Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Поселок Бор |
|
Опции темы |
12.04.2012, 12:40 | #1 |
Форумец
Сообщений: 6,259
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Поселок Бор
1972 год. Поселок Бор Рамонского района.
Открытие памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Особенно тронуло то, что статья и фото сделаны участниками Великой Отечественной войны... |
14.08.2012, 15:26 | #2 | |
360vrn.ru
Сообщений: 529
Регистрация: 05.10.2006
Не в сети |
Бывал там в 2009 году.
Довольно интересные места, правда, фотографировать тогда я только учился, но зато увлекался геокешингом. Не мудрствуя лукаво, скопирую сюда немного найденной тогда информации: Цитата:
|
|
20.08.2012, 11:18 | #3 | |
Форумец
Сообщений: 7,599
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Вот здесь упоминается о кладбище поездов:
Цитата:
|
|
06.03.2013, 23:59 | #5 |
Форумец
Сообщений: 46
Регистрация: 05.10.2011
Возраст: 33
Не в сети |
то что названа кладбищем поездов на самом деле База запаса на станции Бор, 19.10.2004
http://sbchf.narod.ru/28/ramong_foto2004.html |
25.09.2015, 23:19 | #10 |
Форумец
Сообщений: 5,008
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
История поселка Бор. Основание и становление поселка Бор
Основание и становление поселка Бор
В конце XVII века, когда Петр I основал на реке Воронеже судостроительные верфи, в Усманском бору на речке Лесной (ныне искусственное озеро), началась заготовка строительного леса. В «Книге записной корабельному строению» 1696 года говорится: «... люди и плотники и работники в бору в станы стали... Из бору лес почали возить на корабельное строение на рамонскую пристань июля с 20 числа». Двумя-тремя годами позже на речке Лесной по указу царя построена суконная фабрика в виде каменного здания с колоннами. При фабрике возник поселок фабричных крепостных мастеровых. Нарицательное слово «бор» стало собственным для этого поселка. В конце XVIII века хозяином фабрики стал один из воронежских владельцев суконных мануфактур Василий Тулинов, а затем его дочь Елизавета Толстая. По ревизской переписи 1850 года в поселке было 90 дворов, 734 жителя. К концу крепостного времени суконная фабрика пришла в упадок и прекратила работу. Многие жители покинули поселок, ушли в поисках работы. «Воронежский календарь» на 1874 год указывает: «В местечке Бору 225 жителей (105 мужского, 120 женского пола)». Рядом с поселком в 1901 году прошла железнодорожная ветка Графская - Рамонь, появилась станция Бор. В книге «Россия» (1902 г.) можно прочитать строки: «Рамонь соединена со станцией Графской также и прекрасной лесной дорогой, на полпути находится имение госпожи Ермоловой - Бор - любимая дачная местность воронежцев, расположенная на поляне у живописного озера». По свидетельству старожилов, здесь держали специальных лошадей для получения лечебного кумыса. Этим «курортом» могла пользоваться только воронежская знать. Еще в 1677 году Воронежский воевода Волков в своем требовании к костенскому приказному писал: «И тебе б, господине, по указу Великого Государя к тому струговому делу костенцев плотников и кузнецов и работных всяких людей, с лошадьми и с топоры и со всякими струговыми припасами и с их запасы, выслать в Воронежский уезд в село Рамонь, на Волчью пристань.» На Рамонской пристани суда строились «кумпанствами» бояр. Работами руководили иноземные мастера. В «Книге записной корабельному строению» 1696 года можно прочитать такие строки: «Думный дворянин Иван Петрович Савелов да дьяк Никита Павлов приехали в Воронежский уезд для развода лесов на корабельное строение в 15 день. Лес отвели на корабельное строение на кумпанства боояр Никиты Константиновича и Бориса Петровича в урочище у Чистого озера мая 21 числа. И тех кумпанств люди и плотники, и работники в бору в станы стали того же числа. Из бора лес начали возить на корабельное строение на Рамонскую пристань июля с 20 числа». Располагая «станы» работников, видимо, выделили место в бору на берегу реки Лесной, которая образовала во впадине озеро. Очень удобное место для работы и жизни работных людей. Для флота кроме корабельных сосен необходимы и металлические изделия и сукно для одежды, а также канаты и парусина. Поэтому жителей сел Нелжи, Ступино и Пчельники обязали сеять коноплю, лен и разводить в большом количестве овец. В этом-то «стане» выделывали парусину, сукно, канаты. Чтобы обеспечить флот всем необходимым, вероятно, существовало много мануфактур и в других местах. Но в Бору была построена основательная ткацкая мануфактура, кирпичная, из 2-х цехов. Один цех размещался в здании, где до недавнего времени был детсад. Сейчас здесь квартиры. Цех был большой, он тянулся до самого озера. Второй цех был расположен перпендикулярно первому, тоже из кирпича, двухэтажный. Недалеко от мануфактуры располагалось общежитие для работных людей и кузница. Невдалеке небольшая часовня. На озере Верхнем изготовленное сукно мыли. Вблизи от озера было кирпичное здание, где сукно и полотно просушивали. Для подвоза сырья на мануфактуру и кузницу требовалось значительное количество подвод и лошадей. Дороги связывали Бор с поселком Рамонь и с селом Пчельники. Это были лесные, грунтовые дороги с деревянным мостом через реку Лесная. Крестьяне близлежащих сел Пчельники, Ступино и Нелжа доставляли не только сырье, но и продукты питания для работников. Где-то должна была быть печь для выпечки ржаного хлеба, где-то варили щи или кашу. Все тяготы строительства флота легли на плечи русского мужика. Непосильный труд, плохие условия жизни часто были причиной болезней и побегов людей в донские казачьи городки. Работы на судостроительных верфях продолжались до 1711 года. К тому времени строительство флота началось на реке Неве. 17 июля 1711 года Петр I указал: «По получению сего указу корабельные работы на Воронеже ныне остановить.» Период кораблестроения сыграл положительную роль в хозяйственной жизни края. Увеличились посевы льна и конопли на парусинное полотно и канаты. Возросли стада овец, шерсть которых шла на солдатское сукно. Недалеко от Рамони появились две суконные мануфактуры одна на речке Буровлянке (деревня Богданово), вторая - в глубине леса в поселке Бор, на речке Лесной (ныне искусственное озеро). В 1701 году была благоустроена московская дорога для лучшей «гоньбы». Значительно позже устаревшие здания цехов в поселке Бор были разобраны, из остатков кирпича построены дачи, где отдыхали купцы из Воронежа и помещики. На озере были оборудованы купальни, раздельные для мужчин и женщин. Там же находилась лодочная станция для прогулок по озеру, а также красивая аллея из акаций и сирени. В 1900 году поселок Бор с прилегающим к нему участком леса был куплен у дворянина Графа купцом Романихиным. Он и владел поселком Бор как местом отдыха. В 1905 году через п. Бор пролегла железная дорога, которая связала Рамонь со станцией Графская. Так места для охоты и бортничества жителей близлежащих сел при Петре Великом превратились в поселок, связанный с историей российского кораблестроения на реке Воронеж. Железная дорога В опубликованных материалах по истории Рамони указывается, что железнодорожная ветка от ст. Графская до ст. Рамонь вступила в строй в 1901 году. Г. Давыдов в статье, посвященной столетию Рамонского сахарного завода и опубликованной в областной газете «Коммуна» 25 августа 1940 г., указывал другую дату - 1902 год. Вместе с тем, имеющиеся источники свидетельствуют, что железная дорога была построена в 1900 году. Строительство дороги началось в первой половине июля 1900 года. Несмотря на то, что строительные работы совпали с уборкой урожая, они велись быстрыми темпами. С 6 сентября приступили к укладке рельсов. До 15 сентября были возведены все мосты и близились к концу земляные работы. В имении «Бор» длина деревянного моста составляла 20 саженей. Там же была оставлена площадка для разъезда с целью доставки в Бор воронежских дачников, количество которых ежегодно составляло около 30 семей. По замыслу, Рамонская железнодорожная ветка протяженностью 16 верст представляла начало Елецко-Графской дороги, строительство которой было временно отложено. С учетом этого работы на ней велись с соблюдением всех требований, предъявляемых к дорогам первоклассного значения. Планом строительства предполагалось расположить ст. Рамонь на правом берегу реки Воронеж, поэтому на левобережье была возведена временная станция с деревянными постройками. Но план этот не осуществился, и станция Рамонь так и осталась на левом берегу. Сметная стоимость строительства составляла 300 тысяч рублей, не считая рельсов и креплений для них, которые поставлялись обществом Юго-Во*сточных железных дорог за счет их замены новыми на главных железнодорожных линиях. Ветка строилась на средства Рамонской экономии, а по окончании строительства была передана в ведение северной сети Юго-Восточных железных дорог. В дальнейшем из чистого дохода, получаемого от оплаты перевозок рамонских грузов по Юго-Восточным железным дорогам, денежные средства, затраченные на строительство, были постепенно возмещены владельцам имения «Рамонь» их императорским высочествам принцам Евгении Максимилиановне и Александру Петровичу Ольденбургским. Узкоколейная железная дорога Бор – Ступино была торфовозная. По сведениям жителей посёлка Бор, существовала УЖД от посёлка Бор до села Ступино. Война Выдержка из письма Героя Советского Союза, командира 498-го стрелкового полка 232-й стрелковой дивизии Ивана Михайловича Огнева: «... За схемы спасибо. Они помогли мне восстановить в памяти кое-что. Теперь могу с уверенностью сказать, что совещание снайперов проходило в церкви Чертовицкого. Это было в декабре 1942 года. Судя по схеме, вероятно, я ошибся, назвав дерево сосной. Это был, вероятно, тополь. Вот около этого тополя и захоронен комбат Петров. Генералы И. Д. Черняховский и Запорожец были на совещании и уехали в свой штаб в тот же день. Штаб 232-й дивизии находился в то время вблизи станции Бор. Между прочим, в лесу около станции Бор я формировал 498-й стрелковый полк. Это было в августе 1942 года...». 232-я стрелковая дивизия - воинское соединение вооружённых сил СССР, принимавшее участие в Великой Отечественной войне. Дивизия формировалась с декабря 1941 года как 453-я стрелковая дивизия в Бийске, 7 января 1942 года переименована в 232-ю стрелковую дивизию. Личный состав дивизии в своём большинстве состоял из представителей местных народностей и из досрочно освобождённых заключённых. В действующей армии во время Великой Отечественной войны с 3 июля 1942 по 11 мая 1945. Это была свежая сибирская дивизия. Многие её бойцы — юноши 18-19 лет — не имели боевого опыта. Но воинская дисциплина, политико-моральное состояние были крепкими. 23 апреля 1942 года дивизия эшелонами отправлена в Арзамас, а затем, в конце мая под командованием подполковника И. И. Улитина прибыла в Воронеж и вошла в состав 6-й резервной армии. Штаб обосновался в городе, а полки — в окрестных лесах. Здесь воинам предстояло завершить учёбу и получить тяжёлое вооружение. Но начавшееся летнее наступление гитлеровцев нарушило планы командования. В состав дивизии входили 498-й, 605-й и 712-й стрелковые полки, 425-й артиллерийский полк. Судя по всему, с нумерацией полков возникла какая-то неразбериха. Полки 232 стрелковой дивизии получили номера полков 132 стрелковой дивизии, которая уже входила в состав действующей армии. Эта оплошность была исправлена лишь 29 июня 1943 года. Поэтому более года 498-й, 605-й и 712-й стрелковые полки, 425-й артиллерийский полк имелись в 132 и 232 стрелковых дивизиях. После 29.06.1943 в состав дивизии входили 764-й, 794-й и 797-й стрелковые полки и 676-й артиллерийский полк. Полностью получила вооружение только 30 июня 1942 в Воронеже. Части дивизии заняли боевые позиции по левому, восточному берегу Дона на 45-километровом фронте Новоподклетное — Подгорное — Подклетное — Рабочий посёлок — колхоз «1 Мая» — совхоз «Ударник» — Малышево до устья реки Воронеж, являясь практически единственным полнокровным соединением советских войск на подступах к Воронежу. Один батальон дивизии был выдвинут за Дон на участок Терновое — Семилуки для защиты подступов к железнодорожному и автогужевому мостам. C 3 июля 1942 года дивизия ведёт тяжелейшие бои с превосходящим противником по обороне Воронежа и Семилукской переправы через Дон, несёт большие потери. 5 июля 1942 вражеским войскам удалось создать плацдарм на южном фланге дивизии у села Подклетное. Дивизия к 7 июля 1942 года в неравной схватке всё-таки была вынуждена отступать вдоль Дона на север. C августа 1942 года вела оборонительные бои севернее Воронежа в 20-ти километрах на донском рубеже Новоживотинное — Ямное, захватила и удержала важный плацдарм у Губарёво и вела бои там вплоть до января 1943 года. 10 января 1943 дивизия снялась с позиций и получила приказ совершить марш длиной около 50 километров вдоль Дона на юг. 23 января 1943 введена в прорыв в ходе Воронежско-Касторненской операции, ввязалась в бои за крупный населённый пункт Кочетовка юго-западнее Воронежа, у которой практически полностью были уничтожены два полка дивизии, затем через село Останино наступала на запад, преследуя без боёв отступающие вражеские войска. Бои возобновились только в середине февраля 1943 года, оторванная от своих тылов, без боеприпасов дивизия несла огромные потери в боях за каждый населённый пункт. 26 февраля 1943 года дивизия пересекла границу с Украиной... Еще на территории поселка Бор летом 1942 года было два военно-полевых госпиталя: № 4317 и № 380. В них умерли от ран 183 человека. Немалый вклад в освобождение нашей Родины внесли и мужчины поселка Бор. Всего на фронт ушло 120 человек, 61 - не вернулся. Не сразу появились братская могила и памятник. Первое захоронение было на площадке 10-й километр. Второе захоронение было около клуба - умершие в госпитале генерал-майор М. М. Иванов и его адъютант. Когда закончилась война, в центре поселка у магазина произошло перезахоронение. Но оно носило частичный характер. Прах многих военнослужащих так и остался в могилах на опушках леса вблизи расположения госпиталей (у переезда и на кордоне Гвоздевский). В 1970 году, в честь 25-летия Победы, на братской могиле был установлен памятник (авторы - супруги Оконенко), где и произошло захоронение экипажа самолета, сбитого в 1943 году. Почти через 30 лет после падения самолет был извлечен из болота у озера Верхнее. Одного из погибших летчиков удалось установить по номеру наградного пистолета - это был Григорий Яковлевич Михайлов. Остатки самолета находятся в музее «Арсенал» в городе Воронеже. Братская могила № 37, поселок Бор - 187 захороненных. Легенды. Дурной угол До наших дней сохранилась слава гиблого места и еще за одним уголком Бора, занимающим примерно тысячу гектаров в заболоченной и заваленной буреломом пойме реки Ивницы, сплошь заросшей непроходимым ольшаником и крапивой в рост человека. Название этого места недвусмысленное – Дурной Угол. Окрестные рамонские и борские крестьяне издавна обходили его стороной, как «лешачье место». В центре Дурного Угла расположились пять небольших озер: Безымянное, Железное, Медное, Пьявочное и Шерешков пруд. Но добраться до них простому смертному не дано – человека либо сутками напролет «кружит нечистая» по непролазным чащобам, либо лишает его памяти и речи, а то и вовсе «прибирает» невесть куда. Здесь, в самом сердце Дурного Угла, скрытые от нескромного постороннего взгляда, лежат расположенные по кругу несколько каменных глыб – старинное языческое капище. Добраться до капища по заросшим подростом просекам и в наши дни непросто. Место это дурное. Его называют по-разному: «Дурной угол», «Злое болото», «Чертово логово» и др. Говорят, что днем его не найдешь, а ночью ноги сами приведут к нему. Есть и подземный ход из замка, что ведет к этому месту. Лесник говорил, что опасается этого места и даже близко к нему не приближается. Там, говорят, речка, три мельницы стояли раньше на разных уровнях, ключи бьют, кругом болото. Посреди болота холм. К этому холму просто так не подойдешь, надо знать тропинку. Одна бабка заблудилась на этих болотах, всю ночь проходила. Утром еле живая пришла, никому ничего не рассказала и умерла через неделю. С четырех сторон этого холма - четыре озера, и вода в них разная. Первое озеро - серное (в воде растворен сероводород), другое называется Желтой ямой (в воде присутствует фермент растворяющий краску с желтых листьев). Третье озеро - Пиявочное (только в нем большие черные пиявки в огромных количествах), замыкает кольцо Горелое озеро (т.к. пару раз само загоралось из-за торфа, болотистого газа, метана). Интересно, что озера стоят на болоте, родники кругом, а вода в них не смешивается. В самом сердце Дурного Угла, скрытые от нескромного постороннего взгляда лежат расположенные по кругу несколько каменных глыб – старинное языческое капище. Добраться до капища по заросшим подростом просекам и в наши дни непросто. Но, видя это безмолвное свидетельство давно прошедших времен, начинаешь верить в еще одну легенду Усманского бора – о колдуне, лечившем принцессу Е. М. Ольденбургскую. Колдун отправлялся ночами из замка принцессы в Рамони к какому-то затерявшемуся в бору таинственному месту, дававшему ему силы для чар. Авторы книги «Легенды и были Усманского бора» В. В. Дежкин и Ю. П. Лихацкий рассказывают о казусе, приключившемся на капище уже в наши дни: «В 1992 году четверо работников заповедника с трудом отыскали этот магический круг. И когда стали откалывать образец от центральной глыбы, один из них вскрикнул, побледнел и без сил опустился на землю. Под руки вывели его товарищи через бурелом к машине, удивляясь стойкости заговора». Так где то колдовское болото, где воронежские сочинители «убили» сначала колдуна, а затем принца (по загробному желанию бедной Евгении)? В журнале «Воронеж» это 16-й квартал заповедника у станции Бор, у А. Жильцова «где-то там алтарь - спираль из серебра (?) и вокруг 4 озерца («стихии») - Врата в иные миры». Благие люди (вроде Петруши-излегощинского) из Борского «Дома чудес» с астральным звездным мышлением рассказывали, что видели над теми озерами-болотами странный огненный шар, который переливался всеми цветами радуги и светил вниз тремя зелеными лучами из трех глаз. И шар тот повисел-повисел, а потом тихо улетел, растаял в вечернем тумане... «Да ничего я там не видел и не слышал, - говорит знакомый волчатник - сотрудник Воронежского заповедника Николаев А. Г. – хотя, и ночевал в том колдовском 16-м квартале. И не снилось ничего. Только волки воют иногда. Да, там теперь волчья семья живет. Всего на весь лес до Воронежа (и заповедный, и нет) сейчас около 18-20 волков, 15 оседлых (две семьи) и 3-5 пришлых. Еще в заповеднике 132 оленя, около 100 лосей и 300 косуль (данные осени 1998 г.). Значит, «зверинская» жизнь продолжается, несмотря на все колдовства. И даже через почти 100 лет после памятных принцевских охот.» Кудеярово городище Кудеяров стан был возведен, ни много ни мало, самим легендарным Кудеяром, якобы сыном Василия III и заточенной в монастырь Соломонии Сабуровой. Он держал со своей шайкой в непрестанном страхе все Подонье – от Лебедяни до Воронежа. Рядом с озером лихие люди выкопали глубокие погреба и землянки, соединив их с крепостью подземными ходами. Где-то неподалеку прятала воровская ватага и награбленное злато-серебро. Поговаривают, что среди сокрытых в Усманском бору Кудеяровых сокровищ была целая карета, доверху нагруженная золотом и драгоценными каменьями. Уходя с Подонья, банда, как водилось в те стародавние времена, свой клад заколдовала, и с той поры, несмотря на многочисленные попытки, предпринимаемые кладоискателями, Кудеярова «поклажа» так никому и не далась в руки. А искали в старину клады с размахом, да еще с каким! В XIX веке один воронежский купец, решив, что богатства сокрыты на дне лесного озера Чистого, нанял множество работников из окрестных крестьян и затеял спустить воды озера в ближайший ручей. Купец разорился, а клад так и остался не найденным. Такова легенда. Адрес: Воронежская область, Верхнехавский район, Воронежский государственный заповедник (308 кв.). Находится в 1 км к югу от Каверинского кордона. Городище расположено по обоим берегам ручья Городянского, впадающего в реку Ивница (левый приток реки Воронеж), в плане имеет округлую форму. Площадка возвышается над уровнем воды не более чем на 2–3 метра. Городище известно с конца XIX века. Старожилы связывают его с легендарным разбойником Кудеяром. Территория памятника была обследована отрядом археологической экспедиции ВГУ под руководством А. П. Медведева в 1981 году. Был снят глазомерный план. Проведена зачистка в старой землянке у подножия западного вала северной части городища. Собранный материал - керамика раннего железного века (IV в. до н.э. - IV в. н.э.) Городище отнесено к памятникам скифо-сарматского времени. Памятник уникален своей топографией и системой укреплений. Городище расположено по обоим берегам ручья Городянского впадающего в реку Ивница. Площадка городища возвышается над уровнем воды на 4-5 м. В отличие от других городищ раннего железного века Подонья, оно не имеет естественных препятствий и полностью защищено системой искусственных укреплений - валами и рвами. Современная высота вала - около 8 м, а ширина 15 м, глубина рвов колеблется от 5 до 7 м при ширине от 20 до 30 м. В плане городище имеет овальную форму - вытянутую с севера на юг, площадь составляет около 17 га. С запада на восток в южной части ручей делит его на две неравные части. Наиболее сложную систему имеют оборонительные укрепления въездов на городище. Их шесть и все они построены в виде предградий. Въезд в южную часть городища, у левого берега ручья укреплен дополнительным валом и рвом. Северная часть имеет пять укрепленных валами и рвами въездов с западной, северо-западной, северо-восточной, восточной и юго-восточной сторон, причем восточный имеет двойную линию укреплений. Площадь городища поросла густым лиственным лесом. По информации, полученной от лесников заповедника, рядом с «Каверинским городищем» расположено еще одно, меньших размеров. Архивных сведений об этом памятнике не найдено. В ходе обследования в 2 км южнее городища обнаружена площадка округлой в плане формы, окруженная кольцевым рвом и валом, насыпанным с внешней стороны. С юго-восточной стороны находился проход через ров. Примерная площадь памятника 0,6 га. На основании имеющихся аналогий данный памятник интерпретируется как культовое сооружение (святилище) сарматского времени (рубеж эр – первые века н.э.). Типологически городище близко к встречающимся в степных курганных могильниках прямоугольным или круглым площадкам, огороженным валом и рвом. Подобные святилища исследованы на площади могильников среднеазиатских кочевников, сарматов Южного Приуралья, Нижнего Подонья, Северо-Западного Причерноморья. Практически идентичные данному памятнику сооружения сарматского времени выявлены в низовьях реки Воронеж: у санатория им. Горького и около села Староживотинное. Перечисленные аналогии напрямую связаны с погребальными памятниками. Отсутствие сарматских курганов в непосредственной близости от святилища сближает выявленный памятник с известным в Новоусманском районе Орловским городищем. Автор раскопок последнего, Разуваев Ю. Д. предполагает, что отличающиеся небольшими размерами сарматские курганы могли не сохраниться до нашего времени. Вероятнее всего, строители и обитатели городища (вернее, стана – мощно укрепленного воинского лагеря) были остатками русского населения. Его городки процветали по Дону и Воронежу до того, как орды кочевников смели их с этих берегов в начале второго тысячелетия нашей эры. Кудеяров стан впечатляющий, но к сожалению, безмолвный свидетель яростной, упорной и бескомпромиссной борьбы наших предков за свое право на существование. Первый беглый осмотр территории стана подтверждает изложенную версию. Были обнаружены два железных наконечника стрел, черепки вылепленной без гончарного круга посуды и отсутствие признаков капитальных строений. Непонятна находка плиток песчаника, не известного в окрестностях Усманского бора, есть странности в конструкции сохранившихся укреплений. Так что загадок и сюрпризов стан хранит немало. Также на территории заповедника расположены восемь каменных монолитов - геологический артефакт, т.н. «Кудеяровы камни». С «Кудеровым станом» и «Кудеяровыми камнями» связан цикл легенд и преданий о благородном разбойнике Кудеяре. Кроме этого, в лесном массиве заповедника находятся три городища XII - XIV вв., а также остатки хозяйственных сооружений (плотин, мостов и др.) XVII - XIX вв. К объектам историко-культурного наследия заповедника относятся также Объекты Белгородской защитной черты (оборонительные сооружения Московской Руси XVI - XVII вв.) и свидетельства героической обороны города Воронежа во время Великой Отечественной войны, расположенные в лесном массиве. Государственные памятники природы. Шерешков пруд Из старых воронежских прудов характерным является Шерешков, который находится в Усманском бору, в нижнем течении реки Ивница. Свыше ста лет назад помещик Шерешков построил на реке Ивница мельницу. Подпор от четырехметровой плотины распространился на несколько километров. Со временем мельница разрушилась, перекосились опоры затворов плотины, а насыпь, скрепленная корнями вётел, по-прежнему держит часть воды. Пруд постепенно умирающий, глубина у плотины 1-1,5 м (Курдов А. Г., Дмитриева В. А., 1994). Профиль - гидрологический (комплексный). Площадь - 13 га. Географические координаты - 51° 54’ с. ш., 39° 25’ в. д. Выделен постановлением Воронежского облисполкома № 550 от 18.07.1980 г., администрации Воронежской области № 500 от 28.05.98 г. Расположение: лесной массив в 5,5 км северо-восточнее ст. Рамонь у пос. Бор на р. Ивница. Описание: представляет собой выработанный торфяной карьер. Произрастают типичные водно-болотные растения: тростник южный, камыш озерный, рдест плавающий и др. Из редких видов отмечалась росянка круглолистная. Характерно наличие зеленых сфагновых мхов (сфагнум растопыренный, сфагнум магелланский, сфагнум Гергензона, сфагнум центральный). Червленый бор Профиль - биологический (лесной). Площадь - 57 га. Географические координаты - 51° 53,5' с. ш., 39° 270' в. д. Выделен постановлением Воронежского облисполкома № 55 от 21.01.1969 г., администрации Воронежской области № 500 от 28.05.1998 г. Расположение: Борское лесничество, 25 квартал. Описание: это довольно большой участок естественного соснового бора, где на фоне типичного краснолесья имеется червление из дуба, который образует нижний ярус, как бы тонируя вековой бор. Здесь кроме дуба много липы, встречается береза. В прошлом участок был заподсочен, теперь карры уже заросли. Насаждение имеет возраст 125 лет. Средняя высота - около 33 м, а средний диаметр колеблется от 40 до 48 см. |
01.11.2021, 23:06 | #11 | |
Форумец
Сообщений: 2,750
Регистрация: 25.09.2013
Не в сети |
Цитата:
|
|
23.01.2023, 00:59 | #12 |
Форумец
Сообщений: 18
Регистрация: 07.02.2011
Возраст: 38
Не в сети |
От Гвоздевского остались остова домов,смотровая яма гаража и двухметровая труба из земли,попадаются в основном гильзы,пуговицы,ложки и тд,самого интересуют лесные кордоны,ибо информации в сети вообще нет,а кодонов ,только на слуху штук 5-6
|
07.02.2023, 20:13 | #15 |
Форумец
Сообщений: 18
Регистрация: 07.02.2011
Возраст: 38
Не в сети |
Нет,ибо там выкопали все уже до нас,единственное можно по распашке походить может там что есть,я там был один раз,но там хоть какие то следы пребывания домов,а в остальных лишь ямы остались,хотя по заказнику все таки попадаются домишки одиночные,рухнувшие правда,но со следами людей,в одном место нашел колодец обвалившийся
|
09.02.2023, 03:05 | #17 |
Форумец
Сообщений: 202
Регистрация: 29.07.2012
Не в сети |
От Сомова до Бора где то 21 км. От Бора до Молока 11-12 км. Я на велосипеде ездил от Сомова до Бора. Правда не доезжая бора песок. Пешком приходится идти.
Катаясь по лесу нашел кордон или дом лесника между Маклоком и Стахановский кордоном.На бугре полянка остатки двух или трех домовых ям видно , одна яма большая квадратная. И колодец в низине видно был. С него дерево вырасло. Правда о нем я негде не слышал и на картах он не указан. |