Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя" |
|
Опции темы |
22.05.2006, 18:25 | #1 |
Форумец
Сообщений: 548
Регистрация: 06.02.2006
Не в сети |
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
Вот библейский, с позволения сказать, афоризм. Люди охотно произносят его, но понимают, думаю, очень различно. Наше понимание, точнее - наши понимания, этих слов я и предлагаю обсудить.
Многие думают, что приведенные слова - изречение Христа, записанное в Евангелии. На самом деле это цитата (точнее, почти цитата) из Ветхого Завета, из Книги Левит. Вот контекст: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь" (19:18). По церковно-славянски так: "И да не отмщает рука твоя, и да не враждуеши на сыны людей своих, и возлюбиши ближняго своего яко сам себе: Аз Господь Бог ваш". В Евангелии эти слова произносятся уже как цитата: "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Мф 22:36-40). Впрочем, не будет неправильно назвать приведенную фразу и "заповедью Христа", поскольку все-таки мы воспринимаем ее в новозаветном контексте, а в Новом Завете дано новое ее понимание. (Можно обратить внимание хотя бы на то, что в книге Левит под ближним понимаются только "сыны народа" - сейчас вряд ли кто-нибудь с этим согласится.) Однажды я видел по телевидению престарелую даму, которая сказала примерно следующее: "Христос сказал: возлюби ближнего своего как самого себя. Но мы всегда жили иначе: прежде думали о других, а потом уже о себе". Как мне помнится, "мы" у нее означало - строители коммунизма. Некоторые деятели психологии произносят слова "возлюби ближнего как самого себя" и немедленно пускаются в долгие рассуждения о необходимости любви к себе, без которой у человека ничего не клеится. Что же касается христианского понимания, то, не готовясь выдать полный отчет, скажу, что мне близка мысль прекрасного подвижника XX века архимандрита Софрония Сахарова: слово как указывает здесь не на количественную, так сказать, меру любви, а на единство человеческого бытия. Брат наш есть наша жизнь, как сказал учитель старца Софрония преподобный Силуан Афонский. Разумеется, приведенные слова можно понимать и говорить о них на разных уровнях - от непосредственно-практического, повседневного применения до таких глубин, как у о. Софрония. Но я пока остановлюсь. |
24.05.2006, 21:57 | #2 |
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
Здравствуйте
Вот такой вопрос: А что конкретно мы должны любить в ближнем? |
25.05.2006, 11:34 | #4 |
Ворчун
Сообщений: 2,780
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48
Не в сети |
Виктор Тёмный, вот те раз. Почему для вас "ближний" целиком - не достаточно "конкретен"?
Есть мнение, что русский почтительный обычай кланяться людям следует из того, что человек, сотворенный "по образу и подобию", является в некотором смысле иконой. |
25.05.2006, 11:52 | #5 | ||
Bogema
|
Цитата:
а вообще, долго думала и поняла, Цитата:
Не успела поправить сама, поэтому пишу, что по справедливому замечанию Антона Ю.Б. исправлено. Исправлено еще раз после не менее справедливого замечания д.Царева. |
||
25.05.2006, 11:57 | #6 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Виктор Тёмный, наверное, поднятая тема существенно связана с темой личности, которую мы здесь уже как-то начинали. Мы не что-то в человеке должны полюбить, а его самого. А вот что такое он сам - это как раз и есть вопрос.
Guru, все же Ваше предложение "уже", чем то, что надо понять. |
25.05.2006, 13:02 | #7 |
Русский!!!
Сообщений: 227
Регистрация: 30.03.2006
Возраст: 55
Не в сети |
Антон, мое предожение - это попытка понять, вернее приблизиться к пониманию, обращенного к людям слова Божьего. Естественно, что на априорность изложения, поэтому я и не претендую.
А вот, что касается темы личности, то тут я с Вами полностью согласен. Поскольку природа человеческая едина, но весьма многолика и каждый из нас, представляя собой некую ипостась является в то же время частичкой целого. Вот тут то, мне кажется и кроется возможное толкование широко известной билейской фразы. |
25.05.2006, 13:13 | #8 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Guru, априорность - это доопытность. В широком смысле - какие-то свойства объекта до его взаимодействия, которое рассматривается. Здесь употребление этого слова Вами мне не очень ясно.
Что касается человеческой природе, то Вы умело переходите в область тонких догматических вещей, но делаете это смело и неаккуратно. ) Это все к тому совету моему быть поосторожней и в словах и вообще - немногословней. )) На самом деле я же не спорил с Вами. Я с Вами согласен, что это важно и существенно в рассматриваемом. Я просто думаю, что есть в рассматриваемом и иное. |
25.05.2006, 13:55 | #9 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Тут Гвендайлон поделилась цитатой из Фромма.
Цитата:
|
|
25.05.2006, 16:28 | #10 |
Инквизитор
Сообщений: 1,814
Регистрация: 13.12.2002
Возраст: 48
Не в сети |
Антон Ю.Б., собственно так и говорят те самые "деятели от психологии", о которых неодобрительоно отзвался д. Царев
Насчет фразы "долгие рассуждения о необходимости любви к себе, без которой у человека ничего не клеится". Я не вижу тут ничего неправильного, если под любовью к себе понимать не эгоизм и самоуслаждение. Если говорить христианским языком, пока человек не ощутит себя образом Божиим (пусть искривленным, больным, но все же), он не сможет воспринимать таковыми других людей. Я видел людей. которые эту самую сабжевую заповедь чуть ли не выжимали из себя, страшно мучась. Так нужно, так написано. И вот они пытались выжать из себя эту любовь к ближнему. Было это очень искусственно, потому что вылезала злость, раздражительность, обида, страх, что угодно, только не любовь. А происходило это ИМХО от того, что в себе они сил не чувствовали. И человека в себе они не чувствовали, не любили. Поэтому готов спорить - не так это просто - любить себя. Не удовольствия, которые ты получаешь, а именно себя как человека. |
25.05.2006, 22:11 | #11 |
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
Мне всё же не очень понятно, должны ли мы любить в человеке что-то, что нас объединяет с ним («любовь к ближнему») или же мы должны ценить какие-то его индивидуальные черты, отличающие нас от него («любовь к дальнему»).
Как пример «любви к ближнему»: Я люблю этого человека, т. к. вижу в нём образ и подобие Божье, которое есть и во мне. Как пример «любви к дальнему»: Я люблю этого человека, т. к. он совершенно не похож на меня. На мой несовершенный взгляд «любовь к ближнему» намного легче, чем «любовь к дальнему». Ведь намного труднее ценить в другом то, что у тебя не так ярко выражено. Я заметил, что в нашем грешном мире, мы часто подменяем настоящую любовь к ближнему, любовью к самому себе. Нам нравится любить в другом человеке, то что не противоречит нашим убеждениям и идеалам. А поди-ка попробуй полюбить проститутку, не кинув в неё камень осуждения, не сказав вслед «я её люблю» слово «но». |
26.05.2006, 06:44 | #12 | |||
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
|||
26.05.2006, 09:05 | #13 | ||
... оттиск...
|
Виктор Тёмный,
Цитата:
Цитата:
|
||
26.05.2006, 10:07 | #14 |
студия
Сообщений: 4,504
Регистрация: 15.10.2002
Возраст: 47
Не в сети |
Десять минут формулировала свою точку зрения, потом плюнула и стерла все нафих. Не удаются мне формулировки, блин.
Кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге. (С - не помню кто, к сожалению. Напомните, плз?) |
26.05.2006, 11:59 | #16 |
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 45
Не в сети |
А мне вот вспомнилось высказывание: проще полюбить весь мир, чем соседей по коммуналке.
|
26.05.2006, 12:59 | #17 | |
Скоро лето
Сообщений: 608
Регистрация: 13.10.2005
Возраст: 42
Не в сети |
Цитата:
|
|
26.05.2006, 21:00 | #20 | ||
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
Цитата:
Цитата:
|
||
27.05.2006, 08:04 | #21 | ||
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Виктор Тёмный, вынужден пожаловаться на Вашу эрудицию.
Цитата:
Цитата:
Абу Саид ал-Хараз. "Люди разделились в определении сути любви к Аллаху. И я не видел никого, кто сумел бы определить ее сущность, поскольку это невозможно, а те, кто и определили ее, то определили лишь ее плоды и ее следы" аль-Араби и главное: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах - Прощающий, Милосердный Это из Корана. |
||
27.05.2006, 10:32 | #22 | |||||
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
Ответ Камилю.
Цитата:
1) Я вёл речь не о логических абстракциях, в логике которых вы мне и оказываете. Я веду речь о различии между христианским Богом и богами всех остальных религий (в том числе и иудейской, и мусульманской). Это различие я подчеркнул, сказав, что по-настоящему «любить можно лишь что-то конкретное – личность». Вы парировали мой тезис, сказав, что а) Аллах есть Иегова б) соответственно Аллах – личность. Я готов оспорить эти утверждения. Про остальную «кашу» (интересно кто посеял моду на это «деревенское» слово)))) я скажу, но чуть позже. 2) а) Аллах есть Иегова? Довольно таки спорный тезис. Если вы говорите подобное, то вступаете в контекст Библии. Соответственно вы должны принять всю ветхозаветную и, вытекающую из него новозаветную логику развития богочеловеческих отношений. Делая подобное, т. е. принимая как ветхий, так и новый завет, нельзя признать за Кораном статус пророческой книги, а за Мухаммедом статус пророка. И уж кому как не христианской Церкви знать, что говорит Библия. Так что Аллах далеко не Иегова, и уж совсем не христианский Бог-Отец. Что он такое? Конечно он не сатана! Я бы сказал он ваше восприятие Бога, порождённое восприятием Бога Мухаммедом. А его восприятие далеко не безупречно было. 3) б) Аллах – личность? Возмоно и так, но, смотря, что вы подразумеваете под этим словом. Аллах не личность, подобно личности Иеговы, не личность подобно личности Кришны и. конечно же, не личность подобная личности Бога-Отца. Я не отказываю Аллаху в проявлении индивидуальных свойств характера, которые были и у Иеговы. Но что дальше? Всё этим и ограничивается? Да Аллах любит, но настолько же он любит человека, что подобно христианскому Богу готов принять все страдания мира на себя? Настолько же он любит человека, что готов умереть за нас – людей? Я этого не вижу в Аллахе. Личность Бога же проявляется именно в этом. Иисус Христос не Иса пророк, он Бог и он это говорит прямо и безапелляционно. И по-настоящему любовь к Богу стала возможно только после того как Иисус появился. И любовь Бога только после того стала реальной любовью (новым заветом), а не законом (ветхим заветом). Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Камиль, не ставлю я целью обидеть тебя или как-то задеть твою веру, я хочу понять, что мусульманин видит в Боге, и чего он не видит Спасибо, что выслушал. |
|||||
27.05.2006, 11:22 | #23 |
Форумец
Сообщений: 1,337
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Виктор Тёмный,
Аллах есть Иегова? Аллах - Творец. В Коране указана последовательность его отношений и с иудеями и с христианами. я придерживаюсь догмата о том что Ислам преодолевает искажения внесенные в Завет иудеями и позже христианами - соответсвенно принятие ветхозаветного и новозаветного контекста - это принятие искажений. Готов в меру сил спорить об этом в ПС - к сожаленю не на все вопросы могу достойно ответить, так как мой уровень исламского образования не очень высок. "Аллах личность?" Да. В некотором смысл это единственная личность. Далее рассуждения: "Да Аллах любит, но настолько же он любит человека, что подобно христианскому Богу готов принять все страдания мира на себя? Настолько же он любит человека, что готов умереть за нас – людей? Не являясь христианином с чистым сердцем готов обьявить вышесказанное неважным. Выбирить Бога исходя из того, что "этот любит меня больше" - это, видишь ли как-то, высокомерно. На твои замечания по поводу цитат отвечу если хочешь в ПС. А главное речь шла не о любви Творца к тебе - каковая может проявляться в весьма странных формах (пельмени например), а о любви человека к Богу - я привел тебе примеры говорящие о наличии и важности этого понятия в Исламе. Вмешался исключительно чтобы исправить неверную информацию. Подумал и решил что в публичном обсждении этой темы не буду участвовать. |
28.05.2006, 00:23 | #24 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Виктор Тёмный, ну Вы и наворотили ). Раз Камиль предпочел молчать, то придется что-то все же сказать. Чуть позже.
|
29.05.2006, 06:27 | #25 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
|
|
30.05.2006, 19:42 | #26 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Виктор Тёмный, не так подробно, как хотелось бы, но кое что.
1. Мусульмане, отождествляя Аллаха и Иегову, вовсе не должны принимать "всю ветхозаветную и, вытекающую из него новозаветную логику развития богочеловеческих отношений". Хотя бы потому, что книги и традиции они считают несохраненными, искаженными. Но вот здесь, правда, к мусульманам возникают другие вопросы: 1.1. Что искажено в текстах ВЗ и НЗ? Как быть с исторически прослеживаемой и подтверждаемой стабильностью текстов? Почему кроме утверждений Мухаммада мы никак не можем найти следов того, что текст не был сохранен или искажен? Просто исходить из презумпции ангажированности библеистики - это все же несерьезно и ближе к Дену Брауну или Фоменко. 1.2. Что сохранено в текстах и традициях, что мусульмане выделяют в отдельную группу "людей Книги"? Что истинного осталось у них? При непроговаривании этого все же получается некоторая странность. 2. "Так что Аллах далеко не Иегова, и уж совсем не христианский Бог-Отец. Что он такое? Конечно он не сатана! Я бы сказал он ваше восприятие Бога, порождённое восприятием Бога Мухаммедом. А его восприятие далеко не безупречно было." ммм... Здесь, конечно, разобраться бы надо. Что касается своеобразности облика Мухаммада в ряду других пророков авраамической традиции - это, конечно, тоже серьезный вопрос мусульманам. Если мы видим "необычность" Христа, то за этим стоит настолько глубоко разработанное понимание превосхождения ВЗ его истинным исполнением, что вопросов к этой "необычности" нет - ясно, что в рамках нашей веры ВЗ и НЗ совсем не просто верой связаны, есть глубинные смысловые и символические связи, которые можно не принимать, но нельзя считать их произволом и выдумкой. Больше того - довольно показательно, что христианская наука проявляет огромный интерес к иудейскому наследию - исследования постоянно расширяются, вскрывается все большая связь НЗ и ВЗ, наши представления о раннехристианской и предхристианской эпохе обогащаются и сильно изменяются. А вот интереса мусульманских исследователей к этому что-то совсем не видно. Но вот что касается "Аллах<>Иегова", то здесь все же наверное надо опираться не только на свои ощущения. Хоть и соборного оформления "христианской позиции" по этому вопросу никогда не было (я намеренно упускаю из рассмотрения курьезную "анафему Аллаху", которая, впрочем, была и снята вскорости - Максимов ее распространил ныне по сети), но некоторый контекст рассмотрения вопроса все же сложился (пусть и менялся в разные периоды несколько). Зрелое состояние диалога с мусульманами описывается Мейендорфом на некотором примере так (статья же "Византийские представления об Исламе " вообще поучительна): Цитата:
3. "Аллах – личность? Возмоно и так, но, смотря, что вы подразумеваете под этим словом. Аллах не личность, подобно личности Иеговы, ..." После Вашего утверждения предыдущего пункта это выглядит как-то совсем дико - как может хоть в каком-то смысле быть личностью результат чьих-то представлений? Что касается словосочетания "личность Иеговы", то поверьте, что это слишком смело. Это очень непростой богословский, экзегетический вопрос - какой реальности НЗ соответствует Имя Иегова, в каком отношении это Имя находится с Лицами (Личностями) Троицы. То есть такие словосочетания лучше не употреблять, равно как и далее у Вас "Личность Бога же проявляется именно в этом". И вот это у Вас не менее сомнительно: "И любовь Бога только после того стала реальной любовью (новым заветом), а не законом (ветхим заветом)" Сомнительно с любой стороны. Если любовь к человеку, то можно понять то, что Вы хотели сказать, но выразить это все же лучше иначе. Хотя бы потому, что в словах "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16)" любовь предшествует Воплощению. А если разговор о любви вообще, то кем-то из хороших людей было сказано, что любовь - это общение Лиц в Троице. А Троица предвечна даже творению. 4. Что касается дальнейших Ваших высказываний об исламе, то надо все же немного поаккуратней быть и покультурней к этому подходить. Вы берете что-то выраженное на языке совсем иной культуры и делаете какие-то однозначные выводы о сказанном с точки зрения Вашего понимания Христианства. Это не самый продуктивный, если не сказать - в принципе неверный подход. Я не буду останавливаться на словах, но Вы и о Христианстве своеобразные вещи говорите там, и высказывания, что Вам дал Камиль не хотите даже просто услышать (забывая, кроме всего прочего, и то, что авторы многих высказываний имеют отношение к т.н. суффизму - то есть переадресованные Вами им упреки, которые Вы создаете на основании своего представления об исламе "вообще" - идут мимо цели). |
|
30.05.2006, 20:57 | #27 |
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
Огромное спасибо за грамотный комментарий. )))
Вот именно такое уточнение всех оттенков смысла и слов очень полезно для прояснения ошибок, недоговорённостей и мифологем, которые могут возникнуть из-за недостаточным знакомством с ситуацией. На самом деле «восток – дело тонкое». И здесь, не являясь специалистом (и даже являясь им), можно впасть в большие заблуждения. Тема и правда серьёзная, т. к. затрагивает иной культурный контекст, знакомсто с которых просто неободимо, если есть желание, чтобы конструктивный диалог не выродился в поток эмоциональных и делитантских выкриков. Могу предложить для анализа отношений православия к исламу сайт www.pravoslavie-islam.ru Что же касается других моих недочётов, то я бы предпочёл устраниться от их разбора, т. к. тогда я говорил больше на языке эмоций, чем непредвзятого богословия, соответственно слова мои были больше обращены к сердцу, чем к разуму. В любом случае, ещё раз спасибо. |
30.05.2006, 21:49 | #28 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 22
Не в сети |
Виктор Тёмный, за ссылку спасибо. Надо поизучать, но, признаться, к Максимову и Сысоеву у меня несколько предвзятое отношение (пусть к каждому из них и по-разному).
|
31.05.2006, 06:52 | #29 | |
Форумец
Сообщений: 2,045
Регистрация: 27.08.2003
Не в сети |
Цитата:
|
|