Большой Воронежский Форум

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
Вернуться   Большой Воронежский Форум » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ » » Наука и лженаука
Обсуждение научных и околонаучных проблем, с которыми каждый из нас сталкивается в повседневной жизни.

Ответ
 
Опции темы
Старый 08.09.2005, 17:18   #1   
Форумец
 
Сообщений: 121
Регистрация: 27.01.2004
Возраст: 45

Procenco вне форума Не в сети
Славянская руника

Кто что думает по теме русских рун?
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: rbaydr32.gif
Просмотров: 1021
Размер:	18.5 Кб
ID:	29198  
  Ответить с цитированием
Старый 08.09.2005, 21:02   #2   
Форумец
 
Сообщений: 20
Регистрация: 19.02.2005
Возраст: 35

Хог вне форума Не в сети
Славянские черты и резы - родные братья Футарка. Отсюда и применение им можно найти. В сети есть, кстати, изображение рун Велесовой книги.
  Ответить с цитированием
Старый 09.09.2005, 06:04   #3   
Registered User
 
Аватар для ARHANGEL
 
Сообщений: 173
Регистрация: 23.09.2003
Возраст: 37

ARHANGEL вне форума Не в сети
Цитата:
Кто что думает по теме русских рун?
А по конкретнее, чтобы ты хотел узнать? Ведь ответ может быть разным, от банального "куль!" до специфики их применения с последующим выведением выводов. Уточните пожалуйста
  Ответить с цитированием
Старый 09.09.2005, 22:32   #4   
____________
 
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 20

Антон Ю.Б. вне форума Не в сети
А как с аутентичностью? Намного серьезнее, чем изучение эльфийского?
  Ответить с цитированием
Старый 16.09.2005, 20:28   #5   
Форумец
 
Сообщений: 20
Регистрация: 19.02.2005
Возраст: 35

Хог вне форума Не в сети
Было бы интересно узнать о возможности применения славянской рунической системы...
  Ответить с цитированием
Старый 18.09.2005, 18:05   #6   
Registered User
 
Аватар для ARHANGEL
 
Сообщений: 173
Регистрация: 23.09.2003
Возраст: 37

ARHANGEL вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Хог
Было бы интересно узнать о возможности применения славянской рунической системы...
Славянская руническая система может применяться как письменная система, система магическая, система мантическая. Если не это имели в виду - поясните.
  Ответить с цитированием
Старый 18.09.2005, 20:47   #7   
Форумец
 
Сообщений: 20
Регистрация: 19.02.2005
Возраст: 35

Хог вне форума Не в сети
Я имел в виду именно это. Способ применения, наверно, не очень отличается от применения Футарка, но было бы интересно узнать детали.
  Ответить с цитированием
Старый 19.09.2005, 00:37   #8   
Registered User
 
Аватар для ARHANGEL
 
Сообщений: 173
Регистрация: 23.09.2003
Возраст: 37

ARHANGEL вне форума Не в сети
Если быть откровенным - признаюсь, что в славянике я не особо разбираюсь. Я занимаюсь как раз старшим Футарком. Я не Родновер, я Асатруа поэтому могу лишь предпологать... если брать как систему письма, то я ничего не помню, если как магическую систему, то схожа, различия лишь в наделении силой изделий и процессов, потому как обращаются к другому пантеону. Мантика иная, поскольку и рунический строй иной. Если интересна информация по мантике, подкину.
  Ответить с цитированием
Старый 19.09.2005, 09:38   #9   
Форумец
 
Сообщений: 20
Регистрация: 19.02.2005
Возраст: 35

Хог вне форума Не в сети
Это было бы очень хорошо.
[email protected]
Заранее спасибо.
  Ответить с цитированием
Старый 19.09.2005, 11:29   #10   
Форумец
 
Сообщений: 121
Регистрация: 27.01.2004
Возраст: 45

Procenco вне форума Не в сети
Подождите вы использовать, для начала неплохо было востановить алфавит.

Я вот думаю, что поразительное сходство скандинавских и тюркских рун не спроста. Оба народа соседствовали со славянами долгое время только с разных сторон. Следовательно у словян тоже должен был быть схожий алфавит.

Я пытаюсь востановить славянскую рунику. Подмечаю общее у этих двух алфавитов. Кроме того я пологаю, что Кирил придумывал свой алфавит не на пустом месте, а использовал для не достающих в греческом языке букв славянскую рунику. посмотрите на рисунок, помимо других рун там изображен юс малый. есть и другие подтверждения. В частности тоже жите Кирила говорит, что Кирил перед тем как придумал алфвавит нашел псалтырь написанный русскими письменами. ничего противоричивого тут нет, ведь алфавит он придумал не для русских, а для болгар.

Я уже реставрировал рунику процентов на 90. и постояно нахожу потверждения своим иследованиям. Но мне нужна помощь. если кто-то видел нечто напоминающее славянскую рунику просьба разместить картики здесь. Отличительная особенность словянской руники от других руник - юсы: юс малый и юс большой. Причем оба как я полагаю полностью перечеркивались по вертикали как на картинке выше, а не только нижняя часть как в кирилице тому есть несколько подтверждений. ну конечно такие буквы как Ж Ш Ч и др. буква Ш возможно писалась не квадратом а треугольником а буква Щ как греческая буква пси. но возможно что и так как в кирилице.

кроме того руны также записывались не только отдельно по горизотали но образовывая вязь, когда одна руну является частью и для другой. как правило несколько рун записывались одно под другой образовывая "елочку".

такие изображения время от времени появляются в печати, но их как правило причисляют либо к календарям, либо родовым знакам, либо оберегам, либо к простому орнаменту, либо к разновидностям разного рода руник: скандинавской, тюрской, венегерской и др.

возможно вам даже удалось такое найти на своем огороде, помните такие находки очень важны. Не думайте что кто-то за вас будет разбиратся с вашим собственым древним письмом. Представитялям других нации глубоко наплевать на нас, а некоторые даже пытаются уничтожить такие находки дабы русских продолжали сичитать свиньями которые позже всех других наций свою письменность получили.

если вы такое нашли ни кому не показывайте, но обязательно сделайте фоторгафии с высоким разрешением и разместите информацию в интеренете с ключевыми словами: словяне, руника, руны, письменность и т.д. повторяю фотографии следуют делать укрупненые.

помните се важно.
  Ответить с цитированием
Старый 19.09.2005, 18:39   #11   
Registered User
 
Аватар для ARHANGEL
 
Сообщений: 173
Регистрация: 23.09.2003
Возраст: 37

ARHANGEL вне форума Не в сети
Автор: А. Платов.

PS Его вам и советую почитать...

Славянские руны
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл - боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.
Подобных примеров можно привести много, и один из них - этимологию термина руна - стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna - “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать” 1. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий” 2. Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX - начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.
Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его “сумасбродным”. А вот против более позднего предположения Д.Жунковича 3 ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии...
Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще...” Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто бужем иметь их в виду.
...В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна 4. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля - “борозда”. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути - “резать” и существительное руна, означающее “прорез”, “борозда”, ...РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?
Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, - и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” - вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.
* * *
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.
На существование у славян рунического письма 5 указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности. 6
Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.
Так, чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом - календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех - с другой, двух - с третьей, и оставшихся трех месяцев - с трех разных букв.
В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) - ромб, поставленный на вершину.
Другую - более позднюю - группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним - поистине уникальным - памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре 7. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии 8. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.
В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы - подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами...
Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.
Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико 9.
Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.
* * *
Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности - это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это - простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества - X-XVI века).
Прекрасный тому пример - широчайшее использование славянами руны Фрейра - Ингуз, описанное нами в Главе третьей.
Другой пример - одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки - это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть - сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз - это руна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.
Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, - знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков - это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра - изображение, ясное еще не вполне. На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.
Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.

Примечания
1. И.В. Ягич Вопрос о рунах у славян / / Энциклопедия славянской филологии. Издание Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.3: Графика у славян. Спб., 1911.
2. N.Pennick. Rune Magic. L., 1992; The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L., 1991.
3. D.Zunkovic. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918.
4. В качестве примера приведу р.Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей.
5. Автор просит принимать во внимание определение рунического искусства и рунических знаков, данное им в первом разделе данной главы.
6. См., напр.: М.А.Тиханова. Следы рунической письменности в черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976.
7. А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.
8. A.G.Masch. Die Gottesdienstlichen Alferfhnmer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771.
9. Подробнее см.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997.
  Ответить с цитированием
Старый 20.09.2005, 18:37   #12   
Registered User
 
Аватар для ARHANGEL
 
Сообщений: 173
Регистрация: 23.09.2003
Возраст: 37

ARHANGEL вне форума Не в сети
Чей пост был удален?
  Ответить с цитированием
Старый 01.08.2006, 00:04   #13   
Форумец
 
Сообщений: 10
Регистрация: 01.08.2006
Возраст: 42

Сергей.К вне форума Не в сети
Русские Руны

Русская письменность существовала за 24 тысячелетия до свв. Кирилла и Мефодия. Священным языком волхвов были Руны Макоши. Язык мирян представлял собой Руны Рода. Эти последние дали начало и скандинавским рунам, и греческому письму, и латинице. Кириллица же представляет собой Руны Рода почти что без изменений… Что это? Смелая научная гипотеза? Уже нет! Книга «Русские Руны» председателя Комиссии РАН по истории культуры Древней и Средневековой Руси профессора ГУУ академика Валерия Чудинова представляет ошеломляющий свод ФАКТОВ древнерусской письменности. В ней рассекречивается все то, что замалчивалось так долго. Прочитанные ученым надписи, оставленные нашими предками, позволяют увидеть, наконец, подлинное лицо истории руссов, славянской цивилизации, Евразии и всего человечества.
  Ответить с цитированием
Старый 01.08.2006, 00:04   #14   
Форумец
 
Сообщений: 10
Регистрация: 01.08.2006
Возраст: 42

Сергей.К вне форума Не в сети
О НАШЕМ АВТОРЕ

Профессор ГУУ Валерий Алексеевич Чудинов, академик, председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси, занимается археологическим поиском, изучением и дешифровкой древних рунических и руничных (термин В.А. Чудинова) надписей более 12 лет.
Валерием Алексеевичем исследовано в общей сложности более 3000 археологических и других объектов, несущих на себе надписи, выполненные рунами. В их числе древние святилища и священные камни, предметы культа и утварь античных и до античных времен, грамоты, содержащие тайнопись, христианские иконы первых веков и другие реликты заповедных уголков как России, так и ближнего и дальнего зарубежья.
Наиболее яркими научными достижениями академика Валерия Чудинова являются:
• Дешифровка полного силлабария (азбуки) древнейшей русской руничной письменности, как слоговой, так и буквенной.
• Строгое научное доказательство того факта, что именно от руничного строя руссов ведут происхождение алфавиты и силлабарии наиболее древних языков мира.
• На основании расшифровки более сотни реликтовых текстов неоспоримая реабилитация русской истории как древнейшей, насчитывающей не менее 24 тысячелетий.
Академик Валерий Чудинов является автором более 300 научных трудов, наиболее значимыми из которых являются:
• Руница и тайны археологии Руси М. «Вече» 2003
• Тайные Руны древней Руси М. «Вече» 2005
• Священные камни и храмы древних славян М. «Фаир-Пресс» 2004
• Вернем Этрусков Руси М. «Поколение» 2006

Электронные версии работ В.А. Чудинова представлены по адресу
http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0005-00.htm
Единогласным решением торжественного собрания совета Русского Общества «Северная Традиция» от 21 марта 2006 года господин Валерий Алексеевич Чудинов избран почетным членом Русского Общества www.rusobsch.narod.ru
  Ответить с цитированием
Старый 01.08.2006, 00:06   #15   
Форумец
 
Сообщений: 10
Регистрация: 01.08.2006
Возраст: 42

Сергей.К вне форума Не в сети
Русские Руны

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга появилась на свет по просьбе и при содействии издателя Дмитрия
Логинова, который предлагал оттенить именно своеобразное слоговое письмо
русского этноса так, чтобы обычный человек, не филолог и не лингвист, мог бы
понять его сущность, его своеобразие, его историю и возможные сферы применения.
Сейчас мы живем в своеобразное время, когда в поисках утраченной великой
идеи славянского объединения и замечательного исторического прошлого огромные
массы моих соотечественников обратили свой взор на забытые традиции и
великолепную культуру Руси. Выяснилось, что наша древность столь же велика
и продолжительна, сколь необъятна Россия в ее нынешнем географическом
протяжении по сравнению с любой другой страной мира. Крупнее России государства
на свете нет; и, как показывает мой опыт исследования истории, на сегодня не
известно другое государство, которое могло бы похвалиться историей языка, письма
и культуры в течение нескольких сотен ТЫСЯЧ лет! То, что историю России начинают
с девятого века нашей эры, является частичной правдой, подобно тому, что
у каждого из нас есть своя маленькая история за последний год; но перед каждым
из них существовал свой год, и другой, и третий. И именно изучение русских рун
способствовало тому, что эта самая продолжительная из всех история Руси стала
показывать свои смутные очертания, поскольку стали читаться памятники древнейших исторических эпох. И спрос читателя на книги по русским рунам – это на самом деле
неутоленный официальной наукой спрос наших граждан на древнейшую русскую
историографию, на те события, которые предшествовали не только
приглашению князя Рюрика на отечественный престол, но развивались гораздо
раньше – в античности, в бронзовом веке, в эпоху неолита, мезолита и палеолита,
причем не только верхнего палеолита, но, как показывают новейшие находки,
даже среднего. Таким образом, приобщение читателя к древнейшему русскому
сакральному письму открывает перед ним возможность самостоятельного чтения
наиболее древних русских текстов.
Интерес к русским рунам обусловлен и другими сторонами культуры. В советское
время, когда официально проповедовался атеизм, многие стороны мифологии,
такие как гадание, прорицание, магия и мистика оставались как вне системы
просвещения, так и вне проблематики научного исследования. В постсоветский
период появилась литература по данным сторонам культуры, однако, в основном
на базе культуры других стран. Так, например, гадания или магическое воздействие
письменных знаков пропагандировались только на основе германских рун.
Даже само слово «руны» связывалось у европейцев вплоть до конца XIX века
исключительно с германским этносом, пока не были обнаружены руны тюркские.
Что же касается славянских рун, то некоторые робкие надежды на их существование
были высказаны еще в XVIII веке, однако век спустя под давлением все усиливающейся
критики были оставлены, и лишь на рубеже XX-XXI веков стало ясным,
что руны первоначально возникли именно у русских. Все остальные руны, а так-
же буквы многих евразийских алфавитов оказались потомками этих русских рун.
И, разумеется, данные руны также носили сакральный характер, то есть с ними
были связаны и магия, и мистика, и мантика (гадания). Таким образом, изучая русские
руны, можно выяснить истоки рунического искусства многих народов.
Наконец, русские руны интересны и как возможность писать по-русски иным
способом. Ведя почти 10 лет в Академии славянской культуры курс славянской
палеографии, я убедился в большом интересе студентов как к чтению и письму
на глаголице, так и на рунице. То, что выглядит совершенно чуждо кириллице,
латинице и прочим современным алфавитам, читается на современном русском
языке как удивительная тайнопись! От этой возможности у студентов захватывало
дух. Однако руница гораздо сложнее для восприятия и к тому же имеет возможности неоднозначного чтения. Тем не менее, возможность писать по-русски разными
способами привлекает значительное число населения.

РУССКИЕ РУНЫ
КАК КОНКРЕТНЫЕ
ПИСЬМЕННЫЕ ЗНАКИ

Данная книжка рассчитана на массового читателя, которому хотелось бы
сразу же взять быка за рога, то есть, посмотреть, как выглядели русские руны. Удовлетворяя это законное желание, сразу же привожу их начертание,
но позволю себе небольшой комментарий. Под «рунами» в Средние века
и ранее понимали любую письменность, то есть как сами написанные тексты,
так и отдельные слова, и даже отдельные знаки, независимо от того,
представляли ли они буквы, слоги или слова. С этой точки зрения все виды
славянского письма назывались «рунами»: и кириллица, и глаголица,
и слоговое письмо руница, о котором речь пойдет, прежде всего, равно
как и неславянские письменности тоже. И если в наши дни для нас
привычно выражение «мы пишем буквами», то для наших предков столь
же привычным было выражение «люди пишут рунами».
Но поскольку руница представляла собой и самое древнее, и самое священное,
и самое незнакомое для современного читателя средство письменного
общения, я начну с него. Так что сначала мы будем понимать руны как
письменные знаки руницы.
Руница являет собой очень древнее традиционное письмо славян,
где каждый знак представляет открытый слог, состоящий из согласного и гласного.
При этом в целом согласные различаются по звонкости-глухости (кроме В/Ф) и по мягкости-твердости, но не по длительности (Ш/Щ не различаются).
Взрывной звук (аффриката) Ц предпочтительнее изображается как ТЪСЬ.
Гласные звуки различаются прежде всего по переднему и непереднему
образованию, и лишь во вторую очередь по качеству, так что в ряде слоговых знаков (силлабографов) звуки А, О, У и Ъ с одной стороны и Э, И, Ы и Ь с другой стороны
могут совпадать. Специалистам по письму (грамматологам) такие системы в истории письма знакомы. Один из авторитетных эпиграфистов, Джей Гельб называл этот тип обозначения “способом два”, приводя в качестве примера месопотамскую систему письма (Гельб 1976,с. 284). В этих древних письменностях (но не в рунице) различаются знаки
для обозначения А и О, О и У, у других — Э и И, но звуки полного образования и редуцированные не различаются. В рунице же не различаются вообще никакие гласные, пишется просто одна черточка (чаще всего вертикальная, но возможны наклонная и горизонтальная). Тем более не различаются носовые и неносовые, обычные и йотированные гласные, а также ударные и безударные. Нет среди гласных и дифтонгов типа УО, ИЕ и т.д. Это создает весьма своеобразный и непохожий на многие другие письменности силлабарий, рис. 1 (Чудинов 2000-2, с. 91, рис. 82).
Рис. 1. Силлабарий руницы Далее рассмотрим особенности начертания и применения каждого знака силлабария. Начнем с изображения гласных. О них мы уже сказали, но те-
перь это прокомментируем.

Знаки для гласных. В силу того, что в основу силлабария положены
открытые слоги, потребности в изображении отдельного гласного звука
практически не было, ибо ни слова, ни морфемы в славянских языках в
древности с гласных не начинались. Возможно, что не существовало и особых
слов из гласных звуков, кроме сочинительного союза И. Вот он, по всей
видимости, и стал изображаться отдельной палочкой I, как в латинице и как
в кириллице (буква И десятичная). Позже, когда из союза И стал формироваться противительный союз А (как разновидность И; в чешском языке он вытеснил сочинительный союз И), он продолжал изображаться так же, I.
Возможно, что в виде И силлабограф I вошел во многие европейские алфавиты
как наследники руницы; если считать индийское письмо деванагари
азиатским наследником руницы у индоевропейского народа, то там штрих I
означает А или удлинение слога. Таким образом, в этих двух буквах-наследниках,
I на западе и А на востоке, можно усмотреть косвенное подтверждение первоначально универсального гласного руницы, обозначавшегося единым штрихом. Предлоги О и У обозначаются также (как разновидности А).
Правда, иногда вместо вертикальной палочки в руничных надписях можно видеть
палочки наклонные, / или \, или горизонтальные —, однако это
никак не соотносится с качеством гласного звука. Именно в этом, прежде
всего, можно усмотреть огромную древность данного типа письма — полную неразличимость отдельно звучащего гласного звука. Любопытно, что глаголическая
буква АЗЪ выглядит как сочетание двух палочек, вертикальной и горизонтальной,
то есть, с точки зрения руницы, как АА. Но если длительность звука не играет роли,
то это А. Для кириллицы мы наблюдаемуже сочетание трех знаков руницы: /, \ и —, то есть или ААА, что опять таки есть просто А.
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind