Старый 14.03.2006, 08:47   #1   
back 4 good
 
Аватар для vi0
 
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003

vi0 вне форума Не в сети
Фокус-группы

Артемий Лебедев

§ 126. Фокус-группы
15 декабря 2005

Лирическое отступление

Маркетинг — это мейнстримная религия, его сегодня нельзя трогать. Те, кто выступает за «альтернативные» способы решения задач, говорят вполголоса. А несогласных скоро будут преследовать за разжигание межкорпоративной розни.


Одним из важных инструментов маркетинга являются исследования рынка и мнений потенциальных потребителей. Нас не интересуют исследования, полученные путем анализа купленной у знакомого таможенника базы данных, нас интересуют способы получения мнений потенциальных потребителей.

Есть два таких способа: спросить у коллег (сгодится партнер, секретарша или даже небольшое собрание сотрудников) или спросить у фокус-группы. Коллега хорош тем, что всегда под рукой и за свои слова не несет ответственности. Фокус-группа хороша ровно тем же, только стоит денег.

Лирическое отступление

Главным предметом спекуляции среди маркетологов является понятие «целевой аудитории». Якобы можно ее исследовать, адресовать ей сообщения и продавать что-либо ее представителям.

Честно было бы говорить только об определенном круге людей, образующемся по факту приобретения товара или услуги.

Автор готов признать существование целевых аудиторий только в том смысле что у него 47-й размер обуви, и он не обращает внимания на ботинки меньших размеров.


Маркетинг — многоступенчатая система по сниманию ответственности со всех участников процесса на всех этапах убийства мыслей. Произвольные люди не могут знать, что сработает, а что — нет, тем более они не могут отвечать за свои слова. Следовательно, первое, что предлагают маркетологи, — это исследование мнения случайных людей, называемых представителями целевой аудитории.

Набирают полную комнату теток и начинают спрашивать их мнения о секретной упаковке нового майонеза.

— Передает ли упаковка задуманную производителем степень премиальности? Соответствует ли она позиционированию как современный престижный продукт нового поколения?

Тетки ходят на эти фокус-группы за 500 рублей в час, так что им надо как-то оправдывать присутствие. Неактивных модератор вытаскивает, а активных старается заткнуть, чтобы не сбивали остальных.

За односторонним зеркалом, установленным в комнате, сидят представители заказчика и жуют холодный чиккен макнаггетс, запивая растворимым кофе (обсуждают эту в фиолетовой кофточке).

— Я думаю, что это престижная упаковка, да.

— Мне кажется, что тут недостаточно премиальности. Я, если бы увидела этот майонез на полке, я бы не купила бы его.

— А мне кажется, что нормальная упаковка, но мне вот кажется, что тут бегемот немного не к селу, и название плохо откернено…

— Так, кто пустил дизайнера? — встревает модератор. — Женщина, покиньте помещение! Так. Продолжаем. Напоминаю, что обсуждаем премиальность. Вызывает ли лояльность этот вариант с подсвечником?

В соседней комнате тестируют логотип кетчупа.

— Как вы думаете, какие услуги предоставляет эта организация? За сколько вы бы воспользовались этими услугами?

В переговорной заказчикам презентуют результаты многомесячных исследований, показывают на листе формата А3 страшного желтого бегемота с бусами, автопортрет дизайнера-дауна.

— Валер, фокус-группа одобрила нашего персонажика!

И так далее. Ответ одного дурака с улицы никого не волнует. Но ответы сотни дураков называются результатом исследования фокус-группы и продаются за деньги. Пачка бумаги, получаемая в результате, служит одновременно индульгенцией для маркетологов и руководством к дальнейшим бессмысленным действиям.

Хозяйке на заметку

В команде создателей гениального самоката с гироскопическими стабилизаторами Segway говорят, что не пускали фокус-группы на порог.

Не пользуются фокус-группами и в компании Apple.

Примеров таких откровений единицы. Хотя практически все интересные или успешные вещи появляются на свет без участия фокус-групп.


Маркетологи живут в отрыве от реальности. Им не рассказывают, что для того, чтобы майонез появился на полке супермаркета, надо заплатить «входные». Им не говорят, что региональный распространитель вчера проиграл директору майонезного завода на бильярде и вообще отказался от закупок всей продукции. Их не травмируют новостями о том, что через месяц завод будет продан.

С точки зрения руководства маркетологи выполняют функцию тефлоновых стрелочников — с них спрашивают, но они всегда ссылаются на исследования. Поэтому отделы маркетинга примерно раз в год увольняются в полном составе и уходят заниматься МДФ-плитами, где проводят новые исследования.

Использовать фокус-группы, чтобы оценить новый продукт, особо бессмысленно. Потребители покажут, что на коробке шоколада должны присутствовать чашка чая с золотой каемкой, свеча и роза. Все, что можно узнать, спрашивая мнение людей, — это то, что они знают сегодня, до того, как новый продукт появился на рынке.

(c) http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/126/
  Ответить с цитированием
Старый 14.03.2006, 11:06   #2   
Форумец
 
Аватар для tsnserg3000
 
Сообщений: 222
Регистрация: 23.12.2002

tsnserg3000 вне форума Не в сети
креаторы, не способные на анализ и аналитики, не способные на креатив никогда не сойдутся во мнении и будут считать "отстоем" деятельность тех, кого они в принципе не понимают
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2006, 11:08   #3   
DancingMuse
 
Аватар для Patishka
 
Сообщений: 1,135
Регистрация: 18.11.2004

Patishka вне форума Не в сети
Давно доказано, что основываться только на результатах исследования фокус-группы нельзя.
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2006, 11:37   #4   
Форумец
 
Сообщений: 78
Регистрация: 08.09.2005

Татьяна2 вне форума Не в сети
Cool

tsnserg3000: "креаторы, не способные на анализ и аналитики, не способные на креатив никогда не сойдутся во мнении ..."

- Для этого и существуют другие работники предприятий (типа директора, или его замов,или нач. соответствующих отделов и т.п.), которые заказывают данные исследования и пытаются найти золотую середину для продвижения товара на рынке.
Конечно, только на выводы форум - групп полагаться нельзя, но из них можно извлечь много полезного и нужного.
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2006, 11:45   #5   
Форумец
 
Аватар для Mikha
 
Сообщений: 229
Регистрация: 05.09.2005
Возраст: 42

Mikha вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Татьяна2
Конечно, только на выводы форум - групп полагаться нельзя, но из них можно извлечь много полезного и нужного.
Кажется, Немирофф так и поступил .
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2006, 11:55   #6   
Форумец
 
Сообщений: 78
Регистрация: 08.09.2005

Татьяна2 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Mikha
Кажется, Немирофф так и поступил .
Думаю не только он.
В декабре в Врн состоялась форум-группа по вопросу: нужны ли парные бани/сауны?
Сейчас шквал реклам с предложением банных услуг!
Вот так...
  Ответить с цитированием
Старый 15.03.2006, 13:13   #7   
back 4 good
 
Аватар для vi0
 
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003

vi0 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Татьяна2
В декабре в Врн состоялась форум-группа по вопросу: нужны ли парные бани/сауны?
По-моему и дураку понятно, что нужны.
  Ответить с цитированием
Старый 20.03.2006, 22:32   #8   
Форумец
 
Сообщений: 57
Регистрация: 14.03.2005

alex_lis вне форума Не в сети
Татьяна2 Нехрена секретную инфу сливать - ты ещё расскажи кто, где, когда и по заказу кого фокус группу проводил...
  Ответить с цитированием
Старый 20.03.2006, 22:35   #9   
Форумец
 
Сообщений: 57
Регистрация: 14.03.2005

alex_lis вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Татьяна2
В декабре в Врн состоялась форум-группа по вопросу: нужны ли парные бани/сауны?
Сейчас шквал реклам с предложением банных услуг!
А откуда про эту фокус-группу знаешь???
  Ответить с цитированием
Старый 23.03.2006, 14:37   #10   
Форумец
 
Сообщений: 78
Регистрация: 08.09.2005

Татьяна2 вне форума Не в сети
Smile

Цитата:
Сообщение от alex_lis
А откуда про эту фокус-группу знаешь???
Знаю...
Это секрет полишинеля; удивлена Вашим удивлением.
  Ответить с цитированием
Старый 23.03.2006, 21:53   #11   
Золотая Утя
 
Аватар для Яся
 
Сообщений: 3,238
Регистрация: 27.02.2003
Возраст: 41
Записей в дневнике: 28

Яся вне форума Не в сети
уже читала. что-то в этом есть
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind