Большой Воронежский Форум

Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
Вернуться   Большой Воронежский Форум » ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ » » История города. Краеведение. Старый Воронеж
Вопросы истории родного города и края

Ответ
 
Опции темы
Старый 17.04.2024, 10:22   #1   
Форумец
 
Сообщений: 2
Регистрация: 17.04.2024

PavelPilecki вне форума Не в сети
Документальная повесть о речном порте Лиски и история развития судоходства в верховьях Дона

В 2005 году в Воронеже был издана книга «Ты в сердце моем…» с подзаголовком «Документальная повесть о речном порте Лиски и история развития судоходства в верховьях Дона». Книгу написал известный лискинский краевед Игорь Алексеевич Афанасьев, который с 1958 по 2000 году работал на различных должностях в речном порту Лиски. У книга оказалась странная судьба. Хотя книгу издали уже в начале Интернет-эпохи нормальным тиражом 500 экземпляром, я до сих пор не нашёл книгу в Интернете. Более того, я так и не смог купить эту книгу на Alib, хотя много лет периодически искал объявления о продаже. Вообще у меня сложилось впечатление, что книга мало известна за пределами Лисок, хотя в книге содержится огромное количество уникальной информации.

В итоге я решил сам перефотографировать эту книгу в областной библиотеке и перевести в текстовый формат для удобства поиска и обработки информации. Результаты желающие могут посмотреть здесь Это не совсем окончательный вариант. Но 99,99% текста книги уже распознано и один раз я всё внимательно перечитал.

Если я ничего не перепутал, то сегодня (17 апреля 2004 года) исполнилось 85 лет со дня рождения Игоря Алексеевича Афанасьева. Это один из самых известных лискинских краеведов, поэтому я решил именно сегодня опубликовать ссылку на текст его книги на этом форуме.

О книге можно сказать, что это настоящая энциклопедия верхнедонского судоходства в 20 веке. По общей истории судоходства на Верхнем Дону в 20 веке это самая лучшая книга. Лично я вообще не знаю ни одной сравнимой книги по Верхнему Дону в 20 веке. Есть хорошие книги по некоторым конкретным темам, например по речной гражданской войне на Верхнем Дону. Но я не знаю ни одной сравнимой книги по всему 20 веку. Для примера могу сказать, что это единственная книга, которая систематически и достаточно полно излагает очень странную и запутанную историю пассажирского судоходства на Верхнем Дону в советское время.

Хотя в первою очередь книга описывает полную историю Лискинского порта в 20 веке, от рождения пристани в 20-х годах до переформатирования в современную пескобазу в начале 2000-х. История потрясающего качества, переплетение историй множества людей, судов, кранов и зданий. Автор проследил судьбу (от принятия на баланс до списания) не только большинства судов основных классов, но и историю многих кранов и зданий порта.

По Павловску в книге информации гораздо меньше, чем по Лискам, но информация по Павловску в целом полная. По Воронежу информации ещё меньше и по Воронежу информация явно неполная. О Богучаре и северных районах Ростовской области написано немного, о Липецкой области только отдельные упоминания. Частично это объясняется советским речным делением, порт Лиски обычно отвечал за участок вниз от Лисок до границы Ростовской области (а за участок вверх от Лисок до конца судоходства обычно отвечал Воронежский порт). Но о судоходстве на верхнем Дону в 20 веке мало публикаций, поэтому даже единичные упоминания по Липецкой области имеют большую ценность. О Хопре в книге ничего не написано, так как весь Хопёр до конца судоходства относился к порту Калача.

Нельзя сказать, что даже по Лискам в книге описано всё-всё-всё. Лично я заметил как минимум три слабо раскрытых темы, прямо связанных с Лискинским портом:
1. История с попыткой переброски советских военных катеров на Верхний Дон в 1919 году через станцию Лиски.
2. Многочисленные операции в советское и послесоветское время по транзитной перевозки уникальных крупногабаритных грузов с Нижнего Дона на Верхний.
3. История возрождения пассажирского судоходства на Верхнем Дону в послесоветское время в виде экскурсий в Дивногорье и Белогорье.

Но зато в книге есть громадное количество других малоизвестных историй и неожиданных фактов. Книга в значительной степени написана на основе уникальных воспоминаний ветеранов предприятия и воспоминаний самого автора. Поэтому я думаю, что все любители речной истории или воронежского краеведения при внимательном чтении найдут в этой книге что-нибудь новое. Только читать надо внимательно и читать надо книгу целиком. Изложение событий в целом хронологическое, но постоянно есть отсылки к другим периодам истории. А о некоторых очень интересных событиях написано буквально пара строчек.

Также эта книга очень интересна для изучения военной истории Верхнего Дона в мае-июле 1942 года. События некоторых ключевых дней в июле 1942 года автор проследил буквально по часам. Афанасьев считает, что попытка эвакуации лискинского флота в Калач в начале июля в целом была разумной. Просто эвакуацию объявили очень поздно (только 3 июля, хотя уже с середины мая пристань фактически не работала), поэтому в июле из Лисок в Калач успел уйти только один пароход (все остальные застряли перед наплавным мостом недалеко и Павловска и были там затоплены).
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 10:37   #2   
Форумец
 
Сообщений: 701
Регистрация: 20.06.2010

Steve7 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от PavelPilecki Посмотреть сообщение
Документальная повесть о речном порте Лиски и история развития судоходства в верховьях Дона»
Так здесь вроде про Воронеж, а не про Лиски. К чему это здесь?
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 10:42   #3   
Форумец
 
Сообщений: 3,776
Регистрация: 19.04.2012

Locall вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Steve7 Посмотреть сообщение
Так здесь вроде про Воронеж, а не про Лиски. К чему это здесь?
Ради рекламы. Уважаемый, есть раздел про Диски, вот туда и крепите.
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 11:55   #4   
Форумец
 
Сообщений: 2
Регистрация: 17.04.2024

PavelPilecki вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Steve7 Посмотреть сообщение
Так здесь вроде про Воронеж, а не про Лиски. К чему это здесь?
Эта книга обо всём Верхнем Доне, начиная от современной границы Волгоградской области и заканчивая концом судоходства в современной Липецкой области. Просто разные районы описаны в книге с разной степенью подробности. Про город Воронеж информации достаточно много, есть десятки конкретных фактов речной истории за период с конца 19 века до начала 21 века. Причём некоторые из этих фактов неожиданные и редкие.

Вообще история речного транспорт не привязана к конкретным городам, история речного транспорта описывается обычно по бассейнам. Даже при желании невозможно написать историю речного транспорта Воронежа в отрыве от истории речного транспорта Лисок, это в значительной степени общая история. Даже административное деление речного транспорта в советское время менялось несколько раз. Если до революции фактическим центром судоходства в Воронежской губернии был Павловск, то в советское время административный центр речного транспорта сначала перенесли из Павловска в Воронеж, а потом из Воронежа в Лиски. При этом были периоды когда порты/пристани Лисок и Воронеже имели одинаковый статус (оба напрямую подчинялись Ростову), а были периоды, когда Воронеж подчинялся Лискам (или Лиски подчинялись Воронежу).

А что касается рекламы, то хорошие книги надо рекламировать. Я думаю, что знания Афанасьева в значительной степени были уникальными. Он одновременно был и опытным речником с огромным производственным стажем и опытным краеведом с огромным стажем. Такое сочетание вообще редко встречается, большие книги по истории обычно пишут историки или журналисты. Поэтому книгу Афанасьева особенно интересно читать. Ну а воронежские краеведы посмотрят, как должна выглядеть (по количеству и подробности фактов) хорошо написанная история речного порта. Как я написал, Афанасьев проследил не только историю отдельных пассажирских линий или отдельных судов, но и историю многих кранов и производственных зданий порта. Пока, насколько я знаю, по воронежскому порту нет ни одной публикации, хотя бы сравнимой с книгой Афанасьева о лискинскому порту.
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 12:24   #5   
Форумец
 
Сообщений: 3,776
Регистрация: 19.04.2012

Locall вне форума Не в сети
МОДЕРАТОРЫ ОН СБИВАЕТ НАШИ ТЕМЫ. УБЕРИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 12:47   #6   
Привет тебе!
 
Аватар для Azaka
 
Сообщений: 4,804
Регистрация: 27.12.2009
Возраст: 45

Azaka вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Locall Посмотреть сообщение
МОДЕРАТОРЫ ОН СБИВАЕТ НАШИ ТЕМЫ. УБЕРИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
Они тут есть?
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 13:43   #7   
Форумец
 
Сообщений: 3,776
Регистрация: 19.04.2012

Locall вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Azaka Посмотреть сообщение
Они тут есть?
Ржу. Я давно говорил о замене модераторов. Они работают, но на своих ресурсах.
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 13:44   #8   
Форумец
 
Сообщений: 3,776
Регистрация: 19.04.2012

Locall вне форума Не в сети
Azaka,
Сообщи хозяину сайта, пусть тебя поставит.
  Ответить с цитированием
Старый 17.04.2024, 14:44   #9   
Форумец
 
Сообщений: 701
Регистрация: 20.06.2010

Steve7 вне форума Не в сети
QUOTE='PavelPilecki;25239052']Эта книга обо всём Верхнем Доне,[/QUOTE]

Для этого существует раздел "Краеведческая литература"
https://bvf.ru/forum/showthread.php?...ческ+литератур
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 



Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind