Большой Воронежский Форум

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
Вернуться   Большой Воронежский Форум » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ » » Искусство Культура Литература » МЕСТНОЕ
воронежские авторы и события

Ответ
 
Опции темы
Старый 16.05.2007, 20:10   #1   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Автор: Эстетика по-российски, или Как отличить живое от неживого (эссе)

СТУДИЯ «ЛИМИТРОФ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ЭССЕ НА ТЕМУ:

ЭСТЕТИКА ПО-РОССИЙСКИ или КАК ОТЛИЧИТЬ ЖИВОЕ ОТ НЕЖИВОГО.

Сии размышления одного из деятельных сотрудников студии «Лимитроф» предлагаются вниманию почтеннейшей публики с просьбой отозваться, что она по этому поводу мыслит и думает.
С искренним уважением группа быстрого реагирования студии.



***

Одиннадцатого сентября 1979-го года я оказался у школьной доски, озадаченный первым в своей жизни упражнением по «Природоведению». Задание учительницы было предельно простым: выпишите живое в левый столбик, неживое – в правый. К этому заданию прилагался список. Я помню его до сих пор: «солнце, река, трава, корова, береза, палка, заяц, пастух».

За свой ответ в тот раз я получил «тройку», первую «тройку»…

Вера Николаевна, наша учительница, сказала, что «Природоведение» - это наука о природе, и с научной точки зрения, в правой колонке должно быть не одно слово, как у меня, а три. И дописала под моей палкой солнце и реку. Я заплакал. Не потому что оценка «удовлетворительно» меня не удовлетворила, а от обиды за Солнце и Реку. К сожалению, я так и не понял, что, с научной точки зрения, общего между солнцем и палкой. И до сих пор не понимаю.

На первой перемене меня утешила девочка, ставшая моей первой детской любовью. Разговор был приблизительно такой:

- Вить не плачь! Вера врет. Мне пап объяснил, как по-настоящему.
- Как?
- А вот чем Луна от сковородки отличается?
- Не знаю.
- Луна – меньше!

Это было, наверное, ненаучное объяснение, но я все понял, и про Веру, и про науку. Папа моей одноклассницы преподавал физику в старших классах школы-интерната для трудных детей. С тех пор в школе стало со мной очень трудно. Я подвергал публичному сомнению все, что мне преподносили, как научную истину…

***

Грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Примерно так выглядел перечень основных наук средневековой Европы. В который раз пойдем иным путем и зададим своему внутреннему ребенку задачу, подобную приведенной выше. Выпишите в левый столбик науки, а в правый искусства. И не забудьте: на дворе Двадцать первый век!

Осушив воображаемые слезы, попробуем дать определения науки и искусства. Постараемся сделать это так, чтобы у человека, закончившего среднюю школу с удовлетворительным аттестатом зрелости, сии определения не вызвали чувства протеста.

Итак…

Наука – система знаний о предметах, явлениях и принципах бытия в наблюдаемом мире. (определение автора)

Знания складываются из фактов, гипотез и доказательств. А основным инструментом научного поиска является логика, которой вооружен наблюдатель. С ее помощью он убеждается в истинности субъективных интерпретаций объективно наблюдаемого. Ученые с маниакальным упорством наращивают свои органы наблюдения хитрыми приборами, чтобы ответить на вопросы типа «почему Солнце светит, греет и притягивает планеты». Но, несмотря на свои чувственные костыли, ученый не способен ответить, почему Солнце радует. Этот вопрос лежит вне его компетенции. Даже гипотезы такого плана лежат за рамками наук, разделяющих наблюдателя и наблюдаемое. Собственно, ученый, его внимание и психика, по сути, оказались за границами научной системы. Природа таких явлений, как душа, удивление, восторг – необъективна. Ее сознание обусловлено не логикой, а верой, надеждой и любовью, самыми нелогичными атрибутами живого человека.

«Верую, ибо абсурдно. Надеюсь на чудо. И беспричинно люблю эту чудовищно несправедливую жизнь.» Ученый, смирившийся с подобными утверждениями и использующий в своей работе реалии, которые они обозначают, становиться мастером. А это уже понятие совсем другой системы.

***

Теперь коснемся легкою рукой искусства.

Искусство – комплекс умений, позволяющих мастеру организовать наличный ресурс таким образом, что результат оказывается большим, чем сумма слагаемых. (определение автора)

Если ученый наблюдает и объясняет сущее, имея в качестве конечного результата практическое убеждение, то мастер присваивает и одушевляет ради достижения самой странной цели, которую можно вообразить, ради бессмертия, счастья и истины в личной жизни.

Сходства и различия между истинностью физика и лирика примерно такие же, как между коммунистической демократизацией и античной демократией, как между канализацией и каналом, глазуньей и Божьим Даром. Но гармония все же может быть проверена алгеброй! И обратное тоже вполне возможно. Красота в математике – один из критериев истины. Точность поэзии – главный критерий гармонии. Геометрические аксиомы порядка логически недоказуемы, но гармоничны, и потому соответствуют истине в общем для науки и искусства смысле. «Божественная Комедия» астрономически точна, логически непротиворечива и потому, во истину, бессмертна.

Основным инструментом поэта, в самом широком смысле этого понятия, служит интуиция. В паре с вдохновением интуиция позволяет творцу получить откровение и одушевить Галатею. Проблема автора-мастера состоит в том, что не каждый наблюдатель сочтет его творение живым, не говоря одушевленным. Для биолога безголовый препарат лягушки, на котором изучают рефлексы, живее Джоконды.

Конечно, в споре Леонардо и Лысенко не может родиться истина. На наше счастье, такой спор может состояться только в воображении. Вернадскому и Вавилову повезло меньше. Весь ужас настоящего положения вещей в том, что сегодня в споре мастера и наблюдателя побеждает наблюдатель, решающий, кто здесь душа живая, а кто труп холодный. Он же назначает цену, определяя предложение своим наблюдательским спросом. Изучение потребительского спроса, самое, что ни на есть, научное и имеет на выходе заказ на произведение массового искусства. Голливудский продюсер диктует условия режиссеру и сценаристу, исходя из бюджета и планов на кассовый сбор премьерного уикэнда. Посредник между автором и потребителем заказывает музыку, слова и картинку, исходя из общечеловеческой объективной ценности желаемого продукта.

Таков научный подход к авторской работе, инженерия человеческих душ. На стыке арифметики и поэзии возникла реклама, искусство актуализации и продажи образа. Физика и лирика примирились в менеджменте. Авторы оказались в тяжелейшем положении, подобно Галилею при инквизиции, они не в праве претендовать на открытия, имеющие духовную ценность. Такие открытия для победившего научно-коммерческого мировоззрения – неформат. Главным признаком жизни в искусстве т.н. цивилизованного мира стала продаваемость – «Сколько этот человек стоит?» Прогресс рабства торжествует.

***
Эстетика – объективная методология распознания, универсализации, качественного и количественного анализа психических элементов в искусственных структурах. (определение автора)

Основным инструментом в области эстетики служит его человеческая сущность. Жаль, что подходящий для именования такого специалиста термин уже застолбили люди, занятые коррекцией социально-потребительских реакций заинтересованных клиентов. Эти индивидуумы называют себя психологами, а душу - психикой, чтобы было не так стыдно и страшно лезть, куда не надо. В технике их безопасности есть пункт о недопустимости работы с близкими. Наука, покорив искусство, подбирается к душе. Ученые уже вовсю трудятся, открывая новые горизонты на границе религии и генетики, психологии и дрессуры, химии и мотивации. Дезодорант, вызывающий у обывателя непреодолимое желание купить конкретную марку машины, – реальность сегодняшнего дня. И этот факт давно не удивляет. Ложь в рекламе – норма, хотя многих из нас в раннем детстве учили, что врать некрасиво. Но Бог с ними, со всеми этими рекламными изысками, науками и искусствами. Вернемся к определению эстетики.

Эстетика – особая дисциплина, позволяющая отличать одушевленные артефакты от неодушевленных, определять степень психичности того или иного объекта, сделанного человеческими руками.

Именно у специалистов по эстетике могут найтись методы и инструменты, чтобы определить одушевлен ли человеческий клон, когда таковой появится. И если да, то в какой степени, относительно оригинал-макета.

На сегодняшний день в России эстетика – одна из самых перспективных направлений познания. Хотя бы потому, что у нас более сотни лет в этой области не происходит ничего.

Если набрать слово «эстетика» в «Яндексе», одной из первых окажется ссылка на порносайт. Вывод напрашивается сам собой, что это тайная дисциплина, коль скоро даже всеведающий поисковик путает в этой теме член с многочленом.

Лично меня, как автора малообразованного, но крайне любопытного, такая постановка вопроса изрядно возбуждает. Как только мне удастся нащупать путь к разгадке интимной тайны эстетики, я непременно поделюсь своей находкой с теми, кому благоугодно будет полюбопытствовать. Прежде всего, с коллегами и соратниками по студии «ЛИМИТРОФ», а потом и с Вами мои терпеливые читатели.

С уважением, находящийся в поиске, Виктор Образцов.
  Ответить с цитированием
Старый 16.05.2007, 20:49   #2   
Маришко
 
Аватар для dansing
 
Сообщений: 158
Регистрация: 27.02.2007
Возраст: 33

dansing вне форума Не в сети
берет за душу
  Ответить с цитированием
Старый 16.05.2007, 21:05   #3   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
dansing, это хорошо
отдельные соображения можно и на ящичек присылать, вот на этот - [email protected]
  Ответить с цитированием
Старый 16.05.2007, 21:44   #4   
traveller
 
Аватар для Len4ik
 
Сообщений: 3,284
Регистрация: 11.12.2006

Len4ik вне форума Не в сети
Спасибо. Крайне любопытно. Поразмышляю...
  Ответить с цитированием
Старый 17.05.2007, 14:34   #5   
Форумец
 
Аватар для Эстель
 
Сообщений: 844
Регистрация: 02.12.2005
Возраст: 44
Записей в дневнике: 19

Эстель вне форума Не в сети
_mata, мне понравилось авторское определение искусства. Немножко не понятно, зачем Витя противопоставляет науку и искусство. По-моему, все-таки не "наука покорила искусство" и совсем не она привела к тому, что "главным признаком жизни в искусстве стала продаваемость", а нечто совсем другое. В конце концов, и лингвистика, и литературоведение- это научные понятия. А вот что такое "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет- очень интересный вопрос, поищу материал на эту тему.
  Ответить с цитированием
Старый 17.05.2007, 15:34   #6   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Эстель
_mata, мне понравилось авторское определение искусства. Немножко не понятно, зачем Витя противопоставляет науку и искусство. По-моему, все-таки не "наука покорила искусство" и совсем не она привела к тому, что "главным признаком жизни в искусстве стала продаваемость", а нечто совсем другое. В конце концов, и лингвистика, и литературоведение- это научные понятия. А вот что такое "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет- очень интересный вопрос, поищу материал на эту тему.
Как будто какую-то косвенную связь я тут углядела:
Если наука оперирует «неодушевлёнными» предметами, то, конечно, в её интересах, чтобы таковых предметов было много. Может быть, Витя имел ввиду, что «одушевлённые» предметы наука пытается выдать за «неодушевлённые»; и мир, в котором «неодушевлённость» доминирует, начинает развиваться по определённым «практическим» законам. Неодушевлённый предмет ведь не предполагает наличия в себе чего-то такого, что нельзя увидеть и измерить, а стало быть, он может быть постижим рано или поздно, и его можно сравнить с каким-либо другим предметом, и найти ему эквивалент – и продать.
Такая вот моя версия…
Будем в субботу мучить Витю вопросами
  Ответить с цитированием
Старый 17.05.2007, 18:02   #7   
Форумец
 
Аватар для Эстель
 
Сообщений: 844
Регистрация: 02.12.2005
Возраст: 44
Записей в дневнике: 19

Эстель вне форума Не в сети
_mata, думаю, автор эссе именно это и имел в виду
Просто я с большим уважением отношусь к науке и наукам. Мне почему-то кажется, что для любого настоящего ученого предмет его исследования всегда представляется именно "одушевлённым". (мне однажды очень долго и страстно рассказывали, как изменяют форму какие-то молекулярные кластеры в обычной воде, если её излучают эмектромагнитными полями ). И разве вода после этого для этих людей- "неодушевлённая"? Скорее, дать всему цену и постараться продать стремятся люди, поклоняющиеся золотому тельцу или там сиреневому евро, и успешно поставили это на "научную" основу (сколько же у нас различных теорий/ институтов бизнеса, менеджмента и т.д.). Но всё это моё имхо.
  Ответить с цитированием
Старый 17.05.2007, 23:28   #8   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Эстель, вообще-то у меня есть к нему ещё один каверзный вопросец: а ведь эстетика это тоже наука..
  Ответить с цитированием
Старый 23.05.2007, 23:08   #9   
спотыкач
 
Аватар для эхо-хо
 
Сообщений: 60
Регистрация: 02.10.2006

эхо-хо вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от _mata
На сегодняшний день в России эстетика – одна из самых перспективных направлений познания. Хотя бы потому, что у нас более сотни лет в этой области не происходит ничего.
это что, шутка такая?
  Ответить с цитированием
Старый 23.05.2007, 23:39   #10   
Форумец
 
Аватар для Эстель
 
Сообщений: 844
Регистрация: 02.12.2005
Возраст: 44
Записей в дневнике: 19

Эстель вне форума Не в сети
эхо-хо, да нет, не шутка. А вот мне всё интересно, а вы вообще- кто?
  Ответить с цитированием
Старый 23.05.2007, 23:59   #11   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
это что, шутка такая?
это ещё ничего, вот через недельку продолжение допишут - там, наверное, ещё более провокационные заявления будут
  Ответить с цитированием
Старый 26.05.2007, 17:48   #12   
спотыкач
 
Аватар для эхо-хо
 
Сообщений: 60
Регистрация: 02.10.2006

эхо-хо вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Эстель
да нет, не шутка.
может быть у вас есть аргументы?
Цитата:
Сообщение от Эстель
А вот мне всё интересно, а вы вообще- кто?
если вообще, то я - Бритва Оккама!
  Ответить с цитированием
Старый 26.05.2007, 22:01   #13   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
я - Бритва Оккама!
ага.. то есть методология – это, всё-таки, лишнее?
  Ответить с цитированием
Старый 27.05.2007, 15:51   #14   
спотыкач
 
Аватар для эхо-хо
 
Сообщений: 60
Регистрация: 02.10.2006

эхо-хо вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от _mata
ага.. то есть методология – это, всё-таки, лишнее?
это почему же? методология прежде всего!
но после соотнесения всех точек зрения можно и бритвочкой...
чик-чик!
почему бы и нет?
разумееется, предельно осторожно!
этого никак нельзя забывать!
семь раз отмерь, один отрежь!
Цитата:
Авторы оказались в тяжелейшем положении, подобно Галилею при инквизиции, они не в праве претендовать на открытия, имеющие духовную ценность. Такие открытия для победившего научно-коммерческого мировоззрения – неформат.
что меня чаще всего поражало в некоторых отечественных "авторах" так это какая-то поразительная неприспособляемость. нет, не к "научно-коммерческому мировоззрению". а к продуктивности-вопреки. а у некоторых даже не то что неприспособляемость, а какая-то почти неспособность! немного косноязычно звучит, но дело обстоит примерно так.
помнится, в совесткое время всех душили указами ЦК и строгим соответствием идеологической линии некоего "ленинского искусства" (или "сталинского", или как-его-там). а советские диссиденты жаловались, мол, как же так, у нас сплошные открытия, имеющие духовную ценность, а ЦК не одобряет-с.
да, тяжёлое, пожалуй, время было.
тем не менее, были свои герои - Замятин, Платонов, к примеру...
были и такие, кто умудрялся соблюдать линию цэкашных функционеров и при этом писать интересные вещи - сейчас сходу не вспомню, но не сомневаюсь в этом.. ( хотя - того же Платонова, думаю, можно и сюда втиснуть..
после перестройки всем "наконец-то" досталась свобода творчества (тем, кто не был ограблен, не спился или не умер с голоду)..
пиши, рисуй - что хочешь!
но оказывается, что и не очень (и не всем) хочется теперь рисовать, когда можно рисовать-што-хош... вот так казус!
и посыпались новые жалобы, мол, нас свободный рынок задушил! все продаётся, всё покупается - а у нас открытия, имеющие духовную ценность, они не для продажи, а для эстетического наслаждения, для избранных!... вообщем опять 25 - вчера было ЦК, сегодня свободный рынок и коммерческая выгода...
но позвольте, а ведь никто вас сегодня не заставляет под это научно-коммерческое мировоззрение прогибаться, как раньше под линию ЦК! рисуйте/пишите себе на здоровье! а благодарный зритель/читатель всегда найдётся, если, конечно, у вас действительно есть открытия, имеющие духовную ценность
мне кажется, давно уж пора перестать лить слезы по массово-невостребованным открытиям, имеющим духовную ценность и скалиться на массовую культуру.
продуктивным и неординарным художникам/писателям/музыкантам/etc. нужно просто делать своё дело!
подобное отношение к действительности, мне, кстати, всегда нравилось у большинства зарубежных представителей культуры.. взять к примеру, Германию - что до падения берлинской стены, что после - всегда были свои герои-вопреки. во Франции то же самое, даже во время оккупации. я уж не говорю про Америку - страну с научно-коммерческим мировоззрением, достигшим всех мыслимых пределов - ведь и там есть свои герои! и их довольно много! правда, чтобы их найти без специальной подготовки, придётся переворошить горы хлама, но это не так важно! имеющий уши, да услышит! имхо!
з.ы. а если кто-то захочет радикально, коренным образом, изменить существующее положение вещей (в смысле, научно-коммерческое мировоззрение), ему придётся ни много-ни мало как перевернуть мир верх тормашками! серьёзно!
  Ответить с цитированием
Старый 27.05.2007, 15:52   #15   
Форумец
 
Аватар для Посторонний
 
Сообщений: 38
Регистрация: 29.04.2007
Возраст: 43

Посторонний вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
я - Бритва Оккама!

Цитата:
Сообщение от _mata
ага.. то есть методология – это, всё-таки, лишнее?
Шифровки какие-то...
  Ответить с цитированием
Старый 27.05.2007, 22:53   #16   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
это почему же? методология прежде всего!
но после соотнесения всех точек зрения можно и бритвочкой...
а там нечего будет бритвочкой, потому как эстетика – это методология (ИМХО!!! не бейте меня, мои преподаватели по эстетике!!), и она умудряется провалиться в самую основу точки зрения, и оттуда эту точку корректировать.


Цитата:
Сообщение от эхо-хо
продуктивным и неординарным художникам/писателям/музыкантам/etc. нужно просто делать своё дело!
а они так и делают
а
Цитата:
Сии размышления
, помимо всего прочего, ещё и пиар
  Ответить с цитированием
Старый 28.05.2007, 00:49   #17   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
но оказывается, что и не очень (и не всем) хочется теперь рисовать, когда можно рисовать-што-хош... вот так казус!
и посыпались новые жалобы, мол, нас свободный рынок задушил!
вообще, протест – это отличный катализатор! главное, чтобы опротестовываемый объект имел как можно меньше очевидных выгодонесущих качеств – как ЦК, например – тогда как-то проще найти против него убедительные доводы. против свободного рынка и демократии – уже сложнее… тут приходится сначала убедить в том, что это вовсе не демократия, и в том, что сплошные деньги – это плохо а ведь это почти то же самое, что
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
радикально, коренным образом, изменить существующее положение вещей (в смысле, научно-коммерческое мировоззрение)
поэтому в творчестве протест, в качестве запускающего механизма, теперь сложно использовать, и, кстати, многие "висят" в пространстве между "сделано" и "опубликовано", оглядываясь на народную мудрость "хороша ложка к обеду"
  Ответить с цитированием
Старый 06.06.2007, 10:52   #18   
Форумец
 
Сообщений: 7
Регистрация: 04.06.2007
Возраст: 73

pavelvar вне форума Не в сети
Цитата:
«Авторы оказались в тяжелейшем положении, подобно Галилею при инквизиции, они не в праве претендовать на открытия, имеющие духовную ценность. Такие открытия для победившего научно-коммерческого мировоззрения – неформат….
1) Галилей никогда не претендовал на какие бы то ни было открытия, «имеющие духовную ценность», он был ученым, а не постмодернистом, верным и вполне осознанным католиком, кстати
2) Галилей призывался оправдаться перед Инквизицией, это так, но оправдываться он должен был вот в чем: а) в распространении своей компилятивной работы по мотивам (!) общего (не завершенного, не проверенного и пр.) очерка теории Коперника, б) в некритическом повторении неких «метафизических основ» теории Коперника (подробности всякий отыщет сам, да хоть бы у Кураева), которые сам Коперник допустил из необходимости, из бедности методологической базы (все таки Коперник был первооткрывателем, а у первооткрывателей всегда плохо с методологией, - методология приходит потом, по результатам осмысления их открытий), причем эти «метафизические предположения» отчетливо граничили с ересью, в) в пренебрежении практикой научной публикативности, принятой на тогда Римской (Ватиканской) Обсерваторией, значительная часть членов-астрономов которой была (вовсе не по совместительству!) видными богословами, специалистами именно по всяким «метафизическим основам»
3) Галилей даже не был осужден, если осуждением, конечно, не считать нескольких месяцев вмененного ему покаяния (поста и молитвы)… на вилле его приятельницы, любовницы одного из (кажется) тогдашних римских магистратов.
4) о положении Галилея перед Инквизицией советские авторы (если о них речь), - и я, в частности, могли только мечтать.
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
«что меня чаще всего поражало в некоторых отечественных "авторах" так это какая-то поразительная неприспособляемость. нет, не к "научно-коммерческому мировоззрению". а к продуктивности-вопреки. а у некоторых даже не то что неприспособляемость, а какая-то почти неспособность! немного косноязычно звучит, но дело обстоит примерно так.»
Полностью согласен
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
«помнится, в советское время всех душили указами ЦК и строгим соответствием идеологической линии некоего "ленинского искусства" (или "сталинского", или как-его-там). а советские диссиденты жаловались, мол, как же так, у нас сплошные открытия, имеющие духовную ценность, а ЦК не одобряет-с.
да, тяжёлое, пожалуй, время было. тем не менее, были свои герои - Замятин, Платонов, к примеру...были и такие, кто умудрялся соблюдать линию цэкашных функционеров и при этом писать интересные вещи - сейчас сходу не вспомню, но не сомневаюсь в этом.. ( хотя - того же Платонова, думаю, можно и сюда втиснуть..
Полностью согласен
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
после перестройки всем "наконец-то" досталась свобода творчества (тем, кто не был ограблен, не спился или не умер с голоду).. пиши, рисуй - что хочешь!
но оказывается, что и не очень (и не всем) хочется теперь рисовать, когда можно рисовать-што-хош... вот так казус! и посыпались новые жалобы, мол, нас свободный рынок задушил! все продаётся, всё покупается - а у нас открытия, имеющие духовную ценность, они не для продажи, а для эстетического наслаждения, для избранных!... вообщем опять 25 - вчера было ЦК, сегодня свободный рынок и коммерческая выгода...
но позвольте, а ведь никто вас сегодня не заставляет под это научно-коммерческое мировоззрение прогибаться, как раньше под линию ЦК! рисуйте/пишите себе на здоровье! а благодарный зритель/читатель всегда найдётся, если, конечно, у вас действительно есть открытия, имеющие духовную ценность
Полностью согласен
Цитата:
Сообщение от эхо-хо
мне кажется, давно уж пора перестать лить слезы по массово-невостребованным открытиям, имеющим духовную ценность и скалиться на массовую культуру.
продуктивным и неординарным художникам/писателям/музыкантам/etc. нужно просто делать своё дело!
Полностью согласен, но имею и добавить. Интересно даже, кому еще неизвестно, что Моцарт – попса (того времени), что Жуковский – попса (того времени), что Пушкина долгонько считали именно попсой своего времени, за что и журили при дворе (все же Камер-юнкер-попсовик, это, знаете ли, несколько необычно, не так ли?)… и так далее. Что же касается «имения духовной ценности», то духовную ценность имеют только и исключительно феномены духовной жизни, молитва, например, точно так же, как кулинарную ценность имеют феномены кухонной жизни, а математическую ценность имеют прямые, числа и пр, - все из области математики. Про духовную ценность в литературных произведениях рассуждают те именно люди, у которых нет ни духовной жизни в прямом и строгом смысле, ни активной жизни в искусстве в не менее прямом и строгом смысле. И попрошу не ссылаться на цитаты из Чайковского, например, ибо в то время был и «тот еще лексический обычай».
  Ответить с цитированием
Старый 06.06.2007, 16:06   #19   
Форумец
 
Аватар для Зоя К.
 
Сообщений: 1,454
Регистрация: 22.10.2006
Записей в дневнике: 14

Зоя К. вне форума Не в сети
pavelvar, а насколько же велика разница между понятиями духовная ценность и эстетическая ценность?
  Ответить с цитированием
Старый 06.06.2007, 23:28   #20   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от pavelvar
Интересно даже, кому еще неизвестно, что Моцарт – попса (того времени), что Жуковский – попса (того времени), что Пушкина долгонько считали именно попсой своего времени, за что и журили при дворе (все же Камер-юнкер-попсовик, это, знаете ли, несколько необычно, не так ли?)… и так далее.
Андрей Брониславович, у меня идея, дайте мне соответствующее задание.
Я предлагаю построить график (наподобие того, который был на прошлом занятии), где ось Х была бы так же шкалой общезначимости, а на ось Y были бы нанесены «временные» отрезки (лет по пятьдесят, например), с соответствующили именами «почётных попсовиков» каждого времени. И с помощью такого графика исследовать попсу, начиная с… ээ… ну, в общем, насколько мне эрудиция позволит
Хоть я уже наперёд вижу, куда этот график направится, ближе к нашей с Вами современности, я всё-таки хотела бы наглядно сие сотворить, чтобы абсолютно санкционировано ругать современную попсу, как деградирующий слой культурного пласта
  Ответить с цитированием
Старый 07.06.2007, 09:35   #21   
Форумец
 
Сообщений: 7
Регистрация: 04.06.2007
Возраст: 73

pavelvar вне форума Не в сети
Здравствуйте!

Если совсем кратко, то "духовная ценность" есть нечто выработанное тобой лично. Да, в соответствии с мерками, канонами и правилами конкретной конфессии, да, - но, все же, именно выработанное и именно тобой самим. Следствие, так сказать, твоих "невидимых миру слез", результат духовного напряжения, переживания молитвы и пр. и др. Что касается "эстетической ценности", то как потенция это вмонтировано в тебя по факту рождения в виде этакого "зародышевого по величине "эстетического чувства" и огромной "эстетической потребности". Развить свои эстетические ценности ты не в силах, поскольку они почти впрямую навязываются тебе обществом. Да хоть бы навязываеются через компендиум изящных искусств. Автор, развивший свою собственну. "эстетическую ценность", редок как истинный гений, но зато почти всегда НЕПОНЯТЕН никому - из изложенного выше ясно ли отчего?

Теперь о сравнении. "Разница" между ними никакова. Как между ласточкой и трактором. Какова разница междцу ласточкой и трактором? А никакова. Хотя, конечно, если возжелать умственно-логических изысков, то можно найти, что с точки зрения "летания" или "веса" разница между ними огромна, зато с точки зрения "членства в профсоюзе форумцев" между ними разницы нет никакой: ни тот, ни та не членствует в профсоюзе форумцев. Но это все хуже, чем схоластика, это словесно-логический **анизм.

Сожалею, что мой ответ скуден и неполон. Но это оттого, что я не люблю "работы в форумах" и еще оттого, что я пишу с работы, а тут на руки смотрят. Лучше Вы, коль что, пишите мне на [email protected] и я отвечу. Или через "Мату" передавайте.

С уважением
  Ответить с цитированием
Старый 07.06.2007, 09:58   #22   
Форумец
 
Сообщений: 7
Регистрация: 04.06.2007
Возраст: 73

pavelvar вне форума Не в сети
_mata,
Имено примерно то я и хотел тебе предложить, но, все же, хоть и "примерно", но на километр в сторону. Давай об этом лично переговорим. Если ты присобачишь к этому еще человек 5, то может статься выйдет работа вполне для Русского журнала.
  Ответить с цитированием
Старый 07.06.2007, 10:26   #23   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
pavelvar, есть!
только 5 человек не обещаю, я в одиночку работаю
  Ответить с цитированием
Старый 08.06.2007, 23:24   #24   
не поймаешь!
 
Аватар для _mata
 
Сообщений: 476
Регистрация: 09.10.2006

_mata вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от pavelvar
Если совсем кратко, то "духовная ценность" есть нечто выработанное тобой лично. Да, в соответствии с мерками, канонами и правилами конкретной конфессии, да, - но, все же, именно выработанное и именно тобой самим. Следствие, так сказать, твоих "невидимых миру слез", результат духовного напряжения, переживания молитвы и пр. и др.
Вопрос есть. Если «невидимые миру слёзы» были пролиты без попытки соответствовать канонам и правилам конфессии, их нельзя считать «духовной ценностью»?
Видимо, придётся Вам полюбить «работу в форумах», раз уж мы столь редко видимся
  Ответить с цитированием
Старый 09.06.2007, 04:44   #25   
спотыкач
 
Аватар для эхо-хо
 
Сообщений: 60
Регистрация: 02.10.2006

эхо-хо вне форума Не в сети
мне кажется, pavelvar смешивает (пожалуй даже, отождествляет) понятия "духовность" и "религиозность"..
разумеется, в ряде случаев они могуть быть _порой_ обусловлены друг другом
но в целом они - _не зависят_ друг от друга, примерно также как ласточка и трактор...
имхо
  Ответить с цитированием
Старый 09.06.2007, 04:57   #26   
спотыкач
 
Аватар для эхо-хо
 
Сообщений: 60
Регистрация: 02.10.2006

эхо-хо вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от pavelvar
кому еще неизвестно, что Моцарт – попса (того времени)
попса, это квазикультурКА, живущая прежде всего по законам шоу-биза.. и это не термин даже, а ругательство такое, российских масштабов... нет и не будет у Моцарта и Киркорыча ничего общего! и дело не в том, что "тогда" попса была лучше, а сегодня хуже.. а в том, что некоторые сегодняшние критерии не применимы к позавчерашним явлениям.. ... это всё равно что каких-нибудь северных кочевников называть "тамошними бомжами" :-D как оксюморон или шутка может и сойдёт, но в целом несерьёзно это (имха!)
  Ответить с цитированием
Старый 09.06.2007, 17:06   #27   
Форумец
 
Сообщений: 7
Регистрация: 04.06.2007
Возраст: 73

pavelvar вне форума Не в сети
Их можно, конечно, считать духовной ценностью точно так же, как очевидную менеджерско-технологическую ценность представляет собой ловкое и успешное устроение массовой ликвидации в Бабьем Яру. Я не хотел писать подробнее, поскольку все равно не захотят понять. Нынче чуть не все культурно-дышащее считает: все, что наверху, есть хорошо и хорошо весьма. Мол, как поедешь на Запад, так и прибудешь в благословенные США. Но, между прочим, если речь идет о начале 40-х годов 20 века, то на пути из Минска (к примеру) в Нью-Йорк непременно придется попасть и в Дахау...

Превыше нас - не абстрактный, очень гуманный и хороший дух (или Дух), а точно и именно два Духа. Большая часть людей планеты знает даже, как их зовут. Оттого, хоть и всякая духовность есть духовность, а не, допустим, рыбность, некими видами духовности (и, соответственно, духовных ценностей) обладать я и врагу своему не пожелаю. Вот так если кратко.

Полный ответ всякий может получить в процессе простого эксперимента: буду жить как хочу, а после смерти и посмотрю, кто там прав. Отличный подход... вот только по-новой загрузиться (как в DOOMе) не получится... А ну как стоит прислушаться к тем, кто экспериментирует с духовностью пару тысяч лет как?...
  Ответить с цитированием
Старый 09.06.2007, 17:10   #28   
Форумец
 
Сообщений: 7
Регистрация: 04.06.2007
Возраст: 73

pavelvar вне форума Не в сети
Не смешиваю и не отождествляю. "Духовность" есть (применительно к теме) понятие сущностное, а "религиозность" - технологическое. Даже к пивному ларьку нужно как-то подходить, как-то соединяться с продавщицей Нюрой. К Духу тоже нужно как-то подходить, как-то с ним вступать в духовную re-ligio, в связь, то есть. "Подход к Духу" без какой бы то ни было технологии подхода (re-ligio) - это очень круто! Это как выход на коньки без замерзшего пруда, коньков и ног, - или я себе не хозяин? Очень самостно...
  Ответить с цитированием
Старый 09.06.2007, 18:53   #29   
Форумец
 
Аватар для Зоя К.
 
Сообщений: 1,454
Регистрация: 22.10.2006
Записей в дневнике: 14

Зоя К. вне форума Не в сети
_mata, можно вопрос? при составлении этого графика как вы будете рассматривать все политические и агитационные творения (и их авторов) созданные за 70 лет советской власти? )
  Ответить с цитированием
Старый 09.06.2007, 19:00   #30   
Форумец
 
Аватар для Зоя К.
 
Сообщений: 1,454
Регистрация: 22.10.2006
Записей в дневнике: 14

Зоя К. вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от _mata
Если «невидимые миру слёзы» были пролиты без попытки соответствовать канонам и правилам конфессии, их нельзя считать «духовной ценностью»?
mata, я очень надеюсь, что вы все-таки не на полном серьёзе задаете такие вопросы Потому что это только Ваши слёзы, и выводы, решения у Вас будут свои собственные. )
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind