трамвайных маршрутов 1953 г. конечная остановка трамваев №1 и №8 обозначена как «Мясокомбинат», хотя трамвайное кольцо находилось дальше около мех. завода № 16, напротив дома № 11 по ул. Ворошилова (бывшая ул. Кольцовская). Кстати, этот дом единственный сохранившийся из трех "косых домов", запечатленных на немецком аэрофотоснимке и карте 1942 г.
В дополнение к родственной теме улица Депутатская. Когда во времена «хрущевской оттепели» и борьбы с культом личности, с дома на ул. Депутатской «стирали» фигуру Сталина , у административного здания механического завода симметрично стояли две равновеликие фигуры вождей. Сам наблюдал, как в 1962 г. к памятнику Сталину подогнали трактор, опутали цепью и сдёрнули с постамента. Выглядело это раньше приблизительно так. А памятник Ленину переместили в центр площади, где он сейчас и находится. Решил снова вернуться к дому № 6 Авиагородка (ныне ул. Карла Либкнехта, 57), на этом фото он выглядит покрупнее. Здесь в первой половине 60-х годов жили ныне покойные: командир авиаполка полковник А. Чернов и его заместители - подполковник М. Петров и подполковник Б. Сычёв, также штурман полка подполковник В.Щербаков. Жильцы, по большей части, сменились, хотя и сейчас там живут дети и внуки ветеранов полка. Последний раз редактировалось SERG16; 28.06.2010 в 10:57. Причина: замена ссылок на изображения с внешнего ресурса вложением |