Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Универсальность Церкви и национальные церкви |
|
Опции темы |
29.01.2006, 14:33 | #1 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Спасибо, Антон, за книги.
Почти прочла Уэра " Православная церковь". Излагает вполне доступно историю христианства, универсального по своей миссии. Прослеживает этапы разделения, которые привели к нынешнему фрагментарному состоянию христианского мира. Заинтересовало вот это. Он пишет, что Православная церковь как семейство самоуправляемых церквей, удерживается не централизованной организацией, а двойными узами единства в вере и общения в таинствах. Такая децентрализованная система независимых поместных церквей является очень гибкой и легко приспосабливается к изменяющимся условиям. Поместные церкви могут создаваться, упраздняться и восстанавливаться с минимальными нарушениями церковной жизни как целого. Он пишет, что фундаментом Православной церкви не является политический принцип государственной церкви. Поэтому она представляет собой федерацию поместных, но не национальных церквей. Антон, но ведь на деле поместные церкви и есть национальные церкви, потому что в реальности церковь и государство тесно взаимосвязаны. Или это не так? Я что-то не совсем поняла. |
29.01.2006, 16:08 | #2 | ||
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Аля, здесь мы сталкиваемся с вопросом, который выражается достаточно просто (наднациональный, надгосударственный, надмировой характер Церкви), но чтобы в неигнорируемом порядке вещей (существование Церкви среди народов и государств) его подчеркнуть, надо, действительно, уметь увидеть реальность этой диалектики.
Пытаться игнорировать реальность государства было бы бессмысленно, потому что само деление Церквей на поместные обусловлено именно удобством организации внутрицерковной жизни, а дальше: Цитата:
Но и нам надо почаще помнить о том, что эта болезнь - одна из весьма характерных для русского церковного сознания, а сейчас - мы уже немало ею прихварываем. "Русь-Третий Рим" можно научиться понимать адекватно, но лучше понять, что это мысль своего времени, служившая для укрепления сознания Русской Церкви, которая в значительном смысле оказалась одинока в освоении роли, ей выпавшей, но это время прошло. Новому времени более нужны новые мысли, а не значительные усилия по неискаженному прочтению старых, которые были важны времени, а не вечности. Цитата:
|
||
30.01.2006, 11:14 | #3 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Еще немного из дневников Александра Шмемана:
Цитата:
|
|
01.02.2006, 19:56 | #4 | |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Антон, "Русь- третий Рим" - главная мысль, разделившая западников и славянофилов, имхо. И многие русские мыслители за рубежом - и Бердяев, знакомый с матерью Марией,о которой мы говорили, и о. Сергий Булгаков, о котором упомянула Эрика, видимо, и Антоний Сурожский и А. Шмеман - все они в разной степени несут в себе отпечатки западнического мировоззрения.
Эрика сказала, что на ее взгляд труды митр.Иоанна Ладожского содержат националистические взгляды. Мне бы хотелось привести слова А.Панарина из его интереснейшей "Православной цивилизации в глобальном мире". ( 2002г.): Цитата:
Антон, это я - в защиту трудов митр. Иоанна. Панарин пишет, что славянофильству, как ты справедливо отметил, не раз угрожала опасность этноцентричных рецидивов, националистических самолюбований и даже ксенофобии, но все эти уклоны и болезни оно успешно преодолевало, готовя нашей культуре настоящее задание: выработать на основе творческого цивилизационного анамнезиса - припоминания опыта материнской цивилизации - свои варианты ответа на общие для всего человечества вызовы истории. Редактирование заключалось в исправлении опечаток |
|
01.02.2006, 22:09 | #5 | |||
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Аля, мне странно выступать в роли чуть ли не космополита, но при расстановке в нынешней ситуации некоторых акцентов это, видимо, неизбежно.
Вспоминается другой славянофил, Лонтьев, который сказал "Славяне есть, славянства - нет" (не ручаюсь за дословность). Сейчас бы я рискнул предположить, что и славянофильства нет. Дело даже не в этом - "опасность угрожала" и "уклоны и болезни ... преодолевало" совсем не славянофильство, а, скорее, наше национальное сознание. И, часто, отнюдь не само по себе - как говорит тот же Панарин: Цитата:
Что же касается славянофильства, то приведу несколько чрезмерную цитату из В.М.Лурье, который, разумеется все это пишет со своими (которые не наши ) ) целями, но ем не менее: Цитата:
Я поставлю только один вопрос - где в таком вот современном "стихийном славянофильстве" проступает поиск и жажда вселенскости? Где соотнесение нашей истории с историей Церкви? Где поиск здорового экклезиологического и догматического, церковного именно по сути сознания, а не культивация ностальгических настроений по мифу? Я эти вопросы задаю вовсе не от желания поспорить, доказать свою правоту (ее в таких разговорах по определению нет). Я просто вижу, что уроки беды, начавшейся зримо революцией, а зревшей - куда как раньше, нами совершенно не усвоены, мы повторяем ту же неверную траекторию. И, к сожалению, эмоциональным обоснованием курса к пропасти служит это самое "квазислафяновильство" (это очень уважительный эвфемизм для обозначения стереотипов нашего нынешнего сознания). Аля, я не про Вас, Вы сами это понимаете (и не в нападках на митрополита Иоанна), но к тому, что я уже сказал чуть раньше и что пришлось так долго раскрывать: Цитата:
|
|||
03.02.2006, 21:17 | #6 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Знаете, Антон, я читаю Панарина и нахожу, что его труд удивительно перекликается с работами митроп. Иоанна. Главное - это христианское чувство истории. Что история человеческая не принадлежит человеку, она принадлежит Богу.
И вот эту идею я впервые прочла у митроп. Иоанна. Что наша светская историография искажает российскую историю, описывая ее в рамках государства-нации, заботящегося только о создании централизованного государства, о расширении территории. Те, кто воздвигал российскую государственность,мыслили не националистически, а мессиански - они были озабочены судьбами православной веры. После гибели Византии ее некому было защищать. Само по себе государство , со всеми его установками национального эгоизма, в глазах православных русских не многого стоило. Только эта мироспасательная установка у русских пробуждала энергию, достаточную для того, чтобы и государство свое защитить, и соседям помочь. Это уже Панарин. А с выделенной Вами мыслью о Руси-Третьем Риме трудно не согласиться. Панарин говорит то, что, видимо, не успел сказать митроп. Иоанн. То, что он не успел акцентировать. "... Если бы мы могли спасти себя в одиночку- как особый избранный ареал- мы бы перестали быть христианами. Наше спасение совпадает с законами спасения мира - следовательно не нам от него отворачиваться и противопоставлять себя остальным в духе парадигмы " конфликта цивилизаций". ...Все чуткое, совестливое, обладающее ностальгической памятью и устремленностью к горнему, прямо взято на подозрение новыми хозяевами жизни. Новое агрессивное язычество сегодня угрожает самому существованию людей такого типа - по закону естественного отбора они обречены. Если их селективная работа по выбраковке " неприспособленных" в самом деле увенчается успехом, человечество ожидает такой провал, которого оно еще не видело за всю свою земную историю. ...Новый естественный отбор либералов глобализма грозит новой бестиализацией человечества. Зверем уже сегодня запахло. И дорогу зверству расчищает так называемый либерализм, призывающий не вмешиваться в действие механизмов естественного отбора. ...этот пространственный отбор закрывает возможности прорывов во времени. Чтобы вернуть человечеству соответствующую способность, ему надо заново научиться поощрять не сильных, а слабых, не напористых, а совестливых, не "крутых", а ранимых и чутких. ... Тайна истинного постиндустриализма - в сохранении " архаической" пассионарности морально-религиозного типа. Без такого архаизма современность рискует соскользнуть в варварство и даже дикость. Может быть, замечательный архаизм Православия является шансом человечества - одной из гарантий того, что творческий, цивилизованный постиндустриализм еще может быть спасен в наступающем глобальном мире. " |