Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
Личность |
премодерируемый раздел для содержательного общения |
|
Опции темы |
26.11.2005, 14:09 | #1 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Личность
Есть тема, которую нельзя не затронуть, говоря о религии, но о которой редко говорят напрямую. Это тема личности. По-настоящему сам вопрос возникает только в христианстве, как бы сомнительным ни казалось многим это утверждение. Но мы не станем пока об этом спорить, а со временем поясним, почему это действительно так. Как только мы говорим "личность", то к бездонности бытия мы подходим быстрее, чем многими другими путями. И разумеется, мы не станем пытаться эту бездну осветить и вычерпать. Как раз наоборот, мы постараемся эту бездну открыть, чтобы не успокоиться.
Эту ветку мы открываем не как дискуссионную. Это будет ветка вопросов. Это будут вопросы, которые мы будем задавать себе. Если кто-то захочет что-то спросить вслух, то пусть это делает, но мы не столько отвечать станем, сколько постараемся найти и с этой стороны взгляд, которому открывается бездна. И пусть поэтому никто не обижается на удаленные сообщения - мы будем искать взгляд для каждого вопроса и помнить его, но ветку оставим не для того, чтобы говорить, а чтобы слушать и молчать. Внимать. Тем, кто что-то увидел и самим себе. Постараемся уйти от путания личности и индивидуальности. И даже от ошибки восприятия личности, как того, что индивидуальностью не является, но основным свойством чего будет в этой индивидуальности проявляться. Наберемся терпения. Без него нельзя, если мы кого-то хотим услышать. Без него нельзя, если мы хотим себя дождаться. Придется читать. Быть может, больше, чем кто-то привык и хочет. Но тот, кто не хочет, тот читать и не станет. Все тексты можно найти в разделе "Актуальные тексты по Православию." Взгляд 1-ый. Мераб Мамардашвили Цитата:
|
|
27.11.2005, 22:50 | #2 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Самой большой проблемой для человечества является человек. Ибо человеческие глубины непознаваемы. Так автор начинает свое размышление о личности.
В экзистенциональной философии особенность человеческого существования определяется так: человеческое существо есть такое существо, которое задает вопрос о своем существовании. И это отличает его от всех других живых существ. Рассматривая понятие " личность", автор обращается к обозначению понятий в философии. Существуют понятия предметные ( звезды наряду с другими звездами, столы со стульями) и понятия- символы, которые не имеют предмета и не для обозначения предмета создаются ( как, н-р, понятие " Я "). Когда в философии говорят о символе "я" или личности " я ",то имеется в виду не психологическое "я", которое существует реально и натурально, а некая конструкция, являющаяся сама продуктом некоторого усилия и существующая лишь благодаря поддерживающему усилию существа, думающего о "Я". Сам предмет создается актом мышления о нем, и вне такого акта не существует. В этом смысле он является проявлением существования: я мыслю, следовательно, я существую( Декарт). Также онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта сводится к мысли, что нет такого предмета, и сама мысль о нем, о Боге, не может быть рассмотрена как продукт воздействия на нас каких-то эмпирических обстоятельств, а есть проявление нашей приобщенности к существованию некоторого сверхмощного божественного интеллекта. Человек, делает заключение автор, очевидно, есть существо искусственное. Человек создан средой, которая не может существовать и продолжать свое существование сама собой. Эта среда должна в каждый момент дополняться воспроизводством какого-то усилия со стороны человека. Без этого мир умирает. На языке философии усилие человека называется трансцендированием. Н-р, понятие добра является определением чего-то такого в нас, что от нас не зависит, т. к. не имеет никогда никаких конкретных оснований в окружающей нас жизни. Разве есть причины для того, чтобы быть честным, добрым? В случае со злом мы причины находим. Мы тут на форуме уже обсуждали вопрос с Доком, Борухом об объективности или субъективности понятия добра. Думаю, Мамардашвили тут на моей стороне. Он утверждает, что совокупность навыков, которые мы называем личностным действием, - это то, для чего не надо указывать причин. Оно безусловно, имея в виду условности, принятые в данной морали или праве, географические, культурные, временные. Мы обозначаем как личность не грузин, русский, индус. Для употребления понятия личности применяем то, что составляет в человеке нечто субстанциональное, принадлежащее к человеческому роду, а не к возможностям воспитания, культур, нравов. Личностные структуры существуют только на этом уровне и в этом разрезе. Личностные структуры не есть структуры нашей индивидуальности. Как раз наоборот. Когда мы поступаем личностно, мы не индивидуальны. Если нет этих энного числа личностей или хотя бы одной личности, то человеческие установления ( моральный закон) не воспроизводятся, т. е. космо умирает. В старых мифологиях эта вещь хорошо была отработана в ритуалах. Они рассматривались не просто как поклонение какому-то божку, а как действия, учавствующие в воспроизводстве космоса. Есть особый режим, в котором наша жизнь сознательная вообще существует и осуществляется. Личность, как сложившаяся структура, имеет отношение к этому режиму, в котором сложилась наша сознательная жизнь, и в каком она только и может воспроизводиться. История создает такие структуры, которые своей работой воспроизводят на биологическом материале человеческие возможности. Автор говорит о том, что у нас есть тенденция описывать в качестве человеческого именно позитивно наблюдаемые психические явления. Ссылаясь на генетика Эфроимсона, обосновывавшего необходимость всем быть добрыми и порядочными, ибо это просто выгодно в биологическом смысле для выживаемости человечества, автор говорит, что в действительности таких оснований нет. Это выдумки с добрыми намерениями. Этот тезис, Антон, я не совсем поняла. Человек помнит и сохраняет добро и любовь, н-р, хотя он не может находится долго в каком-то одном психическом состоянии - благородного возбуждения или любви. Почему помнит? Потому что существуют структуры, создающие базу психике для того, чтобы на этой базе психика воспроизводилась в качестве человеческой. Такими структурами были ритуалы,н-р. Антон, о каких структурах речь? О тех, что писал Немо? Позже число этих структур увеличивалось, они усложнялись. Один из философов сформулировал закон: большее усложнение на одной стороне ( общественных, экономических структур) должно сопровождаться на другой стороне бОльшим усилием. Чтобы жить в мире, которвй люди могли бы ПОНИМАТЬ, нужно много работать над собой. А...не хочется. Да еще есть и идеологические схемы, которые делают человеку мир понятным. Чтобы воспроизводился сложный мир, должно воспроизводиться сложное усилие саморазвития. Без этого - тупик, застойное общество, во избежание которого в человечестве заложены исторически какие- то механизмы. Антон, статья любопытная. Вот выделила основные тезисы. Иначе сложно ее воспринимать. |
28.11.2005, 11:48 | #3 |
Форумец
Сообщений: 254
Регистрация: 21.08.2005
Не в сети |
Аля, спасибо большое за конспект, очень понравился. Статья действительно интересная, но сложная для восприятия. У меня была мысль сделать тезисы, но руки не дошли.
Немо все-таки имел в виду другое. У него эти структуры не механизмы, а живые сущности-организмы, к-е существуют автономно сами по себе, имеют собственную активность, что-то наподобие вируса. Сложно в это поверить. |
29.11.2005, 15:24 | #4 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Гейдар Джемаль - интеллектуальный провокатор. Однако не только, он всегда стремится повысить статус этих провокаций и перевести их в политическое русло. Нам интересно не это.
Интересно то, что он первым обратился к осбому взгляду на традиционализм. Традиционализм - некоторое интеллектуальное течение XIX-XX веков, что пыталось вывести на содержательный и чуть ли не академический уровень взгляд, что "все традиции - одно", сохраняя за этими традициями метафизическое содержание и необходимости для человека экзистенциального погружения в него. В тексте Джемаля эта единая традиция называется примордиальной или Традицией с большой буквы (и то, и другое - совсем не его обозначения). Джемаль же отставивает свой взгляд на ислам, на традицию пророков, которая революционно противостоит примордиальной традиции. Провокативно Джемаль в общую языческую традицию зачисляет и христианство, но это даже не интересно и опровергать, тем более и сам Джемаль делает это не столько обоснованием, сколько контекстуально, помещением христианства в общий ряд при умолчании тех оснований, что позволили бы ему делать это. Но мы помещаем его текст не потому, что его можно привести, оставив за скобками эти провокации, а потому, что содержательная часть интересного нам в его тексте - это некоторый предельно малый общий знаменатель авраамической традиции, намеренно взятый с "внеконфессиональной" стороны. И эта сторона - это как раз и есть вопрос о той бездне, к которой мы подходим говоря "личность" (пусть это слово и нечасто употребляет сам Гейдар Джахидович). Итак, что составляет бездну в человеке? Взгляд второй. Гейдар Джемаль Заодно заметим, что для выбранного взгляда это также и вполне содержательный ответ на вопрос "Почему церковники колдунов не любят?" Цитата:
|
|
30.11.2005, 17:36 | #5 | |
____________
Сообщений: 4,356
Регистрация: 24.02.2005
Возраст: 21
Не в сети |
Загадочный хасидский мудрец Мартин Бубер. Его цитирует митрополит Антоний Сурожский и будущий нынешний римский папа Йозеф Ратцингер. Для них он не отвлеченный источник, а тот, к кому они обращаются на Ты так, как он призывал всех нас обращаться ко всем. Я рождается только в отношении к Ты. Но может ли для нас это стать не словами из книги философа Бубера, а существом всей жизни?
Этот взгляд из Иерусалима 1957 - не сухая философия. Так что не стоит бояться загружать этот текст тем, кто устал от двух первых взглядов. Это поэма и исповедь. итак, взгляд 3-ий. Мартин Бубер Совет и просьба подумать над этим текстом активным участникам веток, близких ветке "Свой путь к Богу" Цитата:
|
|
30.11.2005, 19:25 | #6 |
Форумец
Сообщений: 1,112
Регистрация: 20.03.2004
Не в сети |
Джемаль понравился, он просто вдохновенный провокатор.
Интересна его гноссеологическая схема того, что заключено в откровении пророков и противостоит примордиальной метафизике. Он пишет, что есть магистральный вектор ЖРЕЧЕСКОЙ традиции,согласно которой соединяются три элемента: воспринимаемое - небо без звезд, восприятие - безграничное зеркало в сердце и воспринимающий - хрупкое, смертное существо. Все они через это хрупкое существо-носитель зеркала - стремятся к конвергенции, к полному тождеству в финальной реальности без имени. Рассматривая библейское писание, а вслед за ним и Коран, который говорит о том же самом, но немного в иной форме и с иными аспектами, автор делает вывод, что задача мировой жреческой традиции как раз и заключается в том, что ЗАПРЕЩАЛ Бог в раю. Адам совершил грех и обнаружил свое "я". Бог запрещал Адаму реализацию всей полноты состояния существа, выход на онтологическое "я". Вероятно запрещал не просто так, а потому что была достойная этого запрета альтернатива. В Библии перед нарушением запрета Бог поставил человека возделывать, обихаживать, конролировать райский сад. В Коране Бог поставил человека на земле НАМЕСТНИКОМ. Это означает связь с Богом, которая наделяет человека миссией, задачей, рассматривает человека как некое функционально-инструментальное существо в своей провиденциальной мысли. А обретение онтологического "я", выход за ось миров, реализация, интеграция всех возможных состояний существа - это совершенно противоположное. Т.обр., мы сталкиваемся с некоторой двойственностью в понимании природы и предназначения человека. Платон впервые пытается решить эту проблему всерьез. Автор делает вывод, что внимательно прочитав Платона, мы понимаем, что Платон не ответил на вопрос, откуда берется эта великая двойственность. Но есть ответ, который приходит не философски и не из созерцания, ВОПРЕКИ созерцанию. Он может быть получен только богооткровенным путем. Нужно признать абсолютную вещь: в центре сущего находится несущее. Это несущее представлено человеком как свидетелем. Суть пророческого откровения - БЕСКОНЕЧНОЕ НЕ БЕСКОНЕЧНО. Но поскольку оно не бесконечно, в центре его находится ЧЕЛОВЕК, который является наместником ( по Корану) Бога, является его заместителем. Бесконечное ничтожит, в этом его бесконечность. Но раз оно ничтожит, значит оно ограничено тем, что оно ничтожит. Значит, существует НЕ-ОНО, которое бездна бесконечно стирает, но не может до конца стереть, т. к. НЕ-ОНО находится в середине бесконечного, в цетре ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА. И когда мы поймем это, то поймем, что Истиной для нас является не это бесконечное, а то, что есть кроме него. И самый интересный, на мой взгляд, вывод делает автор, что вся духовная история человечества есть ни что иное, как страшная битва между двумя этими традициями. Не знаю, поняли ли колдуны хоть что-то из этого?! |
09.06.2006, 17:37 | #7 |
Форумец
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006
Не в сети |
HYPOSTASIS
Статья является моим сжатым конспектом размышлений Андрея КУРАЕВА, которые приводятся в его книге «ВЫЗОВ ЭКУМЕНИЗМА».
HYPOSTASIS = ЛИЧНОСТЬ ВЛАДИМИР ЛОССКИЙ ПРЕДЛОЖИЛ ПОДОБНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ПРИРОДЫ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ: А) ПРИРОДА (сущность) — это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Скажем, природа человека в строгом смысле — это то, что отличает человека от животного и ангельского мира. Природа отвечает на вопрос «ЧТО?». Б) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Индивидуальность — это и есть аристотелевская “первая сущность”: природа, явленная в конкретном многообразии. Индивидуальность отвечает на вопрос «КАК?» В) ЛИЧНОСТЬ — это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Само по себе личностное бытие бескачественно. Любые характеристики относятся к природе. Личность же — это тот, кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии. Личность отвечает на вопрос «КТО?» ТАКИМ ОБРАЗОМ: А) ЛИЧНОСТЬ — это субъект действий. Б) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — способ осуществления действий. В) ПРИРОДА — то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных (“ипостазированных”) действием. ЧЕЛОВЕК — метафизическое существо. Это выражение в данном случае надо понять буквально: мета-фюсисное. Личность находится по ту сторону фюсиса, природы. И из своей “мета” она должна войти в мир качественных характеристик. У человека есть миссия по отношению к самому себе. Моя природа не в обязательном порядке навязывается мне. Но — по мере употребления своей свободы — личность должна овладеть потенциями природы (преп. Макарий Великий называет это “приобретением души своей” ). “Личность, — по выражению о. Василия Зеньковского, — в своем развитии становится все более “хозяином” своей природы, но она все же не есть собственник ее” . Личностное наше многообразие – от Бога. А вот содержательное наполнение этого многообразия создается нами самими. НЕСКОЛЬКО СЛЕДСТВИЙ «МЕТА-ФИЗИЧНОСТИ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 1) Первое - ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ следствие: свобода личности человека по отношению к человеческой конкретно-ограниченной природе. Поскольку человек в своей личности не тождественен своей природе, поскольку бытие человека полнее бытия человеческой природы (человек = личность + природа), то человек не замкнут в свойе сущности и в принципе может воипостазировать в себя качества и действия иной, нечеловеческой природы. 2) Второе следствие - ФИЛОСОФСКОЕ. Личность нельзя определить никаким "что", никакой качественной определенностью, ибо она есть - "кто". Если апофатическое богословие прежде всего озабочено различением Бога от мира, то апофатическая антропология старается пояснить несводимость личности к природным характеристикам, нередуцируемость категории "кто" к любой "чтойности". 3) Третье следствие - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ. Если мы не знаем, что есть богообразная личность в человеке - то у нас и нет ясного критерия для определения того, человек ли встретился нам. Точнее, у нас нет никакой возможности отказать ему в праве считаться человеком. Все природные дефиниции человека, упускающие из виду апофатический мотив христианского персонализма, неизбежно носят сегрегационный характер. Жестко устанавливая определение личности, то есть человека - они именно определяют, кто есть человек, а кто - уже (или еще) - нет. 4) Четвертое следствие различения природы и ипостаси - ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ. Именно потому, что любой грех и любая болезнь - мой грех и моя болезнь, они не могут уничтожить меня. Так как человеческая ипостась не сводится к своим проявлениям, никакая ущербность, никакая умственная болезнь, болезнь одной из способностей, которыми обладает ипостась, не разрушают ипостаси. Какой бы ущерб я ни наносил себе, как бы я ни "неантизировал" себя своими страстями - мое "Я" остается. И в случае полной опустошенности - оно продолжит свое бытие и после утраты такой части человеческой природы, как чистота и Богоустремленность, и после распада той части человеческой природы, которую составляет тело. Возможность ада, то есть вечного существования, лишенного вечной жизни, связана именно с этим. 5) Пятое следствие - АСКЕТИЧЕСКОЕ. Поскольку моя личность всегда - над любыми конфигурациями моих природных энергий и влечений, я всегда сохраняю свободу от моей собственной наличности, всегда не свожусь к ней. Отсюда - возможность покаянного изменения. 6) Шестое следствие - ЭТИЧЕСКОЕ. Такую же свободу и глубину я должен признать и за другим человеком. Несводимость человеческой жизни к вещным характеристикам означает налагание запрета на осуждение. "Порицать значит сказать о таком-то: такой-то солгал... А осуждать значит сказать, такой-то лгун... Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни", - предупреждал авва Дорофей . 7) Седьмое следствие – ДОГМАТИЧЕСКОЕ. Поскольку и в Боге Личность и природа не одно и то же, то Божественная Ипостась также свободна в своих решениях и может вобрать в себя другую природу – небожественную, сотворенную ею. По отношению к Богу ипостась означает несводимость к природе. Личный Бог может стать человеком. Личностный модус бытия открывает путь, не ограниченный естеством. Поэтому Бог может ипостазировать в своем Лице не только Свое бытие. Поскольку Бог также богаче Своей собственной природы - Он может делать нас "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1,4). Что общего у человека с Богом? - Личность. Поэтому и возможна симметричная формула: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Итак, именно персоналистическая структура высшей Реальности и бытия, созданного по Ее образу, делает возможным событие Боговоплощения и его следствие: обожение человека. ТАКИМ ОБРАЗОМ перед нами догмат о пластичности человеческого бытия. Именно потому, что человек не тождествен своей природе, личность каждый раз заново устанавливает свои отношения со своей природой, каждый раз заново через свою свободу входит в те или иные отношения с ней. Каждая конкретная конфигурация и составляет определенную индивидуальность - и именно эта индивидуальность может меняться в человеке. |
31.10.2006, 17:00 | #8 | |
Форумец
Сообщений: 239
Регистрация: 23.05.2005
Возраст: 46
Не в сети |
Хочется привести отрывок из конспекта лекции Кураева о филиокве.
Цитата:
|
|
01.11.2006, 08:51 | #9 |
Форумец
Сообщений: 372
Регистрация: 15.08.2006
Возраст: 47
Не в сети |
Все-таки пусть Кураев миссионерством занимается, чем богословием, это у него лучше получается...
|
08.11.2006, 21:56 | #10 |
Форумец
Сообщений: 608
Регистрация: 20.09.2004
Возраст: 43
Не в сети |
В Библии практически отсутствует слово "личность", есть только в паре стихов слово "лично", которое означает непосредственное присутствие:
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, - 11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. 12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. (2Кор.10) и в одном стихе слово "личность": 7 На личность ли смотрите?... (2Кор.10) Личность это свободный человек. А свобода в определяется следующим образом: 31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. 33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? 34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. 35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. (Иоан.8) |