Старый 09.09.2005, 13:08   #61   
wise owl
 
Аватар для Кот Базилио
 
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 44

Кот Базилио вне форума Не в сети
Сидоров, давайте не будем про язычников, у нас довольно большая была дискуссия в ветке http://www.u-antona.vrn.ru/forum/showthread.php?t=68773.
  Ответить с цитированием
Старый 09.09.2005, 14:11   #62   
Форумец
 
Сообщений: 99
Регистрация: 30.08.2005

Сидоров вне форума Не в сети
Кот Базилио большое спасибо за ссылку, я был худшего мнения о неоязычниках.По-моему, уже за это следует уважать христианство-честность
  Ответить с цитированием
Старый 09.09.2005, 22:23   #63   
____________
 
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21

Антон Ю.Б. вне форума Не в сети
StrannikS, у меня не было времени посмотреть более подробно. Давайте попробуем по некоторым "вешкам" пройтись. Собака почиталась у иудеев нечистым животным. Генезис этого нам сейчас не важен, но, скажем, это хорошо сопрягается с запретами по поводу крови. Вот пример соответствующих коннотаций отношения к собаке в тексте ВЗ: «И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек.» 3 Цар. 22:37-38. Нечистое для евреев - это несовместимое с Законом. Почему именно фигура пса стала использоваться для символизации нечистоты в ряде случаев - нам сейчас не так важно.

Когда какие-то особенности этих животных используют в характеристике человека или образа жизни народов (как мы можем эмоционально назвать бараном тугодумного человека), то это называется метафора. И, скажем, есть такая раввинская поговорка: "Народы мира подобны псам". Можно назвать кого-то псом уже без "подобно" или "как", но подразумевая это: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» Мф. 7:6 Можно же употреблять фигуру пса в контексте, где генезис этой фигуры уже не так ясен: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.» Откр. 22:14-15 Последние примеры - как раз из Нового Завета, времени и среды и той истории с хананеянкой. В той среде этот символ был вполне ясен: язычник или грешник - нечистый в глазах монотеистов, подобно нечистоте пса.

Только что понял, что мог бы и не писать, вот статья из Брокгауза:
Цитата:
Собака.

У древних Египтян собаки, равно как и кошки, пользовались, особенным уважением. По Иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у Мусульман. Между Евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого либо с мертвым псом (1 Цар. 24:15), и даже деньги полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию - в дом Господа (Втор. 23:18). Посему-то название пес прилагается ап. Павлом к лжеучителям (Филип. 3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами (Притч. 26:11, 2 Петр. 2:22). Слово псы употребляется иносказательно для означения гонителей (Пс. 22:16), лжеучителей (Исаии 56:11), нечестивых людей (Мф. 7:6) и язычников (Мф. 15:27). Впрочем даже и у Евреев собаки назначались для охранения стад (Иов. 30:1, Исаии 56:10,11). Соломон говорит: псу живому лучше, нежели мертвому льву (Еккл. 9:4), обозначая сими словами, что всякое, даже самое ничтожное существо пользующееся жизнью счастливее и важнее самого благородного и великого существа уже умершего. Восклицание Авенира: разве я собачья голова? (2 Цар. 3:3) означает почти то же самое. Как домашнее животное, собаки в Библии являются уже поздно. Собака сопровождала Товита в его путешествии (Тов. 5:17). Что около времен Господа Иисуса Христа собак нередко держали при домах, показывает ответ жены Хананейской на отказ ей Спасителя в помощи (Мф. 15:27). Не давайте святыни псам, говорит Спаситель Своим ученикам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6), показывая тем, что они не должны предлагать святые истины Евангелия людям гордыни, ожесточенным и нераскаянным, иначе подобно псам они могут попрать оные своими ногами, и возвратившись растерзать их самих. Собак, как мы заметили выше, боготворили в древнем Египте. Египетский бог Анубис имел собачью голову. В древней Греции, как то можно видеть из Гомера, собаки по;ьзовались большою любовью и расположением.
А вот из такого автора, как Виктор Тростников. Я, правда, несколько с сомнением к нему отношусь, но это, вроде, вполне нормально? хоть и своеобразно в выражении:
Цитата:
чуть дальше Матфей приводит слова Иисуса, которые уничтожают эту ясность и заставляют крепко задуматься: "На путь к язычникам не ходите, и в города самарянские не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10, 5).
Озадачивает здесь тот же самый момент, который приводит в удивление и смущение всех, впервые читающих Евангелие, в рассказе о хананеянке...
И там, и там Христос явно проявляет еврейский национализм, даже шовинизм. Он заботится только о спасении израильтян, а до других людей ему нет никакого дела. Но может ли это быть? Ведь Иисус Христос есть Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Тот, о Ком в символе веры сказано: "Им же вся быша, т. е. такой же Творец всего, как и единосущный Ему Бог-Отец. Как же Он мог быть безразличным к основной массе человечества, которое является Его собственным творением? Конечно же, не мог, да и не был безразличным, как свидетельствуют о том многочисленные другие места Евангелия. Некоторые из них говорят даже о большем: что Христос явился как раз не к иудеям, богоотступничество которых прозревал, а ради остальных народов. Об этом пророчески предвещал еще Иоанн Креститель: "сотворите же достойным плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3,7-10).
Из этого пророчества видно, что отнятие избранности у генетических потомков Авраама, то есть у евреев, было тогда уже решенным делом, секира была приготовлена. Иисус косвенно и Сам говорил об этом, указывая, что молодое вино не вливают в ветхие мехи (Мк. 2,22). Под молодым вином имеется в виду Новый Завет, а под ветхими мехами - закосневшее в начетничестве иудейское священство. Иисус также учил по-новому понимать слово "ближний", разъясняя его значение в притче о добром самарянине, позаботившемся об избитом и ограбленном иудее, мимо которого равнодушно проехали два его соотечественника. Именно этот человек, проявивший к иудею любовь, и есть его ближний, хотя он иноплеменник. В другом месте эта же идея выражена еще резче: "Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф. 12, 50). Этой формулой Христос как бы отменяет биологическое родство перед лицом духовного, а значит, отменяет и графу "национальность", ибо национальность есть родство некоторому общему предку вроде Авраама.
Разумеется, Сын Божий принял на Себя человеческую плоть и ходил среди нас не из-за одних лишь евреев, а чтобы спасти всех тех, кто захочет спастись и проявит волю к спасению, к какому бы роду они не принадлежали. Более того, Он знал, что похваляющийся своим происхождением от Авраама еврейский народ за малым исключением не откликнется на Его проповедь, а потом будет кричать "распни Его, распни!". Об этом Он говорил Своим ученикам задолго до Голгофы (Мк. 8,31). Было Ему известно и то, что после Его возвращения к Отцу Его учение начнет распространяться главным образом среди других народов - ведь так оно потом и произошло, а будущее открыто Богу так же отчетливо, как и прошедшее. Зачем же Он наказывал двенадцати и семидесяти не ходить к язычникам и отозвался о них, как о "псах"?
Как ни покажется это парадоксально. Он сделал это для того, чтобы дело христианизации народов мира, ради которого Он пришел в мир, все-таки осуществилось, несмотря на выпадение из него евреев, которые намечались для выполнения очень важной функции. Чтобы логика стала тут понятной, надо уяснить, в чем состояла эта функция. Это очень существенный момент и в то же время наименее понимаемый. Это вопрос о богоизбранности евреев, по поводу которого в умах царит такая неразбериха, какой нет, наверное, ни в одном другом богословском вопросе.
Сейчас вы убедитесь в этом сами. Ответьте: в чем состоит первая заповедь из тех десяти, что Моисей получил на Синае? Подумайте хорошенько, не торопитесь с формулировкой. Вспомнили? Давайте сравним ваш ответ с тем, который дает подавляющее болыпинство опрошенных. "Да не будет у вас других богов, кроме Меня" - вот в чем, по их мнению состоит первая заповедь, они так ее запомнили. Другого ответа мне не приходилось слышать даже от специалистов по Ветхому Завету. А на самом деле она звучит так: "Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской из дома рабства; да не будет у тебя других богов" (Исх. 20, 2-3). Тут все повернуто совсем по-другому! Напоминание об избавлении от рабства чрезвычайно важно, оно есть ключ к пониманию всего остального, но как раз его-то и пропускают мимо ушей.
В чем же его смысл? Этим вступлением Господь подчеркивает, что Он оказал еврейскому племени великое благодеяние, о котором этому племени надо постоянно помнить. Это не мелочный попрек, не запоздалое сожаление о добром поступке - на божественном уровне таких вещей быть не может, - а разговор об авансе, который нужно отработать, ибо долг платежом красен. Когда евреи прозябали в плену, они ничем не отличались от других народов, кроме самого факта своего пленения; не были лучше, умнее, благочестивее их, но в отличие от них им было очень плохо, они попали в беду. Это был не внутренний, а внешний признак, но Богу было угодно использовать его в Своем Домостроительстве. Население Римской Империи и прилегающих к ней стран в тот исторический момент созрело для принятия идеи единого Бога, Творца и Вседержителя, которая, в свою очередь, подготовляла будущее усвоение полноты истины, имевшей прийти к людям с христианством. Но чтобы идея давала всходы, необходим ее сеятель, и таким сеятелем должен быть какой-то конкретный народ, который первым усвоил ее и адаптировал к своему коллективному сознанию. Для усвоения и для проповеди усвоенного нужен энтузиазм, желание послужить Богу словом и дедом, а это проявляется не само собой, а лишь в силу каких-то обстоятельств. Одним из таких обстоятельств может стать благодарность Богу за оказанную Им милость, желание за нее чем-то отплатить. И Господь сделал для евреев то, за что нужно благодарить и искать случая отплачивать - избавил их от рабства. Это было непросто, понадобились чудеса и знамения - десять "египетских казней", вразумлявших фараона, отлив в Красном море, пропустивший беглецов, прилив, потопивший преследователей, выпадение небесной манны голодающему народу и другие. Божья помощь еврейскому племени была настолько явной и настолько обильной, что нельзя было не видеть, что это - избранный народ. Как же надо понимать это избранничество? В том, и только в том смысле, что на этот народ была возложена миссионерская работа, которую он обязан был выполнить, возвращая тем самым свой долг.
Представьте себе, что в некоторой общине, состоящей из людей, разных по своим природным качествам, возникла нужда в священнике, и когда один из членов общины упал в яму, Бог чудесным образом вытащил его оттуда и заключил после этого с ним договор: за это ты станешь священником. Я тебе помог, теперь ты помоги Мне просвещать других. Точно то же и здесь, аналогия тут полная. Договор, определяющий отработку оказанной в кредит услуги, был заключен со всей торжественностью, записан на скрижали и хранился в специально сооруженной скинии. Поскольку после земной жизни Христа, Его крестной смерти, славного Воскресения и сошествия в день Пятидесятницы Святого Духа, знаменующего появление Православной Церкви, взаимные обязательства Бога и человека несколько изменились, этот договор стал называться "Ветхим Заветом", т. е. "старым договором", и ввиду его огромного значения вся первая часть Библии, где имеется его изложение, стала называться его именем. Он начинается уже известными нам словами об избавлении евреев от рабства, подробно устанавливает, как спасенный народ должен себя вести, а после этого формулирует пункт об избранничестве: "Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что Я скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у меня царственным священством" (Исх. 23, 22). В Этой фразе избранность трактуется в сильном смысле - как элитарность и аристократизм, - но эта трактовка дается в рамках условного высказывания, начинающегося со слова "если". Теперь мы знаем, что еврейский народ не выполнил оговоренного здесь условия, и так как этим упразднилось "если", упразднилось и "то", - он не стал народом-элитой и народом-аристократом. Его избранность исторически ограничилась лишь призванностыо к исполнению особой миссии, но не перешла в царственность, увенчивающую ее исполнение. Это произошло потому, что предварительную, условную избранность он посчитал окончательной и безусловной, обязанности перепутал с правами, временную ссуду принял за законную награду. Если говорить кратко, это было падение, и оно перечеркнуло все хорошее и полезное, что евреи, несомненно, сделали для религиозного просвещения соседей. Ведь если священник отслужит литургию не полностью, выпустив из нее по своему усмотрению некоторые части, то пусть это выпущенное составит лишь одну десятую, его все равно предадут анафеме и извергнут из сана. Пусть избранный народ недоделал не так уж и много, но из-за этого Господу все равно пришлось менять первоначальный план Домостроительства. Может быть, евреям лучше было бы вообще не начинать свою миссию, чем не довести ее до конца - в этом случае коррективы были бы внесены раньше, а значит, были бы менее болезненными...
А когда все зашло так далеко, избежать боли не удалось: на этой стадии нарыв должен был уже прорваться. Слишком долго и сами евреи, и многие неевреи были убеждены, что свет миру может исходить только от Авраамова семени, слишком многие великие пророки вещали об этом. Надо учесть, что из поколения в поколение евреи воспитывались в ощущении своей исключительности и в убеждении, что грядущий Мессия явится только для того, чтобы окончательно узаконить эту исключительность и возвеличить их род выше, чем царь Соломон, - и тогда станет ясно: Иисус никак не мог публично заявить, что пришел не к одним евреям, а ко всему человечеству. Это было бы воспринято, как глупая шутка или наглый вызов, и уничтожило бы всякое доверие ко всему, что Он потом ни говорил бы. После таких слов Его или сразу убили бы, и эта преждевременная жертва была бы напрасной, либо просто перестали бы Его слушать. Переориентировать программу нашего спасения на запасной вариант, где евреи были уже не нужны, можно было лишь постепенно, дождавшись момента, когда обнаружится, что идеология своей исключительности заводит иудеев в тупик и что люди, принадлежащие к другим нациям, вполне способны познать истинного Бога без посреднической помощи избранного народа. Чтобы поразивший евреев грех гордыни стал очевидным, гордыня должна была дойти у них до абсурда, до презрения к другим людям, как к скоту с человеческим обликом, и Иисус как бы нарочно разжигал ее в них, ускоряя этим развитие болезни. В драматургии это называется катарсисом, а в медицине - разрешением кризиса путем его обострения. Когда сумасшедший уверяет окружающих, что он - индийский раджа, опытный психиатр не разубеждает его в этом, а говорит: конечно, вы раджа, поэтому садитесь на слона и отправляйтесь охотиться на тигров. Это поддакивание сразу обескураживает больного, так как слона-то у него все-таки нет, и в его воспаленном мозгу может шевельнуться насчет раджи сомнение. Именно так вел Себя Иисус с утратившими способность к здравой самооценке иудеями - ведь Он вполне мог смотреть на них как на Своих пациентов. - Вы считаете остальных людей псами? Вы правы, они на самом деле псы. Например, эта хананеянка. Пристала как банный лист: вылечи да вылечи мою дочь. Как Я поставил ее на место, вы сами слышали. Но вот ее ответ нас всех удивил, это тоже правда. Даже у евреев редко найдешь такую веру, какую проявила эта чужестранка. Вот вам и язычники.
  Ответить с цитированием
Старый 12.09.2005, 14:18   #64   
Форумец
 
Аватар для StrannikS
 
Сообщений: 898
Регистрация: 25.08.2005

StrannikS вне форума Не в сети
Кот Базилио Вы назвали обсуждаемую статью галимотьей. Ну что ж, значит так Вы ее понимаете. Мне, например, понятно почему. Читая библию я так же для себя объясняю почему тот бред который в ней зачастую подается как образец морали, Вами понимается как откровение. Не говоря уже о нелепой претензии этого произведения на попытку объяснения происхождения мира.
  Ответить с цитированием
Старый 12.09.2005, 15:37   #65   
____________
 
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21

Антон Ю.Б. вне форума Не в сети
Так, братья. Был поднят конкретный вопрос - национализма в проповеди Христа. Ключевой пример - сюжет с хананеянкой.

StrannikS, либо признание того, что православное понимание непроизвольно обоснованно, либо - аргументированное возражение. И никакого ухода в сторону не надо. Охота про прогресс и научный коммунизм - в отдельную ветку. И так вскользь напомню, что для никнэйм StrannikS никто до трех считать не будет.

P.S. Не то, чтоб мне за Ильича обидно, но устаревание его работ на следующий день - это слишком все же.
  Ответить с цитированием
Старый 13.09.2005, 14:47   #66   
Одноклеточный
 
Аватар для Dim4ikk
 
Сообщений: 4,012
Регистрация: 25.11.2002
Возраст: 43

Dim4ikk вне форума Не в сети
Сохранил статью. Буду детям зачитывать.
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind