Старый 06.03.2010, 11:44   #1   
Форумец
 
Аватар для ДядяВаня
 
Сообщений: 29
Регистрация: 18.03.2007
Возраст: 59

ДядяВаня вне форума Не в сети
Каменский район

Родственная тема:

Поселок городского типа Каменка

-------------



Каменский район расположен в западной части Воронежской области на правобережье Дона. Граничит с Белгородской областью на западе, а также с Острогожским, Лискинским, Павловским, Подгоренским и Ольховатским районами Воронежской области. Район был выделен в 1973 г. из территорий Острогожского, Лискинского и Подгоренского районов. Административный центр — поселок городского типа Каменка. По территории района проходят железная дорога Воронеж — Ростов и шоссе Воронеж — Россошь.

В 1-й половине XVII в. в северо-восточной части современного Каменского района, примыкающей к Дону, существовал Марковский ухожей — ненаселенная территория, сдаваемая в аренду для рыбной ловли и пушного промысла. Ухожей получил название по р. Марку, правому притоку Дона. Как и большинство воронежских откупных ухожьев, Марковский ухожей стал сдаваться воронежским воеводой «на откуп» с 1 сентября 1614 г. По свидетельству «Дозорной книги 1615 года», арендатором ухожья был тогда воронежский служилый человек Сергей Мещеряков.
В 1652 г., после основания Острогожска, ухожей был отдан острогожским черкасам — украинским переселенцам, перешедшим на жительство в Воронежский край. По предположению В. А. Прохорова, небольшое поселение на месте Марковского ухожья возникло в 60-е гг. XVII в. Оно упоминалось в отписке коротоякского воеводы М. Ознобишина в Москву, посланной в конце марта 1671 г. Воевода сообщал: «В Марковской вотчине живут острогожские жители русские люди человек с десять». Эти люди, видимо, являлись первыми поселенцами будущего села Марки.
Появление большинства постоянных поселений на территории района относится к 1-й половине XVIII в. В начале XVIII в. три казачьих семьи, вышедшие из Острогожска, основали хутор Евдаково, впоследствии ставший селом. Название произошло от фамилии первопоселенца Евдакова. Другой переселенец из Острогожска по фамилии Карпенков положил начало селу Карпенково. Не позднее середины XVIII в. возникли села Татарино и Сончино.
К этому же времени относится возникновение хутора Каменки. Начало ему положили выходцы из Острогожска. Известны их фамилии: Вуколенко, Котляров, Лепехов, Ризниченко и др. По данным 1767 г., в Каменке насчитывалось девять дворов.
В XIX в. территория района входила в состав Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1871 г. здесь было закончено строительство желез-нодорожной линии Воронеж — Ростов. В годы первой русской революции в ноябре-декабре 1905 г. крестьяне с. Марки произвели порубки леса в имении помещика Станкевича, за что были подвергнуты тюремному заключению. Кроме того, в 1905 г. волнения охватили с. Трехстенки и ел. Щучье.
Важным событием истории района в советский период стало строительство в 1930 г. в Каменке Евдаковского жирокомбината, который и ныне является одним из крупнейших предприятий пищевой промышленности Воронежской области. В 1935 г. на территории нынешнего Каменского района был образован Евдаковский район с центром в Каменке. В 1937 г. Каменка стала рабочим поселком.
С июля 1942 г. по январь 1943 г. территория района была оккупирована фашистами. Уже в июле 1942 г. в с. Евдаково создан партизанский отряд «За Родину» из 20 человек. В январе 1943 г. в пределах района во время Острогожско-Россошанской операции была окружена крупная вражеская группировка.
Уроженцем Каменского района был Герой Советского Союза С. П. Захарченко (1924—1943), который учился в Кручанской неполной средней школе и окончил Каменскую среднюю школу.
В селе Татарино с 1900 по 1958 г. работал педагог, награжденный двумя орденами Ленина, П. П. Писаренко (1883—1968). Последние годы жизни провел в Каменке, где и похоронен.
В 1962 г. Евдаковский район был включен на правах сельского района в Подгоренское колхозно-совхозное управление. В 1963 г. Евдаковский район был упразднен, а его территория вошла в состав Острогожского и Подгоренского районов. В 1973 г. на территории бывшего Евдаковского района был создан существующий ныне Каменский район. В соответствии с Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 10 апреля 1973 г. «Об образовании Каменского района Воронежской области» в его состав были переданы: из Острогожского района — Волчанский, Дегтярнинский, Евдаковский, Татаринский, Тхоревский сельсоветы и рабочий поселок Каменка; из Подгоренского — Карпенковский, Коденцовский, Сончинский и Трехстенский сельсоветы;.из Лискинского района — Марковский сельсовет.

Источник

Последний раз редактировалось SERG16; 04.03.2013 в 22:47.
  Ответить с цитированием
Старый 17.06.2011, 13:43   #2   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Село Верхние Марки.

В 1863 году в центре села была построена каменная церковь Воздвижения Креста. Дмитрий Самбикин пишет следующее: "Крестовоздвиженская церковь в слободе Верхние Марки Острогожского уезда, каменная с колокольней. Построена в 1863 г. Один штат. Земли 33 десятины. Прихожан 1 450 душ. Приписаны: хутор Волчий (3 версты) и х. Александровка.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Церковь Воздвиженья, с. В. Марки, Каменский р-н (2).jpg
Просмотров: 94
Размер:	494.3 Кб
ID:	1367223  
  Ответить с цитированием
Старый 27.01.2012, 16:21   #3   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
В одной из своих поездок увидела интересное название хутора - Фриденфельд Карпенковского сельского поселения.
Из книги Л.В. Кригер "Каменские дали".
Был основан как немецкая колония выходцами из с. Рыбенсдорф (с. Рыбное Острогожского района) во второй половине Х1Х века. В начале ХХ века в колонии проживали около 100 человек. В 1941 году коренные жители - немцы - так же, как и по остальным немецким колониям области, были выселены. После освобождения территории района от немецко-фашистских оккупантов хутор был вновь заселен, но уже местным, русским населением.
В 2007 году в нем проживало 12 человек, в 2009 году - 8 человек.

А вот еще в газете "Коммуна" от 06.01.2012 г. - интересная статья.

"Видение во Фриденфельде"

Анна Колесникова долгие годы жила с тайной о встрече с Пресвятой Богородицей

Далеко не всем жителям Каменского района Воронежской области известен хутор с необычным для этих мест названием – Фриденфельд. В далёком 1923 году немецкие переселенцы из-под Острогожска дали ему такое название, что в переводе на русский язык звучит как «мирное поле». Но жить им здесь довелось недолго, всего лишь до осени 1941 года, когда за одну ночь все семьи были выселены в далёкую Сибирь. А почти за год до этого и произошло событие, из-за которого в округе это место считают святым, божественным.

Вместе с немецкими переселенцами, во Фриденфельде поселились и несколько семей «хохлов», среди которых были и Колесниковы. Дом их был крайним со стороны Ольховатки почти в пойме реки, а в конце огорода бил родник.

Тот день весной 1940 года Анна Колесникова запомнила на всю жизнь.

- Помню черты лица женщины с младенцем на руках, как она шла ко мне и что-то хотела сказать, - вспоминает Анна Дмитриевна.

А произошло вот что. Допоздна она заигралась тогда с подружками. Да и родители тогда детей так, как сегодня, не контролировали – в селе все друг друга знают и всегда помогут. И когда опустились сумерки, а небо покрылось набухшими облаками, Анна, которой шёл 15-й год, засобиралась домой.

Уже добегая, увидела прорывающиеся сквозь тучи светящие лучи прямо в то место, где был родник. И там, в конце огорода, по светящейся дорожке шла женщина с младенцем на руках, прямо по затопленному талой водой лугу. Для сельской девчонки первой реакцией был испуг – она что есть ног понеслась в родительский дом.

Пока наконец пришла в себя и смогла что-то рассказать матери, на дворе вновь потемнело. Мама же успокоила ребёнка и сказала, что то была Дева Мария с младенцем. Ещё и пожурила немного: «Надо было подойти, благословения попросить». Хотя потом строго сказала, чтобы никому, даже подружкам, не рассказывала об увиденном.

Как раз в те годы в стране шла жестокая борьба с религией. В соседнем хуторе людей только за то, что они посещали церковь и молились, объявили «врагами народа» и выслали с родных мест. А в школах насаждался атеизм. Где уж тут юной Ане было не испугаться видения Богоматери, находившейся «под запретом». Да что уж говорить об этом, если школьный учитель Эдуард Герц был репрессирован за то, что каждый год устраивал детям новогодние ёлки с подарками в виде конфет. «И где он только их брал?! А мы то, сельская детвора, как рады были!..» - вспоминает Анна Колесникова.

Как известно из истории, неодобрительное отношение к новогодним ёлкам возникло вскоре после смерти Ленина, хотя их проведение и не было под официальным запретом. Партийные и комсомольские активисты относились к украшению ёлок как к буржуазным пережиткам и религиозным предрассудкам. И этого было вполне достаточно, чтобы человек попал под подозрение в неблагонадёжности.

«Реабилитированы» новогодние ёлки были перед началом войны, когда праздник для детей с украшенным вечнозелёным деревом устроили в Колонном зале Дома Союзов. Но в провинции «идейные товарищи» ещё долго использовали новогоднюю ёлку как повод для сведения счётов с «подкулачниками»…

Вот и молчала Анна Дмитриевна об увиденном до 90-х годов прошлого века, хотя молва о святом месте уже шла в народе.

- Большинство жителей хутора составляли немецкие семьи — Шарф, Граф, Богер, Фрик, Кель, Шварц и другие, - вспоминает Анна Дмитриевна. - Какие это порядочные люди! У нас никогда пьянства не было, все старательно трудились, готовы были друг другу на помощь прийти. У немцев палисадник аккуратный, крыша черепицей или железом покрыта – и мы себе стараемся не отстать. В то же время никогда и в голову никому не приходило делить людей по национальностям. Когда их выселили в 1941 году, мы думали, что это какая-то ошибка, что они вот-вот вернутся… А вернулись некоторые только, в середине 70-х годов, да и то только для того, чтобы посмотреть, что осталось на их малой родине.
Родник, где Анна увидела Пресвятую Богородицу, бил у сломанного дерева, запечатленного на этой фотографии.
Анна Дмитриевна всматривается в старые фотографии и показывает нам своих повзрослевших подруг, которые живут теперь кто всё ещё в Сибири, а кто и в Германии: Эльза, Фрида… Именно тогда, в 1941 году, хутор Фриденфельд опустел. А после войны местный колхоз влился в соседний. Школа также уже никогда не возродилась. Иссяк и родник после того, как рядом построили автомобильную дорогу. Сегодня здесь осталось два жилых дома, да на лето приезжают несколько бывших уроженцев хутора. Вот они-то да коренная хуторянка Лидия Панкова, уже много лет живущая в Москве, и решили сохранить память о явлении Богородицы в Фриденфельде и построить на месте видения часовню.
В этом их поддерживают глава Администрации Карпенковского сельского поселения Иван Кулаков, на территории которого расположен хутор, и генеральный директор ООО «Ольховлогское» Василий Коротких, хозяйствующий на этой земле.
И может быть, пройдёт немного времени, и паломники в «Русскую Палестину» – монастырь в Костомарово, что в соседнем Подгоренском районе Воронежской области, будут считать своим долгом посетить часовню на месте видения Пресвятой Богородицы у хутора с необычным русскому слуху названием Фриденфельд.

Дмитрий Денисенко

Каменский район Воронежской области

Справка

Считается, что Пресвятая Дева Мария помогает христианам. Об этом свидетельствуют многочисленные чудеса и явления Пресвятой Богородицы.
Праздник Покрова Божией Матери установлен в память видения святым Андреем Богоматери, покрывающей своим омофором (длинным платком-покровом) христиан во Влахернском храме во время осады Константинополя врагами в Х веке. В четвёртый час ночи блаженный увидел величественную Богоматерь, идущую от царских врат, поддерживаемую святыми Предтечею и Иоанном Богословом, а многие святые предшествовали ей; иные следовали за ней, пели гимны и духовные песни. Пресвятая Богородица подошла к престолу и молилась за православный народ. По окончании молитвы она сняла со своей головы покрывало и распростёрла его над всем стоящим народом. Город был спасён.
Незадолго до большевистской революции в России, 13 мая 1917 года, Божия Матерь явилась трём португальским детям-пастухам в Фатиме. После этого Пресвятая Богородица в течение нескольких месяцев, окружённая сиянием, являлась детям. На это со всех краёв Португалии стекались верующие.
С июня 1981 года Божия Матерь стала являться людям на горе в Междугорье (Югославия). Сюда стекалось иногда до десяти тысяч человек. Пресвятую Богородицу видели в неземном сиянии. Часто Божия Матерь, плача, говорила людям: «Мир, мир! Земля не будет спасена, если на ней не установится мир. Он наступит только, если люди найдут Бога…» Вскоре в стране разразилась жестокая гражданская война.
На Пасху 1985 года в городе Львове во время служения митрополита Иоанна в соборе во имя Святой Богородицы и при многочисленной толпе верующих вдруг в просвете окна появилось облако, сияющее, как луч солнца. Постепенно оно сформировалось в человеческую фигуру, и все признали в ней Богородицу. В духовном порыве люди начали громко молиться и взывать о помощи. Люди, стоящие снаружи, тоже увидели в окне образ Богоматери и старались войти в церковь и громко молились. Толпа всё увеличивалась, слух о чуде распространился с быстротой молнии. Все усилия милиции разогнать молящихся были тщетны. И вдруг Богородица заговорила: «Молитесь, кайтесь в своих грехах, так как осталось очень мало времени…» В этом году был объявлен курс на перестройку, а через пять лет большой страны – Советского Союза – не стало.

Источник: газета «Коммуна» №1 (25829), 06.01.2012г.
  Ответить с цитированием
Старый 10.10.2013, 07:53   #4   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Всех до единого назвать

В Каменском районе Воронежской области, на территории сельского поселения Евдаково, завершена реконструкция памятника погибшим землякам и воинского захоронения под номером 484.

Сооружённый в 1970 году по проекту жителя села Евдаково Алексея Пономарёва, мемориал внешне не изменился. Но его основание приподняли, укрепили и обложили керамогранитной плиткой.

Огороженная территория площадью более одного квадратного километра вокруг памятника очищена от деревьев и кустарников, выложена брусчаткой. Сделаны газоны. Появился здесь и Вечный огонь.

Но главное, к ста тридцати двум именам и фамилиям погибших в Великую Отечественную войну воинов-земляков из Евдаково и хутора Ляпино добавлены ещё 110 имён и фамилий не вернувшихся с фронтов жителей хутора Ясеново и села Щербаково.

Александр Карецкий

Источник: газета «Коммуна» № 149 (26171), 10.10. 2013 г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 10memm.jpg
Просмотров: 49
Размер:	29.8 Кб
ID:	2334777  
  Ответить с цитированием
Старый 07.03.2014, 09:24   #5   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
с. Татарино.
Основано в 1711 году крестьянами-однодворцами из Белогорья при балках Красной и Студеной. Входило в состав Коротоякского, Бирючинского уездов. В 1789 году в Татарино построены Николаевская, в 1822 году - Сретенская церковь. В 1900 году в селе имелись 1 общественное здание, школа, 29 ветряных мельниц, винная лавка. В 1918 году в Татарино был организован партизанский отряд, который участвовал в разгроме белоказаков под Ольховаткой и Шелякино, отряда анархиста Сахарова и других. В 1939 году на базе прежней земской школы, а затем семилетки открыта средняя школа, где в 1901-1957 годах работал учителем П.П. Писаренко (1883-1968), дважды награжденный орденом Ленина.
В 1930 году образован первый колхоз "Красный партизан". С июля 1942 года по январь 1943 года село было в оккупации. При освобождении села погиб Михаил Григорьевич Елисеев (1899-17.1.-1943). - Герой Советского Союза (19.6.1943). Отличился в ходе Воронежско-Касторненской операции 1943 г. - в бою 17.1.1943 года с колонной вражеской бронетехники в районе деревни Татарино Евдаковского района. Младший сержант Елисеев погиб в этом бою. Имя Елисеева носят улицы в селе Татарино Каменского района и городе Волжск (Марийская Республика), там же установлены мемориальные доски, на могиле Елисеева установлен памятник (1976).
В 1952 году в местном клубе возник фольклорно-этнографический ансамбль "Калинушка". В 1957 году село электрофицировано. В 1976 году открылся новый Дом культуры.

Материал взят из "Воронежской энциклопедии", 2008 г. и "Военно-историческая энциклопедия", т. 1.
  Ответить с цитированием
Старый 05.04.2014, 16:18   #6   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Коммуна, 05.04.2014

Опалённое войной детство

Книжная полка

Каменка поведала о судьбах своих «детей войны». Правдивая и пронзительная получилась книга судеб человеческих. Больших и маленьких – разных. Но не сломленных шквалами военного лихолетья, не надорвавшихся в бороздах послевоенных недоразминированных полей, не застуженных холодом порушенных заводских цехов, их руками восстановленных. И не потерявшихся на длинных дорогах затянувшегося признания их надрывного подвига. Да и названа книга словами, стоящими на разных полюсах жизни, – «Война и дети».

Николай Кардашов

В Каменском районе Воронежской области в общественно-патриотической организации «Дети военного времени» более 1500 человек, по детству которых пролязгала тяжёлыми гусеницами война. И чуть больше чем о шестидесяти их судьбах успела рассказать книга, инициированная руководителем организации Анатолием Смолиговцом. Обжигающие строчки читать без волнения нельзя.

Её герои пронзительно помнят жизнь малолетками в оккупации. Многих плётками и прикладами немцы гоняли в раскисшую осеннюю степь строить «берлинку» - железную «дорогу на костях». А Екатерина Заикина – и в прямом смысле ребёнок войны: родилась 6 января 43-го прямо у морозной насыпи «берлинки». Полицаи пригнали туда её беременную маму таскать носилки с землёю. Наклонилась она поднять очередную поклажу и потеряла сознание от адской боли. Когда очнулась - в снегу кричал родившийся ребёнок. Соседский паренёк Пронька поднял женщину, положил ей в подол девочку. Подошёл мадьяр, протянул лопату: «Матка, шнель, шнель хата!». Екатерина Петровна до сих пор хранит ту лопату-спасительницу, помогшую её маме одолеть заснеженные вёрсты с коченеющим ребёнком, прижатым к груди.

У Владимира Поцус своя судьба: «В 41-м я 12-летним пацаном стал с другими подростками рабочим масложиркомбината – таскал носилки к транспортёру. Немецкая бомба попала в цех, и мне осколком перебило руку. Бегу домой, а навстречу директор школы: сгрёб меня в охапку – и в больницу. А там на носилках - одноклассница Нина Ревина, ей осколком живот разорвало. Ранило и Павлика Охтырского – глаз выбило…»

Семён Саприн: «До сих пор помню, как мне, 8-летнему, всё время хотелось есть, как воровали продукты из немецкого склада, как прятались от холода в сыром подвале, как получили на отца похоронку…».

Лидия Полудень: «Немцы подожгли хату. Мать успела выбросить нас, троих детей, а братика не успела – сгорел. На пепелище мы собрали его косточки и похоронили вместе с останками незнакомого мужчины в одном гробу…».

Елена Василенко: «Нам с сестрой Катей поручили ухаживать за волами, которые от голода уже не могли подняться. Приходилось просыпаться в три часа ночи и искать сено. К посевной волы готовы были выйти в поле, за что нам объявили благодарность. Мне доверили плуг. И хотя его ручки были выше моей головы, за день я распахивала до 70 соток земли…»

Евдокия Надточиева: «В школе учиться было трудно: тетрадей не было, писали на обрывках немецких карт и обёрточной бумаге. Вместо ручек – палочки с привязанными перьями, вместо чернил – сажа, разведённая водой. В классах холод, даже чернила замерзали. А после уроков работали в хозяйстве – босиком по колючей стерне таскали снопы, на току зерно веяли. Но не стонали, понимали – это наша помощь армии…»

Мария Яковлева: «Весной 42-го сдали экзамены на трактористов и выехали в поле. Мне, 16-летней, достался трактор нашего соседа Николая Анненко, погибшего на фронте. В нашем «девичьем отряде» были Тая Пономарёва, Тоня Грудинина, Наташа Мартыненко, Вера Анненко. В прицепщиках – 12-13-летние пацаны. Норму вспашки – 4 га – выполняли все. Но урожай собрать не успели – нагрянули немцы. Свой трактор я спрятала в яру. Фашисты гоняли нас разгружать щебень и строить вместе с пленными «берлинку». Немцев прогнали, мы стали ремонтировать тракторы: болты, гайки, магнето откручивали с брошенной немецкой техники – аж руки на морозе трескались. Проработала я на тракторе восемь послевоенных лет, потом копала торф в болотах под Ленинградом и Новгородом. Мыла не было, стирали золою. Но войну мы выдержали…»

Крупицы воспоминаний, собранные бережно в одну сокровищницу-книгу. Рассказы без изысков и без стенаний. Примеряешь каждую из судеб на себя – и мороз по коже…

Ценна книга эта и главою «Говорят внуки и правнуки «детей войны». Соня Ткачёва, 4-й класс: «Война – это ошибка взрослых. И я буду рассказывать своим детям, что война – это ужасно…». Костя Василенко: «Мой дедушка выходил на бугор за селом и ждал отца с фронта. Засыпал там, но каждый день выходил. А прадедушка пропал без вести…». Лиза Лозовая, 5-й класс: «Эти люди принесли в непростую жизнь страны веру в будущее. И готовность жертвовать собой ради других».

Источник: газета «Коммуна» № 48 (26264), 05.04.2014 г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 05VOYNA.jpg
Просмотров: 28
Размер:	31.8 Кб
ID:	2458734  
  Ответить с цитированием
Старый 20.04.2015, 20:50   #7   
Форумец
 
Сообщений: 6
Регистрация: 06.08.2012
Возраст: 47

PavelP вне форума Не в сети
Меня заинтересовали школы как объекты для краеведческого исследования. Пока подготовил страницу с информацией по изменениям за последние 25 лет.
pavelp.chat.ru/ecoles/ecoles1.html
С удивлением обнаружил, что в Интернете нельзя найти очень многого. Например, почти по всем начальным школам хронология очень невнятная, обычно неизвестен даже последний реальный учебный год. А территориально меня больше всего удивил Сончинский сельсовет: по его школам в Интернете очень мало информации.

Пока что получается, что из 32 учебных заведений, действующих в районе на начало 1990 года, 13 штук ликвидированы, а 19 штук осталось. Но пока это ещё очень предварительная информацию. Так что, если у кого есть желание и возможность, предлагаю проверить мой сводный список. А то ведь несистематизированная информация нередко просто пропадает. Например сейчас в Интернете есть прекрасный очерк по школам Каменского района времени Александра II, но при этом очень много пробелов по истории школ времени Ельцина.
  Ответить с цитированием
Старый 23.04.2015, 18:47   #8   
Форумец
 
Сообщений: 6
Регистрация: 06.08.2012
Возраст: 47

PavelP вне форума Не в сети
Ещё одна интересная тема это пришкольные интернаты.
http://pavelp.chat.ru/ecoles/ecoles2.html
Лично для меня эта тема стала настоящим сюрпризом. Сейчас принято писать о том, что в СССР был хорошо развит общественный транспорт, бензин стоил дешевле газировки, а среднетоннажных грузовиков в СССР делали больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.
И это всё в принципе правильно. Плюс к этому в СССР были чрезвычайно либеральные ПДД, которые без проблем разрешали перевозку людей не только в кузовах обычных грузовиков, но даже и в прицепах.
И тем не менее в маленьком Каменском районе было не менее 7 пришкольных интернатов. Причём в некоторых сельсоветах было по два интерната. А строительство новых пришкольных интернатов специальной постройки продолжалось как минимум до 1984 года.
Так что советская власть явно не доверяла советскому общественному транспорту. Хотя в целом я вообще не понимаю логику строителей интернатов. К 1984 году период ликвидации неперспективных хуторов уже давно закончился. А во все перспективные хутора в любом случае надо было строить автодороги, так как гужевой транспорт к тому времени уже тоже ликвидировали.
Так что либо новые интернаты в 80-х годах были явно избыточной инвестицией, либо советская власть не очень то хотела строить автодороги на хутора.
  Ответить с цитированием
Старый 26.11.2015, 08:08   #9   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Коммуна, 26.11.2015

Вручены наградные знаки

Епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил чин освящения купола и накупольного креста Троицкого храма сельского поселения Сончино Каменского района.

На освящение пришли помолиться местные жители и учащиеся Сончинской школы, также присутствовали каменцы, прибывшие из районного центра. По окончании чина Архипастырь обратился к присутствующим со святительским словом.

Глава епархии, согласно указу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вручил нагрудные знаки отличия за особый вклад и участие в развитии церковной жизни района.
  Ответить с цитированием
Старый 30.05.2016, 18:45   #10   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
В продолжение поста № 2.
В Воронежской области ищут захоронение зверски убитого священника
Протоиерея Николая Сильченкова убили в октябре 1918 года в Каменском районе

В понедельник, 30 мая, сотрудники поискового отряда "Дон" приступили к поискам захоронения новомученика протоиерея Николая Сильченкова, зверски убитого в 1918 году в селе Верхние Марки Каменского района.

Как рассказал "МОЁ! Online" благочинный Каменского церковного округа Сергий Папин, благословение на обретение честных останков недавно дал епископ Россошанский и Острогожский Андрей.

Представители РПЦ намерены прославить подвижника Каменского района в лике святых и уже готовит документы для канонизации. На вопрос о том, почему этим вопросом занялись именно сейчас, Сергей Папин ответил, что, по всей видимости, так было угодно самому новомученику. Напомним, что сейчас в перечне святых, имеющих отношение к Воронежу, содержится более 90 имен.

Отец Николай с 1870-х годов служил настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Верхние Марки Каменского района. После революции Сильченкову предложили уехать, чтобы избежать гонений, но он не захотел оставлять паству.

В октябре 1918 года после службы настоятель был взят под арест представителями советской власти. Над ним издевались — выбили все зубы, вниз головой опускали в отхожее место. После всех зверств батюшку вывели на выгон и заставили копать яму. Отца Николая поставили на краю вырытой им самим могилы и расстреляли в упор. Тело священника присыпали землей так, что были видны руки и ноги. Прихожане тайно перезахоронили останки батюшки, предположительно — в ограде храма. Именно в этом месте поисковики собирают вести работы.

Из биографии отца Николая известно, что он вел подвижнический образ жизни. Школа в Верхних Марках, где до сих пор обучаются дети, была построена в 1914 году по его ходатайству перед князем Эристовым. Настоятель всегда сам исполнял церковный устав и требовал этого от других. Своих прихожан учил жизни нравственной, трудолюбию, заботился о бедных.


Подробнее: http://www.moe-online.ru/news/view/342970.html
  Ответить с цитированием
Старый 30.05.2016, 20:23   #11   
Форумец
 
Аватар для alexfromvrn
 
Сообщений: 68
Регистрация: 20.04.2016

alexfromvrn вне форума Не в сети
Не слышал никогда об этом районе.
  Ответить с цитированием
Старый 31.05.2016, 16:10   #12   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
В продолжение поста № 10.
источник: РИА "Воронеж"
Воронежские поисковики нашли останки протоиерея Николая Сильченкова
Воронежская митрополия планирует причислить его к лику святых.

Поисковики историко-патриотического объединения «Дон» обнаружили останки новомученика протоиерея Николая Сильченкова в селе Верхние Марки Каменского района в понедельник, 30 мая. Прах священнослужителя нашли в 10 м от алтаря Крестовоздвиженского храма.
— Поисковые работы начали по просьбе Россошанской и Острогожской епархии, когда появилась информация о том, где именно захоронены останки Николая Сильченкова. Структура грунта, состоящего из мела, не позволила быстро найти место захоронения, — рассказал руководитель воронежского поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин. — Информация, рассказанная местными жителями о характере повреждений при пытках протоиерея, полностью подтвердилась при обнаружении останков. У священника были выбиты передние зубы, сломана рука и нога. Его похоронили в церковном облачении со святым Евангелием и деревянным крестом.
Воронежская митрополия планирует прославить подвижника Каменского района в лике святых и уже готовит документы для канонизации.

Протоиерей Николай Сильченков родился в 1844 году в слободе Алексеевка Воронежской губернии в семье диакона. В 1865 году окончил духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Начал службу в Вознесенской церкви села Марки вторым священником, затем был переведен в Крестовоздвиженский храм села Верхние Марки настоятелем. Он являлся автором пособия «Практическое руководство при совершении приходских треб». Осенью 1918 года (по другим сведения в 1922 году) сразу после службы в храме отец Николай был арестован. Представители новой власти требовали, чтобы старец отрекся от своей веры. Его избили, вывели на выгон и заставили копать себе могилу. Пожилой священник принял мученическую смерть от пули. Ночью тело священника откопали прихожане и тайно перевезли к Крестовоздвиженскому храму родного села, где и захоронили. Информация о местонахождении погребения протоиерея Николая Сильченкова передавалась местными жителями из поколения в поколение.
  Ответить с цитированием
Старый 31.05.2016, 16:52   #13   
Форумец
 
Аватар для ЮРАЕЦ
 
Сообщений: 638
Регистрация: 16.11.2015
Возраст: 43

ЮРАЕЦ вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от vik 01 Посмотреть сообщение
В продолжение поста № 10.
источник: РИА "Воронеж"
Воронежские поисковики нашли останки протоиерея Николая Сильченкова
Воронежская митрополия планирует причислить его к лику святых.

Поисковики историко-патриотического объединения «Дон» обнаружили останки новомученика протоиерея Николая Сильченкова в селе Верхние Марки Каменского района в понедельник, 30 мая. Прах священнослужителя нашли в 10 м от алтаря Крестовоздвиженского храма.
— Поисковые работы начали по просьбе Россошанской и Острогожской епархии, когда появилась информация о том, где именно захоронены останки Николая Сильченкова. Структура грунта, состоящего из мела, не позволила быстро найти место захоронения, — рассказал руководитель воронежского поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин. — Информация, рассказанная местными жителями о характере повреждений при пытках протоиерея, полностью подтвердилась при обнаружении останков. У священника были выбиты передние зубы, сломана рука и нога. Его похоронили в церковном облачении со святым Евангелием и деревянным крестом.
Воронежская митрополия планирует прославить подвижника Каменского района в лике святых и уже готовит документы для канонизации.

Протоиерей Николай Сильченков родился в 1844 году в слободе Алексеевка Воронежской губернии в семье диакона. В 1865 году окончил духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Начал службу в Вознесенской церкви села Марки вторым священником, затем был переведен в Крестовоздвиженский храм села Верхние Марки настоятелем. Он являлся автором пособия «Практическое руководство при совершении приходских треб». Осенью 1918 года (по другим сведения в 1922 году) сразу после службы в храме отец Николай был арестован. Представители новой власти требовали, чтобы старец отрекся от своей веры. Его избили, вывели на выгон и заставили копать себе могилу. Пожилой священник принял мученическую смерть от пули. Ночью тело священника откопали прихожане и тайно перевезли к Крестовоздвиженскому храму родного села, где и захоронили. Информация о местонахождении погребения протоиерея Николая Сильченкова передавалась местными жителями из поколения в поколение.
РПЦ-ная поповская сказка...
  Ответить с цитированием
Старый 31.05.2016, 17:03   #14   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
В продолжение поста № 3.
РИА Воронеж, текст Леонид Шифрин

Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Фриденфельд

В хуторе, основанном немцами и оставленном ими в годы войны, через 90 лет остались две семьи.

РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о последних жителях умирающих хуторов и деревень Воронежской области. Журналистов интересует, сохранится ли там жизнь в ближайшие годы, или они опустеют и останутся лишь точками на карте. Корреспонденты РИА «Воронеж» отправились на хутор Фриденфельд Каменского района.

Мирное поле

Если ехать по самой короткой и безлюдной дороге с хорошим асфальтом из Каменки в Ольховатку, на фоне редких, типично русских названий деревенек и хуторков: Татарино, Орехово, Ольхов Лог – неожиданно мелькнет указатель с названием явно немецкого происхождения. Фриденфельд – хуторок, в котором живут всего четыре человека, имеет необычную историю. До начала Великой Отечественной войны большую часть хуторян составляли немецкие семьи Шарф, Граф, Кель, Богер, Карц, а по-хуторскому – Шарфовы, Графовы, Келевы, Богеровы, Карцевы.

Весной 1923 года на степную пустошь вдоль поймы речушки Ольховатки из старой немецкой колонии в селе Рыбное под Острогожском приехала первая группа обрусевших немецких переселенцев – всего 20 семей, которыми руководил Иван Гаврилович Шарф. Новому хуторку немцы дали название Фриденфельд – «Мирное поле». Вместе с ними в образовавшийся хутор из окрестных деревень переселились и две русские семьи – Божко и Колесниковы. Хуторок начал прирастать переселенцами из соседних сел и деревень, и вскоре бок о бок на хуторе, в колхозе «Третий интернационал», мирно жили потомки запорожских казаков и давно обрусевшие немцы.

Осенью 1941 года, во время наступления фашистов, войска НКВД за два дня «на всякий случай» вывезли из хутора всех немцев – их отправили в товарных вагонах в город Новокузнецк. Федора Графа, учившегося на военного летчика, увезли в ссылку. Фашисты во Фриденфельде не задержались, их сменили мадьяры, которые не слишком злобствовали на хуторе.

Всю войну и примерно до 60-х годов немецкие дома стояли нетронутыми – хуторяне ждали обратно своих добрых соседей. Но немцы осели в Сибири и потом лишь изредка приезжали проведать друзей. А в годы перестройки почти все они уехали из Сибири в Германию.

Ира Шварц и Эмма Богер, дети выселенных немцев-хуторян, переписывались с Колесниковыми, 88-летней Анной Дмитриевной и ее 59-летней дочерью Антониной, но лет десять назад связь оборвалась.

Вместе на том и этом свете

Анна Колесникова называет историю Фриденфельда «одной большой трагедией».

– Я до сих пор плачу, как вспоминаю высылку наших хуторян в Сибирь. Это были замечательные люди – трудолюбивые, непьющие. Мой муж, фронтовик Николай Федорович, умерший в 2003 году, всю жизнь вел дневник – получилось что-то вроде летописи нашего хуторка. На нашем кладбище Николай Федорович покоится возле 14-летней немки Минны Фрик, умершей в 30-х годах – вот так тесно переплелась наша общая с немцами история. Мы, как можем, ухаживаем за немецкими могилами, но от них уже остались лишь холмики, заросшие травой. Скоро и я лягу там же, – говорит пенсионерка.

У Анны Дмитриевны шестеро детей, семеро внуков и десять правнуков. Дочь Антонина в 1992 году вернулась из Сибири, где работала несколько лет, и теперь живет в родительском доме, ее брат Федор – в соседнем Ольховом Логу. В годы СССР районные власти решили было переименовать Фриденфельд в Нововоронец – при том, что хутор Воронец находится совсем рядом. Но хуторяне выступили категорически против этой затеи, и Фриденфельд не покорился чиновничьей глупости.

– Перед войной в 1940 году моей маме, которая тогда была девчонкой, прямо на краю хутора было видение Пресвятой Богородицы, – рассказывает Антонина Колесникова. – Она увидела женщину, которая шла прямо на нее по воде. А несколько лет назад наша землячка, давно жившая в Москве, Лидия Панкова решила поставить на этом месте часовенку. Лидия умерла в 2015 году, но ее сыновья уже завезли стройматериалы и нынешним летом собираются начать строительство, уже есть проект. Часовня и будет памятником всем нашим хуторянам – мертвым и живым.


Посылки в Сибирь

Фриденфельд начал умирать еще в 70-х, когда закрыли клуб, школу, медпункт, а люди стали уезжать из этих мест.

Мать и дочь Колесниковы живут в домике, построенном 35 лет назад. У них привозной газ в баллонах, магазин в Ольховом Логу, до которого полтора километра, 40 соток огорода, шесть овец, тридцать кур и десять уток. Колесниковы стригут овец и делают кизяк из овечьего навоза и соломы для топки печей зимой.

Анна Дмитриевна по причине преклонного возраста из дома почти не выходит, потому все хозяйство лежит на плечах ее детей – Антонины и Федора, который иногда приезжает помочь сестре из соседнего Ольхова Лога.

Брат с сестрой поймали овцу Белку, связали ей ноги, чтоб не брыкалась, и взяли в руки специальные овечьи ножницы, которым больше 70 лет. Сначала овца волнуется, но потом успокаивается.

– Овец надо стричь дважды в год – весной и осенью, иначе шерсть хуже будет, – объясняет Федор. – С одной овцы в среднем можно настричь 2,5 килограмма, из них получится 5-7 пар носок. После стрижки шерсть сушат, чешут и прядут. Овечья идет на носки, валенки и рукавицы, а козья – на платки. Мы своим немцам в Сибирь часто носки в подарок посылали.

После короткого отдыха брат с сестрой начинают топтать кизяки, по размеру напоминающие кирпичи длиной 40 и шириной 25 сантиметров, и такой же высоты. Десяти таких кизяков зимой хватает на сутки, чтобы протопить печь в доме. Уголь дороговат, а сырье для кизяков, благодаря постоянно жующим овцам, всегда под рукой. Овечий навоз смешивается в специальной ванночке с соломой, все это перемешивается (чаще – топчется ногами) и выкладывается в специальные формочки. Потом кизяки высыхают и складируются до зимы в сарае.

Дальше – тишина

– Мы до сих пор ждем на нашей общей земле потомков тех немцев, которые жили здесь вместе с нашими отцами-дедами до войны, – говорит Антонина. – Конечно, это только мечты, и лет через двадцать Фриденфельд точно опустеет.

Словно в подтверждение слов Антонины другая семья, хуторяне Скляровы – 57-летний Николай и 52-летняя Лидия – живут в доме, стоящем перед указателем названия хутора. Усадьба Скляровых находится уже за пределами Фриденфельда.

– Хотя мы здесь живем уже давно, все равно собираемся уезжать, – объясняет Лидия. – Либо в Ольхов Лог, либо – куда подальше, в Лиски или Острогожск. Живем, считай, на чемоданах, подыскиваем дом, покупку которого потянем по деньгам. Наши дети в Воронеже, нас с мужем тут особо ничего не держит, а главное – газ к нам так и не провели из-за неперспективности хутора, хотя еще недавно обещали.

А Колесниковы из Фриденфельда точно не уедут – и не потому, что некуда. Просто корни, которые держат их здесь, настолько крепки и глубоки, что вырвать их не получится никогда.

https://m.riavrn.ru/society/news/zab...ni-fridenfeld/
  Ответить с цитированием
Старый 13.03.2019, 06:07   #15   
Форумец
 
Сообщений: 4
Регистрация: 01.03.2019

Oksanayurganova вне форума Не в сети
Здравствуйте, воронежцы! Расскажите пожалуйста о хутор Панково Каменского района. Я занимаюсь своей родословной. Мой прапрадед Панков Иван Андреевич ~1870 г.р. , откуда он я не знаю, только могу предполагать, что из Воронежской области. Недавно нашла данные про его сына, что он родился в с. Карпенково Евдаковского района ( прикладываю фото с поискового сайта фронтовиков ВОВ). Посмотрела по карте, что хутор Панково недалеко от этого села. Может название хутор идет от фамилии первопоселенцев, может это мои предки. Понимаю, что фамилия очень распространенная, но все же не теряю надежды найти свои корни.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Screenshot_20190312-132959_VK.jpg
Просмотров: 37
Размер:	132.9 Кб
ID:	3020029  
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind