Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Фильтрация помех и пульсаций бортовой сети автомобиля. |
Программирование микроконтролеров,ремонт аудио/видео/бытовой техники,полезные устройства для дома,телефония, обсуждение статей журнала Радио |
|
Опции темы |
17.12.2010, 16:09 | #1 |
///
Сообщений: 9,724
Регистрация: 02.04.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Фильтрация помех и пульсаций бортовой сети автомобиля.
Господа, проектирую девайс, который будет питаться от бортовой сети автомобиля. Девайс серьезный, AVR, ARM, SDRAM. Хочется сделать питание понадежней. 3 вольтовую цепь
Возникший вопрос крутится вокруг входного конденсатора. В поисках требований к устройствам, работающим от автомобильной 12 вольтовой сети я наткнулся на какой-то последний ГОСТ. По этому ГОСТу оборудование тестируют короткими импульсами амплитудой в 100 вольт. То есть подразумевается, что генератор может давать помехи в 100 вольт, но весьма короткие по длительности. В микросхемах преобразователях есть защита от перенапряжения, а вот конденсатор не защищен. По идее короткоимпульсные помехи не спалят конденсатор, 100 вольтовый ставить не обязательно. Но вот как найти компромис между емкостью и вольтажом? Особенно, если учесть что места на плате нет. У меня есть два варианта, которые влазят на плату - 1000 мкф х 35 вольт и 470 мкф х 63 вольт. Что в автомобильном генераторе опаснее - длительность помех или их амплитуда? Какой конденсатор предпочесть - на большее напряжение или на большую емкость? Спасибо. |
17.12.2010, 17:35 | #9 |
Форумец
Сообщений: 115
Регистрация: 26.07.2007
Возраст: 38
Не в сети |
Ду маю, что можно - до. Дросселю так и так ничего не будет, а на суп. нагрузка всеже поменьше.
Вообще ставил в БП супр-р SMCJ33... (би дирекшЫнал помоему), по цепи 27В, проверял его (БП) потом на воздействие импульсов +-250В 100мкс. Никаких сбоев в работе питаемых устройств (DSP и много чего еще) не наблюдалось. |
17.12.2010, 17:50 | #10 |
///
Сообщений: 9,724
Регистрация: 02.04.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Наверное поставлю я дроссель и супрессор
О! Вопрос родился - а что все таки происходит в цепи, когда срабатывает супрессор? Он обрубает напряжение до равного порогу срабатывания или вообще провал на линии возникает? Планирую поставить супрессор где-то на 30-35 вольт - преобразователи себя хорошо чувствуют до 37 вольт, а низковолтный супрессор ставить не хочется, а то будет срабатывать по всяким пустякам... |
17.12.2010, 18:53 | #11 |
Форумец
Сообщений: 115
Регистрация: 26.07.2007
Возраст: 38
Не в сети |
Когда превышен порог, он начинает быть сильнопроводящим и тем самым шунтирует импульс, при возврате напряжения вниз (!!! напряжение отпускания ниже чем напр. срабатывания) он взад становится высокоимпедансным. Просада напряжения не наблюдал. Короче суть как у сабилитрона, только побыстрей помоему и помощней. Юзал в безвыходных ситуациях как стабилитрон, разницы не наблел.
|
17.12.2010, 19:40 | #13 | |
///
Сообщений: 9,724
Регистрация: 02.04.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Ути-пути...
Я делаю вещь на заказ и за приличные деньги. Там дорогостоящих деталей полведра. Кроме того, я не хочу быть потоянной службой техподдержки и гарантийного обслуживания. Цитата:
|
|
17.12.2010, 20:40 | #14 | |
Форумец
|
Цитата:
Супрессор и варистор не любят длительных превышений напряжений (исключительно импульсные), но при выходе из строя (не по своей вине) ведут себя по-разному. Варистор сначала выполняет свою работу сколько может, а продержаться он однозначно должен дольше чем предохранитель на входе. Но если предохранитель почему-либо не сгорит, то беда - может разлететься, как его и не было и тогда все напряжение пойдет на стабилизатор, а там уж как карта ляжет. А вот если умирает супрессор, то получается железное КЗ, видимо у него внутри при этом происходит какой-то необратимый процесс (на 1,5КЕxxx несколько раз наблюдал - на корпусе трещина, внутри КЗ). И выходит из строя он быстрее предохранителя, т.е. сначала супрессор, потом предохранитель. Работу по защите он выполнит, но лечится только заменой. У америкосов видел такое (девайс на 12 вольт бортовой сети) - предохранитель - варистор 27 в - низкоомный резистор - супрессор 16 в + электролит - дроссель + электролит- step-down. И все обвешано керамикой как по входу так и выходу. |
|
17.12.2010, 20:47 | #15 | ||
///
Сообщений: 9,724
Регистрация: 02.04.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Кстати, а керамика не погорит от этих коротких импульсов? Ну предположим у меня керамика на 25 вольт, всякие шумы во время работы она скушает, но вот если при включении зажиганич будет кратковременный всплеск на 100 вольт - выживет? Или искать керамику на 100 вольт? Какая емкость керамики должна быть? "Гирлянда" из 0.01, 0.1 2.2 мкФ подойдет или еще какие номинальчики? |
||
17.12.2010, 21:33 | #16 | ||
Форумец
|
Цитата:
Цитата:
|
||
17.12.2010, 21:38 | #17 |
хренпоймаете
Сообщений: 772
Регистрация: 04.12.2009
Не в сети |
А по моему CMP_SYS не так уж не прав. Сейчас навалом всякой автомобильной дряни и с процессорами, и с драмом, и с экранами. И в массовом порядке эта хрень не глючит и не вылетает. Иначе фирмы производители этих девайсов давно бы повесились. А от глюков ты всё равно на 100% не застрахован, и не такие вещи глючат, начиная от флешек и роутеров и заканчивая шаттлами и спутниками глонас.
По теме: думаю нормальный LC фильтр + ИМС-стабилизатор напряжения избавят от проблем. Я бы поставил двойную катушку на ферр. кольце + пару катушек с небольшой индуктивностью + что нибудь типа 78хх, ну и керамических и танталовых конденсаторов чуток. Ну и чтоб спалось крепче запузырь туды супрессор. Хотя и половины от этого наверное будет достаточно. |
17.12.2010, 21:48 | #18 | |
///
Сообщений: 9,724
Регистрация: 02.04.2005
Возраст: 44
Не в сети |
вредный микроб,
Цитата:
Вон на форуме electronix тема загнлуась, когда автору сказали - твои методы тесрирования - фигня, такие тестовые импульсы может генерировать только специальный стенд стоимостью 1 кбакс. Кроме того испытание не одного экземпляра а десятков позволяют быть уверенными в том, что данная схема 100% рабочая. Мне же приходится делать штучный товар и перестраховываться, так как я не знаю, где вылезет. В твоих словах есть главное - "чтоб спалось крепче" ))) |
|
17.12.2010, 22:59 | #19 | |
Форумец
Сообщений: 115
Регистрация: 26.07.2007
Возраст: 38
Не в сети |
Вообще-то дроссель на 15
Цитата:
Что касаемо варистора, то он гораздо медленнее чем супрессор, но может поглащать гораздо более мощные импульсы (имхо в тачке таких не найти). Однако количество этих самыых отловленных импульсов должной мощности ограничивается десятками штук, апосля чего варистор становится неадекватным. Подтверждения этому не находил, но в книжках пишут шт это так. В бытовухе находил их либо просто разорванными на куски или обугленными. |
|
18.12.2010, 09:09 | #20 |
Форумец
Сообщений: 102
Регистрация: 21.03.2009
Не в сети |
По теме: думаю нормальный LC фильтр + ИМС-стабилизатор напряжения избавят от проблем. Я бы поставил двойную катушку на ферр. кольце + пару катушек с небольшой индуктивностью + что нибудь типа 78хх, ну и керамических и танталовых конденсаторов чуток. Ну и чтоб спалось крепче запузырь туды супрессор. Хотя и половины от этого наверное будет достаточно.[/QUOTE]
Я считаю нужно так и поступить! А иначе можно так загнаться с этой фильтрацией. Глючить устройству скорее будет программно, а не по железу. |
19.12.2010, 00:39 | #23 |
Вечно пьяный
Сообщений: 9,139
Регистрация: 21.12.2006
Возраст: 48
Не в сети |
Как сложно насоветовали то... Почему то все забыли, что для КОРОТКИХ импульсов (а они действительно короткие), проводка и масса тоже являются не малой индуктивностью, а по входу стабилизатора, по меньшей мере, 10мкФ стоит обязательно. Даже после такой самоорганизующейся LC цепочки короткие 100 вольтовые импульсы, едва ли превысят 1-2В (лень считать в час ночи постоянную времени).
Далее ИМХО. Как я бы делал чтобы 1. Массу на кузов, а не отдельным проводом к аккумулятору. 2. По плюсу от акк вначале предохранитель на 2*I потребляемое устройством максимум. 3. От предохранителя до устройства плюсовой провод намотать на ферритовое кольцо с максимальной проницаемостью из имеющихся, размера так же максимально допустимого. В один слой. 4. На входе электролит ~47-100 мкФ х min 35В, и параллельно ему ОБЯЗАТЕЛЬНО керамику 0,01-0,1 мкФ (т.к. ESR-а электролита может хватить для пропускания импульса короче 100 мкс). 5. Если устройство очень ценное, то параллельно ёмкостям супрессор вольт на 30-50. ps Не помешает, но и не поможет. 15 мкГн для частот более 100 кГц (импульс 10 мкс) да и кусок провода соизмеримую индуктивность имеет. |
19.12.2010, 22:28 | #24 |
Форумец
Сообщений: 387
Регистрация: 10.10.2003
Не в сети |
Много лет назад делал БП для питания приёмника (3 В) от бортсети трамвая (24В ДС от двигатель-генератора, помехи те ещё.).
Т.к. ток маленький, сделал RC-фильтр+ КРЕНку. Т.е на входе резистор, потом диод от обратных всплесков, потом уже остальное. Схема оказалась очень живучей. В данном случае стоит посмотреть как сделано в магнитолах. Я видел LCкерам+прямой диод+Сэлектрол. |
13.01.2011, 08:21 | #25 |
Форумец
Сообщений: 307
Регистрация: 19.11.2008
Возраст: 39
Не в сети |
Защита электронных схем в автомобилях
Важнейшими источниками перенапряжений в автомобилях являются устроиства, содержащие индуктивности: генератор переменнго тока, свечи зажигания , стартер, реле и т.п. Самым сильным источником помех является система зажигания, величина перенапряжений откоторой может достигать 300 В. вследствии этого в автомобилях широко применяется защита с помощью диодов TRANSIL. Для автомобильного радио-приемника достаточно включить один диод TRANSIL, в этом случае не надо беспокоится о выходе из строя его электронных компонентов. Подобные затраты всегда оправдываются. Вданном случае справедливо следующее правило: аккумулятор вследствии малого внутреннего сопротивления является наилучшим поглотителем перенапряжений.Поэтому лучше всего электропитание отдельных устройств перенести к месту как можно ближе к его зажимам. Фирма SGS-Thomson производитдлязащиты оборудования автомобилей специальные типы защитных диодов - LD24AS , LD24M. Их отличие от диодов обычногоприменения заключается в мощной металлической конструкции. Диоды имеют полупроводниковый кристалл больших размеров и выдерживают большую температуру. Это, однако, не означает, чтов автомобиле нельзя использовать обычные диоды TRANSIL . это цитата. |