Старый 31.03.2010, 11:49   #1   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
Вознесенская церковь

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь, находившаяся в ста метрах от Благовещенского собора, а затем у стен Митрофановского монастыря, всегда пребывала в их тени. О ее существовании знает далеко не каждый воронежец старшего поколения. Между тем у нее была вполне самостоятельная жизнь и свой круг прихожан.

В сороковой день по воскресении Иисуса Христа ученики его собрались вместе. Явился им Господь и сказал: «Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше. Ибо Иоанн крестил вас водою, а через несколько дней вы будете крещены Духом Святым». Слова эти обрадовали апостолов. Они вопросили у Иисуса Христа о сроках его второго пришествия. Он ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти...» После сего Господь пошел с учениками к Вифании, поднялся на Елеонскую гору и здесь, воздев руки, благословил их и вознесся на Heбо. Спаситель уже скрылся в облаках, а ученики все провожали Его взглядом. В это время спустились два ангела в белых одеждах и сказали: «Галилеяне, что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся От вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью.

Праздник Вознесения Господня не имеет точной календарной даты: он совершается в четверг на шестой неделе по Пасхе и продолжается восемь дней. Праздник установлен в глубокой христианской древности. В IV веке на горе Елеонской, на историческом месте Вознесения Христа, царицей Еленой был построен величественный храм в честь этого события. В день Вознесения в православии существует обычай совершать крестный ход вокруг церкви с иконами, иногда отправляясь даже на поля. Вознесение относится к числу двунадесятых праздников, в епархии ему была посвящена едва ли не сотня храмов.

Вознесенская церковь в Воронеже имела достаточно древнюю и сложную в строительном отношении историю. Первоначально то была церковь Рождества Христова с приделом святого великомученика Георгия. Находившаяся на ином месте, на взгорье к реке, церковь была освящена в 1639 году (у Е. А. Болховитинова указан 1739 год, но из контекста понятно, что это опечатка); в следующем году она упомянута в грамоте царя Михаила Федоровича. При очередной перестройке храм был переименован в Вознесенский. Деревянная церковь сгорела в пожаре 1748 годе. В феврале следующего года ее прихожане, купцы Демидов, Глумов, Жидков и Русинов просили благословения епископа Феофилакта построить каменную Вознесенскую церковь на прежнем месте. Но работы не могли начаться: местность признали весьма неудобной для строительства.

Несколько лет спустя полковник Лосев уступил для церкви усадьбу близ подворья епископа, где прежде стоял его сгоревший дом. 18 апреля 1754 года архимандрит Сампсо-ний и кафедральный протоиерей Димитрий торжественно отметили закладку церкви. В мае 1757 года владыка Феофилакт молитвовал основное здание. В 1768 году прихожане обратились к новому епископу Тихону с Предложением устроить в их церкви придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Поскольку церковь была мала и тесна, одновременно они просили разрешения ее распространить. Епископ Тихон распорядился «дать из Консистории благословительный указ о разобрании и построении пока трапезы с приделом во имя Пресвятой Богородицы», В апреле 1768 года совершен был «оклад», то есть освящение места: для предполагаемой трапезы с приделом. Ахтырокий придел был устроен в 1770 году; в это время верующие хлопотали об определении к придельному храму второго священника, сына их же батюшки Алексия — Михаила. Просьба не была уважена, и церковь осталась одноштатной.

В 1776 году в трапезной основали еще один придел во имя святой великомученицы Варвары. Варвара была. дочерью богатого и знатного язычника Дискора из Илиополя. Узнав, что она проповедует христианство, отец стал ее истязать, затем передал властям. После пыток ее казнил-и, отрубив голову мечом. Мощи великомученицы в XII веке были перенесены из Константинополя в Киев дочерью византийского императора Алексея: Комнина, Варварою, вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича. Православные приписывали святой Варваре благодать спасения от внезапной смерти.

Прихожане, кажется, не очень были довольны своим храмом. Они писали о церкви, что она «мала, тесна и темна», «к священнослужению не удобна», к тому же построена «не у места». Неслучайно владыка Тихон III в 1785 году испросил у наместника В. А. Черткова разрешение на перенос церкви в удобное место и на ее перестройку. Была даже заведена «книга записная» на сбор пожертвований.

Но церковь осталась на том же месте в прежнем состоянии. В 1798 году трапезная с приделами пришла в такую ветхость, что епископ Мефодий запретил совершать там богослужения. В силу этого прихожане перестали зимой ходить в свою церковь, а расходились по другим храмам, где имелись теплые приделы. Причт, лишившийся доходов, добился у Мефодия отмены запрета и продолжил службу. Однако 30 июля 1800 года благочинный городских церквей Иоанн Сахаров сообщил новому епископу Арсению: «В придельном храме каменные своды вверху попортились разселинами, так что нахожу я сумление в опасности к падению». Архитектор В. Б. Белокопытов, осмотрев трапезную, тоже нашел ее ветхой и склонной к обрушению. Для исправления кладки требовалось две тысячи шестнадцать рублей; таких денег не отыскали, и владыка закрыл приделы и запечатал их. Но его печать не остановила грабителей.

В ночь на 2 мая 1801 года они похитили из придела часть драгоценного оклада иконы Смоленской Божией Матери и книгу акафистов святой Варвары. Украденное так и не нашли.

В 1801—1815 годах трапезная была все же восстановлена, украшена и стала действовать. В 1877 году капитально отремонтировали интерьеры церкви: стены отделали под мрамор, устроили великолепные иконостасы. Работы были осуществлены усердием церковного старосты Анкиндинова и местного протоиерея Д. В. Адамова. Епископ Серафим в очередной раз освятил церковь 18 сентября 1877 года.

Воссоздать облик Вознесенского храма довольно трудно, довоенных изображений его отыскать не удалось. Как и прежде, придется обратиться к книге Ю. И. Успенского «Старый Воронеж» (1922). Правда, он уделил церкви всего лишь несколько строк: «Главный неф храма с классическими портиками и поместившимся на четверике круглым ампирным барабаном, украшенным легким карнизом с гирляндами, выдержан в классических формах, тогда как входящая в план церкви колокольня, с грушевидным куполом и изогнутыми фронтонами, еще не утратила барочных форм и напоминает более раннюю эпоху». Общий вывод автора был таков: Вознесенская церковь является в своих главных частях образчиком хорошего классицизма.

При Вознесенской церкви, как и при прочих приходских церквах, существовало небольшое кладбище, простиравшееся от строения к северу на 24 и к югу на 16 аршин. В «Синодике купцов Елисеевых» нет упоминаний о том, чтобы на этом погосте погребались прихожане, хотя бы и знатные. Отмечены в летописи лишь два случая захоронения: «1766 года марта 23 дня в архиерейском доме померли Иов Агафонович Плешивый, да конюх Иаков внезапной смертью и погребены Иов у Вознесения, а конюх у Пятницы». И следующая запись относится к тому же году: «1766 года июня 4 дня представися раб Божий отца протопопа Димитрия сын Иоанн и погребен у Вознесения Господня отцами архимандритами Нифонтом и Феодосием сего июня 6 дня».

Самое раннее упоминание о священниках Вознесенской церкви относится к 1765 году. В этот год здесь служили Константин Минин да Стефан Гаврилов, 1780-е годы — Михаил Алексеев, а в начале XIX века — Алексей Игнатьевич Куликовский. В 1840-е годы настоятелем храма был протоиерей Стефан Гаврилович Смирницкий, родной брат тогдашнего воронежского архиепископа Антония II. С 1855 года более четырех десятилетий настоятельские обязанности исполнял протоиерей Димитрий Васильевич Адамов (1821—1899). Он удостоился погребения за алтарем церкви. С начала XX века и вплоть до революции при Вознесенской церкви служил Димитрий Петрович Казаневский.

Церковь владела 48 десятинами земли, которые сдавала в аренду. Были у нее два подцерковных дома, один из которых — двухэтажный, с деревянным верхом под железной крышей, построенный в 1878 году. Второй дом был деревянным, довольно ветхим, при нем состояли четыре флигеля. Дома находились близ Митрофановского монастыря и адресовались так: Мещанской части, 26 квартала, номера 300 и 301. Церковь владела также торговыми лавками, их было немало: к каменной ограде пристроили 13 помещений, которые отдавали внаем.

В середине XIX века Вознесенская церковь открыла богадельню, которая помещалась в деревянном полутораэтажном доме. Здесь призревались 28 престарелых женщин, на их содержание шли проценты с капитала в тысячу четыреста рублей. И сама церковь не бедствовала: на текущие ремонтные работы в 1880-е годы имелись кредитные билеты на сумму семь тысяч триста пять рублей, на содержание причта было пожертвовано за поминовение разных лиц семь тысяч сорок шесть рублей.

В 1880-е годы прихожан насчитывалось более 600 душ. За 1909 год имеется полный список прихода: только за один год сохранились исповедные росписи. По ведомости значится 146 домов, 436 мужчин и 512 женщин, всего 948 человек. Желающие отыскать имена предков могут это сделать в Государственном архиве Воронежской области (фонд 209, опись 1, дело 10).

В большевистскую эпоху история церкви осталась практически неизвестной. Ни в одном из документов 1920-х голов, просмотренных мною, Вознесенский храм не упоминается, точно его и не было вовсе. Но он действовал после революции по крайней мере еще десятилетие. Его судьба решилась в начале 1930-х годов. В предвоенное десятилетие церковное помещение занимало архивохранилище, как и несколько строений соседнего Митрофановского монастыря. В Вознесенской церкви размещалась дирекция областного исторического архива — об этом извещала табличка на стене.

В годы Отечественной войны Вознесенская церковь, как и другие, стоявшие на правобережных холмах, использовалась немцами под наблюдательный пункт. Советская артиллерия полностью разрушила с левого берега храмовую часть и трапезную, уцелела только двухъярусная колокольня с порталом. Через этот портал со стороны монастыря и входили в храм. Руины простояли до начала 1960-х годов. Окончательно церковь была разобрана в тот момент, когда началось строительство пятиэтажного жилого дома на углу улиц Таранченко и Володарского.

Она оказалась во дворе новостройки, и торчавшую столбом колокольню поспешили убрать с глаз долой, а заодно и из памяти вон.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось SERG16; 13.06.2018 в 11:23.
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 11:52   #2   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В годы Отечественной войны Вознесенская церковь, как и другие, стоявшие на правобережных холмах, использовалась немцами под наблюдательный пункт. Советская артиллерия полностью разрушила с левого берега храмовую часть и трапезную, уцелела только двухъярусная колокольня с порталом. Через этот портал со стороны монастыря и входили в храм. Руины простояли до начала 1960-х годов. Окончательно церковь была разобрана в тот момент, когда началось строительство пятиэтажного жилого дома на углу улиц Таранченко и Володарского.

Она оказалась во дворе новостройки, и торчавшую столбом колокольню поспешили убрать с глаз долой, а заодно и из памяти вон.
Так вот откуда делали фото http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=1...5&postcount=18
  Ответить с цитированием
Старый 09.01.2015, 15:11   #3   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Фотографии из архива ТО "Альбом"
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: то альбом1.jpg
Просмотров: 99
Размер:	311.5 Кб
ID:	2614069  

Последний раз редактировалось SERG16; 18.01.2015 в 11:32. Причина: перемещение из темы "Фото старого Воронежа"
  Ответить с цитированием
Старый 17.01.2015, 20:17   #4   
Форумец
 
Сообщений: 211
Регистрация: 27.11.2003
Возраст: 46

rezvpav вне форума Не в сети
Elena71, это Богоявленская церковь?

Последний раз редактировалось SERG16; 18.01.2015 в 11:32. Причина: перемещение из темы "Фото старого Воронежа"
  Ответить с цитированием
Старый 18.01.2015, 11:08   #5   
Форумец
 
Аватар для Murawey
 
Сообщений: 2,132
Регистрация: 10.07.2008

Murawey вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от rezvpav Посмотреть сообщение
Elena71, это Богоявленская церковь?
Вознесенская http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...6&d=1250693490

Последний раз редактировалось SERG16; 18.01.2015 в 11:33. Причина: перемещение из темы "Фото старого Воронежа"
  Ответить с цитированием
Старый 02.09.2022, 23:49   #6   
Форумец
 
Аватар для O Dэ
 
Сообщений: 4,812
Регистрация: 09.01.2011

O Dэ вне форума Не в сети
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 3118492.jpg
Просмотров: 19
Размер:	91.2 Кб
ID:	3074776...............
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind