Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Село Новая Чигла |
|
Опции темы |
08.09.2011, 09:28 | #1 |
Форумец
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Село Новая Чигла
Родственная тема:
Таловский район ---------------------------- с. Новая Чигла Таловского района Воронежской области. Дом купца Бунина. Построен в 1882 году. Здание деревянное, на кирпичном цоколе. Очень красивое, похож на древнерусский терем. В 1920 году в доме Бунина разместился Ново-Чигольский волостной ревком. С 1928 по 1941 год в здании размещалась начальная школа № 2. В 1941-1959 годах - райком партии и райком ВЛКСМ, в 1959-1977 годах - школа, с 1979 года - библиотека. Последний раз редактировалось Natalia425; 08.10.2013 в 10:16. Причина: перемещение из темы Таловский район |
08.10.2013, 10:11 | #3 |
Форумец
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
В продолжение поста № 3 про с. Новая Чигла.
В 1904 году в этом селе родился Павел Алексеевич Черенков - доктор наук, профессор, лауреат Нобелевской премии в области физики. Интересная статья П.А. Попова в альманахе "Университетская площадь", № 1. |
29.12.2016, 08:45 | #5 |
Форумец
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Сарматская правительница на новочигольской земле
Археология Стоял жаркий июль 2016 года. У села Новая Чигла археологическая экспедиция школьников и студентов Воронежского педуниверситета «Возвращение к истокам» только что обустроилась и готовилась к своему главному делу – археологическим раскопкам древних курганов. Валерий Березуцкий, доцент ВГПУ, руководитель областного археологического движения «Возвращение к истокам" Лёгкий ветер гнул ковыль к земле, и он волнами гулял по курганам, навевая мысли о былом и давно-давно ушедшем… Казалось, что ничего-то с тех давних пор не изменилось в этой ковыльной степи и того гляди, из-за кургана покажутся всадники на взмыленных долгой скачкой конях с золотистыми фаларами на конской груди. А всадники в развевающихся красных плащах… Мы стояли на кургане с Игорем Филатовым – учителем истории и одновременно ставшим на десять дней руководителем таловских школьников, жаждущих новых открытий. Разговор зашел о курганах и сарматах. Вот уже более десятка сарматских погребений I-II вв. н.э. исследовано здесь, на высоком берегу реки Чигла. Почти в каждом кургане – сарматское погребение: глиняные кувшины, стеклянные бусы, зеркала, железные стрелы в колчанах, мечи и боевые кинжалы. Здесь и погребения женщин с оружием и жреческими предметами, и захоронения взрослых мужчин с оружием. Но где же вождь-предводитель этой кочевой орды? Ведь среди исследованных погребений нет явно выделенных властными признаками – размерами кургана и погребального устройства, предметами власти и роскоши, что было так свойственно сарматским вождям. …Грунт кургана № 5 оказался очень плотным, и бульдозер едва справлялся с ним. Благо школьники, не давая друг другу передохнуть, что называется, вскапывали траншею, которая бульдозеру оказалась «не по зубам». Ожидалось очередное погребение бронзового века, и ничего в предположениях не изменилось, когда показалась обширная прямоугольная яма 2,5 на 2,5 метра. Но на глубине в один метр металлоискатель, которым постоянно контролировались слои грунта, вдруг с испугом запищал у одной стенки, у другой и посредине! И тут же возглас: кувшин! Вот вам и бронзовый век… Стоит ли говорить, как тщательно затем расчищалось это интереснейшее погребение кистями и ножами, пока перед нами не предстала «хозяйка» этой погребальной ямы, откуда душе ее следовало уйти в мир иной… Что же нашли археологи? Одного взгляда было достаточно, чтобы понять: перед нами и есть тот вождь, о котором и шел наш разговор. А вернее, правительница – женщина 30 – 35 лет. Скелет лежал на березовой коре, которой устлали пол могилы. Перед нами она предстала черной, перегнившей, а тогда, в I в. н.э. она была белой. Белый цвет почитался многими народами древности. Он отражал чистоту жизни, помыслов, души, невинность. В белых одеждах проводили свои обряды жрецы, в Индии брахманы до сих пор носят белые одежды. Женщины есть женщины, им всегда свойственно стремление к украшениям. Набор бус в захоронении поражал воображение своим многоцветием. Тут горный хрусталь, прозрачный как капля дистиллированной воды, черный, будто смола, агат, крупные круглые сердоликовые бусы (сердолик по-гречески значит «мясной камень» из-за его характерного цвета), египетский фаянс голубого цвета, много янтарных крупных бус, плоские бусинки-плакетки разных цветов с росписями цветов, точек золотой краской. Голубыми и перламутровыми бусами были расшиты рукава несохранившейся одежды и обувь женщины. В ногах стоял роскошный и целый гончарный одноручный кувшин красной глины – производство Боспорского царства. Еще один сосуд из такого же материала был разбит во время похорон (он впоследствии восстановлен). В углу вверх дном лежал бронзовый таз, использовавшийся для подачи мяса. То, что женщина все-таки воин, свидетельствовал железный наконечник стрелы, лежавший около погребенной, а в ногах – свидетельство всадника – железные удила. А дальше показались два бронзовых котла и бронзовое зеркало. Школьники наперебой спрашивали: «Почему котлы повреждены, а большой котел прямо-таки разорван в клочья?». На малом котле отбито ушко, отбит поддон и нанесен удар предметом вроде топора по боку сосуда. Ручки большого котла отбиты и положены аккуратно в углу ямы. Зеркало разломано на три части и разбросано по полу. Что за вредительство? Грабители? Но они ничего не взяли и почему не все так варварски повреждено? Ответ на этот вопрос есть, и получен он давно. Сарматы, как и многие народы древности, относились к предметам, которыми пользовались, как к живым. После смерти владельца они тоже должны были умереть, а души их отправиться за хозяином в мир иной! Наиболее ярко такие представления отразились в отношении сарматов к зеркалам. Редко археологи находят их целыми, а чаще поломанными, поцарапанными, в общем, поврежденными. А тут повреждения достались более всего котлам. Почему? Археологи выделили среди сарматских погребений несколько рангов. Чигольская сарматка относится к высшему, первому рангу именно из-за присутствия в погребении двух бронзовых котлов. Котлы – символы единения коллектива, сплоченности. Кочевники, собираясь вокруг своего вождя, вкушая мясо из общего котла, тем самым показывали единство со своими собратьями по оружию. Так было у монголов, у татар, у казаков. Но вот предводитель умирает. Его душа не должна лишиться того, что имела на земле – власти и души котлов отправляются в мир иной вслед за своей хозяйкой… К счастью, бусы не повреждены, целым сохранился и кувшин, хотя маленький кувшинчик, предназначенный, явно, для хранения духов или мазей, разбит. Обряд требовал, чтобы самое необходимое ушло в мир иной, но не все. Не всем там, в ином мире, находилось место. В мир иной предводительницу сопровождал мальчик 6 – 8 лет, погребение которого было устроено неподалеку. Но он уже прошел обряд посвящения во взрослые, и его снабдили не только кувшином, но и оружием – колчаном со стрелами. Предстоит еще большая работа по изучению этого погребения, всех его деталей. Но уже сейчас ясно: перед нами редкое для донской лесостепи погребение. На несколько сот сарматских захоронений их – единицы. Понятно почему. Вождей и не должно быть много. Следует еще заметить: у сарматов, как и у многих кочевых народов, женщины пользовались большим уважением. Многие из них прославились своими воинскими подвигами. Сарматская царица Амага, к примеру, взяла в свои руки власть из-за пьянства мужа. Амага возглавляла военные походы, правила сарматским объединением. Когда скифы осадили Херсонес и жители города запросили помощи, Амага преодолела за одну ночь двести километров, убила скифского царя, а власть передала наследнику. Пройдут месяцы, и придет лето. Новые надежды будут окрылять юных археологов из «Возвращения». А открытия – они придут, надо только верить и… не забыть бы поговорить в чигольских ковылях о муже нашей сарматки. Фото Валерия Березуцкого. Малый бронзовый котёл Ожерелье сарматки Красноглиняный кувшин Источник: газета «Коммуна», №104 (26644) | Четверг, 29 декабря 2016 года |