Большой Воронежский Форум

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
Вернуться   Большой Воронежский Форум » ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ » » Иностранные языки в Воронеже
Консультации, обсуждение особенностей перевода и услуги по переводу.

Ответ
 
Опции темы
Старый 08.06.2005, 11:44   #1   
Mr. Donald Trump
 
Аватар для Trumр
 
Сообщений: 11
Регистрация: 20.05.2005
Возраст: 77

Trumр вне форума Не в сети
How to learn a foreign language

How to learn a foreign language

Стоит заметить, что люди, приступающие к освоению иностранного языка, часто находятся в плену стереотипов и об иностранном языке и о том, как его учить. И часто (примеров из своей практики и позитивных и негативных могу привести много) им легче потерпеть очередной крах в освоении языка, чем отбросить эти стереотипы.

Из самых важных и опасных стереотипов отмечу:

1. "Выучить английский за (месяц, год, 10 лет)". Язык дурачит нас, предлагая выражения с маркерами финальности (выучить, владеть в совершенстве, думать на языке). Человек, приступающий к занятиям языком, должен представлять себе, что язык – это большое хозяйство, требующее заботы и внимания в течение всей вашей жизни. Это не есть нечто, что можно купить в магазине и иметь раз и навсегда. Даже родной наш язык мы осваиваем в течение всей жизни, и трудности с ним испытываем в течение всей жизни. Спросите у любого писателя, легко ли писать, и если он скажет, что легко, то он врет. Я часто говорю своим ученикам, что решение выучить язык и владеть им - подобно решению жениться. В женитьбе есть масса положительных моментов, но это другая жизнь, не холостая, в ней много хлопот и ограничений. Так и с языком. Если общение со всем миром, работа за рубежом, чтение литературы в оригинале и более широкий внутренний мир для вас как ценности перевешивают такие хлопоты, как трата изрядных временных ресурсов в начале обучения, как открывающиеся безмерные возможности выглядеть смешным, как необходимость поддерживать приобретенные навыки в течение всей жизни и необходимость вообще по-человечески измениться, то вы прекрасный кандидат на блестящее знание иностранного языка. Если на такие "жертвы" вы не способны, не стоит тратить впустую время, ведь не желая изменять свои подходы к обучению, вы неизбежно прибегаете к стратегиям, известным вам в школе, институте и т.д., то есть стратегиям, с помощью которых вы б л е с т я щ е н е в ы у ч и л и язык.

2. Стереотип, чаще всего встречающийся: "Мне нужен разговорный язык" (подразумевается, что я хочу освоить только минимум, необходимый для общения устно, а любые попытки зайти чуть глубже, например, заставить меня читать в оригинале, я буду решительно пресекать). Проанализируйте любой разговор на кухне или в автобусе, и вы найдете там и обрывки анекдотов, и цитаты из фильмов и литературы, и специальные термины, и употребленные в ироническом смысле "литературные слова", да плюс массу очень хитрых социальных экстралингвистических реалий. Люди не роботы. Любая звучащая фраза, какие-нибудь три слова на поверхности - это вершина айсберга, под которой таится бездна информации. Кто из изучающих язык добирался до формальной, через упражнения, тренировки интонации иностранного языка? Редкая птица из иняза долетает до середины этого интонационного Днепра. А интонация несет порой до 70% информации! Все те, кто хочет по-настоящему свободно пользоваться языком, должны знать, сколь высок этот айсберг. Малодушных это отпугнет, а бесстрашным интеллектуалам вбросит адреналинчика. Совет прост: пассивная языковая база ваша должна быть максимально широкой, выбросьте из головы мысль, мол, это мне не нужно, не пригодится. Вы не господь Бог, чтобы решать, что вам пригодится, а что нет, а вот словарь в 20 тыс. слов (это вокабуляр среднего образованного носителя старописьменного языка вроде русского или английского) можно прочитать (вдумчиво) за неделю. При этом активно человек действительно может прекрасно обходиться сотней слов, научившись виртуозно ей вертеть.

3. "У меня нет способностей к языку". Те, кто в этом уверен, должны задать себе простые вопросы: "Я свободно говорю на родном языке и свободно его понимаю?", "Я читаю и пишу на родном языке? Может в письме я не Пушкин, и читаю я не как монстры скорочтения, но буквы в слова складываю довольно свободно?", "Я глух и нем, у меня есть различные формы афазии?" Если ответ да-да-нет, то поздравляю. У вас есть языковые способности, не замутненные никакими препятствиями. Что касается афазии, то это, насколько я знаю, лечится. А глухонемые или как-то обделенные природой люди часто добиваются таких удивительных успехов во всех видах деятельности, что всем остальным надо молчать в тряпочку про какие-то способности. Способность к языку - главная человеческая способность, человек - это обезьяна-болтун. Человек любит язык как маму. А другой язык - это всего лишь синоним родного. На размышление: "Один мой знакомый приехал в Америку, зная лишь “Hi” да “Good bye”, а через две недели заговорил как американец, а другой знакомый и учил его, и на курсы ходил, а мучается в этой Америке из-за проблем с языком по сей день" ответ прост, как грабли: первый инстинктивно использовал правильные стратегии, а у другого такой интуиции не оказалось, и человека, который бы подсказал и подобрал правильные стратегии, тоже не оказалось.

4. Языковая среда. Ох уж эта хваленая языковая среда! Миф о погружении в языковую среду как в волшебный котел, из которого старый и безобразный выйдет молодым, красивым и в совершенстве владеющим, прекрасен. Но, как и всякий миф, неконкретен, а при неправильном обращении вреден и опасен. Сплошь и рядом среди иммигрантов наблюдается так называемое "окаменение (ossification) языка". То есть, быстро по принуждению среды освоив "минимум для выживания", человек прекращает повышать свою языковую компетенцию, забывая по ходу и свой родной язык. В итоге, получается некое "недоговорящее" существо с "туннельным" языком. Я встречал крайний вариант такого человека, которого лет в 12 родители увезли с Украины в Штаты и который жил там в бедных кварталах, даже в школе как следует не учился. Результат: человек за 40 не владеет ни русским, ни английским! То есть, ему кажется, что он говорит на обоих, но для русских он звучит как иностранец: крайне плохо и невнятно, хотя и бегло говорящий по-русски, а для американцев он просто неграмотный болван, у которого низкий образовательный ценз и у которого была двойка (пардон, F) по английскому.

Вывод: языковая среда обманчива. Простые слова несут много идиоматичных смыслов, которые понятны лишь путем глубокого вникания. Прекрасно, если у вас есть возможность поехать в страну и учить там язык. Но заниматься формально и вдумчиво им надо и там. Тогда языковая среда заиграет такими красками и смыслами и доставит столько радости, сколько она доставляла вам на родине. Если же вы не можете поехать за границу, а хорошо язык знать хочется, создайте ее на дому. Знание языка прямо пропорционально количеству текстов, которые вы пропустили через свой организм (это такой Премудрый Закон, сам придумал) - текстов в широком смысле: книжки, фильмы, радио, музыка, разговоры и т.д.

Теперь техники и принципы, которые оказались наиболее эффективными:

Первое и главное правило - своего рода известный "принцип открытой архитектуры". Тот самый индивидуальный подход, о котором твердит любая реклама языковых курсов. Твердит, оставаясь рекламой и предлагая в каждом случае лишь один какой-то метод. Техники обучения надо выбирать самому, чем больше попробуешь, тем лучше. Только вот пробовать надо по-настоящему.

1. Один важный принцип, касающийся произношения: чем правильнее вы произносите, тем легче вам это делать (а не труднее, как многие думают). Поэтому разберитесь с каждым звуком; фонетические упражнения - это как гимнастика тайцзицюань, важна виртуозная точность. Прочитайте максимально вдумчиво не очень понятные описания звуков в учебниках и пособиях, прослушайте их на кассетах. Одного музыкального слуха здесь недостаточно, нужна точная постановка артикуляторных органов. Можно сдвинуть язык на миллиметр, чуть поджать, чуть распластать, а звук изменится кардинально. Самое ужасное, когда вы все звуки произносите "как по-русски", это насилие над вашим органом речи, поскольку такие сочетания звуков в данном языке не предусмотрены. Ужасно также, когда один звук вы произносите вроде бы правильно, а другой нет, язык работает на разрыв, пытаясь совместить две фонетики, какой уж тут темп речи! Если органы речи будут стоять точно и точно выполнять те инструкции, которые описаны в массе литературы (если, конечно, вы изучаете языки вроде английского и китайского, а не диалект затерянного африканского племени), то говорить вам будет легко, и темп речи резко сдвинется. Темп речи - такая же характеристика языка, как грамматика или фонетика. В английском он, например, раза в два выше, чем в русском, у французов и того больше.

2. Еще одна удобная стратегия - разделить такую сложную штуку, как овладение языком, на части, то есть не сваливать в одну кучу выработку всех умений, а заниматься отдельно произношением, отдельно грамматикой, отдельно читать, отдельно слушать, отдельно работать с лексикой.

3. Для эффективного набора слов нет ничего лучше известных методов пропускания слова через все органы чувств. Но здесь я хотел бы внести некоторые коррективы.

На практике убедился, что визуализация визуализацией, а ассоциация ассоциации рознь. Я обычно стараюсь как бы "надеть" новые языковые одежды на реальность. При выучивании так называемой "наличной" лексики (все эти чашки, ложки, кружки) лучше всего визуализировать не абстрактные чашки с самоварами, а свои, да еще и себя в картинку вклеить. Так же неплохо работает техника "дубляжа внутреннего кино". Проблема с огромным количеством лексики в том, что слово, например, "огнетушитель" знать надо (предвижу громкое "Да на фиг!"), а употребляем мы его крайне редко. Так вот: берете этот самый "огнетушитель" и вспоминаете, когда вы это слово последний раз упоминали в разговоре. Переводите этот разговор на иностранный язык, насколько сможете. Если такую ситуацию вы вспомнить не можете, просто придумайте, а точнее представьте, какой она может быть в будущем.

Что касается ассоциаций, то я решительно не согласен с методом произвольных ассоциаций, сколь бы шоковыми и яркими они ни были. Слова вы учите для того, чтобы употреблять их в определенных контекстах. Поэтому не стоит удалять слово из контекста, лучше контекст сделать ярким и запоминающимся. Если вы классно заассоциируете дом с домброй, то в нужный момент не вспомните ни того, ни другого. Не стоит засорять сознание плохой "кинухой", лучше снимать хорошую контекстно-связанную и с глубоким смыслом. Правда, это не значит, что я отвергаю использование созвучных слов. Наоборот. Чаще всего изучаемые языки, типа английского, наши не очень далекие родственники и одинаковых корней в них гораздо больше, чем мы думаем. Научитесь находить "однокоренные" слова! Лучшего якоря для памяти нет, когда вы понимаете, что английский глагол “tear” и русское "драть" одно и то же (TR DR)! Что же тут, собственно, запоминать, когда вы уже знаете это английское слово с детства! Знали, не зная! При этом "научная" сомнительность некоторых парочек не должна вас смущать: вы играете словами, а не лингвистикой занимаетесь.

4. Еще один важный "турбореактивный" метод связан с фоносемантикой. Отдельные звуки имеют смысл. Если это утверждение для вас спорно, почитайте современных лингвистов: они докажут вам то, что люди знали и тысячи лет назад. Когда вы встречаете незнакомое слово в тексте - не спешите лезть в словарь; если контекст не помогает догадаться о значении, может помочь сама форма слова. Кому-то это покажется бредом, но я убежден: при определенных условиях и психотехниках мы можем понимать иностранную речь напрямую, без изучения. Мы просто утратили способность "видеть" слова. А они указывают и на форму предметов (самое легкое для освоения: откройте словарь прямо сейчас и поиграйте), и на цвет, точнее интенсивность света, типы движения, звуки, ощущения. Это такое раздолье для развития и утончения чувств и для воображения! Начните с установки, что слова похожи (!!!) на то, что обозначают, и начинайте сравнивать. Через некоторое время это доходит до автоматизма, и проблема запоминания слов отпадает: вы просто прочитываете словарную статью и знаете слово.

5. Но звуки и слова только начало. Главная трудность даже не говорение, а понимание. Не помню такого ученика, который бы не жаловался, что "слова все знаю, а смысл собрать не могу". Это естественно: правила сочетаемости слов в языке разные. Семантические поля слов - тоже. Выход один: привыкнуть к языку. Есть прекрасный метод переписывать книжки. Уже несколько лет я рекомендую его людям, но, насколько мне известно, никто даже не попробовал (лень плюс здоровое недоверие к очевидной дури).

6. Есть другой метод: чтение "на объем". Он более популярен, поскольку после нескольких раз очевидно выказывает свою эффективность и неожиданность. То есть, берете книжку, можете перевести медленно и вдумчиво со словарем предложение, абзац, страницу (в зависимости от вашего уровня), а потом начинаете "читать" без словаря, пытаясь ухватить хоть крупинки смысла, хоть отдельные знакомые слова, хоть вообразив, что понимаете. Продолжайте такое чтение до полного изнеможения: 10, 20 страниц, книжка, две книжки. Смысл читаемого медленно и верно начнет проявляться, как фотография. Помогает здесь и установка на то, что это ваш родной язык, который вы просто подзабыли (по большому счету так оно и есть: английский и русский - это диалекты индоевропейского).

7. Людям продвинутого уровня, у которых проблемы с пониманием на слух, советую вернуться обратно к фонетике. Найдите либо специальные фонетические курсы, либо обратитесь к специалисту. Общение с носителями языка, если они не профессиональные лингвисты, мало поможет. Дело в том, что в разговорном языке очень много, как говорил герой фильма "Криминальное чтиво" "маленьких отличий". Существуют так называемые аллофоны, звуки, которые воспринимаются в данном языке как одна фонема и обозначаются часто одной буквой, а звучат чуть-чуть по-разному. Для носителей эта разница несущественна, да и не осознаваема, а для нас может стать принципиальным препятствием в понимании. Есть правила "съедания" звуков, сливания их друг в дружку, во всем этом нет случайности - все это описано в литературе и разжевано, все можно показать на пальцах (Я, например, фонетику показываю буквально на пальцах). Найдите все это, не поленитесь, и вы начнете понимать беглую речь.

8. Еще одна техника на пополнение словарного запаса: чтение словаря. Возьмите словарь тысяч на 20 слов (это размер обычной книжки) и вперед. Читайте как художественную литературу, что-то захотите запомнить, что-то исправите в своем понимании, многое запомнится само. Со словарем очень хорошо тренироваться в визуализации, особенно на скорость. При этом, конечно, представить себе визуально и тактильно "как пахнет отвертка" легче, чем визуализировать такое явление как, например, "дефицит баланса движения капиталов" или "деноминация", а вот "дефолт", ей-богу, уже легче...

Поскольку чувствую, что отнимаю драгоценное время у почтеннейшей публики чрезмерно длинным посланием, то буду закругляться, а то так и книгу написать недолго. Напоследок еще один принцип тотального успеха в этом деле и одна психотехника, или просто "игрушка".

Доказано и подсчитано, что лучших результатов в изучении языка добились люди, которые делали это сами, не прибегая к помощи учителей, курсов и т.п. Так что самостоятельность и еще раз самостоятельность. Не тратьте деньги на курсы, тратьте на книжки, кассеты, кино на иностранных языках (думаю, в любом большом городе это сейчас доставаемо).

И еще: хотите выучить английский или китайский - станьте англичанином, американцем или китайцем. Язык - живое существо, и отдается только своим. Если вы себя в роли американца не видите совсем, то американский английский вы не выучите (зуб даю!). Вам не нужно раздвоение личности, вы просто снимаете одежду одной языковой и культурной идентичности и надеваете другую. Вспомните Штирлица. Кстати, о Штирлице. За долгие годы немецкий язык так и остался для меня иностранным, хотя я и пользуюсь им в работе, и перевожу, и, как говорят другие люди, недурно знаю. А я просто так и не смог найти какую-нибудь эстетически интересную мне шкуру немца, вот и потерпел поражение, выучив немецкий лишь интеллектуально.

(C) http://www.aviaenglish.ru/articles/article_22/
  Ответить с цитированием
Старый 10.02.2009, 20:02   #2   
Форумец
 
Аватар для Centurion
 
Сообщений: 7
Регистрация: 30.01.2009

Centurion вне форума Не в сети
Thumbs up

Спасибо что сформулировали то что само вертелось на языке.. Придали всему этому форму и ясность ........ Thanks a lot !!!!!
  Ответить с цитированием
Старый 11.02.2009, 18:10   #3   
Форумец
 
Сообщений: 369
Регистрация: 22.10.2004

Dirk Diggler вне форума Не в сети
Замечательно. Нашел автора, кстати. Руслан Бажин.
Жаль, он не удосужился пояснить свои некоторые термины, как то "переписывание книжек".
"известных методов пропускания слова через все органы чувств" - ???
"дубляж внутреннего кино" ???
Можно догадываться, но лучше бы уж прямо пояснить.
А насчет фоносемантики - очень сомнительно. Во всяком случае, что касается дальневосточных языков.
Вот здесь кроме этой статьи есть другие, также на тему изучения ин.яз.
http://www.careerguide.com.ua/education/trainings
  Ответить с цитированием
Старый 15.02.2009, 18:55   #4   
DancingMuse
 
Аватар для Patishka
 
Сообщений: 1,135
Регистрация: 18.11.2004

Patishka вне форума Не в сети
как учить слова мы обсуждали вот тут http://www.u-antona.vrn.ru/forum/showthread.php?t=86368
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Выкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind