Старый 28.08.2009, 08:51   #1   
Форумец
 
Сообщений: 1,318
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 57

Alex66 вне форума Не в сети
Чижовка: церкви Рождества Христова и Иоанна Предтечи

Утраченный храм:

Храм Рождества Христова в Чижовке. Находился в районе переулка Ангарский, недалеко от пересечения Грамши и 20-летия Октября. Фото 1920-х годов.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Храм_Рождества_Христова.jpg
Просмотров: 506
Размер:	383.7 Кб
ID:	525625

Последний раз редактировалось Natalia425; 31.08.2020 в 18:35.
  Ответить с цитированием
Старый 10.02.2010, 13:43   #2   
Потапов
 
Аватар для Private Gripweed
 
Сообщений: 2,351
Регистрация: 21.04.2008

Private Gripweed вне форума Не в сети
Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке:
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Иоанна Предтечи.JPG
Просмотров: 318
Размер:	237.1 Кб
ID:	736322  

Последний раз редактировалось Natalia425; 28.03.2010 в 03:49.
  Ответить с цитированием
Старый 10.02.2010, 15:33   #3   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Private Gripweed, я тоже купила эту книгу из-за этих фотографий-качество снимков там хорошее, правда маленькие.
Думаю, Вы не будете против, если еще раз выложу это изображение, только отсканированное

Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке (фото начала 20 века)
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: церковь-иоанна предтечи на чижовке.jpg
Просмотров: 183
Размер:	301.9 Кб
ID:	736325  

Последний раз редактировалось SERG16; 31.03.2010 в 10:49.
  Ответить с цитированием
Старый 26.03.2010, 13:02   #4   
Форумец
 
Аватар для Базявка
 
Сообщений: 147
Регистрация: 28.09.2004

Базявка вне форума Не в сети
ищу фото, рисунки и пр Рождественской церкви, которая находилась на Дальней Чижовке. Ангарский переулок, ранее Тазаев, примыкал одной стороной ко двору Рождественской церкви. Во время Великой Отечественной церковь была занята немцами.
  Ответить с цитированием
Старый 26.03.2010, 14:18   #5   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Базявка Посмотреть сообщение
ищу фото, рисунки и пр Рождественской церкви, которая находилась на Дальней Чижовке. Ангарский переулок,
Фото №1 http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=9203630&postcount=1
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: церковь рожд.jpg
Просмотров: 176
Размер:	433.5 Кб
ID:	734463  

Последний раз редактировалось SERG16; 31.03.2010 в 10:42.
  Ответить с цитированием
Старый 27.03.2010, 11:03   #6   
Форумец
 
Аватар для Базявка
 
Сообщений: 147
Регистрация: 28.09.2004

Базявка вне форума Не в сети
огромное спасибо!!!!!!!!!!!!
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 03:23   #7   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
1.Дореволюционная открытка "Вид на Чужовку, церковь Спаса и Иоанна Предтечи"

2.Советская фотография "Вид на Чижовку и бывшую церковь Спаса"


Церковь Спаса и церковь Рождества Христова-это разные церкви?
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: церковь спаса-до рев.jpg
Просмотров: 443
Размер:	451.2 Кб
ID:	740343   Нажмите на изображение для увеличения
Название: церковь спаса-сов время.jpg
Просмотров: 502
Размер:	109.2 Кб
ID:	740344  

  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 07:24   #8   
Потапов
 
Аватар для Private Gripweed
 
Сообщений: 2,351
Регистрация: 21.04.2008

Private Gripweed вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от elena71 Посмотреть сообщение
Церковь Спаса и церковь Рождества Христова-это разные церкви?
на фото - Спасская церковь
http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...4&d=1269994776
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 10:44   #9   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 7,763
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 50

SERG16 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Private Gripweed Посмотреть сообщение
на фото - Спасская церковь
http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...4&d=1269994776
Вот здесь об этом говорили:

http://bvf.ru/forum/showthread.php?p...34#post9701534
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 10:52   #10   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Private Gripweed,
SERG16, спасибо за разъяснения, теперь понятно. Что-то упустила этот момент в обсуждении.
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 11:15   #11   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА ЧИЖОВКЕ

Существовавшая в Ближней Чижовке церковь получила свое название по событию, которое в религиозной традиции именуется так: Усекновение честной главы святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Привести это полное название необходимо, поскольку отмечались престольные праздники, отражавшие другие события жизни Иоанна Крестителя.

Предтеча (предшественник) Господа Иоанн неистово обличал пороки и беззакония не только простого люда, но и сильных мира сего. Так, он бичевал царя Ирода Антипу, который покинул жену и вступил в преступную связь с Иродиадой, женой своего брата. По ее настоянию Предтеча был заточен в темницу. Вскоре после этого царь праздновал день своего рождения. Среди пира явилась дочь Иродиады Саломия и бесстыдною пляскою так пленила Ирода, что тот пообещал ей дать все, что она пожелает, даже половину государства. Но Саломия, по наущению матери, потребовала главу Иоанна Крестителя. Опасаясь возмущения народа, Ирод не хотел исполнять просьбу племянницы. Однако гости стали подстрекать его к соблюдению клятвы, и он приказал отсечь Иоанну голову. Окровавленная голова Предтечи на блюде была поднесена Саломии. По преданию, и по смерти глава продолжала обличать Иродиаду, которая в злобе колола иглой язык святого.

Иоанн окончил свой жизненный путь в 32 году Р. X., перед Пасхой. Точное время его гибели осталось неизвестным, и церковь избрала днем памяти усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября). Праздник оформился в Православии в IV веке. В России с 1769 года, со времен Екатерины II, установлено в этот день свершать поминовение всех погибших русских воинов.

Иоанну Предтече была посвящена на Чижовке не церковь, а только придел на правой стороне трапезной. Но прихожане, да и документы именовали так весь храм, возможно, потому, что каменный придел был освящен прежде других. Собственно церковь имела своим празднеством день Святой Троицы и была одноименна собору в губернском городе.

Церковь в Ближней Чижовке появилась в начале XVII века, если не раньше. Е. А. Болховитинов, отмечая в конце XVIII века древность самой пригородной слободы, писал: «А притом и приходская Чижовская церковь в третий раз и на третьем месте уже строена. Есть в сей церкви крест сребряный, сооруженный в оную еще в 1665 году, как из надписи на нем явствует». На протяжении более чем столетия церковь в Чижовке была деревянной, а в середине XVIII века ее перестроили в каменную. Придел святого Иоанна Предтечи был освящен 28 августа 1761 года, остальная Троицкая церковь освящена 23 апреля 1769 года. В 1798 году трапезная была «переделана и распространена», и придел в прежнее наименование вновь был молитвован 10 декабря.

В том же 1798 году в церкви появился второй штат, в 1822 году — третий. Прихожан было много, и дел хватало всем. В 1850 году клириков все же сократили, и церковь осталась двухштатной. На содержание шли проценты с капитала в восемь тысяч пятьдесят пять рублей. Пригородные священники имели 32 десятины пашни и сенокосов и жили в каменных подцерковных домах.

Помимо Предтеченского, давшего название всей церкви, в храме были устроены еще три придела. Они посвящались трем Вселенским святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту; святой великомученице Варваре и святителю Тихону Задонскому. В иконостасе последнего придела находилась местночтимая икона, представляющая собою список (возможно, даже оригинал) с портрета, писанного при первоначальном негласном открытии мощей Тихона в 1846 году ректором семинарии отцом, Симеоном.

Церковь Иоанна Предтечи примечательна не только своей собственной историей, архитектурой или внутренним убранством, но в большей степени тем, что возле нее находилось обширное городское кладбище, устроенное во второй половине XVIII века. Первоначально, как отмечал Е. А. Болховитинов, там погребали «отличнейших» людей.

Прежде многих умерших воронежцев хоронили возле приходских церквей. Но в 1772 году был издан указ, запрещавший погр***** на внутригородских кладбищах, и их закрыли. С этого времени стали обустраивать могилы на Чижовке у церкви Иоанна Предтечи. Правда, в «Синодике купцов Елисеевых» (1886) первое захоронение отмечено здесь тремя годами ранее: в мае 1769 года у алтаря погребли священника отца Василия.

Распоряжение о похоронах на Чижовке не понравилось жителям Воронежа, что отразилось в записях Я. Г. Елисеева: «1772 года июня 19 дня представися раб Божий воронежский купец Ив. Вас. Куницын, а 21 дня погребен у Воскресения Христова соборными и приходскими священниками, и на другой день отвезли его на Чижовку, там его зарыли в землю». С этого момента, как замечает Д. И. Самбикин, вошло в обычай отпевать тела умерших в приходской церкви, а затем относить для захоронения на Чижовское кладбище.

Скорбный Синодик Елисеевых зафиксировал с 1772 по 1800 год на Предтеченском кладбище 119 погребений. При этом следует иметь в виду, что летописцев интересовали не все похороны, а лишь те, которые касались известных им или чем-то примечательных лиц. Обратим и мы внимание на наиболее значимые факты.

«1773 года мая 8 числа представися раб Божий воронежский купец Алексей Степанов сын Молоцкой и погребен преосвященным епископом Тихоном на Чижовке, а жития его было от роду лет 90». «1781 года 3 апреля, то есть великая суббота, во время литургии на отпеве представися раба Божия Евдокия Петровна Феодосия Шатрова жена и погребение было сего же апреля 5 дня в церкви Рождества Богородицы преосвященным Тихоном епископом Малининым и отнесена на Чижовку к Предтече, в землю зарыли, возле отца своего и матери положена, жития ее было 50 лет». Запись, где речь идет о погребенных ранее родителях, дает возможность предположить, что кладбище действовало и до 1772 года.

На Предтеченском кладбище сложились целые фамильные некрополи. К примеру, там была погребена семья Титовых. Вот запись в Синодике: «1787 года августа 21 дня в 8 часу пополудни представися раб Божий воронежский купец Михаил Иванович Титов на 67 году внезапною смертию в одну минуту...» В конце прошлого века сохранялась его могила с надписью на чугунной плите: «Под сим камнем лежит города Воронежа первой гильдии купец Михаил Иванович Титов. Родился 1722 года ноября 21 дня. Проходя суетно сию жизнь шестьдесят шесть лет и девять месяцев Творцу своему предал дух 1787 года августа 21 дня. А персть предана персти 24 дня преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким». Рядом стоял саркофаг над телом его сына Василия (1748—1834). Оба памятника находились за алтарем церкви. Недалеко была могила Натальи Федотовны Титовой (1751—1820). По сообщению В. В. Литвинова, к 1921 году уцелела только плита на могиле М. И. Титова.

За несколько лет здесь возникло семейное кладбище Болховитиновых. На нем были погребены сыновья Евфимия Алексеевича Андриан и Николай, умершие во младенчестве. За главным алтарем находилась могила жены историка и будущего митрополита Евгения, Анны Антоновны и дочери Пульхерии. В 1870-е годы был возобновлен памятник им, на котором выбили текст, составленный безутешным вдовцом:

Здесь погребены
Анна и Пульхерия, Супруга и дщерь Болховитиновы, скончавшиеся первая на 22-м году жизни августа 21 дня 1799 года, вторая на 1-ом году от рождения июля 9-го того же года, которым супруг и отец от скорби сердца, с надгробным рыданием взывает вечную память.

На другой грани — четверостишие:
Покойтесь, милые,
До вечного свиданья.
Болезней где уж нет,
Ни скорби, ни вздыханья.

В конце 1880-х годов памятник исчез, потерялась и сама могила.

В конце прошлого века к востоку от алтаря находился разбитый памятник над могилой родственницы Е. А. Болхо-витинова. На нем было начертано: «Здесь погребена Мария супруга Воронежского собора ключаря Григория Болховитинова, скончавшаяся июля 14 1801 года на 29 году от рождения. В память любви коей верный супруг воздвиг сей монумент». На примере этого захоронения есть возможность познакомиться с распространенным прежде жанром стихотворной эпитафии. На одной из граней памятника читалась надпись:

Пас в мире соединил Бог
Телом и душой;
Пожди же и в вечности
Я съединюсь с тобой.

Погост у Предтечи действовал до первых десятилетий XIX века. С открытием Чугуновского и особенно Новостроящегося кладбищ горожан и чижовцев стали хоронить там.

В истории храма Иоанна Предтечи была еще одна любопытная страница. А. О. Коссецкий, опубликовавший в 1912 году брошюру «Древнее немецкое кладбище и немецкая слобода в Воронеже», предполагал, что на Чижовке с конца XVII века, со времен возникновения Немецкой слободы, могло находиться иноверческое кладбище. По крайней мере, столетие спустя оно было именно там. Е. А. Болховитинов и Г. М. Веселовский отмечали, что в 1796 году немцы «окопали» свое кладбище «не в дальнем расстоянии» от церкви. Окапывание, видимо, было вызвано необходимостью разграничения немецкого и православного кладбищ. Факт похорон здесь отражен в Синодике: 21 января 1800 года «в нощи представися Иван Федорович Кнобин лекарь, который сам о себе сказывал, что не видал у себя более 40 лет никакой болезни, а как скоро захвораю, и так уже и умру, и так сбылось его пророчество, жил на свете 80 лет и погребен на Чижовке на Немецком кладбище».

А. О. Коссецкий, посетивший кладбище, обнаружил там два надгробных памятника, относящихся к 1812 году, с текстами на немецком языке. Исследователь заметил, что подобными плитами с полустершимися надписями была вымощена паперть перед церковью. С 1819 года иноземцев перестали погр***** на Чижовском кладбище. Неудивительно, что к предреволюционным годам от захоронений не осталось следа.

Пригородная церковь отличалась богатством утвари; видно, много жертвовали воронежцы на помин души родных. В перечне драгоценных предметов, поданном священником Иоанном Сахаровым в декабре 1918 года в губсовнархоз, значились двенадцать риз на иконах, множество крестов, дароносиц, ковчегов и лампад. По весу они составили 9 пудов 23 фунта и 1 золотник серебра.

Массовый погром храмов, предпринятый большевиками на рубеже 1920—1930-х годов, миновал обитель на Ближней Чижовке. Мне осталось неизвестным, в чьих руках, Русской Православной Церкви или обновленцев, находилась церковь. В июле 1938 года горсовет расторг договор с группой верующих, арендовавших Предтеченский храм. В конце сентября облисполком принял решение закрыть церковь и использовать здание под киностудию. А через два года в «Коммуне» появилась информация о том, что работы по переоборудованию Предтеченской церкви под студию «Союзкинохроники» ведутся. Успела ли киностудия переехать на Чижовку, трудно сказать, скоро грянула война.

Судя по воспоминаниям одного нашего земляка, оказавшегося за границей и там опубликовавшего свои заметки под заглавием «Судьба воронежских святынь», весной 1942 года власти были вынуждены разрешить в Воронеже богослужения (к лету 1940 года все церкви города оказались закрытыми). В храме святой Троицы открылась «очень маленькая церковь», надо полагать, в одном из приделов. Утварь для нее, пишет мемуарист Виктор В-ч, выдали иp антирелигиозного музея, священник нашелся из НКВД, но ненадолго: 7 июля правобережный Воронеж захватили немцы. На мой взгляд, речь в этом случае идет именно о Предтеченской (Троицкой) церкви на Чижовке.

Оказавшись на передней линии боев, церковь зимой 1942— 1943 годов была полностью разрушена, руины ее снесли в начале 1950-х. Сейчас на ее месте на улице Веры Фигнер-построен магазин. Территория кладбища в последнее время застраивается жилыми домами, следов погребений практически не осталось. Надгробными плитами вымощены спуск к реке, но они сюда стащены со всех воронежских кладбищ. Не было покоя в этой стране не только живым, но и мертвым...


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:17.
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 11:34   #12   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ЧИЖОВКЕ

Поселение к югу от укрепленной крепости насчитывает более четырех веков. Первый историк нашего края Е. А. Болховитинов считал, что слобода получила название от промысла обитателей, занимавшихся ловлею и продажей чижей. Профессор университета В. П. Загоровский, подготовивший первое после революции переиздание труда Е. А. Болховитинова, предлагает другое объяснение, связанное с переносом топонима из-под Рязани. На месте Чижовки еще до строительства современного Воронежа существовал летний стан крестьян села Чижовского, которые вели здесь промысловую деятельность. Название сохранилось в памяти и позднее перешло на появившийся населенный пункт.

Слободу населяли служилые люди, позже превратившиеся в однодворцев — государственных крестьян. Первоначально поселение находилось на границе с городом, близ Бархатного бугра, но жители привыкли жить просторно и вольно, и вскоре Чижовка стала делиться на Ближнюю и Дальнюю. Каждая из них простиралась в конце XVIII столетия на две версты, граница между ними со временем прошла по Большой Чижовской улице (ныне улица 20-летия Октября). В Дальней Чижовке находился Государев сад, созданный Петром I в конце XVII века и «насажденный,—как пишет Е. А. Болховитинов, — разными плодовитыми деревьями и венгерских лоз виноградом, также другими растениями и травами, которые по произведенным от самого государя опытам могли тут расти». Здесь же находился летний загородный дом, где отдыхали губернаторы, а рядом казенная дубовая роща в 120 десятин. В саду и в роще на протяжении XVIII века было «летнее всего города гулянье». Но в 1798 году Павел I пожертвовал все эти земли в «партикулярное владение». В середине XIX века тут находились Викулинская и Аврамовская владельческие дачи.

Слобода являлась крупным населенным пунктом, в конце XVIII века в ней насчитывалось 2 893 человека купцов, мещан, однодворцев, дворовых и крестьян. В канун крестьянской реформы здесь находился центр волости и одного из станов Воронежского уезда, состояло I 054 двора и 6679 жителей — поболе, чем в ином уездном центре. В 1909 году на Чижовке проживали 9 243 человека. Хотя слободу от ближайших приходских церквей в Воронеже — Ильинской и Спасской — отделяло всего две с половиной версты, обойтись без собственной церкви чижовцам оказалось невозможным. И храмы здесь выстроили, даже два. Числились они всегда по разряду сельских, потому история их фактами небогата.

Церковь Рождества Христова существовала в Дальней Чижовке и была самой южной из всех храмов, о которых ведется наше повествование. Посвящалась она важнейшему религиозному празднику. Иисус Христос родился у девы Марии в Вифлееме в царствование Октавиана Августа. Август назначил перепись населения по всей империи, в том числе и в Палестине. У евреев перепись велась по древним коленам и родам, и дева Мария из племени Давидова должна была идти в'Вифлеем — город Давида. Предчувствие скорых родов задержало ее в пути, и она с мужем Иосифом достигла Вифлеема в числе последних. Свободные места для ночлега найти было невозможно, и они разместились в каменной пещере. И там, среди стойл, предназначенных для скота, среди сена и соломы, среди чужих людей, родился Богочеловек, нареченный Иисусом Христом. Религиозные поэты и писатели обставляли рождение Христа многими чудесными знамениями, но истина требует идти вслед за повествованиями евангелистов Матфея и Луки.

Среди полночной тишины весть о рождении Христа услышали пастухи. Им предстал ангел и сказал: «Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь во граде Давидове». Кроме того, рождение Иисуса было возвещено волхвам появлением на небосводе чудесной звезды.

Рождество Христово празднуется 25 декабря по старому стилю (7 января по новому). День этот почитался в православной России особо. Неслучайно именно 25 декабря 1812 года появился манифест Александра I об изгнании французов из пределов империи и о принесении по такому случаю Господу Богу благодарения. Память о радостном событии должен был увековечить храм Христа Спасителя в Москве.

Рождественский храм в Дальней Чижовке был построен в начале XVIII века, как уже существующий он упоминается в 1720 году. В 1732 году здесь священствовал отец Леонтий. Деревянная церковь в 1750 году была «поновлена». Через несколько лет началось неспешное строительство каменного здания рядом с прежним. В 1783 году был освящен придел в трапезной во имя святого архидьякона Стефана.

Эллин из Малой Азии, Стефан входил в число семидесяти апостолов, избранных к своему служению самим Иисусом Христом. Он стал одним из семи дьяконов, которым поручалось содержание бедных христиан. Дьякон Стефан открыл доселе не завершенный список пострадавших за веру и получил наименование первомученика: он был побит камнями 27 декабря 34 года от Рождества Христова. Стефан оказался первым святым, в честь которого учредили праздник ранние христиане. В 415 году были обретены его мощи и перенесены в Константинополь.

К 1788 году завершилось строительство в камне всей церкви, 28 мая в ней начались богослужения. Еще один придел имел своими покровителями великомучеников Флора и Лавра. Последний раз церковь перестраивалась в 1870 году и после этого вновь была освящена епископом Серафимом. Объем ремонтных работ и их содержание неизвестны. В алтаре тогда находилась примечательная икона «Моление Спасителя о чаше» неизвестного изографа.

Рождественской церкви принадлежали 38 десятин земли, которые сдавались в аренду. В 1880-е годы Рождественский храм считали своим духовным домом около 2 000 верующих. Здесь действовала церковноприходская школа. Имен священников дореволюционной поры и фактов внутрицерковной жизни у меня практически нет: сведения не отыскались.

В 1920 году именно в этой церкви свои первые богослужения провел протоиерей Иоанн Андреевский (1875—1961). Состоявший прежде в качестве личного секретаря при владыках Анастасии и Тихоне IV, после мученической кончины последнего он стал подвижником веры и активным борцом с обновленчеством. В храмах Рождественском Воскресенском он проповедовал лишь несколько лет, затем оказался без места и скитался по верующим людям, пока не был арестован. В общей сложности с небольшими перерывами он провел в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть века. Лишения не сломили его воли, отец Иоанн так и остался наставником и духовным оплотом для всех страждущих, колеблющихся и гонимых.

Церковь на Дальней Чижовке действовала все 1920-е годы. Не знаю, в руках какого религиозного направления она находилась. Ориентировочной датой ее закрытия можно считать осень 1933 года. В ноябре этого года псаломщик П. И. Долгополов распоряжением архиепископа Захарии (Лобова) переводится в старинную Успенскую церковь, поскольку городской Христорождественский храм, где он служил прежде, закрылся. К этому времени пригородные слободы уже вошли в черту Воронежа. Из двух одноименных храмов в данном случае речь идет явно о Чижовском, ибо Придаченский был ликвидирован годом ранее.

Как использовалось культовое здание в тридцатые годы, неизвестно. В военном 1942 году храм оказался в эпицентре событий. В начале июля в ходе стремительного прорыва немцам удалось захватить почти всю правобережную часть Воронежа. Опасаясь контрнаступления Советской Армии с левого берега в районе ВОГРЭСа, гитлеровцы превратили все каменные здания на Чижовке в укрепленные боевые точки. Историк Александр Иванович Гринько, всю жизнь посвятивший изучению роли Воронежа в Великой Отечественной войне, писал о тактике немцев летом 1942 года: «Здания училища связи, средней школы, Рождественской церкви, кирпичного завода, казармы, водонапорной башни, как наиболее прочные, были превращены в подлинные крепости и являлись узловыми центрами обороны...»

12 августа 1942 года ударная группировка 40-й армии генерала М. М. Попова развернула наступление, в ходе которого был создан Чижовский плацдарм на правом берегу. Ожесточенные бои шли несколько дней. Выбив немцев из самого высокого здания в округе, Рождественскую церковь занял штаб 125-го стрелкового полка. Храм по-прежнему оставался мишенью для пушек и минометов, но уже с немецкой стороны. В ходе боев за Чижовку, которые продолжались 203 дня, большинство зданий были полностью разрушены. От церкви, как сообщает А. И. Гринько, не сохранилось даже фундаментов и подвалов. В документальных материалах Ворошиловского района за октябрь 1944 года значится, что Рождественская церковь на улице Солодовникова полностью уничтожена.

Верующие же воспринимали эти факты по-другому. Они считали, что руины церкви возможно отремонтировать и тем самым восстановить храм. В начале 1946 года, создав общину из 25 человек, они обратились в облисполком за разрешением на открытие Рождественской церкви. 15 февраля им было отказано в связи с тем, что «сводчатое перекрытие здания церкви почти все разрушено, в стенах имеются пробоины, отсутствуют крыша, пол, оконные переплеты, двери, разрушения составляют семьдесят процентов и такой капитальный ремонт не может быть выполнен самими верующими». Была ли это действительная причина для отклонения ходатайства верующих? Думаю, что здание действительно находилось в аварийном состоянии, потому что вскоре, возможно, в том же 1946 году, было снесено.

Сейчас на местности никаких следов храма не отыскать. Переулок Ангарский, спускающийся с холма к улице Свободной, в километре от памятника защитникам Чижовского плацдарма, весь застроен частными домами. Они появились тут в начале 1950-х годов, и мало кто из жителей знает о том, что было на этом месте прежде.

Облик церкви Рождества Христова на Чижовке не привлекал к себе внимания профессионального фотографа, тщетно искать ее на открытках. Только любительский снимок далеко не лучшего качества дает возможность представить, как выглядела окраинная церковь. Четырехъярусная колокольня с высокими арками звонов, низенькая трапезная: в пять окон, одноглавая храмовая часть, кирпичная ограда вокруг храма — вот все, что можно почерпнуть из фотографии. С нее и выполнен рисунок.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:17.
  Ответить с цитированием
Старый 11.10.2011, 17:13   #13   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Предтеченская церковь

Нажмите на изображение для увеличения
Название: img159.jpg
Просмотров: 327
Размер:	395.6 Кб
ID:	1539283
  Ответить с цитированием
Старый 11.10.2011, 18:44   #14   
Потапов
 
Аватар для Private Gripweed
 
Сообщений: 2,351
Регистрация: 21.04.2008

Private Gripweed вне форума Не в сети
elena71, кто же это рисовал? с балкона своего дома?
  Ответить с цитированием
Старый 11.10.2011, 19:21   #15   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Ой, пардон...

Это картина Л.Г.Соловьёва "Предтеченская церковь на Ближней Чижовке".

Л.Г. Соловьёв (1837-1919)-педагог,живописец, график, иконописец. Преподавал в Воронежской бесплатной рисовальной школе.
  Ответить с цитированием
Старый 01.03.2015, 11:50   #16   
Форумец
 
Аватар для Ditrich
 
Сообщений: 92
Регистрация: 25.11.2007

Ditrich вне форума Не в сети
На переулке Ангарском прямо среди частных домов и огородов сохранилось небольшое кладбище.
Могилы в основном 40-х годов. Как я понимаю, это бывшая окраина кладбища у Церкви Рождества Христова, на Дальней Чижовке... Церковь и дореволюционные могилы сравняли с землёй и заселили людей, а свежие могилы (храм снесли как раз в конце 40-х) - оставили...
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_7842.jpg
Просмотров: 143
Размер:	534.8 Кб
ID:	2640616   Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_7844.jpg
Просмотров: 123
Размер:	496.3 Кб
ID:	2640617  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_7846.jpg
Просмотров: 90
Размер:	522.5 Кб
ID:	2640618   Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_7847.jpg
Просмотров: 78
Размер:	523.7 Кб
ID:	2640619  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_7848.jpg
Просмотров: 88
Размер:	506.5 Кб
ID:	2640620   Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_7850.jpg
Просмотров: 116
Размер:	547.3 Кб
ID:	2640621  

  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind