Старый 08.08.2007, 14:43   #1   
.
 
Аватар для Avanturistka
 
Сообщений: 22,321
Регистрация: 13.10.2003
Записей в дневнике: 73

Avanturistka вне форума Не в сети
Падежные искания.

Наверняка, вы помните со школьных времён, что любой падеж имеет не одно, а несколько значений. Ведь названия падежей не передают того разнообразия значений, которое существует. Например, есть творительный времени (вечером), творительный способа действия (шагом). Итак, несмотря на “говорящие” названия падежей, выделить какое-то одно значение падежа довольно сложно. По окончанию определить падеж тоже трудно (в лесу - о лесе, о бале - на балу). (Бедные школьники!) Форма предложного падежа на -у(-ю) обычно обозначает место нахождения (так называемое местное значение). Оно сочетается с предлогами на, в. А форма на -е обозначает предмет, о котором думают, говорят (о чём? о ком?) - так называемое изъяснительное значение, которое сочетается с предлогом о.

А помните “трудный” случай родительного падежа, при котором надо различать формы стакан чая и стакан чаю (последняя форма, кстати, употребляется реже и реже)? Поэтому лингвисты говорят даже о существовании не шести, а восьми падежей. Так, В.В.Виноградов выделял ещё количественно-отделительный, а предложный падеж разделял на местный и изъяснительный. Но это всё научные гипотезы. Из школьной практики мы знаем, что падежей всё же шесть. Тем не менее, интересных вопросов на эту тему множество.

Значение падежа, как кажется, можно вывести из его названия. Именительный обозначает имя, название, родительный обозначает принадлежность, род этого имени. Название дательного падежа связано с глаголом давать, т.е. характеризует функцию имени что-то кому-то давать. Винительный “обвиняет” кого-то или что-то. Название творительного падежа подразумевает способность что-то творить, совершать действие при помощи какого-то “предмета-орудия”. Кстати, у творительного падежа есть конкретный автор - Лаврентий Зизаний (Лаврентий Тустановский) - протоиерей, известный западнорусский ученый, один из первых русских грамматиков. Именно он описал свойства этого падежа и ввёл его в обиход. Лаврентий Зизаний преподавал в львовском братском училище, потом в Бресте, затем судьба забросила его в Вильну, где в 1596 г. он издал азбуку и славянскую грамматику. Одно время Лаврентий был воспитателем у князя Александра Константиновича Острожского в Ярославле Галицком.

А предложный падеж своим названием подчёркивает возможность имени общаться с каким-либо предолгом. Своим названием он обязан М.В.Ломоносову. А ранее он назывался иначе - сказательный, (т.е. можно сказать о чём-нибудь или о ком-нибудь) и тоже имел своего автора - Мелетия Смотрицкого (Максим Григорьевич Смотрицкий). Смотрицкий тоже по праву считается одним из первых российских лингвистов, поэтому скажем о нём несколько слов.

Учился он в Острожской академии и в иезуитской коллегии в Вильно. Слушал лекции в Лейпцигском и Нюрнбергском университетах.
В 1617 г. Смотрицкий стал монахом Духова монастыря (одного из крупнейших культурных центров) и преподавал в школе при этом монастыре. В это же время он работал над «Грамматикой славянской», которая была напечатана в 1619. «Грамматика» Смотрицкого неоднократно переиздавалась. В своём труде Смотрицкий выделил такие разделы, как:: орфография, этимология, синтаксис. Именно ему принадлежит установление системы падежей, свойственных славянским языкам (в этом Смотрицкий опередил западных грамматистов, которые подгоняли падежи живых языков под нормы латинского языка); установление двух спряжений глаголов; определение (еще не совсем точное) вида глаголов. «Грамматика» Смотрицкого имеет и раздел о стихосложении, где вместо силлабического стиха предлагается пользоваться метрическим, как более свойственным славянской речи. Его «Грамматика» насыщена множеством примеров, облегчающих усвоение грамматических правил. Смотрицкий. подчеркивал необходимость сознательного усвоения учебного материала - «умом разумей слова». Им было выдвинуто 5 ступеней обучения: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй». Очень современный путь познания, надо сказать. (с)
  Ответить с цитированием
Старый 03.04.2009, 11:43   #2   
Foka:)))
 
Аватар для werwolfik
 
Сообщений: 1,227
Регистрация: 27.12.2007

werwolfik вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Avanturistka Посмотреть сообщение
А помните “трудный” случай родительного падежа, при котором надо различать формы стакан чая и стакан чаю (последняя форма, кстати, употребляется реже и реже)? Поэтому лингвисты говорят даже о существовании не шести, а восьми падежей. Так, В.В.Виноградов выделял ещё количественно-отделительный, а предложный падеж разделял на местный и изъяснительный. Но это всё научные гипотезы. Из школьной практики мы знаем, что падежей всё же шесть. Тем не менее, интересных вопросов на эту тему множество.
Как раз хотела спросить. В финском языке падежей 15 и частичный падеж (партитив) один из основных после номинатива и генитива. Если сравнивать его с русским, то вспоминается именно "Я выпил чай" и "Я выпил чаю".
А какие в русском языке еще есть слова, которые можно также употреблять в частичном значении?
  Ответить с цитированием
Старый 03.04.2009, 18:53   #3   
Registered User
 
Сообщений: 3,343
Регистрация: 09.08.2006

S&Y вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от werwolfik Посмотреть сообщение
А какие в русском языке еще есть слова, которые можно также употреблять в частичном значении?
Съел сахар - съел сахару.
Выпил коньяк - выпил коньяку.

Это навскидку вспомнилось.
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind