Старый 14.10.2006, 12:35   #1   
back 4 good
 
Аватар для vi0
 
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003

vi0 вне форума Не в сети
Атеизм - удел сверхблагополучных стран

Рост религиозности, по крайней мере декларируемой, в России очевиден. Десять лет назад, по данным "Левада-центра", россияне поровну (44% против 43%) делились на тех, кто объявлял себя верующим и считал себя атеистом. Сейчас соотношение изменилось до 62% против 28%. По мировым меркам, однако, религиозность россиян невелика. В составленном американским Pitzer College "рейтинге атеизма" за 2005 год Россия занимает 12-ю позицию из 50. Исследователи проанализировали целый ряд работ и статистических данных и пришли в выводу, что до 48% россиян - атеисты или агностики. По этому показателю их опережают только страны Северной Европы (где уровень атеизма доходит до 80%), Япония, Южная Корея, Франция, Германия, Чехия.

Эксперты Pitzer College констатируют, что развитые европейские государства наименее религиозны, причем процесс секуляризации продолжается и даже ускоряется. Их выводы подтверждаются опросами, проведенными в разные годы World Values Survey. К примеру, за период с 1990 по 2000 годы число тех, кто говорил, что вера для него очень важна, сократилось в Великобритании с 16% до 14,4%, в Испании - с 18,6% до 15,7%, во Франции - с 9,6% до 8,5%. Показательно сокращение числа верующих в такой традиционно религиозной стране, как США. По данным Harris Interactive, в 1994 году 95% американцев заявляли, что верят в Бога. В 2005 году таких оказалось 82%. "В мире никогда еще не было так много атеистов, как сейчас", - констатируют эксперты Pitzer College.

Однако сокращение числа верующих в развитых странах входит в противоречие с общемировой тенденцией. Мир в целом становится более религиозным. Большую часть населения планеты составляют жители развивающихся государств, где религиозность намного выше и продолжает расти. Например, по данным Pew Research, в 2002 году доля глубоко верующих в Европе составляла около 20%, в Латинской Америке - 60-80%, а в Африке - около 100%. И население в религиозных странах быстро увеличивается, в отличие от атеистической Европы.

Подъем религиозного самосознания принято ассоциировать в первую очередь с исламскими странами. В действительности многие страны, например, в Латинской Америке переживают настоящий "религиозный ренессанс". Просто религиозное самосознание здесь не принимает форм фанатизма, и потому процесс не так заметен. Например, в Мексике доля тех, кто заявляет, что вера для него очень важна, выросла с 1990 по 2000 годы почти в два раза - с 44% до 82,5%.

В XX веке распространение атеизма связывалось с влиянием научно-технического прогресса, ростом уровня образования и популярностью социалистических теорий. Рост религиозности в последние 15 лет свидетельствует о смене тенденции. Эксперты склонны указывать на его социальные корни. "Большая социальная и личная безопасность порождает более атеистические настроения в обществе", - считают авторы доклада Pitzer College. А кризисная социальная ситуация (как, например, в Мексике 1990-х) ведет к росту религиозности. Прослеживается некоторая связь между уровнем неравенства и религиозностью. По крайней мере, население стран, где неравенство выросло в последние десятилетия, демонстрирует растущую склонность к религии. Еще одно популярное объяснение - рост религиозности является ответом на глобализацию. Именно поэтому он совпал с крушением биполярной модели мира даже в тех странах, которые не входили в социалистический блок. Поворот к религии - своеобразная реакция на слишком быстрые изменения и экспансию мультикультурализма.

Еще один важный фактор "религиозного ренессанса" - возвращение религиозных организаций в общественную и политическую жизнь. "С конца 1970-х религия стала возвращаться в общественную, в публичную жизнь", - говорит профессор Центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян. Лидером этих процессов стал мусульманский мир, а точкой отсчета, по его мнению, можно считать исламскую революцию 1979 года в Иране. Затем последовало несколько знаковых событий по всему миру: всплеск конкурентной борьбы католиков и протестантов в Латинской Америке в 1980-х, выход индуистской партии на арену большой политики Индии в 1990-е.

Девальвация идей социализма, выполнявших роль "оппозиционной религии" - идейной платформы оппозиции, привела к тому, что религиозные организации вновь стали актуальны, особенно в неблагополучных государствах. Во многом благодаря этому был обеспечен "религиозный ренессанс" в развивающихся странах. Однако возвращение религии в политику характерно не только для них, но и для мировых лидеров - например, США. И весьма возможно, волна десекуляризации политики еще далека от своего пика.

(c) "Коммерсант"
21 сентября 2006 г.
  Ответить с цитированием
Старый 14.10.2006, 12:50   #2   
____________
 
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21

Антон Ю.Б. вне форума Не в сети
vi0, если взять европейские демографические тенденции, то вполне можно сделать вывод, что атеизм - тупиковая ветвь социальной эволюции. Пока коренные французы секуляризуются и их становится все меньше - арабы, турки и негры начинают работать над другим направлением социальной эволюции.

А если по существу статьи, то о каких атеистах идет речь? О тех, что верят в гороскопы, переселение душ и т.д.?
Цитата:
Во Франции даже неверующие хотят попасть в рай. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, опубликованные в последнем номере католического еженедельника Pèlerin, сообщает ИТАР-ТАСС. Согласно опросу, из десяти французов четверо верят в рай, но пятеро хотели бы после смерти там оказаться.

Как выяснилось, все больше французов верят в загробную жизнь: 27% - в 1981, 28% - в 1999 и 40% - в 2006 году. В настоящее время среди них 47% женщин и лишь 33% мужчин.

В существование райских кущ твердо верят 18% опрошенных, "немного" - 40%, и совсем не верят - 37%. В реальности Эдема убеждены 85% французских католиков, которые регулярно посещают церковь, и 14% неверующих.

Однако независимо от того, верят они в существование небесного пристанища или нет, 49% французов хотели бы там оказаться: 29% - "очень сильно" и 20% - "да, но без фанатизма". Вместе с тем 36% опрошенных к этой теме равнодушны, а 8% вообще не желают туда отправляться.
Цитата:
Пенни Эджел
Согласно новому исследованию университета Миннесоты, атеисты являются меньшинством, к которому Америка испытывает больше всего недоверия

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии университета Миннесоты, возростающее американское принятие религиозного разнообразия не относится к тем, кто не верит в бога.

Опросив по телефону более чем 2.000 семей, университетские исследователи выяснили, что американцы оценивают атеистов ниже мусульман, недавних иммигрантов, геев и лесбиянок и прочих меньшинств в "разделении общих взлядов на американское общество". Атеисты также являются меньшинством, на членах которого американцы менее всего желали бы разрешить женится своим детям.

Несмотря на то, что атеистов немного, они официально не организованы и их трудно открыто распознать, они выглядят угрозой американскому образу жизни для большой части американского общества. "Атеисты, которые составляют около 3 процентов населения США, обращают на себя внимание как яркое исключение в норме возросшей общественной терпимости за последние 30 лет", говорит Пенни Эджел, адъюнкт-профессор социологии и ведущий исследователь данной научной работы.

Эджел также утверждает, что сегодняшние атеисты играют роль, которою католики, евреи и коммунисты играли в прошлом - они являются символической нравственной границей для членства в американском обществе. "По-видимому, большинство американцев верит, что разнообразие - это замечательно, пока все разделяют общие ценности, делающие этих людей заслуживающими доверия. А в Америке эти ценности исторически были связаны с религией", говорит Эджел. Многие из респондентов связывали атеизм с набором нравственных преступлений, варьирующимся от криминального поведения до воинствующего материализма и культурного высокомерия.

Эджел полагает, что за открытиями стоит боязнь падения нравов, а как следствие - и общественного беспорядка. "Граждане Америки верят, что у них с собратьями общие не только законы и правила , но и понимание того, что хорошо, а что дурно", говорит она. "Наши открытия, судя по всему, основываются на взгляде на атеистов как на индивидуумов, заинтересованных только в себе, а не озабоченных общим благом".

Исследователи также выяснили, что принятие или отторжение атеистов связано не только с личной религиозностью, но также с открытостью к разнообразию, образованием и политической ориентацией. Более образованные граждане, как и жители обоих побережий, с большим доверием относятся к атеистам, чем их собратья со среднего запада.

Среди авторов исследования также числятся доцент Джозеф Гертейс и адьюнкт-профессор Дуг Хартман. Это первое в серии национальных исследований в рамках "American Mosaic Project", проекта, рассчитанного на три года и финансируемого Фондом Дэвида Эдельштейна, который исследует расовое, религиозное и культурное разнообразие в Соединённых Штатах.

Перевод Владислава Кугелевича.
  Ответить с цитированием
Старый 14.10.2006, 13:18   #3   
back 4 good
 
Аватар для vi0
 
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003

vi0 вне форума Не в сети
Антон Ю.Б., поясните, каким боком относятся процитированные вами статьи к обсуждаемой теме? Мне совершенно непонятно, как уровень развития стран коррелирует с планами французов на загробную жизнь и недоверием американских протестантов к атеистам.
  Ответить с цитированием
Старый 14.10.2006, 13:54   #4   
____________
 
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21

Антон Ю.Б. вне форума Не в сети
vi0, цифра о 80% атеистов приведена, конечно, не про Францию, но в таком контексте, что предполагается близкая значительность этой цифры для Франции. Я привел статью про 40% верящих в загробную жизнь (и спросил про другие возможные убеждения), чтобы показать, что мне непонятно, про какой атеизм Вы говорите. Если это тот атеизм, что вполне уживается в одной голове с подобными представлениями, то какой же это атеизм?

Вторая статья скорее просто для информации, под которую не хотелось создавать отдельной темы. Но к разговору она тоже имеет отношение. Двумя моментами - говорит немного о других цифрах в отношении США, нежели Вы привели, а также - несколько ставит под сомнение заголовок темы. Ну и наконец, почему же Вы говорите только о протестантах? Разве в статье об этом что-то говорилось?

Что же касается непосредственно Вашего вопроса, то Вы его, мягко скажем, странно поставили.
  Ответить с цитированием
Старый 14.10.2006, 15:25   #5   
back 4 good
 
Аватар для vi0
 
Сообщений: 19,298
Регистрация: 23.04.2003

vi0 вне форума Не в сети
Антон Ю.Б., ok, ваша точка зрения имеет право на существование.
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind