Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Авангард, остановленный на бегу |
изобразительное искусство в Воронеже |
|
Опции темы |
08.05.2007, 03:20 | #1 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Авангард, остановленный на бегу
Чудесным образом у меня оказался альбом 1989 года - «Авангард, остановленный на бегу». Этот ценнейший документ сейчас у меня в «обработке», я его мучаю сканером и фотоаппаратом; и обещаю в обозримом будущем выложить здесь кое-что из истории Советского Авангарда 20-30-х годов, со всеми возможными иллюстрациями.
Для затравки – вот несколько работ, на мой взгляд, просто шикарных! Последний раз редактировалось _mata; 24.07.2009 в 20:03. Причина: чистка |
08.05.2007, 14:18 | #25 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Авторы статей Е. Ф. КОВТУН, М. М. БАБАНАЗАРОВА, Э. Д. ГАЗИЕВА Авторы-составители С. М. ТУРУТИНА, А. Б. ЛОШЕНЬКОВ, С. П. ДЬЯЧЕНКО Редактор М. Н. ГРИГОРЬЕВА Издательство «Аврора», Ленинград, 1989 СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ Аснова - Ассоциация новых архитекторов (1923—1932) АХП - Архив художественных произведений АХРР - Ассоциация художников революционной России (1922—1928) АХР - Ассоциация художников революции (1928—1932) ВПХО - Всесоюзное производственно-художественное объединение имени Е. В. Вучетича, Москва ВСХВ - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка Вхутеин - Высший государственный художественно-технический институт (1926—1930), Москва, Ленинград Вхутемас - Высшие государственные художественно-технические мастерские (1921—1922), Москва, Петроград ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия (1917—1919) ГИНХУК - Государственный институт художественной культуры (1923—1926), Петроград — Ленинград; ИНХУК — в Москве Главнаука - Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями; существовало в составе Наркомпроса РСФСР (1922—1933) ГМИ ККАССР - Государственный музей искусств Каракалпакской АССР имени И. В. Савицкого ГПУ - Государственное политическое управление при НКВД РСФСР д- - дело Детгиз - специализированное издательство детской литературы (1933—1963) ИЗО Наркомпроса - Изобразительный отдел Народного комиссариата просвещения ЛГАОРСС - Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства; с 1963 г. ЛГАОР ЛЕФ - Журнал Левого фронта искусства. Издавался в Москве группой «ЛЕФ» (1923—1925) л. - лист ЛОСХ - Ленинградская организация Союза художников РСФСР МАИ - Мастера аналитического искусства (1925—1934) НКВД - Народный комиссариат внутренних дел НКП РСФСР - Народный комиссариат просвещения РСФСР ОМХ - Общество московских художников (1928—1932) ОГПУ - Отдел государственного политического управления оп. - опись ОСТ - Общество художников-станковистов (1925—1931) Рабфак искусств - Рабочие факультеты; существовали в 1920—1930-х гг. РКИ - Рабоче-крестьянская инспекция — один из пяти общесоюзных народных комиссариатов, созданных в 1922 г. РО ГРМ - Рукописный отдел Государственного Русского музея, Ленинград РОСТА - Российское телеграфное агентство ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза УНОВИС - «Утвердители нового искусства» ф. - фонд ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва ЧК - Чрезвычайная комиссия—местные органы ВЧК (1918—1919) |
08.05.2007, 14:20 | #26 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Если бы русский авангард не постигла разрушительная
трагедия тридцатых годов, совсем другой была бы картина современного советского искусства. Не будь трагедии, иным было бы и мировое искусство, испытавшее в двад- цатые годы сильнейшее воздействие русского авангарда. К 1913 году в стремительном развитии русское искус- ство вышло к новым, неведомым рубежам и горизонтам. «Центр тяжести по искусству,— писал П. Филонов,— пере- местился в Россию». Опыт ведущих мастеров Франции здесь уже не мог помочь — русские художники затронули пластические проблемы, впервые возникшие в искусстве, и их нужно было решать самостоятельно. Появилось явление беспредметности — черта, которую не решились перейти французские кубисты. Их теоретики писали: «Признаемся, однако, что некоторое напоминание существующих форм не должно быть изгнано оконча- тельно, по крайней мере в настоящее время» '. Один за другим русские художники переступают эту черту: Кандинский, Ларионов, Малевич, Филонов, Татлин, Матюшин создают собственные формы беспредметного искусства. Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры, просто на дереве искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а прибавляла к его цветению новые оттенки. Беспредметность обновила и очистила язык жи- вописи; говоря о школе Малевича, В. Шкловский писал: «Супрематисты сделали в искусстве то, что сделано в ме- дицине химиком. Они выделили действующую часть средств» 2. Многие русские художники прошли через искус бес- предметности, но, испытав его, взяв от него все ценное, вернулись к фигуративности. Тот же Малевич в двадцатые годы создает большой крестьянский цикл — предметные картины, живопись которых хранит в цвете и форме жи- вую память о беспредметности. Уже в конце войны и революции наиболее чуткие художники и мыслители остро сознавали, что в русской художественной культуре происходят важные процессы, решающие судьбы искусства. Во французском кубизме, в Пикассо стали видеть не начало новых путей искусства, а скорее завершение ста- рой энгровской линии. Н. Бердяев: «Пикассо — не новое творчество. Он — конец старого» 3. М. Ле-Дантю: «Глубо- кая ошибка считать Пикассо началом—он скорее заклю- чение, и по его пути [идти], пожалуй, нельзя» 4. Н. Пу- нин: «Пикассо не может быть понят как день новой эры» 5. . ' Глез А., Метценже Ж. О кубизме. Спб., 1913. С. 14. 2 Шкловский В. Пространство в искусстве и супрематисты//Жизнь ис- кусства. 1919. № 196—197. 3 Бердяев Н. Пикассо//София. 1914. № 3. С. 62. 4 Ле-Дантю М. В. Письмо О. И. Ляшковой. 1917. РО ГРМ, ф. 135, Д. 3, л. 2. 5 Лунин Н. Татлин: (против кубизма). Пб., 1921. С. 7. В ВЧК тов. Уншлихту |
08.05.2007, 14:24 | #27 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
В 1917 год русское искусство вошло в изобильном
многообразии направлений — от угасавшего передвижни- чества, потерявшего лидерство «Мира искусства» до пол- ных сил самых разных левых течений. После Октябрьских событий футуристы первыми стали сотрудничать с новой властью, причем в тот момент, когда положение было еще неясным и неустойчивым. П. Мансуров рассказывает о са- мых первых днях революционного переворота: «Я в пер- вое же утро залетел в совершенно пустой Зимний дворец к Луначарскому, сотрудничать. Даже бессвязно, испугав- шись своей смелости, почти лишился слов, но они — АН. Вас. и тов. Д. Лещенко, его секретарь,— быстро по- няли меня. Луначарский сказал мне, „что уж слишком я молод и похож на ангелочка, а что всего им здесь сидеть не больше двух недель, а потом их повесят вот на этих бал- конах". Тут ко мне вернулась речь, и я сказал уже твер- же: „Ну что ж, тогда повесят вместе". Так решилась моя судьба, и мы больше не расставались» *. Художники-новаторы решили, что социальный пере- ворот продолжает начатую ими в искусстве революцию, что это их революция и пришел их час встать во главе худо- жественных процессов в молодой республике. Малевич писал: «В самый разгар битв революции началась орга- низация Народного комиссариата по Просвещению. Ор- ганизовывался тогда и Отдел ИЗО 2. Организовали его представители новых искусств. Это был штаб новых тече- ний. Власть по искусству перешла в руки его представи- телей. Это был прекрасный момент, когда, действитель- но, власть над искусством оказалась в руках самих худож- ников. Огромная победа над критикой, коллекционерами, фактическими правителями судьбами искусства и худож- ников. Только самые сильные устояли в борьбе за новое движение против них, и им по праву должно было при- надлежать то место Наркомпроса, которое и называлось ИЗО. Рабочая революция помогла революции в искус- стве» 3. Но эти радужные надежды и обольщения были кратко- временными. Действительность вскоре обернулась суро- вой и жестокой стороной для художников новаторов и экс- периментаторов, восторженно приветствовавших револю- цию. Рабочая масса, на которую рассчитывали эти масте- ра, не пошла за ними. Она оказалась, что вполне объяс- нимо, неподготовленной к восприятию их искусства. Вмес- те с буржуазными квартирами, куда вселялись рабочие, с их мебелью, реквизитом, картинами они усвоили и эс- тетический идеал, художественные вкусы, соответствую- щие этому быту. Ни левые, ни мирискусники с их эсте- тизмом не могли увлечь рабочую массу; только пере- движнический «рассказ», понятная картинка с доходчивым сюжетом останавливали ее внимание. Это поняли и быстро этим воспользовались художники определенного толка, вытесненные до революции на обочину художественной дороги. . ' Мансуров П. А. Письмо Е. Ф. Ковтуну. 12 июля 1971. Хранится у адресата. См. Список сокращений. |
08.05.2007, 14:25 | #28 |
не поймаешь!
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006
Не в сети |
Уже в 1919 году комиссар Отдела ИЗО Н.Пунин писал
о воскресавших «передвижниках»: «Они имеют то пре- имущество перед, например, мирискусниками, что в боль- шинстве своем мало интеллигентны, и хотя со слабой художественной культурой, но зато крепки и конструк- тивны, грубоваты и наивны. Пролетариат, в особенности не коммунистический и мало культурный, инстинктивно тянется к ним, к их грубым вкусам, даже к их явному безвкусию, невыразительному и дубоватому. Эта худо- жественная группа, пользуясь массовой популярностью, как раз и претендует больше всего на звание пролетар- ского искусства и на то, чтобы ее представители называ- лись подлинно пролетарскими художниками» 1. Вскоре эти «представители» объединились в АХРР, которая медленно, но неуклонно начала теснить авангард, не стесняясь использовать для этого любые возможные средства. Ахрровцы (впрочем, как и левые) искали поддерж- ки в партийном и государственном аппарате, опираясь на авторитет крупных общественных деятелей, вовле- кали их в свою борьбу с художественным авангардом. Исаак Бродский, как известно, «вырос» до президента Всероссийской Академии художеств благодаря близости к К. Е. Ворошилову. Таких примеров сколько угодно. Все двадцатые годы партия и государство, следуя ле- нинской линии, воздерживались от директивных вмеша- тельств в художественные процессы, предоставляя мно- гочисленным художественным группировкам возмож- ность свободного соревнования. Однако уже в те годы это соревнование групп имело оттенок политической борьбы. Художники АХРР не пы- тались доказать, что они самые лучшие мастера, талант- ливые живописцы и графики. Нет, их аргументы были другие — они самые «пролетарские», самые «преданные», самые «революционные» художники, и поэтому им нужно отдать предпочтение перед всеми другими. После публикации воспоминаний Клары Цеткин о В. И. Ленине критика АХРР фальсифицировала его из- вестные слова: «Искусство должно быть понято массами и любимо ими, оно должно объединять чувства, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». В ахрровских статьях слово «понято» было заменено словом «понятно». В из- даниях другой ориентации, например в журнале «ЛЕФ» В. Маяковского, цитата приводилась в верной редакции. Казалось бы, ничтожная неточность, но она полностью ме- няла смысл ленинского положения. Если искусство долж- но быть «понято», то это предполагает, что художник ведет за собой массу, поднимает ее до своего уровня, пробуждает в ней художников. Высказывание со словом «понятно» не требует этого, в этом случае художник дол- жен снизить свой уровень и приспособить свое искусство к пониманию «масс». «Все хотят понятного искусства,— говорил Малевич,— но никто не хочет приспособить свою голову к его пониманию». П. МансуровМанифесты Мансурова были вывешены художником в зале, где экспонировались его работы, на последней выставке ГИНХУКа в 1926 году. |