Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Музыка не в миноре и не в мажоре |
|
Опции темы |
23.06.2003, 08:16 | #1 |
Форумец
Сообщений: 791
Регистрация: 09.01.2003
Не в сети |
Музыка не в миноре и не в мажоре
Я не музыкант, так что прошу прощения, что влезаю в этот форум...
Сейчас в музыке господствуют два лада - мажор и минор. Но AFAIK так было не всегда. Были (есть?) и другие музыкальные лады (не знаю, правда, какие ). Кто нибудь их сейчас использует? Кого послушать? |
23.06.2003, 15:12 | #3 |
студия
Сообщений: 4,504
Регистрация: 15.10.2002
Возраст: 46
Не в сети |
Есть масса, во-первых, так называемых ладов: ионийский (совпадающий с простым мажором), дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский (натуральный минор), гипофригийский (с уменьшенной квинтой в основе). Это семиступенные диатонические. Кроме того, есть подголянский и огромная куча ладов с ограниченной транспозицией (целотонный, хроматический, 2-1, 1-2 и тому подобное) плюс авторские ("лады Шостаковича", к прмиеру). Во всех этих ладах есть музыка, не являющаяся, строго говоря, ни мажором, ни минором.
Во-вторых, существует так называемый мажоро-минор -- это проще сыграть, чем объяснить. Самое простое -- когда одновременно с ля-мажором употребляются фа-мажор, до-мажор, соль-минор и другие тональности, по степеням родства (или количеству общих нот, если совсем уже примитивно) более близкие ля-минору, чем мажору. Наконец, есть современные техники письма (ну, современные для начала 20 века ): додекафония, например. Там вообще все ноты равноправные, даже и опорная (тоника, в смысле) не всегда присутствует. |
23.06.2003, 15:38 | #4 |
Форумец
Сообщений: 791
Регистрация: 09.01.2003
Не в сети |
SpeedWay Ну, Эрика уже ответила (а я и не сомневался ), а я имел в виду примерно вот это:
"В Раннем Средневековье сложилось восемь устойчивых ладов, то есть восемь характерных для той или иной музыки наборов звуков. Их названия, и, отчасти, структуру, средневековые теоретики музыки переняли у древнегреческих музыкантов. Каждый из таких ладов, выражая определенные настроения, предполагал и характерные мелодические обороты. Так первый из ладов (дорийский) воспринимался как подвижный, ловкий, пригодный для выражения любого чувства; второй (гиподорийский) - как серьезный и плачевный, глухо-торжественный и жалобный; третий (фригийский) казался стремительным, возбужденным и изобиловал мелодическими скачками. Из восьми средневековых ладов до настоящего времени в массовой профессиональной музыке "дожили" лишь эолийский (сегодня его называют минором) и ионийский (мажор)." (http://www.countries.ru/library/midd...s/srvmusic.htm) |
23.06.2003, 19:13 | #6 |
студия
Сообщений: 4,504
Регистрация: 15.10.2002
Возраст: 46
Не в сети |
SpeedWay Фиг ты, извини, угадал. В "ладах" не бывает аккордов. Есть мелодия, требующая аккордов или гармонического сопровождения/оформления/подтекста вообще, а есть МОНОДИЯ, в которой есть опорный звук и в принципе нет гармонии -- и быть не может по определению. Так вот, лады, как правило, звучат в монодическом стиле изложения.
Конечно, некоторые лады, например, дорийский (то есть минор с высокой шестой ступенью) сплощь и рядом используются и в более новой (чем 16 век) музыке: у Дебюсси, Хиндемита, Орфа, еще много кого... Так что вот. |
24.06.2003, 07:57 | #7 |
Форумец
Сообщений: 791
Регистрация: 09.01.2003
Не в сети |
Понятно, тогда я утрирую свой вопрос. Кто-нибудь из современных музыкантов играет музыку европейского Средневековья, ну или стилизацию под нее? Я тут недавно прочитал "Лангедокский цикл" Елены Хаецкой, хочется услышать, как пели и играли провансальские трубадуры.
Пардон, правильно прованские менестрели. |
30.11.2004, 09:04 | #22 |
Форумец
Сообщений: 6,010
Регистрация: 27.11.2004
Возраст: 39
Не в сети |
Я не совсем понял тему - "мажор и минор" - речь идет о диатонических ладах вообще или только о натуральных мажоре и миноре?
но в любом случае, блин, чуваки, в каком ауле вы живете, если говорите, что семиступенные диатонические лады остались в средневековье? Они сплошь и рядом исп. в роке, особенно дорийский минор и миксолидийский мажор, реже фригийский минор. Существует еще куча условно диатонических ладов - где одна или две ступени изменены: гармонический минор, фригийский мажор, цыганский минор. Ну и, в конце концов, самые ядовитые - хроматические лады (где встречается более одного полутона подряд - но, в принципе, понятие хроматического лада сложнее). Если ты хочешь послушать кого-то, кто играет не в нат. мажоре и не в нат. миноре, легче сказать, что тебе не слушать. послушай Блэкмора, что ли - он любит условно-диатонические лады про джаз я вообще молчу. |