Старый 08.02.2010, 09:58   #1   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
Воронеж – родина мобильной связи.

(По причине возможной нестабильности источника, приведу статью полностью)

"Алтай". Первая в мире.

Цитата:
Работа над системой автоматической мобильной связи, названной "Алтай", началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими "Алтая" работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

"Алтай" должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой "Алтай" или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.
Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы "Алтай", настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у "Алтая" была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в "ЗИЛах" и "Чайках" верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и "Волги" директоров важнейших предприятий.

"Алтай" конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.

Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году "Алтай" был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!

Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were "waiting lists" of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.

Перевожу:

В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали "списки ожидания", до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.

Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!!!

Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.

По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.

Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.

В 1970-е годы система "Алтай" активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц - т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция "Алтая" переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы "Алтай-3М" использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через "Алтай". Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения "Алтая". Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности.
http://www.rusproject.org/pages/hist...komp_seti.html

1. Советская Сотовая Система "Алтай" . Сер. пр-во - нач. 60 гг.
2. Алтай 1-2 - 60-е - 70-е
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: altai3m.jpg
Просмотров: 91
Размер:	71.6 Кб
ID:	680719   Нажмите на изображение для увеличения
Название: altaj1.jpg
Просмотров: 98
Размер:	50.0 Кб
ID:	680720  

  Ответить с цитированием
Старый 08.02.2010, 09:59   #2   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
Продолжение

ВОЛЕМОТ, который пришел слишком поздно.
Цитата:
В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название "Волемот" (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.

Эта функция, известная ныне как "хэндовер" и позволяющая весть разговоры в движении без всяких проблем, делала "Волемот" полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат "Волемот", зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости "накрывать" связью десятки квадратных километров.

Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, "верным другом" колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) "Волемот" уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с "Волемота" могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы "государственной безопасности" не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.

Однако несколько лет для проекта "Волемот" не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
"Волемот" все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время "процесс уже пошел" и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.

Тем не менее система была запущена в ряде городов в начале 90-х и действует до сих пор, так же как и "Алтай". Сегодня их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до "скорой помощи".

Но несмотря на это, полноценная сотовая связь успела появиться в СССР. Первый оператор – ленинградский "Дельта Телеком" начал свою работу 9 сентября 1991 года, за три с половиной месяца до распада СССР. Это означает, что работы по ее установке начались за полгода-год до этого события, когда последовавшие в декабре в Беловежской пуще события не предсказывали даже аналитики ЦРУ.
  Ответить с цитированием
Старый 23.12.2010, 23:53   #3   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
1980-е годы
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Плехановская2.jpg
Просмотров: 298
Размер:	237.3 Кб
ID:	1079520   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Плехановская5.jpg
Просмотров: 390
Размер:	203.5 Кб
ID:	1079521  


Последний раз редактировалось SERG16; 26.12.2010 в 14:27. Причина: перенос из темы "ул.Плехановская"
  Ответить с цитированием
Старый 03.02.2011, 20:13   #4   
Форумец
 
Аватар для O Dэ
 
Сообщений: 4,816
Регистрация: 09.01.2011

O Dэ вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
Однако ..разработка системы "Волемот" шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
"Волемот" все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время "процесс уже пошел" и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.
аха... и тут, на радость буржуям, 1985 году воздвигли окна в окна секретке "символ российско-чешской дружбы" (теперь он скромно именуется "Гостиница администрации области") и зачастили в нашу глухомань японские туристы)
  Ответить с цитированием
Старый 04.02.2011, 15:58   #5   
Форумец
 
Аватар для Le_Professionnel
 
Сообщений: 56
Регистрация: 21.11.2009

Le_Professionnel вне форума Не в сети
O Dэ если вы заметили, символ Советско-Чешской дружбы - гостиница Брно построена так, что ни одно окно гостиничных номеров на ВНИИС не выходит. Так что просечь что-то из окна весьма сложно. Я думаю советские спецслужбы всё учли, они и в то время бдительность не теряли.
  Ответить с цитированием
Старый 04.02.2011, 16:19   #6   
Форумец
 
Аватар для O Dэ
 
Сообщений: 4,816
Регистрация: 09.01.2011

O Dэ вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Le_Professionnel Посмотреть сообщение
O Dэ если вы заметили, символ Советско-Чешской дружбы - гостиница Брно построена так, что ни одно окно гостиничных номеров на ВНИИС не выходит. Так что просечь что-то из окна весьма сложно. Я думаю советские спецслужбы всё учли, они и в то время бдительность не теряли.
вы знаете инструментарий? . вообще то был б переполох, если не сказать абзац!)
  Ответить с цитированием
Старый 04.02.2011, 19:24   #7   
Форумец
 
Сообщений: 693
Регистрация: 20.06.2010

Steve7 вне форума Не в сети
Господа, о чем спор?
Вы знаете инстументарий? Это все надуманные страшилки, уверяю Вас. Так же как и про КБХА. Про ПДИТР в курсе?
  Ответить с цитированием
Старый 04.02.2011, 19:35   #8   
Форумец
 
Аватар для O Dэ
 
Сообщений: 4,816
Регистрация: 09.01.2011

O Dэ вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Steve7 Посмотреть сообщение
Господа, о чем спор?
Вы знаете инстументарий? Это все надуманные страшилки, уверяю Вас. Так же как и про КБХА. Про ПДИТР в курсе?
мне знающие люди рассказывали
  Ответить с цитированием
Старый 04.02.2011, 20:21   #9   
Форумец
 
Сообщений: 693
Регистрация: 20.06.2010

Steve7 вне форума Не в сети
O Dэ, ну раз говорили.....значит правда.... Пусть так!
  Ответить с цитированием
Старый 25.02.2012, 15:17   #10   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
1990е

Нажмите на изображение для увеличения
Название: img561.jpg
Просмотров: 240
Размер:	504.7 Кб
ID:	1728843
  Ответить с цитированием
Старый 24.03.2014, 12:41   #11   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52

elena71 вне форума Не в сети
Момент строительства в кадре (из архива Владимира Карасикова)

Нажмите на изображение для увеличения
Название: фото Владимира Карасикова.jpg
Просмотров: 281
Размер:	103.7 Кб
ID:	2450121
  Ответить с цитированием
Старый 06.12.2014, 00:36   #12   
Registered User
 
Аватар для Трамвай 311
 
Сообщений: 458
Регистрация: 08.10.2011
Возраст: 30

Трамвай 311 вне форума Не в сети
Когда учился в музпедколледже, учительница немецкого языка рассказывала как музыкальный курс ездил во ВНИИС с концертом, одна девушка заблудилась в здании, так там такой разнос начался, чуть ли будто не шпиона в институт заслали.)
  Ответить с цитированием
Старый 18.02.2015, 09:23   #13   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
8 февраля – 57 лет назад (18.02.1958) приказом Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике создан Воронежский научно-исследовательский институт связи (ВНИИС). Основу коллектива составили 86 специалистов из Конструкторского бюро завода «Электросигнал». ВНИИС специализировался на создании систем и средств автоматизированного управления связи, а также радиоэлектронного оборудования. Большая часть производимой продукции изготавливалась в интересах Военно-промышленного комплекса, в интересах обороны страны. ВНИИС послужил научной базой про-мышленного комплекса радиоэлектроники в Воронеже. В 2004 г. Воронежский НИИ связи был преобразован в ОАО «Концерн Созвездие» для создания единой системы управления войсками и оружием. В состав концерна вошли 16 предприятий из 11 регионов страны.

http://vk.com/club64634026
  Ответить с цитированием
Старый 25.04.2015, 20:37   #14   
Форумец
 
Аватар для Xenon
 
Сообщений: 63,692
Регистрация: 02.10.2007
Возраст: 33
Записей в дневнике: 228

Xenon вне форума Не в сети
Цитата:
«Алта́й» — советская и российская система полностью автоматической мобильной связи. В 1963 году в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай».

Первоначально в системе использовался частотный диапазон 150 МГц, позднее, в 1970-х гг., когда «Алтай» был установлен и успешно работал в 114 городах СССР, были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов.

Работа над дуплексной системой автоматической мобильной связи началась в 1958 году в Воронежском НИИ связи (ВНИИС). Были созданы абонентские станции и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ). Также принимали участие предприятия Ленинграда, Белоруссии и Молдавии.


Связь «Алтай» в различных городах

В Воронеже эта система действовала до конца 2011 года и была закрыта по экономическим соображениям. Абонентам, которых оставалось меньше 50, были розданы абонентские станции с более прогрессивной транкинговой системой «КаРаТ» (протокол MPT 1327), работавшие совместно с «Алтаем» на тех же частотах и на одном коммутаторе. Нумерация бывших абонентов «Алтая» не поменялась. «КаРаТ», как и бывший «Алтай», в Воронеже имеет нумерацию +7 (473) 251-8ХХХ. Вместо одной базовой станции «Алтая», располагавшейся на телевышке в центре города на высоте около 100 м, сейчас только на территории города Воронежа действует 4 базовых станции с автоматическим выбором и более десятка по области с возможностью автоматического роуминга внутри области. 2 марта 2015 года ОАО «Ростелеком» в Воронеже отключил систему «КаРат». Таким образом, закончилась эпоха аналоговой транкинговой телефонной связи сети общего пользования.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Алтай_(система_связи)
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind