Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
1. Новорождённый (0-2мес.); |
Раздел ведет опытный детский психолог |
|
Опции темы |
16.02.2007, 21:18 | #1 |
Форумец
Сообщений: 399
Регистрация: 03.05.2006
Не в сети |
1. Новорождённый (0-2мес.);
Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.
Некоторые психологи придают особое значение явлению бондинга. Так называют форму раннего контакта с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что в первые полтора часа после появления на свет существует критический (сензитивный) период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению у всех членов семьи особо теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развивающий эффект. Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, неразличение социальных и физических объектов. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия, на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорождённости отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.' Методы исследования психики новорожденных и младенцев, Многие исследователи подчеркивают исключительную сложность изучения психики детей младенческого возраста и недопустимость умозрительных рассуждений. В России начало объективного изучения психического и физиологического развития младенцев было положено в 1920-х гг. сотрудниками И.П. Павлова и В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым, И.Л. Фигуриным и др. Для этой цели были использованы систематическое наблюдение, экспериментальные методики анализа условных рефлексов и ориентировочной реакции. В последние десятилетия в связи с расширением возможностей точной регистрации поведенческих проявлений наблюдается новый всплеск интереса к психологии младенцев. В настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыхания и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции. Какими -же способностями обладает новорожденный? Прежде всего это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни: —- рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений); — защитных рефлексов (например, при прикосновении к векам ребенок,закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете); — ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света); — атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от нее и ползет активнее — рефлекс Бауэра; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.). Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми стриктурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга. Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. Появились новые поразительные данные о возможностях новорожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных'(способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта). Сообщается, что значимым фактором научения для младенцев оказывается вовсе не характер подкрепления, а особенности самой программы, включенность в нее задач, требующих от ребенка определенного решения. Например, экспериментально задавалась такая схема: поворотом головы налево младенец может включить свет. Большинство двух-трехмесячных детей вскоре обнаруживали эту взаимосвязь и включали свет неоднократно за короткий промежуток времени. Затем частота поворотов головы уменьшалась и сохранялась на низком уровне до смены программы. Когда ребенок случайно открывал изменение схемы (теперь включение света происходило при повороте головы направо), всякий раз наблюдался рост активности. Пяти-шестинедельные младенцы научались так регулировать темп сосания пустышки, чтобы достигать наилучшей фокусировки изображения на экране телевизора. Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это способности избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов; достаточно сложные лингвистические задатки. Врожденные схемы взаимодействия поведенчески проявляются в направленности взгляда в момент расположенности к общению, в закрывании глаз и отворачиваний головы как сигналах свертывания общения. Утверждается, что подлинные способности маленького ребенка к обучению часто оказываются непродемонстрированными в силу неподходящей организации экспериментальной ситуации —-важна физическая близость к матери, лучше всего контакт «кожа к коже ». Биологическая беспомощность новорожденного и ее значение для развития. И тем не менее те способности, о которых мы говорили выше, рассматриваются как предпосылки будущего развития. Новорожденный не имеет, ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Даже безусловный сосательный рефлекс нуждается в «доводке»: некотором обучении ребенка в первые дни жизни. Исследования показали, что такие двигательные акты, как хватание и ползание, не являются естественным продолжением врожденных рефлексов. Напротив, требуется угасание безусловных движений, чтобы могли быть сформированы новые произвольные двигательные акты. Человеческий детеныш — самый беспомощный на Земле. Его биологическая беспомощность увеличивает количество степеней свободы в выборе Направления развития и обеспечивает гибкость адаптации. Наиболее эволюционно близкий к человеческому детеныш обезьяны, физически отделившись от матери, обладает ценной для выживания способностью ухватиться за ее шерсть и удерживаться таким образом в первые два месяца после рождения. На начальном этапе развития решающее условие выживания новорожденного — это уход взрослого человека, удовлетворение им всех жизненных потребностей ребенка. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. Имея в виду именно это, говорят о новорожденном как о максимально социальном существе. |
01.12.2007, 22:41 | #2 |
Форумец
Сообщений: 251
Регистрация: 08.11.2007
Возраст: 42
Не в сети |
Здравствуйте, уважаемый психолог.
Честно говоря, я не прочитала всё то, что вы тут написали. Я - ваша аудитория, имеющая маленького ребёночка, не имеющая много времени Чувствуется, что вы пишете что-то очень интересное, но времени прочитать нету... Вы же психолог. Пишите, пожалуйста, покороче. |
12.12.2007, 12:05 | #3 | |
Форумец
Сообщений: 399
Регистрация: 03.05.2006
Не в сети |
Цитата:
Я вас понимаю, но пять минут в день на теорию ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ найти можно. Когда будут у вас реальные "плоды" вы будете уделять на это дело времени больше. И ещё совет. Читать необходимо не для интереса, а для пользы. Прочитали полезное и сразу старайтесь использовать опыт. Удачи вам. |
|
17.12.2007, 11:13 | #4 |
Форумец
Сообщений: 251
Регистрация: 08.11.2007
Возраст: 42
Не в сети |
Не совсем поняла, что вы подразумеваете под плодом.
Если вы о ребёнке, то на него уходит не пять минут, и на чтение тоже даже не десять Но вы правы, я скопировала, прочитала на досуге, действительно, короче нельзя. Знать это всё, это одно. А вот применить, причём на бессознательном уровне... Думаю, вы помните свою жену, когда вашим детям было по 0-2 месяца. Ей было не до думания, не так ли? Так что читала на будущее. Вдруг ещё рожу. Хотела у вас, как у специалиста, спросить. Не посоветуете ли что-нибудь приобрести или скачать по вопросам воспитания после года. До года у меня есть, а вот дальше - боюсь почуствовать себя беззащитной Заранее спасибо. |
02.03.2008, 23:31 | #5 | |
Форумец
Сообщений: 399
Регистрация: 03.05.2006
Не в сети |
Цитата:
|
|
01.11.2008, 16:30 | #8 |
Маманаработе
Сообщений: 16,068
Регистрация: 11.07.2007
Возраст: 43
Не в сети |
|
01.11.2008, 21:02 | #9 |
Banned
Сообщений: 6,357
Регистрация: 13.08.2008
Не в сети |
Глафира_Грушина, это, медицинское определение. Пока ребёнок не родился - он плод. Затем новорождённый, младенец и тд..
|
02.11.2008, 15:19 | #10 |
Маманаработе
Сообщений: 16,068
Регистрация: 11.07.2007
Возраст: 43
Не в сети |
kompromiss, тут дело не в медицинском определении,а в человеке,который собрался давать советы по новорожденным,относясь к ним как к мясу.Такой подход психолога,мягко говоря,настораживает.
|
30.06.2009, 15:56 | #11 |
O_o
Сообщений: 1,332
Регистрация: 22.11.2005
Возраст: 38
Не в сети |
Господа психологи и просто разбирающиеся, дайте, пожалуйста, консультацию по теме.
Ребёнок с 3 недель подолгу бодрствует днём (по 2-5 часов). Когда 2 часа - ещё всё просто, а вот чем дитя занять, когда оно 4-5 часов гуляет - не представляю. Как развлечь? |
30.06.2009, 16:21 | #12 |
Форумец
Сообщений: 13,182
Регистрация: 31.01.2009
Не в сети |
ChSister, ходи по дому\улице, рассказывай обо всём, что видишь. Давай пощупать разные по фактуре ласкуточки, опусти ручку в воду. Сейчас ребёнку нужно море ощущений. малышу интересно буквально ВСЁ! Тунцуй с ним на руках, делай ему легкий массажик во время проветривания(т.е. голенькому). Когда занята домашними делами комментируй всё, что делаешь.
|
30.06.2009, 23:31 | #14 |
Форумец
Сообщений: 13,182
Регистрация: 31.01.2009
Не в сети |
ChSister, мне когда надо было погладить несколько вещичек быстро, я укладывала дочку на кровать, обкладывала подушками и пела ей песни и приплясывала ещё когда дочка требовала большего внимания.
да уж, малышки требуют очень много внимания. потерпи немножко и всё, что ты сейчас вложишь вернётся к тебе в тройном размере. Постепенно малыш начнёт сам себя развлекать, если ты научишь как. Удачи и терпения. |
01.07.2009, 12:10 | #16 |
Форумец
Сообщений: 13,182
Регистрация: 31.01.2009
Не в сети |
Юляша, так как ме помогать некому было, а муж уходи в 8 утра и приходил в 10 вечера и плясала и пела и чё только не делала. И готовила обед, качая одной рукой каляску. Безвыходных ситуаций нет. Ребёнка сегда можно завлеч чем-то. Подвешивала к коляске разные игрушечка на уровне рук и глаз на тесёмочку.
|
01.07.2009, 12:56 | #17 |
...
Сообщений: 2,832
Регистрация: 30.05.2006
Возраст: 39
Не в сети |
Fenista, я согласна что безвыходных ситуаций нет, я вот все делаю на одной руке держу дитя, а одной делаю муж аналогично в 7 уходит в 7 вечера приходит, единственное насчет еды мне мама приходит помогает, спасибо ей БОЛЬШОЕ
|
01.07.2009, 14:01 | #18 |
Форумец
Сообщений: 13,182
Регистрация: 31.01.2009
Не в сети |
Юляша, муж дома в 7 вечера - это мечта. хоть купать должен помогать и укладывать, а я и купаю и укладываю одна, а потом ещё уставшего голодного мужа уважить\накормить\спать положить надо. Тум много таких.
Я всегда думаю так " Если тебе плохо - найди того, кому ещё хуже и помоги!" Мой зато денежки зарабатывает и я не думаю где взять денег на еду, а мамы-одиночки??? вот кому тяжело! Там и заработать ещё приходится. А с больными детками? Короче главное не ситуация, а собственное отношение к ней. Со вторым малышом буду в сто раз проще на всё смотреть. ...надеюсь........ |
30.11.2009, 23:01 | #20 |
гипермама:-)
Сообщений: 4,231
Регистрация: 16.07.2009
Возраст: 36
Не в сети |
psi1, Здраствуйте. Такой вопрос, малышу 2,5 месяца, и уже полторы недели ребенок ложиться в час ночи, и крайне мало спит днем. До обеда все как положено,по графику скажем так, а потом все. Может не спать с 18.00 до 1.00. Очень активно себя ведет, машет руками, ногами. Уже прям незнаем что делать. Терапевт посмотрела сказала все вроде в порядке.
|
30.11.2009, 23:01 | #21 |
Маманаработе
Сообщений: 16,068
Регистрация: 11.07.2007
Возраст: 43
Не в сети |
nastenka21, я думаю,что ответа вы не дождетесь..автора очень давно не было.
|
01.12.2009, 19:05 | #23 | |
Форумец
Сообщений: 2
Регистрация: 01.12.2009
Не в сети |
Цитата:
|
|
01.12.2009, 22:23 | #24 |
гипермама:-)
Сообщений: 4,231
Регистрация: 16.07.2009
Возраст: 36
Не в сети |
это в какой поликлинике? Мы в 11. нам не терапевт , не невролог ничего толком не сказали. посоветовали сдать кал на анализ , мол это живот.Хотя малыш не плачет, а очень активно бодрствует
|
01.12.2009, 22:24 | #25 |
гипермама:-)
Сообщений: 4,231
Регистрация: 16.07.2009
Возраст: 36
Не в сети |
|
02.12.2009, 00:19 | #26 |
Форумец
Сообщений: 1,966
Регистрация: 11.02.2007
Возраст: 39
Не в сети |
nastenka21, Рыжков Борис Николаевич, на Ломоносова принимает или в "Здоровом ребенке" запись к нему предварительная. Кстати, при этой клинике открылся "центр сна". Вот ссылка на сайт ихний. http://zr-vrn.ru/
Центр сна. Контакты: Воронеж, ул. Минская 2а. тел/факс 8(4732) 27−94−84, диспетчер 58−51−51. В отделении медицины сна ЦЕНТРА Здоровый ребенок поможем при: Нарушениях сна у грудных детей Судорожных состояниях Бессоннице Синдроме беспокойных ног Лекарственной зависимости от снотворных Гиперсомнии (избыточной дневной сонливости) Снохождения и сноговорения |