Старый 08.03.2007, 04:11   #1   
heli pilot
 
Аватар для ZVER
 
Сообщений: 1,320
Регистрация: 01.02.2005
Возраст: 48

ZVER вне форума Не в сети
Основы пилотирования

Вот нарыл в сети, может кому интересно...

медленная бочка делается точно также как обыкновенная, только медленнее. шутка.

самое главное, при выполнении любых фигур иметь ввиду некую воображаемую сетку в которую нужно вписывать маневры. мысленно начертите перед собой две горизонтальных и три вертикальных линии в воздухе. одна вертикальная строго перед вами, две других справа и слева на таком расстоянии, что для того чтобы их увидеть вам было бы нужно повернуть голову на 60-градусов. выполняйте все маневры в пределах этой сетки. верхняя линия должна быть также на высоте 60 градусов.

в частности при выполнении бочек, быстрых или медленных, нужно вообразить некую струну натянутую строго горизонтально вдоль бокса. эта воображаемая линия должна проходить через ЦТ модели в течение всего маневра.
если, конечно, вы выполняете горизонтальную бочку.
если вы выполняете вертикальную бочку, то эта струна должна быть строго вертикальна. все это означает, что при управлении моделью вы должны видеть не только собственно модель, но и всю окружающую обстановку. хороший ориентир - линия горизонта.
бочка должна выполняться с тем расчетом, чтобы середина маневра была прямо напротив вас.
продолжительность медленной бочки от начала до конца 3-5 секунд.

отрабатывайте маневр на высоте как минимум "двух ошибок". другими словами, на высоте, достаточной чтобы справиться с моделью если вы вдруг "зарулились". какова высота двух ошибок для вас - решайте сами.
однако, не загоняйте самолет слишком высоко, вам будет трудно видеть что вы там с ним делаете.
я обычно выполняю этот маневр на высоте 6-10 метров. на расстоянии около 10-20 метров от линии безопасности.

выполняйте маневр на среднем газу или немного меньше. вообще все маневры старайтесь выполнять на среднем газу, не выше. полный газ давайте только когда делаете вертикали. медленно летящей моделью управлять проще чем быстро летящей и кроме того это более зрелищно. особенно это полезно, когда выполняете бочку по кругу (rolling sircle), у вас отсается больше времени на размышления. но об этом позже, когда освоим медленную бочку.

итак начнем.

введите модель в прямой горизонтальный полет слева направо.
перед началом маневра крыло должно быть строго горизонтально.

дайте крен вправо так, чтобы модель начала медленное вращение вокруг продольной оси. держите ручку крена неподвижно в течение всего маневра.
когда модель повернется примерно на 15 градусов начните плавно отклонять ручку руля ВЛЕВО направления, чтобы парировать стремление самолета к пикированию.
в положении на правом боку когда модель повернется на 90 градусов, отклонение руля поворота должно достигнуть максимума.
каким именно должно быть это отклонение зависит от конкретной модели и скорости полета. найдите свой оптимум.
как правило максимальное отклонение руля поворота в этой точке (90 градусов) составляет около 15% -20% от максимального отклонения ручки. с учетом экспоненты физическое отклонение руля высоты может составлять 5-8% от максимального. чем модель лучше сбалансирована, тем меньшие отклонения требуются.

модель продолжает вращение. одновременно с уменьшением отклонения руля направления начните добавлять руль высоты ВНИЗ. в положении "на спине" (180) отклонение руля поворота должно быть нулевым а отклоненеие высоты ровно таким, чтобы держать самолет "по струнке", т.е. в прямом и горизонтальном полете. если модель правильная такого отклонеия может и вовсе не потребоваться в этом положении.

продолжайте варщение. как только модель пройдет точку 180 градусов начните добавлять поврот ВПРАВО и уменьшать отклонение руля высоты. в точке 270 градусов отклонение руля поворота достигает своего максимума и отклонение руля высоты нулевого.

пройдя точку 270 начните уменьшать отклонение руля поворота и если необходимо добавьте тангажа, чтобы держать модель строго вдоль "струны". в точке 360 отклонение всех рулей должно быть нулевым. переведите ручку крена в нейтраль только в момент когда крыло достигнет горизонтального положения.
фигура закончена.

очень полезно иметь маленький самолетик на палочке. такая моделька помогает отработать каждый маневр мысленно на земле еще до того, как вы начнете практиковаться в воздухе. за неимением такой модельки используйте ладонь.
мысленно представляйте себе движение ручек на передачике в течение каждой части маневра.

можно отрабатывать манвер по частям. например, попробуйте сначала бочку с фиксациями. это в сущности медленная бочка со "стоп-кадром" через каждые 90 градусов.
не переборщите с газом. некоторые модели могут вести себя очень плохо на малых скоростях. если вам удобнее выполнять бочку быстрее - попробуйте.
главное, чтобы ЦТ все время шел "по струнке", и модель при этом не требовала очень больших отклонений рулей и больших углов атаки. правильная скорость для этой фигуры такая, что отклонения фюзеляжа под воздействием рулей практически незаметны.
если медленная бочка выполнена правильно, никаких "вихляний" не должно быть заметно. скорость вращения постоянна и ось модели все время находится на "струне".

я описал этот маневр при пролете слева направо и с правым вращением (по часовой стрелке если сидеть в кабине пилота). начните отработку с того направления, которое для вас наиболее удобно. отработайте маневр до автоматизма, затем начните пробовать другие направления.
бочки выполняются как против ветра, так и по ветру. я рекомендовал бы начать отработку маневра по ветру в не очень ветренную погоду.

еще один важный момент. автоматизм это не очень хорошо. в один прекрасный момент вы вдруг обнаружите, что время потекло медленне и вы успеваете проанализировать положение модели в каждом ее положении и парировать ручками осознанно а не автоматически. это то, к чему вам нужно стремиться.

медленная бочка, несмотря на кажущуюся простоту, на самомо деле очень сложный маневр. научившись делать ее правильно и красиво вы откроете дверь к еще более сложным маневрам.

Последний раз редактировалось ZVER; 05.10.2012 в 17:16.
  Ответить с цитированием
Старый 08.03.2007, 04:12   #2   
heli pilot
 
Аватар для ZVER
 
Сообщений: 1,320
Регистрация: 01.02.2005
Возраст: 48

ZVER вне форума Не в сети

Последний раз редактировалось ZVER; 05.10.2012 в 17:16.
  Ответить с цитированием
Старый 08.03.2007, 04:20   #3   
heli pilot
 
Аватар для ZVER
 
Сообщений: 1,320
Регистрация: 01.02.2005
Возраст: 48

ZVER вне форума Не в сети
ПОСАДКА

1. заход на посадку
2. снижение
3. выравнивание
4. выдерживание
5. посадка

если кого-то интересует что из себя представляет каждая стадия посадки, могу расписать подробнее.
. заход на посадку.
в просторечье называется "заход по коробочке" или просто "коробочка". начинается с того, что вы проходите над посадочной полосой против ветра. выйдя за пределы полосы, делаете поворот от себя на 90 градусов, летите пару секунд горизонтально и ровно, затем еще один поворот на 90 радусов. таким образом самолет начинает лететь в обратном направлении - по ветру.
чтобы выполнять этот маневр красиво, держите постоянную высоту, повороты выполняйте с постоянным креном и с постоянным радиусом.
выровняйте самолет против ветра, когда самолет оказывается за пределами взлетной полосы, делаете следующий поворот на 90 градусов по направлению к себе.
наконец, последние 90 градусов, выравнивайте самолет против ветра и начинайте постепенное (градусов 3-5) снижение.
в этот момент модель должна быть точно на оси посадочной полосы, на расстоянии примерно 50-100 метров от ее начала. расстояние зависит от размера самолета, веса и т.д. определяется опытным путем.
заход на посадку заврешен.

2. снижение
сбросьте газ до "чуть больше холостого хода" и продолжайте снижение. на этой стадии посадки важно держать крыло строго горизонтально а угол тангажа постоянным. другими словами самолет должен пикировать с постоянным небольшим отрицательным углом тангажа.
если ветра нет или он очень слабый как правило газ должен быть в районе холостого хода. если есть ветер, холостого хода может не хватить. вам нужна тяга для того, чтобы не остановить самолет против ветра и не свалить его в штопор.
если ветер дует не прямо вдоль полосы а с небольшим углом, продолжайте держать самолет вдоль оси полосы, подправляя модель рулем поворота. самолет будет лететь со скольжением, т.е. ось фюзеляжа будет расположена спод углом по отношению к оси посадочной полосы.
это широко распространенная ошибка - взлетать и садиться не вдоль полосы, а вдоль втера. впрочем поговорим об этом позднее. это уже нюансы.
мы рассматриваем идеальный случай, когда ветер дует точно вдоль полосы.
продолжайте пикировать до высоты примерно 1 метр. самолет должен достигнуть этой высоты примерно там где начинается полоса. в этот момент, прекратите пикирование, подав ручку высоты легким движением на себя. газ сбросьте до холостого. стадия снижения закончена.

3. выравнивание
выровняйте самолет по тангажу, добившись ровного горизонтального полета.
важно не перебрать ручку на себя. при слишком большом рывке рулем высоты, самолет может резко задраться, потерять скорость, как результат потерять управляемость и свалиться. это и называется срывная скорость.
помните, для того чтобы аэродинамические рули продолжали действовать - нужна скорость руля относительно воздуха. чем меньше нагрузка на крыло, тем ниже срывная скорость, как правило.
при достаточно сильном ветре самолет может быть неподвижен относительно земли, но по прежнему управляться.
очень-очень плавным и нежным движением ручки добейтесь того, чтобы самолет принял горизонтальное положение, но не задирал нос.
начадась стадия выдерживания.

4. выдерживание
ваша задача - выдержать самолет в горизонтальном положении некоторое время, не давая ему пикировать и не давая задирать нос.
поскольку тяга винта почти равна нулю, самолет движется по инерции, модель за счет собственного сопротивления автоматически начнет терять скорость и снижаться. перед самым касанием земли, немного подеберите ручку на себя, следя за тем, чтобы самолет сел на "три точки", если это заднеколесная схема шасси. если у вас передняя стойка, самолет должен коснуться земли сначала задними колесами, и только потом плавно опустить нос.
если посадочная скорость будет слишком велика, ожидайте "козления" - самолет отскочит от земли и затем снова приземлится и т.д. тут все определяет только опыт. если модель летит горизонтально и не снижается, значит либо тяга винта все еще велика, либо ветер слишком силен. надо слегка подзадрать нос или сбросить до упора газ. если вы чувствуете, что полосы вам не хватает, чтобы закончить маневр, лучше плавно добавьте газ и зайдите на посадку снова. лучше зайти на посадку десять раз, чем один раз грохнуть модель.
как правило эта стадия, самая важная, отсутствует при посадке у большинства чайников. и наоброт, обратите внимание, как садятся чемпионы. весь посадочный маневр четко разделен на эти пять стадий.

5. посадка
как только самолет коснется земли, считайте все самое страшное позади.
если конечно на полосе не окажется ям или коровьих какашек.

вот такие дела

Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу "совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем"!

никогда не видел таких странных наставлений.
я конечно же описал классический маневр. жизнь всегда вносит свои коррективы. когда я сто лет назад гонялся в классе F3D, приходилось ВСЕГДА сажать самолет с заглушенным двигателем, просто потому, что конструкция двигателя не предусматривала радиоуправляемого карбюратора. мы просто глушили двигатель и планировали на посадку, имея один единственный шанс совершить посадку.
если же у вас не гоночная модель, то глушить двигатель я, считаю, неразумно. представьте пассажирский лайнер заходит на посадку, пилот глушит двигателя и объявляет, что он постарается использовать единственный шанс посадить самолет.
пассажиры в полной тишине делают в штаны и молятся за спасение души. глупо.

как я уже сказал, если вы чувствуете, что пролетаете ВПП, лучше дать газу и зайти на посадку снова. если нужно - еще раз и еще, и еще, пока не приземлите модель правильно и благополучно.

я вообще в начале сезона первые несколько полетов только и делаю, что захожу на посадку и снова взлетаю, чтобы восстановить все навыки. мне вообще нарвится выполнять этот маневр - посадку.

глушу я двигатель только после того, как окончательно уверен, что модель на земле. обычно я подгоняю самолет обратно как только можно ближе к себе и потом только глушу мотор.

что касается травы, то у нас в клубе лужайка косится регулярно и взлетать и садиться на нее одно удовольствиие.
если ваш самолет капотирует при посадке, значит скорее всего вы посадили его не правильно или стойка шасси слишком близка к ЦТ. просто отклоните ее немного вперед и самолет почувствует себя гораздо лучуше. естественно маленькая модель с маленьким диаметром колес на высокой стерне будет чувствовать себя неуютно. тут уж ничего не поделаешь.

если трава высокая, то скорее всего вы запускаете самолет с рук и это небольшая модель. как правильно сказал кто-то, на стадии выдерживания пострайтесь подвесить самолет в момент касания, добившись того, чтобы скорость стала почти равна нулю и модель мягко плюхнется в траву.
в этом случае конечно, вам придется глушить двигатель еще на стадии захода на посадку и у вас будет только один шанс.

забыл упомянуть еще одну вещь.
в момент совершения посадки, особенно на стадии выдерживания, пострайтесь не дергать ручки, а двигать их очень плавно. резкие движения рулями на маленьких скоростях всегда приводят к срыву.
впрочем нежное обращение с ручками управления должно быть правилом во время любой стадии полета. это тоже самое что водить автомобиль. неопытного водителя всегда видно на дороге за версту. машина дергается, совершает нелепые резкие маневры. сразу видно, что не водитель управляет машиной, а машина управляет водителем.

самая распространенная ошибка новичков в управлении моделью - несвоевременная корректировка отклонений модели от нужного положения. понаблюдайте внимательно как летит модель управляемая чаником.
самолет отклоняется от горизонтали градусов на 15 и только после того, как становится уже очевидно даже слепому, что крыло не горизонтально, пилот делает резкое движение, возвращающее крыло в нейтраль. потом он снова ждет очевидного и большого отклонения и только после это предпринимает парирующее движение и снова засыпает.
другими словами самолет движется непрерывно и непредсказуемо, ручки же на передатчике просыпаются лишь время от времени. все должно быть наоборот.
нужно стараться парировать МАЛЕЙШЕЕ отклонение самолета от заданной траектории. для этого ручки на передатчике должны двигаться практически непрервывно вокруг нейтрали. старайтесь не ждать отклонения модели, а как бы предсказывать его и парировать его еще до того, как отклонение станет явным и значительным.
  Ответить с цитированием
Старый 09.03.2007, 02:46   #4   
heli pilot
 
Аватар для ZVER
 
Сообщений: 1,320
Регистрация: 01.02.2005
Возраст: 48

ZVER вне форума Не в сети
Вот ещё забавная книжонка...
Побил на 2ва куска потаму как форум больше 250 кб. не берёт...

Последний раз редактировалось ZVER; 05.10.2012 в 17:16.
  Ответить с цитированием
Старый 03.02.2010, 22:18   #5   
Dr Kot
 
Аватар для KKiric
 
Сообщений: 1,004
Регистрация: 25.05.2009
Возраст: 25

KKiric вне форума Не в сети
отлично!!
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind