Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Военный аэродром "Альфа" и механический завод |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
01.10.2009, 14:45 | #1 |
колдунья
|
Военный аэродром "Альфа" и механический завод
Родственная тема:
улица Ворошилова - http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=689078 (там же - что касается "современного" ДК им.50 лет Октября (после 1967 года)) ------------------------ А мне хочется услышать что-нибудь об истории "полтинника", то есть, ДК 50-летия, это тоже история Воронежа, когда его построили, что там было до того,вообще интересно) Последний раз редактировалось SERG16; 02.02.2011 в 18:19. |
02.10.2009, 19:14 | #2 |
Форумец
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
|
02.10.2009, 20:09 | #3 | |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Цитата:
Это аэродромные сооружения. Где север, где юг - не знаю, догадайтесь сами. Фото взято из книги В.В.Гагина "Бомбардировщик конструкции А.Н.Туполева ТБ-1 (АНТ-4)". Аэродром существовал до самой войны, пока его немцы не разбомбили. "Полтинник" скорее всего построили на чистом месте и до него там ничего не было. |
|
02.10.2009, 20:23 | #4 |
колдунья
|
Жаль, что невозможно близко рассмотреть. Но мне кажется, что это, скорее, дальше остановки "Космонавтов", ближе к Кривошеина. Эти длинные заборы, ветка железной дороги и ангары ничего не напоминают? Похоже, именно там был аэродром. А со стороны "полтинника" раньше начинались огороды, остановка трамвая так и называлась,"Огородняя". Там сейчас тоже частный сектор. А вот ветка ж - д там тоже есть, куда она ведёт? И уж если на то пошло, то интересно: наш родимый механический завод и до войны существовал? Это, вроде, стратегический объект. Туда и после войны было невозможно попасть, только по пропускам. А всё же, может, у кого есть фото, как там, за забором? А вдруг ( мечтаю ) у кого -нибудь и фото довоенного завода есть?
|
02.10.2009, 22:18 | #5 |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Механический завод существовал до войны.
Территорию аэродрома "альфа" отметил на гуглемапе: т.е. это территория ограниченная улицами Дорожная (3 Пеше-стрелецкая), Космонавтов (тогда ее вообще не было) , Ворошлова (Кольцовская), Героев Сибиряков (этой тоже не было) Железная дорога примыкала к аэродрому со стороны Дорожной и Ворошилова. |
02.10.2009, 22:47 | #8 |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
|
03.10.2009, 05:34 | #9 | |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Цитата:
Однако шансов немного - немцы аэродромы бомбили нещадно, и вряд ли там что-то осталось целого. И ещё - плиты ВПП искать бесполезно - не было никаких плит, грунтовая ВПП была. |
|
03.10.2009, 18:19 | #10 |
Форумец
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Если розовое здание (Космонавтов,60) - это оно (не помню подробностей, как выглядит), то тогда получается, что на переднем плане ул Ворошилова, справа корпуса мехзавода (или что там на его месте было), а ж/д там и сейчас есть (тянется вдоль Ворошилова, с переездом на кольце). Надо же, штаб, а уцелел!
|
03.10.2009, 19:09 | #12 |
############
Сообщений: 2,826
Регистрация: 13.11.2007
Не в сети |
|
03.10.2009, 19:22 | #13 |
Я здесь.
Сообщений: 17,456
Регистрация: 30.09.2007
Не в сети |
К сожалению на карте которую поместил Salex есть неточности. Например, жители юго-западного
должны знать, что улица Олеко Дундича начинается от виадука. А на схеме она берёт начало от современной остановки транспорта Маршака. Поэтому трудно говорить соответствуют ли действительности и остальные данные. Откуда уверенность, что аэродром занимал такую огромную территорию? |
03.10.2009, 20:23 | #14 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Да не такая уж и огромная территория. Современные аэропорты гораздо больше занимают.
Последний раз редактировалось salex; 27.02.2010 в 11:34. |
03.10.2009, 21:07 | #16 |
краеведко
Сообщений: 3,109
Регистрация: 28.04.2005
Возраст: 45
Не в сети |
Ну как бы у меня есть карта, где этот аэродром отмечен. И чего огромного в той территории ? 1.5 км х 2 км Последний раз редактировалось salex; 27.02.2010 в 11:34. |
03.10.2009, 22:03 | #17 |
колдунья
|
Natalia425, вы имеете в виду детский сад № 25? Двухэтажный особнячок, ныне в нём частный лицей? Именно в этот детский сад ходила я, именно им заведовала бабушка и до войны и после войны. Я там каждую комнату с закрытыми глазами помню) Действительно, бабушка сдавала ключи в какую - то воинскую часть, когда эвакуировался детский сад, так мне, по крайней мере, рассказывали.
|
03.10.2009, 23:28 | #18 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Могу поделиться детскими воспоминаниями. Жил в то время в Авиагородке, дом 6 (сейчас это дом 57 по ул. Карла Либкнехта). ДК им. 50-летия Октября строился в период с 1965 по 1967 г.г.(отсюда и название). Построен на месте развалин довоенного Дома Красной Армии, разрушенного во время войны. В первой половине 60-х годов в правой части развалин (ближе к офицерской лётной столовой, разрушенной уже в наше время) еще жили люди, приспособившие после войны уцелевшую юго-восточную часть здания под жильё. А вот задний северо-восточный угол старого здания до уровня 1-го этажа даже был впоследствии использован при строительстве ДК им. 50-летия Октября. Где-то на фото "старого Воронежа" видел фрагмент Дома Красной Армии, но не очень чёткий. Да еще вспомнил, что на втором этаже развалин в куче битого кирпича находился чудом уцелевший бюст Сталина.
Последний раз редактировалось MONTY PYTHON; 03.10.2009 в 23:53. |
04.10.2009, 00:08 | #19 |
Форумец
Сообщений: 7,672
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Здесь вот уже говорили, что в районе "полтинника" находился аэродром. Сейчас за полтинником, сбоку от него, за "самолетом" находится полуразрушенное здание, в народе называемое бывшей столовой летчиков. Какого, интересно, года постройки это здание?
Если я не ошибаюсь, вот это здание. Оно отчетливо видно, т.к. без крыши. Последний раз редактировалось Natalia425; 03.07.2022 в 17:51. |
04.10.2009, 20:42 | #21 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Вот результаты прогулки:
Бывший штаб 11 авиабригады - теперь военная прокуратура: Мемориальная доска на здании прокуратуры: Бывшая столовая летчиков - теперь развалины: Ну и до кучи - дворец культуры им. 50-летия Октября (просто Полтинник) Последний раз редактировалось SERG16; 02.02.2011 в 15:58. |
06.01.2010, 20:41 | #22 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
В начале 60-х (до начала застройки Ю-З района) мне еще удалось застать остатки бетонных плит этого аэродрома приблизительно где-то в районе ТЦ Вестер-Гипер (к-т "Дружба"). В детстве ходил на городскую свалку ( за бракованными радиодеталями и корпусами от радиоприемников "Атмосфера-2" и только появившихся "Альпинистов"), путь пролегал от воен. прокуратуры (тогда это была, если память не изменяет, гарнизонная комендатура и гауптвахта) как раз в том направлении и дальше по прямой. Плиты в поле попадались фрагментами. Видно немцы аэродром здорово раздолбали. К тому времени все уже заросло травой и ковылем. Типичный степной пейзаж с норками сусликов и гонимых ветром клубков перекати-поле.
Что касается Механического завода № 16, то в то время вдоль его забора со стороны ул. Кольцовская (сейчас этот кусок является ул. Ворошилова) на пересечении с еще не существовавшей ул. Космонавтов стояли частные гаражи (штук 5-7). Недалеко от них в заводской стене была большая дыра, через которую местные пацаны лазали за глиной. Глину синего и красного цветов привозили на эту часть неохраняемой заводской территории и сваливали кучами. Прекрасный был материал для всяческих поделок. |
06.01.2010, 22:53 | #24 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Да, я думаю, что именно так. Это вписывается в границы территории аэродрома, очерченные salex/. Но, с тех пор, когда я это наблюдал, прошло много лет, к тому же следует делать поправку на мой возраст в те годы (10-12 лет). Тогда я на этом не акцентировал внимание. У меня в памяти не отложилось, что остатки плит представляли собой какое-то законченное аэродромное сооружение (стоянка, взлетная полоса).
|
07.01.2010, 07:20 | #25 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
MONTY PYTHON, есть большие сомнения, что вы видели плиты именно от ВПП - в те годы практически все аэродромы (тем более военные) имели грунтовое покрытие. Мало того, в 20-30-е годы зачастую не было даже ВПП в современном понимании этого слова - был круг диаметром примерно 1000 метров и самолеты садились в этом круге с курсом в соответствии с направлением ветра.
|
07.01.2010, 12:52 | #26 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Так я и не утверждаю, что это остатки ВПП. Я просто примерно указал место их нахождения, а что из себя эти остатки плит представляли с большой точностью сказать не могу: площадка, стоянка, ангары, ВПП или куски каких-либо аэродромных сооружений. Но то, что они там находились говорю вполне определенно.
К сожалению сведений об 11-авиабригаде, ее составе и какими самолетами она была укомплектована накануне ВОВ на http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/b.dat не нашел. Вряд ли на аэродроме находились ТБ-7 выпуска 1938 г. Их перед войной было выпущено несколько десятков. Для эксплуатации этих бомбардировщиков требовались уже серьезные аэродромы. А вот ТБ-3 наверняка имелся, тем более, что Воронеж – «родина ВДВ». Правда, в 1930 г. для десанта использовались еще ТБ-1 http://www.bereg.vrn.ru/article487.html . Но за 10 лет, предшествующих войне авиапарк мог существенно обновиться. Последний раз редактировалось SERG16; 07.01.2010 в 13:46. |
08.01.2010, 00:48 | #28 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
Спасибо wsa за подсказку. Вот что удалось узнать о жизни Николая Филипповича Папивина в предвоенный период и первые годы войны. В биографической справке указано, что «в 1939-1940 г.г. он командовал авиационной бригадой. В начале войны формировал авиаполки, а с 1942 г. он командир 264-й штурмовой авиационной дивизии».
Интересна информация о том, что «война застала его в Воронеже, в запасной авиабригаде. Папивин переучивает летный состав для работы на новом двухмоторном бомбардировщике ДБ-3Ф». Я ненамного ошибся, ранее предположив, что на аэродроме «Альфа» могли базироваться тяжелые бомбардировщики типа ТБ-3, так как ДБ-3Ф (прообраз ИЛ-4) принадлежал к самолетам дальней авиации со взлетной массой до 11 тонн. Неслабый такой самолётик. |
08.01.2010, 06:55 | #29 |
Форумец
Сообщений: 1,316
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 58
Не в сети |
Как все относительно! ДБ-3Ф со взлетной массой 11 тонн называли тяжелым бомбардировщиком, а АН-24 со взлетной массой 20 тонн ни у кого язык не повернется назвать тяжелым.
|
08.01.2010, 15:24 | #30 |
Chivas Regal
Сообщений: 476
Регистрация: 05.10.2007
Не в сети |
По ссылке Alex66 , отдельное спасибо, вышел на немецкую карту. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил на ней и довоенные Дом Красной Армии и дома №№ 1-6 Авиагородка. Причем, в отличие от других районов города, изображенных фрагментарно, этот участок, включая ул. Депутатскую, изображен весьма точно, можно сказать с любовью. Либо шпион жил в этом районе, либо картограф воспользовался результатами аэрофотосъемки. Вот только аэродром «Альфа» он изобразил где-то в районе ул. Пирогова - Бульвара пионеров. В общем сравните.
Последний раз редактировалось MONTY PYTHON; 08.01.2010 в 21:20. |