Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Атеизм - удел сверхблагополучных стран |
|
Опции темы |
14.10.2006, 12:35 | #1 |
back 4 good
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003
Не в сети |
Атеизм - удел сверхблагополучных стран
Рост религиозности, по крайней мере декларируемой, в России очевиден. Десять лет назад, по данным "Левада-центра", россияне поровну (44% против 43%) делились на тех, кто объявлял себя верующим и считал себя атеистом. Сейчас соотношение изменилось до 62% против 28%. По мировым меркам, однако, религиозность россиян невелика. В составленном американским Pitzer College "рейтинге атеизма" за 2005 год Россия занимает 12-ю позицию из 50. Исследователи проанализировали целый ряд работ и статистических данных и пришли в выводу, что до 48% россиян - атеисты или агностики. По этому показателю их опережают только страны Северной Европы (где уровень атеизма доходит до 80%), Япония, Южная Корея, Франция, Германия, Чехия.
Эксперты Pitzer College констатируют, что развитые европейские государства наименее религиозны, причем процесс секуляризации продолжается и даже ускоряется. Их выводы подтверждаются опросами, проведенными в разные годы World Values Survey. К примеру, за период с 1990 по 2000 годы число тех, кто говорил, что вера для него очень важна, сократилось в Великобритании с 16% до 14,4%, в Испании - с 18,6% до 15,7%, во Франции - с 9,6% до 8,5%. Показательно сокращение числа верующих в такой традиционно религиозной стране, как США. По данным Harris Interactive, в 1994 году 95% американцев заявляли, что верят в Бога. В 2005 году таких оказалось 82%. "В мире никогда еще не было так много атеистов, как сейчас", - констатируют эксперты Pitzer College. Однако сокращение числа верующих в развитых странах входит в противоречие с общемировой тенденцией. Мир в целом становится более религиозным. Большую часть населения планеты составляют жители развивающихся государств, где религиозность намного выше и продолжает расти. Например, по данным Pew Research, в 2002 году доля глубоко верующих в Европе составляла около 20%, в Латинской Америке - 60-80%, а в Африке - около 100%. И население в религиозных странах быстро увеличивается, в отличие от атеистической Европы. Подъем религиозного самосознания принято ассоциировать в первую очередь с исламскими странами. В действительности многие страны, например, в Латинской Америке переживают настоящий "религиозный ренессанс". Просто религиозное самосознание здесь не принимает форм фанатизма, и потому процесс не так заметен. Например, в Мексике доля тех, кто заявляет, что вера для него очень важна, выросла с 1990 по 2000 годы почти в два раза - с 44% до 82,5%. В XX веке распространение атеизма связывалось с влиянием научно-технического прогресса, ростом уровня образования и популярностью социалистических теорий. Рост религиозности в последние 15 лет свидетельствует о смене тенденции. Эксперты склонны указывать на его социальные корни. "Большая социальная и личная безопасность порождает более атеистические настроения в обществе", - считают авторы доклада Pitzer College. А кризисная социальная ситуация (как, например, в Мексике 1990-х) ведет к росту религиозности. Прослеживается некоторая связь между уровнем неравенства и религиозностью. По крайней мере, население стран, где неравенство выросло в последние десятилетия, демонстрирует растущую склонность к религии. Еще одно популярное объяснение - рост религиозности является ответом на глобализацию. Именно поэтому он совпал с крушением биполярной модели мира даже в тех странах, которые не входили в социалистический блок. Поворот к религии - своеобразная реакция на слишком быстрые изменения и экспансию мультикультурализма. Еще один важный фактор "религиозного ренессанса" - возвращение религиозных организаций в общественную и политическую жизнь. "С конца 1970-х религия стала возвращаться в общественную, в публичную жизнь", - говорит профессор Центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян. Лидером этих процессов стал мусульманский мир, а точкой отсчета, по его мнению, можно считать исламскую революцию 1979 года в Иране. Затем последовало несколько знаковых событий по всему миру: всплеск конкурентной борьбы католиков и протестантов в Латинской Америке в 1980-х, выход индуистской партии на арену большой политики Индии в 1990-е. Девальвация идей социализма, выполнявших роль "оппозиционной религии" - идейной платформы оппозиции, привела к тому, что религиозные организации вновь стали актуальны, особенно в неблагополучных государствах. Во многом благодаря этому был обеспечен "религиозный ренессанс" в развивающихся странах. Однако возвращение религии в политику характерно не только для них, но и для мировых лидеров - например, США. И весьма возможно, волна десекуляризации политики еще далека от своего пика. (c) "Коммерсант" 21 сентября 2006 г. |
14.10.2006, 12:50 | #2 | ||
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
vi0, если взять европейские демографические тенденции, то вполне можно сделать вывод, что атеизм - тупиковая ветвь социальной эволюции. Пока коренные французы секуляризуются и их становится все меньше - арабы, турки и негры начинают работать над другим направлением социальной эволюции.
А если по существу статьи, то о каких атеистах идет речь? О тех, что верят в гороскопы, переселение душ и т.д.? Цитата:
Цитата:
|
||
14.10.2006, 13:18 | #3 |
back 4 good
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003
Не в сети |
Антон Ю.Б., поясните, каким боком относятся процитированные вами статьи к обсуждаемой теме? Мне совершенно непонятно, как уровень развития стран коррелирует с планами французов на загробную жизнь и недоверием американских протестантов к атеистам.
|
14.10.2006, 13:54 | #4 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
vi0, цифра о 80% атеистов приведена, конечно, не про Францию, но в таком контексте, что предполагается близкая значительность этой цифры для Франции. Я привел статью про 40% верящих в загробную жизнь (и спросил про другие возможные убеждения), чтобы показать, что мне непонятно, про какой атеизм Вы говорите. Если это тот атеизм, что вполне уживается в одной голове с подобными представлениями, то какой же это атеизм?
Вторая статья скорее просто для информации, под которую не хотелось создавать отдельной темы. Но к разговору она тоже имеет отношение. Двумя моментами - говорит немного о других цифрах в отношении США, нежели Вы привели, а также - несколько ставит под сомнение заголовок темы. Ну и наконец, почему же Вы говорите только о протестантах? Разве в статье об этом что-то говорилось? Что же касается непосредственно Вашего вопроса, то Вы его, мягко скажем, странно поставили. |