Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать справку по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел. |
«Берлинка». Дорога на костях |
|
Опции темы |
28.03.2015, 12:41 | #1 |
Форумец
Сообщений: 3,097
Регистрация: 31.08.2010
Не в сети |
«Берлинка». Дорога на костях
Решил собрать воедино материалы по строительству железной дороги Гнилое - Евдаково (Strassen Bau Gniloje - Jewdakowo)
http://www.gudok.ru/zdr/167/?ID=589067 |
28.03.2015, 13:20 | #3 |
Форумец
Сообщений: 3,097
Регистрация: 31.08.2010
Не в сети |
Скорее всего, этот мост был в месте с координатами 50.761298,39.320035 https://maps.yandex.ru/-/CVGlYSY9
|
28.03.2015, 14:14 | #4 |
Форумец
Сообщений: 245
Регистрация: 26.09.2010
Возраст: 51
Не в сети |
Теперь весь материл от сюда http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=966547 надо переносить на эту страничку?
|
28.03.2015, 14:16 | #5 |
Форумец
Сообщений: 245
Регистрация: 26.09.2010
Возраст: 51
Не в сети |
История "Берлинки"
Немецкая армия рвалась к Сталинграду, но непокоренные Лиски (тогда станция Свобода) не пускали ее не железную дорогу Харьков – Лиски –Ростов. Немецкое командование решило обойти это стратегически важный железнодорожный узел, построив 32-километровую обходную железнодорожную ветку Гнилое – Евдаково. На карту с грифом строжайшей секретности нанесли трассу «берлинской дороги» Берлин – Ростов, как ее именовали сами оккупанты. «Берлинкой» для краткости звали ее и в народе. Ее строительством занимались военнопленные, окруженные под Харьковом, из десятков концлагерей Острогожского и Каменского районов. В это изможденный концлагерный муравейник было согнано местное население из острогожских, каменских и лискинских сел и хуторов: старики, женщины, подростки. Строительство дороги началось в августе 42-го года. Тридцать два километра от острогожского села Гнилое до Евдаково были проложены по балкам, оврагам, меловым буграм и болотистым солончакам всего за три месяца. Легла зловещая «берлинка» в прямом смысле на человеческие кости и пропиталась людской кровью. Вспоминает жительница хутора Михново Анастасия Алексеевна Ямцева: «В начале августа 42-го прибыл железнодорожный строительный батальон для прокладки дороги Гнилое - Евдаково. Немцы расселились по домам, а нас выгнали в сараи и погреба. На земляных работах трудились пленные – были их там тысячи. Сгоняли туда и местных жителей. Обычно это делали полицаи из местных. На наших глазах немцы расстреляли группу обессиленных и больных военнопленных и кучей прикопали их у полотна дороги». Для железнодорожного полотна надо было вынуть тысячи кубометров грунта, срез земли производился вручную. На строительстве этой дороги пленных заставляли работать до 18 часов в сутки. Кормили просом с водой, баландой, иногда варили протухшую конину. Ежедневно только в одном лагере от голода и болезней умирали до 50 человек. По свидетельству местных жителей, на протяжении 35 километров дороги скрыты останки тысяч советских солдат и офицеров. Недалеко от села Гнилое, примерно в двух километрах от разъезда Новая Сотня, откуда и берет свое начало «берлинка», расположен подземный бункер. Около бункера остались следы осыпавшихся окопов, блиндажей, фундаментов. По свидетельству очевидцев эти объекты были своеобразным узлом управления эти участком железной дороги. В ноябре железная дорога была в основном готова. Она представляла собой одну колею и множество мостов на деревянных опорах. Самый длинный мост был построен в районе села Петренково, он шел от Петренково в сторону хутора Пахолок и пересекал дорогу, идущую из Острогожска на Ближнюю Полубянку. Длинна этого моста была 400 метров. Еще один большой мост был выстроен в «курочкином» яру за хутором Пахолок. В самом Пахолке немцы построили здание железнодорожного вокзала. Рядом соорудили «бассейн» для заправки паровозов. Во время прокладки «железки» у Пахолка местный старик поправил немецких инженеров, предложил обойти якобы гиблое место. А когда фашисты пустили по ветке пробный эшелон, вагоны и платформы ушли под землю. На этом месте «берлинки» сразу образовалось карстовое озеро. Сейчас хутор Пахолок жив лишь названием на дорожном указателе. От Петренково до хутора-призрака щербатый асфальт тянется по хребту «берлинки». Слева, из чабреца и травы-сухостоя, виднеется обелиск, увенчанный красной звездой. Странный памятник, сваренный из… комбайнового шнека. В металлическом основании – прорези корявых цифр электросваркой: «1942, чл.2 т.». «Человеков наших две тысячи тут закопали в 42-м», - так пояснил Иосиф Семенович Менжулин, выжегший те цифры электродом сварки. В километре от обелиска алой пятернёю звезды тянется к людям другой памятник. Под ним – безымянный лейтенант Красной Армии. В августе 42-го рванул смельчак из концлагеря под пулемётные очереди к леску по бугор. Пулемёты его не достали, и тогда мадьяр-охранник схватил снайперскую винтовку… Во время отступления, в ходе Острогожско-Россошанской операции фашисты взорвали полотно «берлинки» и все объекты дороги: все мосты, вокзал в Пахолке, сооружения для заправки паровозов. В начале июня 2018 года учащимися средней школы №2 под руководством учителя истории Виктора Васильевича Стрелкина, на окраине села Петренково был поставлен памятный знак. На этом мероприятии присутствовал почетный караул из воинской части 20115, гости из Острогожска, жители села Петренково и хутора Пахолок. На строительстве «берлинки» работали около 30 000 советских военнопленных. Более 10 000 из них погибли… |
28.03.2015, 15:01 | #6 | |
Форумец
Сообщений: 7,748
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 51
Не в сети |
Цитата:
|
|
22.04.2015, 13:27 | #10 |
Форумец
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
|
28.04.2015, 10:58 | #11 |
Форумец
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010
Не в сети |
Коммуна, 28.04.2015
К 70-летию Великой Победы. «Откопанная война» Зловещая «берлинка» –фашистская железная дорога «Острогожск – Евдаково», построенная на костях тысяч советских военнопленных и жителей окрестных сёл, – через 73 года возвращает нам их останки. Николай Кардашов Эту разверзнутую рану войны – огромный ров с терриконами чернозёма по краям почти в центре Каменки – видно издалека. Над нею плачут весенней слезою выкорчеванные бульдозером деревья придорожной лесополосы – иначе к горькой памяти сквозь их заросли поисковикам не пробиться. Под корневищами – ямы-шурфы. В них – человеческие останки, не одиночные, навалом, не менее десятка в каждой яме. В 42-м это были красноармейцы – 20-летние ребята, попавшие в плен в Харьковском котле. Здесь немцы и мадьяры попытались сделать из них скотов, тягловую силу, тянущую в обход непокорённых Лисок прифронтовую железнодорожную рокаду направлением Берлин – Сталинград. «Берлинка» звали её, для краткости, местные жители. Там, где сейчас ямы, отрытые поисковиками, в те годы были сараи для совхозных животных Евдаковского масложиркомбината. В них и загнали фашисты более тысячи узников, превратив территорию в концлагерь. «Железку»-убийцу предполагалось протянуть по ярам и болотам, преодолев почти сорок километров от Острогожска до Евдаково, за три-четыре месяца – невтерпёж было гитлеровцам попасть к Сталинграду и кавказской нефти. Дорогу тянули с двух сторон – на дармовой рабочей силе не экономили: в Острогожском районе оборудовали четырнадцать концлагерей, семь – в Каменском. Свыше ста тысяч человек втиснули в вонючую скученность здешних овчарен и конюшен. Второй лагерь советских военнопленных в Каменке оборудовали в Кутняковой круче. В 60-е на его месте над захоронением узников построили стадион – часть останков перенесли в братскую могилу. Сколько осталось в земле – не известно. Но совестливая память каменских патриотов – Фёдора Воробьёва, Леонида Серёгина, Анатолия Смолиговца, Николая Кулинченко, Евгения Штукина и других – оградила священное место это памятным знаком. Сюда дороги поисковиков пока не дошли. - Копаем пока территорию лагеря у железной дороги, - рассказывает руководитель Воронежского поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин. - Подняли уже около трехсот останков, нашли четыре солдатских медальона. Открывать не стали, чтобы не потерять возможные записки в них, – передадим в специальную лабораторию. Очень надеемся установить имена владельцев, чтобы родственники узнали место их последнего земного приюта. В каждой яме находим свыше десятка останков – столько, видно, умирало в лагере каждый день от ран, болезней, истощения. Из вещей – почти ничего: бедолаг сбрасывали в ямы раздетыми – одежда нужна была ещё живым. Хорошо сохранились солдатские ботинки, пуговицы, советские копейки, котелки, ложки, расчёски… Вахту Памяти будем держать здесь до Дня Победы. – Все останки торжественно, с воинскими почестями предполагается придать земле в воинском захоронении на площади Победы. Неизвестного солдата похоронят у мемориала «Дорога на крови», что высится при въезде в Каменку, - сообщил Михаил Сегодин. – Помощь поселковой администрации? На «пять» с плюсом! Огромное спасибо главе Каменки Анатолию Стефановичу Кателкину. Техника, питания ребят, размещение, баня – всё он взял на себя. Отдельный поклон – настоятелю местного храма отцу Сергию, душевному и заботливому человеку. В раскопках помогают нам здорово и местные школьники – Максим Никитенко и Денис Королёв. Очень ответственные ребята – пришли к нам в первый же день и сами попросились работать. Вместе с воронежским «Доном» плечом к плечу трудятся на «берлинке» и ребята из Ульяновского поискового отряда «Святой Гавриил», возглавляемые Сергеем Зуевым. Каждый приехал сюда в счёт своего отпуска. Сергей по жизни, вроде как, чиновник – работает директором МКУ «Городские дороги». К добровольной поисковой работе относится не по-чиновничьи ответственно. «Долг наш это запоздалый», - так объясняет. На воронежских полях былых сражений работает не первых год: искали останки бойцов РККА и у Рамони, и на Сторожевском плацдарме. На «берлинку» приехал вместе с братом Максимом – военнослужащим внутренних войск МВД. Каждый день приезжает сюда с лопатою из Острогожска и Виктор Стрелкин – недавний учитель истории, один из инициаторов поиска следов «берлинки», её участников и очевидцев. Мраморные доски со словами мольбы военнопленных «Помните нас» на месте бывших концлагерей в полях за Тихой Сосною – им и его учениками установлены. Рассказывает: «Рабочие Острогожского газопровода, узнав о наших находках в Каменке, решили сделать памятную мраморную плиту над будущим захоронением. Больше пятидесяти тысяч уже собрали, чтобы её заказать…» У раскопанного похоронного рва, несмотря на воскресный день, застаю стайку подростков – старшеклассников средней школы №2. Это Максим Никитенко и Денис Королёв показывают своим товарищам ужасы немецкого концлагеря на их земле. Как пришли к поисковикам? «Из окна школы увидел трактор и ребят, роющих землю. После уроков зашёл сюда из любопытства, да так тут и работаю уже десять дней, - рассказывает Максим.- Это же наши все солдаты. На днях пришёл сюда местный дедушка – долго стоял и плакал. Говорит, что его отец в этих ямах тоже сгинул…» Всем бы нам вот так, как эти ребята. Как воронежские и ульяновские мужики. В счёт отпуска… С лопатами… А главное – с совестливой и ответственной памятью. И не только на вахтах Памяти – каждый день, каждый – по своим силам. Потому что те, чьи останки покоятся пока в земле, вахту свою отстояли достойно. Саботировали «берлинку», бежали из лагерей за Дон. Этому есть свидетельства очевидцев. Напоминает об этом и поднятая мною рядом с костями немецкая пуля, наказавшая кого-то из беглецов. И не вина этих солдатиков, что в смертельных боях под Харьковом они вынуждены были ходить в атаки на немецкие танки с винтовками-трехлинейками и быть пленёнными в окружении. А Родина их из 73-летнего плена – ох, как заждалась… Фото Николай Кардашова Горькая память войны – пока в мешках поисковиков |
12.05.2016, 15:06 | #13 |
Матёрый
|
На Топвар хорошая заметка про "Дорогу смерти", с фото- и видеоматериалами.
|
15.07.2016, 07:07 | #14 |
Форумец
Сообщений: 3,097
Регистрация: 31.08.2010
Не в сети |
1. KriegsGefangene, mini Bahn Lok Russland
2. Feldbahn, mini Bahn Lok Russland 3. KriegsGefangene Gefangene 4. Bau Russland 5. Strecken Bau 6. Geodätische Arbeiten 7. Bevölkerung Bauern Dorf Gniloje Ostrogozhsk 8. Bauern Dorf Gniloje Ostrogozhsk 9. Ostrogozhsk 10. Wh Soldat Dorf Quartier Gniloje Gniloye Gniloi Ostrogozhsk 11. Rus. Dorf |
18.10.2016, 19:58 | #18 |
Форумец
Сообщений: 4,898
Регистрация: 09.01.2011
Не в сети |
Восставшие в пепле
Владимир Тихомиров/ 22 июня Воронежская региональная общественная организация
Историко-патриотическое поисковое объединение «ДОН» Программа «Берлинка» - дорога на крови |
07.12.2016, 21:02 | #21 |
Форумец
Сообщений: 639
Регистрация: 16.11.2015
Возраст: 44
Не в сети |
Есть сведения (рассказывал мой дед), что летом 42 года велось строительство жд ветки Курбатово-Землянск, участок до Нижней Ведуги действовал вроде. Что видно на карте http://www.etomesto.ru/map-atlas_ost...51&y=51.714974. Карта на сайте датирована 1941 годом, но это не верно ,т.к. "Берлинка" там уже присутствует. Зачем им была нужна дорога на Землянск??? Да и в строительстве "Берлинки" все таки не было сильной необходимости.
|
19.06.2018, 00:29 | #27 |
Привет тебе!
Сообщений: 4,811
Регистрация: 27.12.2009
Возраст: 46
Не в сети |
Серго66, с твоего позволения...
"Новопостроенная ветка Гнилое-Евдаково. Позиция от 5 декабря 1942 года. 1. Уборка снежных сугробов в маленьком ущелье на 1,7 км у крутого поворота ж/д. 2.Пассажирский поезд на 1 км, крутой поворот ж/д. 3. Движение поездов в месте соединения крутого поворота и старой ветки (справа крутой изгиб ж/д, слева рабочая ветка в большом врезе (ущелье). 4. Прибытие одного поезда от стального моста в направлении Ярки (локомотив находится на мосту на 20,2 км) и выезд другого поезда от Ярки в направлении Михново (поезд был оставлен на крутом изгибе - вероятно, ждал встречного поезда)". Обожаю немецкий, когда всё понимаю! |
08.12.2019, 11:59 | #29 |
Форумец
Сообщений: 38
Регистрация: 14.04.2013
Не в сети |
Петренково. Источник: http://fortepan.hu/
|