Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Верфь Петра 1 на реке Воронеж. Строительство флота |
Вопросы истории родного города и края |
|
Опции темы |
17.08.2010, 14:53 | #3 |
Вне времени
|
|
10.01.2011, 15:51 | #10 | |
Форумец
Сообщений: 7,671
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Цитата:
Если еще более точно - на открытке изображено одно из старейших предприятий города - шерстомойня купца Капканщикова, которую видно также здесь. А во времена Петра 1 на этом месте располагалась верфь. Последний раз редактировалось Natalia425; 10.01.2011 в 19:00. |
|
17.04.2011, 20:51 | #11 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
Памятник на воде
Баркалон «Меркурий» («Меркуриус») был построен в Рамони кумпанством окольничьего князя Петра Григорьевича Львова, которое было восприемником ранее существовавшего на рамонской пристани кум-панства стольника князя Г.В. Тефянкина (Тюфякина) и спущен на воду с «Волчьей пристани» в 1698 году. Заведовал строительством кораблей в Рамони датский корабельный мастер, капитан Симон Питерсон. Он прибыл в Россию в 1696 году и в 1697-1700 гг. ему поручили возглавить Рамонскую верфь. В 1698 году мастер Симон Питерсон составил чертеж для строительства подъемного судна. Как специалист по баркалонам исправлял лично недостатки одного баркалона без названия, построенного датчанином Яном Янсеном Янсман и переделанный англичанином Яном Терплием в рамках кумпанства князя Васи-лия Федоровича Долгорукого и «Три рюмки» (Дри рюмор. На столе три рюмки) также сошедшего с рамонских стапелей у мастера Петерсона да Яна Эдрека рамонского кумпанства боярина Тихона Никитовича Стрешнева. Интересен и девиз баркалона «Три рюмки» — «Держите во всех делах меру». Кстати, мастер Ян Ярик строил в Рамони еще один баркалон «Нептунус» того же кумпанства. Корабль был весьма солидного 3 ранга и имел на борту 49 пушек. Интересно, что заложен он был в 1697 году, а время спуска на воду неопре-делено. И не имеется сведений об участии его в походах. В мае 1699 года корабль «Меркурий» отправлен на стоянку в Воронеж. В том же году парусно-гребное судно баркалон «Меркурий» принимает участие в Керченском походе, возглавленным самим царем, в эскадре адмирала Ф. Головина из 11 кораблей. Из Воронежа в поход отправились четыре корабля «Отво-ренные врата», «Меркурий», «Сила» и «Цвет войны». Командовал баркалоном «Меркурий» англичанин на русской службе капитан-камендор Иван Валрант (Ян (Джон) Валронд). Корабль представлял собой судно с 26 пушками (по 13 на каждом борту), хотя предусмотрено, что на корабле можно было установить дополни-тельно еще несколько боевых орудий. На морских маневрах в Азовском море в 1699 году капитан корабля имел белый вымпел. В состав команды входило 89 человек обученного экипажа. Размеры трехмачтового корабля-баркалона «Меркурий» составляли 125х26 футов или примерно 38,4 х7,92 м (один фут равен 0,3048 м). Эскадра благополучно прибыла в Таганрог. Военная компания была благополучно завершена. Мощь России как военно-морской державы была доказана. Турция заключила выгодный для России мир. Поход был завершен к сентябрю. 5 сентября Петр I отбыл назад в Воронеж, приказав увести корабли в Азов. Но осенью того же года «Меркурий», не доходя донского устья остановился за малою водою и сильным ветром его бросило на мель, где он продержался до 23 ноября. В тот же день он получил пробоину в днище и затонул. Все, что могли с него сняли и свезли на берег. А корабль оставили зимовать на месте крушения. Только в начале мая 1700 года англичанин на русской службе капитан-комендор красного флага Ян Бекгамь (Бекман), в ведении которого в 1710-1711 годах находились суда в Таганроге и Азове, приступил к подъему «Меркурия». В записке на имя азовского воеводы Ян Бекман просил предоставить для подъема четыре самых больших будары «на тех четырех бударах подъем делать, корабль подымать и брусьев и тесу самого доброго и кокоры, что пойдет, и плотников отдачу». Известно, что перед тем капитану-комендору Бекману было уже отпущено 100 дубовых свай и 50 чигинин. В то же лето корабль был приведен в г.Троицкий под Азовом. В сентябре 1710 года «Меркурий» ходил к Бердянским озерам за солью под командою капитана Ивана Петрова (Яна Мурганта), ранее командовавшего кораблем «Геркулес», построенного в Чертовицах в 1700 году. В 1711 году «Меркурий» находился в Троицком и был готов к плаванью, как и другие корабли стоящие на этой пристани: «Ласка», «Юни», двухмачтовая быстроходная галера-тартан и брегантина. В том же году корабль «Меркурий» уходил в плаванье под флагом норвежца на царской службе вице-адмирала Корнелия Крюйса. Корабль находился под командованием капитана-комендора Симона Шхона. В 1713 году корабль еще упоминается как несущий боевое дежурство. В донесении Президенту Адмиралтейства гр. Ф.М. Апраксину от графа И.А. Толстого из Транжамента говорилось о том, что корабли «Меркурий» и «Винкельгак» поставлены с пушками на протоках у Черкасска для его обороны. В 1716 году корабль-баркалон «Меркурий завершил свое существование и был пущен на слом. Годные паруса с этого корабля количеством 14 штук (из интереса: вес парусов составляет 143,5 пуда или около 2,35 тн), которые пополнили корабельные припасы адмиралтейского цейхгауза, о чем сообщалось генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину от воронежского вице-губернатора С.А. Колычева. Корабль российского военно-морского флота честно прослужил Родине восемнадцать лет с 1698 по 1716 год. Памятник установлен в пойме р.Воронеж перед заполнением водохранилища. Автор макета и архитектор — неизвестны. |
17.04.2011, 21:00 | #12 |
Форумец
Сообщений: 354
Регистрация: 06.03.2011
Возраст: 76
Не в сети |
наше в интернете интересный текст:
Покинув Архангельск, Петр предпринял поход против турок. Первый азовский поход Петра (1695 г.) был неудачен; штурмы крепости с суши не были поддержаны действиями на море, так как флота у русских не было. Исход первого азовского похода доказал необходимость флота, и Петр начал строительство кораблей для второго азовского похода. В селе Преображенском на лесопильном заводе немедленно началось изготовление отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров. В Воронеже была основана судостроительная верфь, [268] куда переправлялись части галер для сборки. Несмотря на новизну, сложность работы и ряд неполадок, эти суда были выстроены в три месяца. Наибольшая длина галер 38 м, длина по ватерлинии 29 м, ширина корпуса 6 м, высота от киля до палубы 3,8 м, вооружение — от трех до пяти медных 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. Кроме того, в Воронеже были заложены два 36-пушечных корабля — Апостол Петр (длиной 35 м, шириной 7,6 м) и Апостол Павел (длиной 30 м, шириной 9 м). Строил их корабельный мастер Титов. Для перевозки войск в Воронеже, Козлове и других окрестных городах было приказано выстроить 1300 стругов (плоскодонных барж) и 100 плотов. Весной 1696 г. под Азовом появился русский флот в составе 2 крупных судов, 23 галер, 4 брандеров и 1000 мелких судов и барж для транспортировки войск. На рис. 120 показаны корабль Апостол Петр и галеры перед Азовом. 19 июля 1696 г. Азов был взят. Это было большим военным успехом русской армии и флота. Однако задача выхода России к Черному морю взятием Азова не была решена — необходимо было овладеть Керчью, а для осуществления этой задачи было принято решение построить сильный флот. На совещании по военным делам Петр высказал свое мнение: «Ничто же лучше... мню быть, еже [269] воевать морем, понеже зело близко есть и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот». Было решено «корабли сделать со всею готовностью и с пушками и с мелким ружьем, как им быть к войне»; это требовало средств больших, чем те, которыми располагало правительство. Всю тяжесть создания флота несло на своих плечах крепостное крестьянство, за счет которого помещики, купцы и духовенство поставляли правительству корабли. Были образованы «кумпанства», т. е. компании. Все помещики, имевшие больше 100 крестьянских дворов, должны были, соединившись вместе, за каждые 10000 дворов предоставить один вполне оборудованный корабль. Духовенство — за каждые 8000 дворов — один корабль. Купцы и горожане, организовавшись, должны были выстроить 12 кораблей. Владельцы, имевшие менее 100 дворов, облагались денежным сбором по полтине со двора. Срок всем был дан 1 апреля 1698 г. Владельцы имений составили 18 кумпанств, духовенство 17, а купцы 14. Лес для постройки кораблей давался правительством, оно же принимало на себя заботу о найме корабельных мастеров. Для ведения всех дел по постройке кораблей, число которых определялось в 52{103}, был образован Владимирский судный приказ, прототип адмиралтейства. Верфь в Воронеже была расширена, построены мастерские и склады для леса, для хранения корабельных частей и вооружения. В некоторых местах, ближе к Дону, были оборудованы и другие верфи. |
10.11.2011, 23:49 | #13 |
Форумец
Сообщений: 774
Регистрация: 12.05.2011
Возраст: 64
Не в сети |
Приветствую! На военно-историческом форуме выложили фотографии пушек с клеймом Woronez с укреплений Свеаборга (1720 г.):
Источник: http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/2258299.htm |
13.08.2012, 21:54 | #14 |
Форумец
Сообщений: 1
Регистрация: 07.07.2011
Не в сети |
|
13.08.2013, 17:28 | #15 | |
Форумец
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008
Не в сети |
Цитата:
И еще одна: "Адмиралтейский двор", тот же автор - В. А. Митин. |
|
13.12.2013, 11:37 | #16 |
Форумец
Сообщений: 12
Регистрация: 04.01.2012
Не в сети |
Ещё к началу царствования Петра I дремучие леса стояли по обоим берегам Верхнего Дона и рекам Тихая Сосна, Хопёр, Воронеж, Тешев - где теперь те леса? Голые пространства везде
Характерный момент. "Ни сам Петр, ни население, ни руководившие строительством служите*ли приказов не имели никакого опыта в кораблестроении, но при этом ца*рем ставилась задача строительства флота в течение одного года. Уже только этим было запрограммировано его изначально низкое качество. Из 74 кораблей в Азовское море вышло всего 17." Зато было затрачено 1/3 годового бюджета страны. И уничтожены вековые дубы окрест рек Дон и Воронеж. Вам это ничего не напоминает? Сочи… "Всё это обусловило не*высокую эффективность воронежского кораблестроения и этого периода: средний срок постройки кораблей, спущенных на воду по второй корабле*строительной программе Петра I, составил 5,6 года. Если учесть невысокое качество строительства, делавшее русские корабли боеспособными не более 10 лет, окажется, что суда большей частью приходили в негодность уже на стапелях." Ну и итоги всей кораблестроительной программы Петра, изначальной непродуманной и дилетантской, были закономерны. "Русско-турецкая война 1711 г., к которой флот так и не был готов, поло*жила конец воронежскому судостроению. Она еще раз обнажила ошибки Петра и обнаружила провал новой стратегии борьбы с Турцией, предложен*ной в 1696 г. и рассчитанной на действия флота. К этому времени суда "кумпанского" периода в Азове и Таганроге практически полностью пришли в негодность, а на море из второй кораблестроительной программы Петра были отправлены всего лишь 3 линейных корабля". В итоге при Петре I было вырублено 6.1 млн га. деревьев. Как вы думаете, каким останется этот правитель в памяти далёких потомков? Возможно - только вот этим деянием и запомнится. Но скорее всего - вообще этот царь будет забыт, как не принёсший никакого блага Руси, планете. Всего же за 1698 -1842 гг было вырублено 28.6 млн. га. При этом посажено за тот же период всего лишь 10 тыс га… Использована статья "Два флота" |
13.12.2013, 12:30 | #17 |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
|
13.12.2013, 12:42 | #18 |
Я здесь.
Сообщений: 17,456
Регистрация: 30.09.2007
Не в сети |
|
13.12.2013, 18:48 | #20 |
Я здесь.
Сообщений: 17,456
Регистрация: 30.09.2007
Не в сети |
Есть такие сведения в некоторых источниках. Но насколько я знаю, к сожалению не известно его конкретное местоположение. Да и масштабы производства.
И опять вспоминаются слова Александра Павловича Медведева. "При застройке исторического центра Воронежа, необходимо обязательно прислушиваться к мнению историков. В частности археологов")) Последний раз редактировалось salex; 15.12.2013 в 18:17. |
16.12.2013, 19:35 | #24 |
Я здесь.
Сообщений: 17,456
Регистрация: 30.09.2007
Не в сети |
|
16.12.2013, 19:45 | #25 | |
Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Афанасий, с сайта Тульского завода:
Цитата:
|
|
16.12.2013, 21:16 | #26 |
Я здесь.
Сообщений: 17,456
Регистрация: 30.09.2007
Не в сети |
В то время - металлургические заводы возникали и близ современного Липецка - Боринские заводы. А ведь в Липецке, тоже была Петровская верфь. И сырьевая база скорее всего тоже одна и таже.
Так что связи и параллели можно провести разнообразные. |
16.12.2013, 22:27 | #27 | |
Форумец
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Цитата:
И Липские заводы пользовались местными многочисленными рудниками - Сырским, Студенецким....были рудники и на территории современного Липецка. Они действовали до середины 20 века, пока руду не стали добывать открытым способом на Курской магнитной аномалии. И в окрестностях Липецка периодически возникают провалы на месте бывших рудников. Даже НЛМК вроде бы до 1963 года работал на местной руде. И, кстати, липские заводы эти поставляли свою продукцию в том числе и на Воронежские верфи. |
|
17.12.2013, 19:10 | #28 | ||
Форумец
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 60
Не в сети |
Цитата:
Грамотой царя Михаила Федоровича от 29 февраля 1632 года голландским купцам Вилькенсону и братьям Винниусам разрешалось на тульской земле «делать всякое железо и поставить вододействующие заводы на реках Вашане, Скниге и Вороне и впредь, где они места приищут. . железо плавить и лить и ковать пушки и ядра». Первые четыре завода, связанные единым производственно-технологическим циклом, были сооружены неподалеку от Тулы, на реке Большая Тулица (Сине-Тулица) близ села Торохово, напротив древнего Тульского городища. Два из них «при реке Уне, у четырех плотин» были доменными, а два других — железоделательными. В их создании большое участие принял Андрей Денисович Винниус. http://interior.parovoz.ru/istoriya-...koy-zemle.html Цитата:
|
||
17.12.2013, 21:28 | #30 | |
Форумец
Сообщений: 1,125
Регистрация: 22.02.2009
Не в сети |
Цитата:
|
|