Старый 27.12.2004, 03:22   #241   
Форумец
 
Сообщений: 28
Регистрация: 25.12.2004
Возраст: 37

JuliaVol вне форума Не в сети
Цитата:
Таким образом, апостол Павел противопоставил философию Эпикура и христианское мировоззрение.
Не спорю, это существенное отличие. Но никто же не отождествляет эпикуреизм с христианством, так? Я говорю, что понятия о свободе в обоих мировоззрениях вполне совместимы. А учение об эйдосах к свободе имеет мало отношения.

Цитата:
Главные препятствия к счастью: страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страх перед смертью и страх перед загробным миром.
В том-то и дело, что "боги". Языческие то есть. Просто припомните, какими были боги древнегреческих мифов и что сулил язычникам загробный мир. Может быть, живи Эпикур после Рождества Христова, его учение было бы несколько иным?

Язычник легко может предположить, что боги обитают в "метакосмиях", хотя бы потому, что человек мыслящий легко отвергает миф. Почему бы Зевсу с Герою не попивать в свое удовольствие нектар где-нибудь в междумирье? Почему бы Артемиде не охотиться в метакосмических лесах? По эпикурейской философии это очень даже понятно: если цель существования - удовольствие, а боги имеют все, что пожелают (им доступны любые наслаждения), то зачем, спрашивается, им надо вмешиваться в дела земные, на их блаженное существование ну никак не влияющие? Ибо мифологические боги - слишком человечны.

В христианском же мировоззрении Бог - Сущность изначально сверхчеловеческая, мотивы Которой простым смертным непонятны. Все что нам известно об Этой Сущности, это то, что Она имеет постоянный интерес в существовании и развитии этого мира, что Она самодостаточна и реализует себя в творческом акте. Такое существование неразделимо связано с этим миром, а следовательно, Эпикуру бы ничего другого не оставалось, как либо признать вмешательство Бога и связь Его с миром людей, либо отвергнуть Бога вообще (чего он не решился сделать даже по отношению к мифологическим божествам). Но Эпикуру не приходилось стоять перед этим выбором: ему был неизвестен Единый Бог.

Далее. Эпикур "освобождал" человека от страха смерти. Иисус, как ни странно, тоже: "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего сделать..." Но тут же Иисус добавляет: "Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну..." Это и есть страх перед загробным миром.

Но каков был загробный мир древнегреческих мифов? Фактически, никакого рая в них не предусматривалось. Был Аид (или ад), где души вечно влачили свое бессмертное существование в виде теней. А то, каким был человек при жизни, определяло лишь меру наказания в этом Аиде: вспомните Сизифа, обреченного вечно толкать камень (кстати, в наказание за оскорбление богов). Такого загробного мира бояться надо было по-любому, кем бы ты ни был.

Таким образом, мы видим существенное отличие между условиями формирования философии Эпикура и христианским мировоззрением. Дело в том, что, по Эпикуру, единственно верный путь к счастью - не бояться загробного мира со всеми его ужасами, который наступил бы непременно. А следовательно, какая разница - верить в него или нет? Как у нас говорят - "забей и не парься!"

Это настроение безысходности и безнадежности человеческого бытия, свойственное языческому мировоззрению. Эпикур учит отвергать такое состояние ради обретения счастья. И правильно делает. Христианство ведь тоже учит тому, что отчаяние - недопустимо, так?

А Христос предлагает иной путь обретения счастья и свободы, т.е. путь "спасения". Он учит, что если мы будем в течение жизни стремиться к Богу, то по ее окончании достигнем своей цели. Следовательно, бояться геенны стоит только грешникам; если ты чист - тебе нечего бояться. Ты счастлив. Конечно, страх перед "геенной огненной" остается, но появляется выбор - либо ты идешь по пути спасения души и свободен от страха, либо - губишь свою душу, ввергая ее в ад. Такого выбора не могло быть у язычника Эпикура, ибо для него в качестве загробного мира существовал лишь ад. И тогда он просто отверг возможность существования загробной жизни, дабы сама земная жизнь в этот ад не превратилась.
 
Старый 28.12.2004, 08:33   #242   
Исследователь
 
Аватар для Mc-Masters
 
Сообщений: 1,485
Регистрация: 14.11.2004
Возраст: 40
Записей в дневнике: 1

Mc-Masters вне форума Не в сети
JuliaVol
В жизни бы не подумал, что девушке может нравиться философия!
Цитата:
Может быть, живи Эпикур после Рождества Христова, его учение было бы несколько иным?
Эпикуреизм просуществовал до III века н. э. Известно имя одного эпикурейца поздней эпохи — Диогена из Эноанды, составившего сводку эпикуровского учения и записавшего ее на каменной стеле, фрагменты которой были найдены в 1884 году.

Потом эпикуреизм возродился в первой четверти XV века, когда гуманистами была осознана не только ценность земной жизни, но и оправданы разнообразные телесные и душевные потребности человека, тогда и сформировался подлинный интерес к эвдемоническим исканиям Эпикура.

Как видите, и после Христа учение Эпикура не сильно изменилось и не потеряло своих последователей.
Цитата:
Эпикуру не приходилось стоять перед этим выбором: ему был неизвестен Единый Бог
Позвольте привести цитату из книги "Закат Европы" О. Шпенглера: "Римлянин находил в притязании Иеговы быть Единым Богом что-то атеистическое. Один Бог для него совсем не был Богом. Отсюда происходит сильное нерасположение всего греко-римского народного сознания к философам, поскольку они были пантеистами, и, следовательно, безбожниками". стр. 597.

Похожие мысли есть у А. А. Цуркана в книге "Феномен трагического в Греции V века до н. э. Социально-философские аспекты" на стр. 92.
Цитата:
Был Аид (или ад), где души вечно влачили свое бессмертное существование в виде теней
А Вы никогда не задумывались над тем, что православный ад может быть таким же посягательством на свободу человека? Такое, своего рода, пугало. Сначала людей в церковь заманивали любовью, добротой. А когда это перестало работать, в дело пошло запугивание. В результате мы имеем религию страха.
Цитата:
Я говорю, что понятия о свободе в обоих мировоззрениях вполне совместимы
Что-то сходное есть, конечно. Просто тогда возникает вопрос: почему в 50 году н. э. в Афинах эпикурейцы спорили с апостолом Павлом?

Деяния 17:17-20: "Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.

И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши".

Что случилось дальше, Вы можете прочитать в своей Библии.
 
Старый 28.12.2004, 11:12   #243   
Ворчун
 
Сообщений: 2,781
Регистрация: 14.01.2003
Возраст: 48

Сержант вне форума Не в сети
Mc-Masters, не превыше ли Бог единства? И не превыше ли Он множественности?

Цитата:
В результате мы имеем религию страха.
Неужели ты серьезно? "Страх Ада" значения не имеет. Имеет значение только "Страх Божий".
 
Старый 28.12.2004, 11:19   #244   
СамЭц
 
Аватар для Flyfisherman
 
Сообщений: 24,608
Регистрация: 20.09.2004

Flyfisherman вне форума Не в сети
Сержант "Страх Божий "
Тоже звучит като не очень
 
Старый 28.12.2004, 16:05   #245   
Исследователь
 
Аватар для Mc-Masters
 
Сообщений: 1,485
Регистрация: 14.11.2004
Возраст: 40
Записей в дневнике: 1

Mc-Masters вне форума Не в сети
Сержант

Да согласен я с Вами! Страх разочаровать Бога своими неправедными поступками должен быть у каждого христианина. Об этом Библия говорит 20 раз, например,

2 Паралипоменон 19:7: "Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства".

Или Иов 27:28: "И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум".
 
Старый 29.12.2004, 04:52   #246   
Форумец
 
Сообщений: 28
Регистрация: 25.12.2004
Возраст: 37

JuliaVol вне форума Не в сети
Mc-Masters
Цитата:
В жизни бы не подумал, что девушке может нравиться философия!
Спасибо. Но это не столько тяга к философским рассуждениям, сколько желание понять мир.

Цитата:
Как видите, и после Христа учение Эпикура не сильно изменилось и не потеряло своих последователей.
Я имела в виду в первую очередь основоположника учения, самого Эпикура. А что касается его последователей, то, наверное, для многих, живших и до, и после Христа, была привлекательна идея ПОЛНОЙ свободы, которую предлагала философия эпикурейцев. Я уже говорила, что это учение весьма опасно в своих крайностях. На самом деле, полная свобода, обещанная эпикурейцами, свободой не является. Эпикур освободил своих учеников от страха смерти, загробной жизни и страха перед богами, но при этом сделал их рабами своих собственных страстей. Но зачем нам, вместо того чтобы извлечь из этого учения зерно мудрости, ударяться в крайности эпикуреизма?

Цитата:
Отсюда происходит сильное нерасположение всего греко-римского народного сознания к философам, поскольку они были пантеистами, и, следовательно, безбожниками
Что ж, Эпикур, видимо, к пантеизму не тяготел. Он действительно предпочел отвергнуть идею единого вездесущего Бога, ибо Он никак не помещался в его метакосмиях.

Цитата:
А Вы никогда не задумывались над тем, что православный ад может быть таким же посягательством на свободу человека?
Задумывалась, и неоднократно. В частности, зачем в церквях на стенах помещаются "адские" сюжеты (типа, сатана, пожирающий души грешников)? Церковь - дом Господа. Причем тут ад? Я понимаю, что это для того, чтобы предостеречь людей от совершения грехов. Но опять же, храм - дом Господа. Там не должно быть места страху. Не логичнее ли было бы размещать такие картины снаружи?
Это во-первых. А во-вторых, Иисус ни разу достаточно четко не объяснял ничего об аде, как можно судить по изложению его учения апостолами (или я что-то пропустила - исправьте меня, в таком случае). Тогда откуда такое ясное представление о загробной жизни грешников у христиан?

Цитата:
Что случилось дальше, Вы можете прочитать в своей Библии.
"Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
Итак Павел вышел из среды их."

Так, воскресение мертвых философам не понравилось. А по остальным пунктам, я понимаю, у них особых возражений не было?..

"Некоторые же мужи, приставши к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними".

Видимо, им принять христианское мировоззрение не помешало даже воскресение мертвых.

Сержант, Mc-Masters
Цитата:
Неужели ты серьезно? "Страх Ада" значения не имеет. Имеет значение только "Страх Божий".
Как-то раз захотелось мне разобраться, что означает этот самый страх, почему-то возводимый в ранг добродетели. Так вот, порассуждав, пришла вот к какому выводу.

Страх Божий - это понимание и ощущение того, что где бы мы не находились и что бы мы не делали, Бог наблюдает за нами и знает наши поступки и помыслы. Мы ни на секунду, на самом деле, не остаемся в полном одиночестве. Всякое преступленье, как бы "чисто" оно не было совершено, имеет самого зоркого и самого неподкупного свидетеля, причем свидетеля, судью и обвинителя в одном лице. Жить с таким ощущением - значит обладать добродетелью страха перед Богом (согласна, тут - явное расхождение с эпикуреизмом).
Кстати, Mc-Masters, я что-то такое слышала, что если человек имеет привычку в блокноте, записной книжке, на полях и т.д. рисовать глаз, то этот самый глаз - символ страха (Вы как психолог не дадите соврать). Вообще, пример довольно показательный.
 
Старый 29.12.2004, 12:08   #247   
Исследователь
 
Аватар для Mc-Masters
 
Сообщений: 1,485
Регистрация: 14.11.2004
Возраст: 40
Записей в дневнике: 1

Mc-Masters вне форума Не в сети
JuliaVol
Цитата:
это не столько тяга к философским рассуждениям, сколько желание понять мир
Я о том же.
Писал об этом вот здесь:
http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...704#post688704
И вот здесь: http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...322#post687322
Цитата:
для многих, живших и до, и после Христа, была привлекательна идея ПОЛНОЙ свободы
Тут Вы абсолютно правы, так как многие ошибочно трактуют эпикуреизм как гедонизм (об этом даже в СЭС написано). Но здесь есть существенные отличия, так как гедонизм (от греч. Hedone) – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Сам Эпикур практически не имел никакого отношения к этому направлению, так как его основателям был, по сути, Аристипп (ученик Сократа из Кирены в Северной Африке) и киренская школа во 2-ой половине 5 века – начале 4 века до н. э.

Эпикур в послании к Менекею пишет: "Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог".
Цитата:
На самом деле, полная свобода, обещанная эпикурейцами, свободой не является
Естесственно! На самом деле их этический принцип был чистой воды эвдемонизмом. Ну, к демонизму это никакого отношения не имеет. Эвдемонизм – это такое этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. Eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древне-греческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, её независимости от внешнего мира. Вот, что я имел ввиду, когда говорил о асоциальной философии эпикурейцев. Ведь правило Эпикура - «живи незаметно».
Цитата:
Эпикур освободил своих учеников от страха смерти, загробной жизни и страха перед богами, но при этом сделал их рабами своих собственных страстей
Отвечу как психолог. Эпикуреизм зачастую трактуется как мировоззрение, возникшее на почве извращённого толкования этического учения Эпикура как стремления к удовлетворению чувственных инстинктов и достижению личного блага; склонность к чувственным удовольствиям, к изнеженной жизни. («Словарь практического психолога», Виктор Борисович Шапарь).
Цитата:
Эпикур, видимо, к пантеизму не тяготел
Конечно. (См. выше) Так как он сам был носителем греко-римского народного сознания. Я именно с этой позиции цитировал О. Шпенглера. Пантеизм, как таковой, если не брать в рассчёт мифологическое сознание, возник в эпоху Возрождения, был развит Николаем Кузанским и привёл к онтологическому редукционизму.
Цитата:
Так, воскресение мертвых философам не понравилось.
На основании того, что сказал Павел об Иисусе и воскресении, философы спорили с ним: «Кажется, он проповедует о чужих божествах». Это было серьезным обвинением, так как Сократ потерял свою жизнь на основании такого же обвинения.
Цитата:
Иисус ни разу достаточно четко не объяснял ничего об аде, как можно судить по изложению его учения апостолами. Тогда откуда такое ясное представление о загробной жизни грешников у христиан?
Я уже сто раз тут на форуме нисал о том, что учение об адских муках только позорит Бога (я уже не говорю о том, что оно не находит своего подтверждения в Библии).
Например, вот здесь: http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...0&pagenumber=2
http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...0&pagenumber=3
http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...912#post667912
И ещё вот в этом топике: http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...0&pagenumber=2
http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...947#post648947
Повторюсь.
В предисловии к своему переводу Библии переводчик Уильям Тиндаль (ок. 1492 - 1536 гг.) писал: «Кто говорит, что души умерших находятся на небе, в аду или в чистилище, тот разрушает аргументы, которыми Христос и Павел доказывают воскресение... Если душа на небе, то скажи мне, для чего тогда воскресение».
 
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind