Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Искусство под эгидой христианства |
|
Опции темы |
06.10.2005, 12:44 | #1 |
Светлая
Сообщений: 726
Регистрация: 27.12.2003
Возраст: 43
Не в сети |
Искусство под эгидой христианства
Начиная со средних темных веков, религия и искусство шли рука об руку. И немудрено - все, что не восхваляло бога - считалось вне права на существование. Так появились величиственные готические храмы, витражи, бесчисленное количество фресок и картин монументальной живописи.
Современность, в период вседозволенности, когда влияние церкви на искусство ослабло, художники тем не менее возращаются к духовной тематике в своих работах. Эту тему хочу начать с показа работ, нарисованных на асфальте: http://www.kurtwenner.com/street/street04.htm |
06.10.2005, 15:48 | #2 |
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Я думаю, что искусство всегда духовно, даже если не связано напрямую с церковной тематикой, то что бездуховно - не искусство, а подделка (которая по силе воздействия, таланту может быть и больше). Оно разрушительно, страшно, от него идет негатив. Единственный подлинный творец - Бог и то, что делается без его участия неизбежно несет в себе отпечаток иной, противной Богу духовности.
Ведь весь наш мир - это естественное откровение Господа людям. Если человек творит с чистым сердцем - то его работы всегда славят Бога, а если сердце его наполнено злом, ненавистью, то это будет переноситься и на его творения. Знаю это все по себе, так как несколько лет назад бросил рисовать по той причине, что мне было просто страшно от того, что я рисую... Страшно от того, что это все было во мне, внутри и ничего другого я "сотворить" не мог... |
06.10.2005, 16:19 | #3 |
Пью пиво
Сообщений: 249
Регистрация: 14.09.2005
Возраст: 56
Не в сети |
Кот Базилио, по вашему получается, что раз я атеист, то человек бездуховный, нечистый сердцем и это самое сердце у меня наполнено злом и ненавистью... Да ещё к тому же ничего не понимаю в искусстве, только в подделках силен. Прекрасный у вас взгляд на жизнь. Просто отличный. А уж наверное мусульмане для вас вообще сам сатана, в обличье человека?
|
06.10.2005, 16:31 | #4 | ||
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Бух, я сказал, то что сказал, не надо пожалйста домысливать и спешить с выводами.
Цитата:
дальше я поясняю свою мысль Цитата:
Для меня мерило такой чистоты Христос. А подделку от настоящего я сам не всегда могу отличить, так как несовершенен( |
||
06.10.2005, 16:43 | #5 | |
Пью пиво
Сообщений: 249
Регистрация: 14.09.2005
Возраст: 56
Не в сети |
Ну так и пишите, что это ваше мнение... А то вы не высказываете свои мысли, а утверждаете:
Цитата:
А я например, считаю, что никакого отношения к нашему миру Бог не имеет (пишу с большой буквы дабы не обидеть ваши чувства). Точнее, возможно божество как таковое и существует, но все религии сами по себе не являются носителем этого существа, ибо придуманы людьми. При чем как правило придуманы, для того что-бы эти люди могли управлять другими, более доверчивыми людьми... Впрочем, не хочу затевать дискусию, тем более, что тема тут несколько иная. |
|
06.10.2005, 16:52 | #6 |
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Бух, кажется я в начале написал: "я думаю, что..." Почему-то вы сразу восприняли так все близко к сердцу. Согласен, что это дискуссия подобная будет оффтопом, я попытался выразить отношение к искусству именно через прихму христианства (именно свое видение).
|
07.10.2005, 12:22 | #7 |
thirst of life
Сообщений: 18
Регистрация: 28.08.2005
Не в сети |
Рада, я тоже много думаю на все эти темы.
Пока надумала вот что: есть религии Богоискания, а есть Богоооткровения. Так и в искусстве, наверное. Даже самый злой гений, я думаю, творит, считая, что делает добро, творит в поиске блага. Об этом, собственно, и хочет, я думаю, сказать Кот Базилио. Если человек творит в поисках блага (а Бог и есть Абсолютное Благо), то это искусство, а если нет - то подделка. Т.е. настоящее творчество всегда духовно. Другой вопрос, с какой именно духовностью в итоге "сотрудничает" художник... Не обманывается ли... Хорошая вещь есть у Флоренского на эту тему... http://www.dpc.orthodoxy.ru/lib/ikon.htm - тут можно скачать! ИКОНОСТАС (Флоренский). Все читать, может и не надо, меня лично утомило, хоть и интересно. А вот вначале там хорошо о символике пишет. |
07.10.2005, 18:22 | #9 |
thirst of life
Сообщений: 18
Регистрация: 28.08.2005
Не в сети |
О, классно, Ольг, сейчас узнаем, во что ж я верю! Слышала такую классификацию, уловила, согласилась, а где и что - не помню Ну-ка, ну-ка, что нам скажет Дядя Яндекс. Ничего не говорит А что покоробило? Не согласен, что до пришествия Христа все человечество в своих духовных поисках искало Бога, а с Его пришествием получило религию Богооткровения?
|
07.10.2005, 19:55 | #10 |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Анют, ну с тем, что все человечество в своих духовных поисках искало Бога, просто не получиться согласиться, даже если захочется. ) Это не вопрос предпочтений и выбора в восприятии истории, здесь все же какие-то водоразделы есть ).
|
08.10.2005, 08:46 | #11 |
Форумец
Сообщений: 1,340
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 44
Не в сети |
Мне один из очень искренних собратьев как-то говорил, что творение мира не закончено и человек как носитель Его духа - как бы подмастерье творца. Исскуство -это творение Его мира для Него.
|
08.10.2005, 13:51 | #12 | |
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Цитата:
|
|
08.10.2005, 18:20 | #13 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Рада, ты тему интересную затронула.
Имхо, Кот Базилио очень хорошо показал,как православное сознание выражает свое отношение к культуре. Очень с ним согласна. Вообще понимание того, что именно иррациональные, мировоззренческие особенности придают различным культурам неповторимое своеобразие наметилось еще в прошлом веке. Данилевский, Шпенглер отметили, что самобытные цивилизации отличаются друг от друга прежде всего внутренним духовным содержанием и самосознанием народа, их определяющего. Они же, эти культуры или цивилизации, являются главными субъектами исторического процесса. А вот Питирим Сорокин утверждал, что всякая ВЕЛИКАЯ культура - это не просто конгломерат различных явлений, это единство, пронизанное одним основлполагающим принципом.Именно этот принцип служит основой или фундаментом всякой культуры. В средние века, как ты отметила, таким основополагающим принципом был Бог. Все важнейшие составные средневековой культуры выражали этот важнейший принцип жизни общества. Такую цивилизацию Сорокин назвал " идеационной" или духовной. Т. е. искусство было подчинено стремлению к высшему, трансцендентному идеалу. На западе закат такой духовной культуры начался уже в 12 веке. Появился новый прнцип - только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств - реально и имеет смысл. Так появились " чувственные" цивилизации. Начиная с 16 века новая, чувственная, цивилизация победила в Европе окончательно. Примером цивилизации духовной является Россия. Очень хочется надеяться, что таковой и останется. |
09.10.2005, 10:18 | #14 | |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Цитата:
Еще раз про Россию и Православие - да, Россия - это великая цивилизация, держава и т. д., но в Православии нет ни еллина, ни иудея, ни русского - но во всем Христос. "Да сказано: созижду Церковь и врата адовы не одолеют Ее, но кто вам сказал, дорогие мои, что это говорится о России?" (как слышал в устной интерпретации Антона Ю.Б.) |
|
09.10.2005, 18:16 | #15 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Ольг, эта фраза,может, теоретически и уместна. Но стоит взглянуть на историю народов ... Каждый народ, как и отдельный человек, имеет свою индивидуальную судьбу. Историческая судьба народа вершится Промыслом Божиим. Но при этом свободная воля отдельного человека и воля всего народа в целом не попирается.
Если рассматривать в этом ключе историю России, то история православной Руси первоначально была как бы продолжением Истории Нового Завета. Сама фигура помазанника Божия -православного царя - олицетворяла главенство в русской жизни заповедей Божиих над законами человеческими. Наш народ всегда старался жить " по правде", а не по закону. В этом смысле цареубийство есть бунт против Бога и его Промысла. Ольг, а цивилизации чувственные, индивидуалистические, плотские - современный западный мир не пример ли тому? P.S. Имхо. Нельзя о народе, его судьбе и истории рассуждать чисто теоретически. Это ж сколько волеизъявлений отдельных личностей, племен, народов должны сложиться в единый вектор промыслительного божественного начертания! И бунт против промысла божьего дает такую страшную судьбу целых народов... достаточно только взгянуть на историю человечества. |
09.10.2005, 19:52 | #16 |
wise owl
Сообщений: 686
Регистрация: 04.11.2004
Возраст: 44
Не в сети |
Да, кажется разговоры про Россию надо выделить в отд. тему. Лично я согласен, что чистым теоретизированием здесь до сути не докопаешься... Я против тех перегибов, когда разговоры об исключительной роли России ведут к расколу и отчуждению от других народов (в т.ч. православных).
|
09.10.2005, 22:03 | #17 |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Аля, по-моему ты идеализируешь историю России.
Что за продолжение Истории Нового Завета? Все-таки это скорее продолжение истории Византии, вернее преемственность как оплота Православия в мире. Цареубийство - тяжкий грех, но неверно было бы утверждать, что цари, как и сам русский народ всегда соответствовали своему призванию, "жили по заповедям". История Руси и Православия на Руси в целом трагична и вот уж действительно чудо - так это то, что и Россия и Православие в ней еще есть. Не понял, что ты подразумеваешь под "чисто теоретическим" взглядом на историю. С западным миром понятно, но где грань, когда цивилизацию можно назвать духовной или чувственной, плотской? Если учесть, что православных в России 2-3 %, как можем мы называть себя духовной цивилизацией? |
10.10.2005, 20:55 | #18 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Ольг, продолжение истории Нового Завета - это гипербола, думаю, это понятно.
Под теоретическим взглядом я имела в виду отдельные, оторванные от конкретно- исторической обстановки высказывания. Когда, кем сказано, по какому поводу. Нельзя ничего вырывать из контекста и создавать какие-то чисто умозрительные построения. В многочисленных учебниках по русской истории, да и тем более в художественных произведениях, русский народ и цари наши - не всегда " жили по заповедям". И народ наш изображается ленивым, непредприимчивым, невежественным. Только как же так получилось,что именно этот народ сумел построить величайшую по занимаемой территории и самую исторически устойчивую державу? Создать богатейшую культуру? Как все-таки , несмотря на страшнейшую богоборческую тиранию, перед ужасами которой блекнут даже языческие гонения на первых христиан, народ - именно ведь народ - сумел сохранить Православие, как Вы пишите. Нельзя все внимание концентрировать на зле - да, история России трагична . Нужно помнить о его происхождении - в этом смысле важно помнить, что все беззаконие и ложь - это искушение дьявольское. И нападки на православную страну в сто крат сильнее. О грани, когда цивилизацию уже нельзя назвать духовной. Видимо, 15-17века были для нашей страны периодом высочайшего уровня национально-религиозного самосознания, высочайшей соборной духовности. А после реформ Петра на Руси уже постепенно складывались как бы две цивилизации - традиционная православная и новая модернистская. Видимо, даже после 1917 года русская цивилизация в уродливой советской форме оставалась стихийно духовной. Даже коммунистическая идеология вынуждена была на первый план выдвинуть идею справедливости, братства. " И все же, если мы сумеем правильно оценить религиозные , духовные причины великой Русской Трагедии, сумеем изжить ересь гуманизма- человеколюбия, обрядившегося ныне в " либерально-демократические "одежды , - сегодняшний кризис станет для Руси лишь преддверием нового ярчайшего духовного расцвета и высочайшего державного взлета". (" Русь Соборная "). |
11.10.2005, 15:09 | #19 | |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Аля, очень приятно читать ваш ответ, проникнутый патриотизмом, и я со многим согласен. Хотелось отметить только некоторые моменты.
Цитата:
Поэтому приход и действия Петра были в какой-то мере обусловлены и подготовлены исторически. Хочется говорить о возрождении Православия в России, но что-то не очень верится. Сейчас важно понять, что церкви как организации необходимо занять более активную социальную позицию, более активно заниматься миссией и просветительской деятельностью. То, что есть сейчас - это мизер, это энтузиазм отдельных священников и прихожан. А на организационном уровне - застой и бюрократия. Если такое положение сохранится, ни о каком взлете или расцвете Церкви, государства речи нет. Только мечты. |
|
11.10.2005, 19:23 | #20 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Ольг, я человек увлекающийся, могла и " загнуть" с 15 веком. Завтра сверю с митрополитом Иоанном.
Мне кажется, в Вас говорит " молодой организм". Мне тоже когда -то хотелось изменить свою личную жизнь побыстрее к лучшему. И только бабки- гадалки сулили скорый и гарантированный результат. Паниковать не стоит. У Бога не бывает все так быстро. Наверное, у нас сейчас, как на войне - у каждого своя задача. Прихожанам растить детей в тепле и любви, священникам нести свою нелегкую ношу. А для себя понять истоки нашего нынешнего духовного кризиса. О миссионерской деятельности я знаю, к сожалению, очень мало. |
11.10.2005, 23:24 | #21 |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Аля, я уже сверил с митрополитом Каллистом (Уэром) - советую почитать (есть в наличии "Православная Церковь", можем передать).
Организм конечно молодой, не без этого, но делать что-то надо, а для этого надо для начала как вы говорите, понять истоки духовного кризиса. Не удивительно, что о миссионерской деятельности вы знаете очень мало, ведь ее на самом деле ОЧЕНЬ мало. Слова Господа "Идите и научите все народы" пусть косвенно, но относятся ко всем нам. А православные по большому счету пока варятся в собствнном соку. |