Старый 18.04.2007, 11:57   #1   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Алексеевский Акатов монастырь

Родственная тема:

улица Освобождения труда - http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=571409

Фотография из темы "Река Воронеж - Воронежское водохранилище. История главной водной артерии Воронежа":


-------------------


Акатов монастырь до восстановления 1976г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg
Просмотров: 137
Размер:	42.2 Кб
ID:	729862  

Последний раз редактировалось SERG16; 17.01.2017 в 19:34.
  Ответить с цитированием
Старый 13.04.2009, 18:34   #2   
Форумец
 
Сообщений: 4,606
Регистрация: 11.05.2004

s3g вне форума Не в сети
не самый старый вид, но лет двадцать прошло
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: img051.jpg
Просмотров: 430
Размер:	175.7 Кб
ID:	431648  
  Ответить с цитированием
Старый 13.04.2009, 18:41   #3   
Потапов
 
Аватар для Private Gripweed
 
Сообщений: 2,372
Регистрация: 21.04.2008

Private Gripweed вне форума Не в сети
s3g, а где это?
  Ответить с цитированием
Старый 13.04.2009, 22:40   #4   
Форумец
 
Сообщений: 4,606
Регистрация: 11.05.2004

s3g вне форума Не в сети
Епархия, теперь там восстановили храм и женский монастырь




И Митрофаньевский монастырь второй половины 80-х
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: img054.jpg
Просмотров: 478
Размер:	269.2 Кб
ID:	432361  

Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 12:39.
  Ответить с цитированием
Старый 16.04.2009, 08:05   #5   
Потапов
 
Аватар для Private Gripweed
 
Сообщений: 2,372
Регистрация: 21.04.2008

Private Gripweed вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от s3g Посмотреть сообщение
И Митрофаньевский монастырь второй половины 80-х
http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...1&d=1239709135
простите за занудство, но это колокольня Акатова монастыря

Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 12:21.
  Ответить с цитированием
Старый 30.06.2009, 00:02   #6   
Форумец
 
Аватар для zifan
 
Сообщений: 97
Регистрация: 19.12.2005
Возраст: 35

zifan вне форума Не в сети
Здраствуйте! Почитал и понял что многие тут знатоки истории города. Поэтому рискну задать вопрос:
Какое сооружение (памятник, здание) сохранившееся до наших дней самое древнее в Воронеже?

Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 16:58.
  Ответить с цитированием
Старый 30.06.2009, 01:48   #7   
Форумец
 
Аватар для Doctor Livsi
 
Сообщений: 1,788
Регистрация: 22.03.2009
Возраст: 41

Doctor Livsi вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от zifan Посмотреть сообщение
Здраствуйте! Почитал и понял что многие тут знатоки истории города. Поэтому рискну задать вопрос:
Какое сооружение (памятник, здание) сохранившееся до наших дней самое древнее в Воронеже?
Официально принято считать самое древнее каменное здание в Воронеже - это колокольня на территории Акатова монастыря - была частью ныне разобранной Алексеевско-Владимирской церкви. Построена она в 1674 году в соответствии с художественными принципами московской архитектуры XVII века. На снимке - колокольня - крайнее сооружение справа.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Общий вид Алексеевского монастыря с юго-западной стороны 1900-е годы.jpg
Просмотров: 390
Размер:	78.1 Кб
ID:	484305  

Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 15:18.
  Ответить с цитированием
Старый 24.10.2009, 17:48   #8   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Алексеевский монастырь и река Воронеж
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: №21. Река Воронежъ и Алексеевскiй монастырь..gif
Просмотров: 259
Размер:	403.6 Кб
ID:	575868   Нажмите на изображение для увеличения
Название: v-01%20(6).jpg
Просмотров: 193
Размер:	284.8 Кб
ID:	729884  


Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 12:28.
  Ответить с цитированием
Старый 25.10.2009, 22:07   #9   
Потапов
 
Аватар для Private Gripweed
 
Сообщений: 2,372
Регистрация: 21.04.2008

Private Gripweed вне форума Не в сети
Вроде бы не было ещё
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Алексеевский монастырь2.jpg
Просмотров: 191
Размер:	180.6 Кб
ID:	730159  

Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 15:01.
  Ответить с цитированием
Старый 25.10.2009, 23:52   #10   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
1 - Колокольня Акатова монастыря, 1946г.
2 - ... сентябрь 2009г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1946 колокольня Акатова монастыря.jpg
Просмотров: 200
Размер:	35.5 Кб
ID:	729882   Нажмите на изображение для увеличения
Название: kl 2009.jpg
Просмотров: 131
Размер:	72.5 Кб
ID:	737368  


Последний раз редактировалось SERG16; 28.03.2010 в 22:57.
  Ответить с цитированием
Старый 28.10.2009, 19:16   #11   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,634
Регистрация: 23.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
1 - Алексеевский Акатов монастырь, 1970е
2 - Восстановление Акатова монастыря, 1980 г
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 12.jpg
Просмотров: 130
Размер:	470.2 Кб
ID:	729889   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1980.jpg
Просмотров: 135
Размер:	22.8 Кб
ID:	729890  


Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 12:32.
  Ответить с цитированием
Старый 28.10.2009, 20:40   #12   
Форумец
 
Аватар для Приезжий Дмитрий
 
Сообщений: 88
Регистрация: 20.09.2009
Возраст: 50

Приезжий Дмитрий вне форума Не в сети
Вход в Акатов монастырь. Может быть кто-то опознает священников, стоящих около резиденции митрополита (она и сейчас там находится).

http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=8178339&postcount=34

http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...1&d=1239709135

Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 12:41.
  Ответить с цитированием
Старый 07.11.2009, 08:00   #13   
Форумец
 
Сообщений: 56
Регистрация: 18.09.2009

Specialist вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Приезжий Дмитрий Посмотреть сообщение
Вход в Акатов монастырь. Может быть кто-то опознает священников, стоящих около резиденции митрополита (она и сейчас там находится).

http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=8178339&postcount=34

http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...1&d=1239709135
В центре - бывший митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Николай Федорович Немцов).




Спасибо, Natalia425, Private Gripweed, SERG16 за прекрасные фото и информацию!

Последний раз редактировалось SERG16; 23.03.2010 в 12:41.
  Ответить с цитированием
Старый 03.01.2010, 05:35   #14   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,984
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 47

elena71 вне форума Не в сети
Старая открытка с видом на Алексеевский монастырь
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: алексеевский монастырь.jpg
Просмотров: 177
Размер:	98.9 Кб
ID:	737303  

Последний раз редактировалось SERG16; 28.03.2010 в 22:41.
  Ответить с цитированием
Старый 22.03.2010, 22:27   #15   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,634
Регистрация: 23.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Акатов монастырь до восстановления, 1975 год:
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: акатов2.jpg
Просмотров: 194
Размер:	296.2 Кб
ID:	729308   Нажмите на изображение для увеличения
Название: акатов4.jpg
Просмотров: 128
Размер:	443.7 Кб
ID:	729311  

  Ответить с цитированием
Старый 23.03.2010, 11:45   #16   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,984
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 47

elena71 вне форума Не в сети
1. 1976 год Акатов монастырь до восстановления

2. 1976 год. Колокольня монастыря

3,4 Монастырь до и после восстановления

5. Надгробие в монастыре

6. Башня
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: акатов монастырь1976 -до восстановления.jpg
Просмотров: 89
Размер:	420.1 Кб
ID:	729787   Нажмите на изображение для увеличения
Название: акатов монастырь1976 -до восстановления колокольгя.jpg
Просмотров: 105
Размер:	397.5 Кб
ID:	729788  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: акатов монастырь1976 -до восстановления с пролетарской.jpg
Просмотров: 181
Размер:	360.0 Кб
ID:	729789   Нажмите на изображение для увеличения
Название: акатов монастырь восстановленный.jpg
Просмотров: 128
Размер:	377.1 Кб
ID:	729790  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: акатов монастырь надгробие.jpg
Просмотров: 171
Размер:	410.8 Кб
ID:	729791   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акатов монастырь-башня.jpg
Просмотров: 148
Размер:	470.9 Кб
ID:	734976  


Последний раз редактировалось elena71; 27.03.2010 в 01:09. Причина: добавлена фотография
  Ответить с цитированием
Старый 24.03.2010, 12:38   #17   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Панорамы:

Вращение - нажать и тянуть левой кнопкой мыши. Зумирование: Shift | Ctrl.


Акатов монастырь

Башня Акатова монастыря
  Ответить с цитированием
Старый 24.03.2010, 17:55   #18   
Следопыт
 
Аватар для Стр@нник
 
Сообщений: 805
Регистрация: 25.11.2009

Стр@нник вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от SERG16 Посмотреть сообщение
Панорамы:
Восхищён!!!!!!! Если не секрет,то как сделали?
  Ответить с цитированием
Старый 24.03.2010, 18:18   #19   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Стр@нник, этот вопрос надо задавать тому - кто это делал.



Современный фотоальбом: http://www.liveinternet.ru/community...post114388032/
  Ответить с цитированием
Старый 28.03.2010, 01:09   #20   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,984
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 47

elena71 вне форума Не в сети
Фотографии конца прошлого века
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акатов монастырь1.jpg
Просмотров: 81
Размер:	468.6 Кб
ID:	736225   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акатов монастырь1-4.jpg
Просмотров: 59
Размер:	415.4 Кб
ID:	736229  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акатов монастырь1-2.jpg
Просмотров: 47
Размер:	293.6 Кб
ID:	736230   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акатов монастырь1-1.jpg
Просмотров: 65
Размер:	315.4 Кб
ID:	736231  

  Ответить с цитированием
Старый 28.03.2010, 23:19   #21   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Восстановленный в Воронеже и действующий ныне Алексиево-Акатов женский монастырь, фото с вертолёта 2008г.

источник
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: orig.jpg
Просмотров: 232
Размер:	151.1 Кб
ID:	737337  
  Ответить с цитированием
Старый 30.03.2010, 14:37   #22   
Форумец
 
Аватар для elena71
 
Сообщений: 5,984
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 47

elena71 вне форума Не в сети
Монастырь в начале 20 века
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акатов монастырь нач 20 века.jpg
Просмотров: 168
Размер:	203.3 Кб
ID:	739314   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Акатов монастырь нач 20 века-1.jpg
Просмотров: 158
Размер:	337.6 Кб
ID:	739315  

  Ответить с цитированием
Старый 30.03.2010, 21:39   #23   
Форумец
 
Аватар для Zayatz
 
Сообщений: 204
Регистрация: 12.07.2008
Возраст: 43
Записей в дневнике: 1

Zayatz вне форума Не в сети
elena71, а в 20-м посте на последних двух фото разве Акатов монастырь? На третьем вроде церковь, которая недалеко от ул. К Маркса, вниз немного (не помню, как называется) Сравнил с "вертолетным" фото
  Ответить с цитированием
Старый 30.03.2010, 21:55   #24   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,634
Регистрация: 23.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Zayatz Посмотреть сообщение
На третьем вроде церковь, которая недалеко от ул. К Маркса, вниз немного (не помню, как называется) Сравнил с "вертолетным" фото
точно, Никольская...
четвёртая - тоже вроде бы не Акатов
  Ответить с цитированием
Старый 30.03.2010, 22:10   #25   
Форумец
 
Аватар для Doctor Livsi
 
Сообщений: 1,788
Регистрация: 22.03.2009
Возраст: 41

Doctor Livsi вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Natalia425 Посмотреть сообщение
точно, Никольская...
четвёртая - тоже вроде бы не Акатов
Точно - не Акатов на четвертом. Что-то до боли знакомое напоминает в близлежащих пригородах Воронежа
  Ответить с цитированием
Старый 30.03.2010, 22:19   #26   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,634
Регистрация: 23.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Doctor Livsi Посмотреть сообщение
Точно - не Акатов на четвертом. Что-то до боли знакомое напоминает в близлежащих пригородах Воронежа
подозрительно похоже на Задонск....
  Ответить с цитированием
Старый 30.03.2010, 22:22   #27   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Natalia425 Посмотреть сообщение
подозрительно похоже на Задонск....
Вот такая фотка есть, фотографировал 9 августа 2008г. в Задонске (территория женского монастыря).
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0995.jpg
Просмотров: 54
Размер:	286.1 Кб
ID:	739972  
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 12:25   #28   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,225
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 45

Витя вне форума Не в сети
АЛЕКСЕЕВСКИЙ АКАТОВ МОНАСТЫРЬ

В наименовании единственной уцелевшей в Воронеже обители слились воедино каноническо-православная часть и природная, характеризующая его местоположение. Официальным своим названием монастырь обязан святому Алексию, митрополиту Московскому (1300—1378). Он управлял Русской церковью с 1354 года при великих князьях Иване Ивановиче и Дмитрии Донском. В эти годы начале» процесс собирания растерзанных междуусобицами и ослабленных монголо-татарским нашествием русских земель. Своей деятельностью митрополит Алексий и его знаменитый соратник, преподобный Сергий Радонежский, ставшие духовными наставниками московских великих князей способствовали консолидации Руси и ее освобождению от ига. Еще при жизни Алексий прославился как чудотворец; в память об одном из событий — исцелении жены золото-ордынского хана — в Московском Кремле был основан Чудов монастырь.

Нетленные мощи Алексия были обретены в 1431 году, а в 1485 году, при князе Иване III, они были перенесены в церковь Чудова монастыря. Вскоре митрополит был канонизирован, признан святым Русской Православной Церковью. Память святителя Алексия свершается 12 (25) февраля.

Как же оказалось имя Алексия в Воронеже? В 1620 году здешние жители сумели отстоять город и отразить набег литовцев и черкас. В память об избавлении от опасности они решили основать храм в честь того святого, в день которого им была дарована победа Им оказался день памяти митрополита Алексия. Вскоре желание основать Алексеевский храм переросло в стремление учредить вторую в городе обитель (первым, как уже упоминалось, был Успенский мужской монастырь, существовавший с 1600 года). Алексеевский мужской монастырь ведет отсчет своей истории с 1620 года и, выходит, лишь на несколько десятилетий моложе самого Воронежа.

Для нового строительства была выбрана заросшая вековыми деревьями поляна в двух верстах от города. Она не была заселена и вполне подходила для пустынножительства. Вначале ее хотели использовать для перевода подтопляемого рекой Успенского монастыря. По месту расположения на обрывистом правом берегу реки поляна называлась Акатовой, или Окатовой, это имя вошло составной частью в название монастыря — он стал именоваться Алексеевский Акатов.

Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл, трудами которого был создан и Успенский монастырь. В Акатовой пустыни возвели деревянную церковь во имя святого Алексия, устроили кельи для игумена и четырех старцев. Несколько лет спустя поблизости начали появляться жилые дворы. Во второй половине XVII века монастырь приобрел солидную собственность: крепостных крестьян, земельные вотчины, сенокосы, рыбные ловли и поднялся в этом плане выше своего старшего собрата. Выросшие доходы дали возможность братии и мирянам в 1674 году построить первую в городе каменную церковь во. имя Алексия-митрополита.

В 1700 году, в разгар кораблестроительных работ, царь Петр упразднил Успенский монастырь и слил его с Алексеевским Акатовым. В его владение перешли и старые земельные угодья. Загородный монастырь стал единственной мужской обителью в Воронеже, его настоятель получил сан архимандрита. Постепенно окрестности в Акатовском предместье стали заселяться, и монастырь приобрел обильный приход, где служили два священника из белого духовенства.

В самом монастыре насельников было немного —их число никогда не превышало двадцати человек.

В начале XVIII столетия архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери Троеручицы, которая впоследствии прославилась чудотворством и стала священной монастырской реликвией. Настоятель Ефрем в 1746— 1755 годах надстроил над каменной церковью второй этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери; при этом со стороны алтаря из-за ветхости фундамента часть здания была разобрана, а потом выстроена вновь. Появился также придел во имя святых Антония и Феодосия Печерских.

В 1764 году императрица Екатерина II повелела сократить число монастырей и отобрать их вотчины в казну. Для части оставшихся было предусмотрено содержание за счет государства («штатные» монастыри). Алексеевский монастырь был отнесен ко второму классу по своей значимости и стал получать семьсот тринадцать рублей девяносто четыре копейки серебром в год. За ним сохранили одно озеро для рыбной ловли и 8 десятин земли.

В 1770—1780-е годы при архимандрите Сампсоне (1713— 1793) на территории монастыря развернулось активное строительство: были возведены трапезная, новые кельи, пекарня, настоятельский корпус. Подворье окружила каменная ограда с тремя угловыми башенками, выполнявшими уже не оборонительные, а декоративные функции; две из них были двухъярусными, а западная — даже жилой.

В 1796 году двухэтажная церковь была в очередной раз разобрана почти до основания и за два года выстроена вновь. Святые покровители храма оставались прежними: верхний этаж посвящался Владимирской иконе Божией Матери, нижний — святому Алексию с приделами в честь Антония и Феодосия Печерских. Для молитв старцев на монастырском подворье временно, на два эти года, была собрана деревянная церквушка, перевезенная из Тавровской крепости. Тот облик, который имел старый Алексеевско-Владимирский храм, представлен на рисунке С. П. Павлова, гравюра с которого воспроизведена в книге архимандрита Илариона «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря», вышедшей в Воронеже в 1859 году. Текст без иллюстраций был в 1883 году перепечатан в приложении к «Воронежским епархиальным ведомостям».

В 1804 году на пожертвования вдовы купца Семена Андреевича Аникеева, Авдотьи Васильевны (?—1831), началось строительство вместительной каменной церкви «в визамтийско-русском стиле». По договору с ней подрядчик Никита Архипович Богданов обязался в три года «соорудить по данному мне плану каменную церковь». Вознаграждение его в таком случае составляло полторы тысячи рублей. Однако стройка задержалась надолго против намеченного срока. В 1805 году «случился в церкви падеж»: обвалился кирпичный карниз. По мнению заказчицы, «таковое падение последовало единственно от его, Богданова, неосмотрительности, от того, что не потому расположению [вел работы], как в плане показано и от губернского архитектора Волкова приказано. О том господин архитектор Волков объяснил рапортом бывшему тогда гражданским губернатором тайному советнику Александру Борисовичу Сонцову». А. В. Аникеева приостановила плату Богданову, заставившему однодворцев слободы Чижовки Ивана Тибекина и Ивана Григорьева вести злополучную каменную кладку в праздничный день.

Вместо трех строительство велось восемь лет. Нижняя церковь, сохранившая по-прежнему покровителем святителя Алексия, была освящена 20 мая 1812 года. Теплый храм на втором этаже в честь Воскресения Христова был завершен к 1819 году. Наличие в монастыре двух одноименных храмов воспринималось как временное явление. Прежнюю церковь хотели разобрать еще в 1819 году, но исполнили это намерение только в 1879 году, сохранив от нее одну, звонницу. Попутно следует заметить, что архимандрит Иларион, а вслед за ним и Н. И. Поликарпов, исказили фамилию благотворительницы А. В. Аникеевой, назвав ее Акимовой. Ошибку эту не раз повторяли в статьях о монастыре, в том числе и автор этих строк.

Упоминание в переписке имени Волкова позволяет сделать вывод о том, что именно он является автором проекта монастырского храма. Иван Иванович Волков (сер. XVIII века — после 1828) был хорошо известен в Воронеже. Дважды он состоял здесь в должности губернского архитектора, занимался претворением в жизнь первого генерального плана города (1774). И. И. Волков возводил корпуса присутственных мест, губернского и городского магистратов, построил каменный дом Дмитрию Васильевичу Черткову, сыну генерал-губернатора.

В 1840-е годы архимандрит Елпидифор произвел «капитальное обновление» первого, холодного этажа монастырского собора.

В XIX веке настоятели Акатова монастыря в сане епископа получили статус викария — заместителя главы епархии. Из часто сменявших Друг друга в этот период настоятелей нашего внимания заслуживают владыка Иларион, автор уже упомянутого описания обители; преосвященный Макарий (Троицкий) — дед известного воронежского архитектора Николая Владимировича Троицкого; епископ Владимир (Соколовский), владыка Владимир (Шимкевич), управлявший с 1900 года. В начале века по его настоянию была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами. О дальнейшей судьбе епископа Владимира речь впереди. А сейчас о том, что же представлял из себя Алексеевский Акатов монастырь в предреволюционные годы.

На двух десятинах земли внутри ограды находилось до десятка строений. Древнейшим из них являлась колокольня 1674 года, сохранившаяся от старой порушенной церкви. В этот момент во уважение почтенного возраста ее освободили от колоколов и использовали при водосвятии: в нее провели водопровод и устроили бассейн. Краевед Николай Валукинский так описывал в 1912 году этот памятник старины: «Весь корпус Окатовской колокольницы состоит из трех частей: нижней четверичной, средней восьмигранной призмы и верхней пирамиды, увенчанной кирпичной главкой.

...Стиль русский: большие стены, малые отверстия, большая лобовая часть являются характерными знаменателями старания строителей привлечь богомольцев чистотою своих помыслов, бескорыстной, благородной души.

Средняя часть — восьмигранная призма — на едва показавшемся четырехскатном начале, прячет углы в пилястрах и украшена в середине поясом, а вверху карнизом, состоящим из фриза и чередующихся ребер торца. С четырех сторон — открытые арки для звона.

Непосредственно от карниза идет кирпичная пирамида шатра с четырьмя слухами. Углы пирамиды, как и призмы, спрятаны в пилястры, не доходящие до барабана (шейки главки), обнимая тем самым переход от пирамиды. Москва от земли до креста!».

Юрий Успенский делал общий вывод (1922): «Все части колокольни: и нижний четверик, и средний восьмигранник, и верхний шатер представляют из себя формы, легко воспроизводимые в дереве. В этом и есть разгадка архитектурного стиля этих чисто русских колоколен, явившихся всецело повторением в камне столь привычных и излюбленных деревянных форм.

Колокольня Алексеевского монастыря является единственным сооружением типа вполне московского, допетровского. Все сооружение, если нельзя назвать одним из лучших образцов столь пленительных, интимных колоколен Московской Руси, если в нем и виден известный провинциализм стиля, — однако, все же оно в целом является одним из трогательных образчиков самостоятельного старого зодчества».

В центре монастырского двора возвышалась двухэтажная церковь без колокольни, ее высота с позолоченным крестом составляла 15 сажен (32 метра). Двухэтажный теплый коридор соединял ее с покоями настоятеля. Внутри храм имел форму правильного круга — символа вечности христианства. В церкви имелось немало исторических реликвий, в числе которых — несколько восьмиконечных серебряных крестов конца XVII века с мощами святых. Были здесь и особо чтимые верующими иконы — Живоносного источника, устроенная «усердием и старанием архимандрита Мефодия 1820 года», несколько копий с икон художника В. М. Васнецова. Особо ценилась икона Божией Матери Троеручицы, обладавшая даром исцелять увечных и страждущих. В благодарность верующие подвешивали вокруг нее выполненные из серебра изображения человеческих органов. В церкви первого этажа росписи стен и иконостас были поздними: их возобновили под наблюдением инженера-технолога Антона Родионовича Михайлова в начале текущего столетия. Торжественное освящение храма после ремонта состоялось 1 ноября 1909 года.

Последний раз редактировалось Витя; 31.03.2010 в 16:35.
  Ответить с цитированием
Старый 31.03.2010, 12:26   #29   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,225
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 45

Витя вне форума Не в сети
В створе Введенской улицы (ныне улица Освобождения Труда), в северо-западной оконечности монастыря в 1879— 1880 годах выстроили надвратную колокольню. Ее четыре яруса со шпилем и крестом устремлялись ввысь на 23 сажени (49 метров). В первом ярусе, рядом с входными вратами, была устроена крестовая церковь в память преподобного Сергия Радонежского, освященная 27 июня 1903 года. Она служила домовой церковью викарию. Во втором ярусе помещалась зала для народных чтений. Округу будоражили 10 колоколов, самый большой из них весил 331 пуд 12 фунтов (5,3 тонны).

На подворье располагались двухэтажный настоятельский особняк, братские корпуса, хлебная, трапезная, ледник, одноэтажное деревянное здание учительской и регентской школы, в которой готовили педагогов приходских школ и учителей церковного пения. С юга к шатровой колокольне примыкало старинное кладбище. Монахов и состоятельных горожан тут погребали издавна, но особенно активно могилы стали расти на погосте с 1772 года, когда запретили постоянные захоронения у приходских церквей. Летописцы Елисеевы в своем «Синодике» дают обширную некрологию похороненных в Акатовом монастыре в последние три десятилетия XVIII века.

В основном это духовенство кафедрального собора и купеческие семьи. Назову лишь часть фамилий: Аникеевы, Аносовы, Вяхиревы, Грековы, Елисеевы, Журавлевы, Клемешовы, Молоцкие, Мосолитиновы, Нечаевы, Ростовцевы, Сахаровы, Тибекины, Титовы, Тулиновы, Харины. Здесь же покоился и один из начальников края: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею».

Большой торжественностью отличались похороны семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязан [ными] волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею».

Кстати сказать, настоятели монастыря (архимандриты Сампсоний, Гервасий, игумен Самуил) нередко участвовали в отпевании знатных горожан, и не только тех, кого хоронили у себя на кладбище.

Использование кладбища продолжалось в XIX и в начале XX века, только упоминаний о погребениях у нас меньше. Дворяне Дебольцовы, Тулиновы (в их числе бывший губернский предводитель дворянства Николай Иванович (1810—1854), секретарь земской управы Михаил Иванович Лабзин (1830—1895), Аркадий Павлович Муфель (1846-1898), выдающийся ученый-химик Михаил Семенович Цвет (1872—1919)... Могилы позднего времени еще сохранялись перед революцией.

Мало известный за пределами своей епархии и не собиравший толпы богомольцев на поклонение святым мощам - — их здесь не было — Алексеевский Акатов монастырь жил тихой и размеренной жизнью. Но по мере сил и он содействовал воронежцам в духовном и нравственном просвещении. Во второй половине минувшего века, к примеру, в монастыре размещался Епархиальный училищный совет; там же под председательством викарного епископа действовал Епархиальный комитет православного миссионерского общества.

Так шла жизнь, пока не грянул революционный 1917 год и не изменил в корне все церковное бытие.

В первые послереволюционные годы Алексеевский монастырь не трогали, внимание властей было приковано к тому, что находился в центре города. Могло показаться, что никому нет дела до десятка людей, добровольно отрешившихся от мирской суеты. Но список драгоценностей затребовали и отсюда. Подписанные ризничим, благочинным и экономом (иеромонахи Иннокентий, Серафим, иеродьякон Алексий), страницы содержали те же наименования, что и повсюду, различия были только в количестве.

Но имелось здесь и важное примечание, единственное в бумагах подобного рода: «Опись представляем с присовокуплением, что изделия эти суть священные предметы, необходимые для удовлетворения религиозных потребностей народа при богослужении и потому должны оставаться неприкосновенными. Ко многим сосудам миряне не могут и не должны прикасаться, чтобы не оскорбить религиозных чувств народа. Вес изделий показан приблизительно, [взвешены] на мелких весах для продуктов и вместе с финифтью № стразами. Большинство этих изделий тонкой художественной работы, например, чаша, обложенная сеткой, работа которой представляет большую ценность, чем самый материал — серебро, из которого они сделаны».

Прислушались ли власти к этому замечанию? Вспомнили ли они о нем в 1922 году, когда определялась судьба изъятых вещей — в музей или на переплавку?

В середине 1920-х годов жизненные бури докатились и до стен Акатова монастыря. Бывший его настоятель Владимир (Шимкевич) к этому времени в сане митрополита возглавлял Воронежскую и Елецкую епархию. В январе 1926 года он скончался. Престарелого владыку сменил видный иерарх церкви архиепископ Петр (Зверев, 1876—1929), известный своей бескомпромиссной борьбой с обновленцами. С ним из Москвы приехал архимандрит Иннокентий (Иннокентий Пантелеймонович Беда, 1882—1928), поставленный владыкой священноначальствовать над алексеевской братией. К тому моменту центр религиозной жизни переместился в Воронеже из Митрофановского в Алексеевский монастырь. Яркие проповеди архиепископа Петра привлекали сюда обильную паству. Это не на шутку обеспокоило местные власти, и осенью 1926 года Петр и Иннокентий были арестованы. Несколько лет спустя они приняли мученическую смерть в Соловецком лагере особого назначения.

Такая же участь постигла и сменившего Петра на епископской кафедре Алексия (Алексей Васильевич Буй, 1892— 1937). В конце 1920-х годов чекисты инкриминировали ему создание подпольной церковно-монархической организации. Ядром контрреволюции был представлен Акатов монастырь, в церкви которого будто бы проходили конспиративные собрания «буевцев». В феврале 1930 года прокатилась волна арестов, в ходе которой было схвачено 75 монахов из разных мест. Среди них оказались игумен Алексеевского монастыря семидесятилетний архимандрит Тихон (Тимофей Ульянович Кречков) и настоятель монастырской церкви отец Федор Яковлев. Обоих отправили в исправительно-трудовой лагерь.

Еще в январе 1930 года рабочие завода им. Коминтерна «потребовали» от горсовета закрыть Алексеевский монастырь, а заодно запретить повсеместно колокольный звон и «реализовать» колокола на нужды промышленности. В конце 1930-го — начале 1931 года власти обсуждали вопрос о разборе решеток и памятников на кладбищах, в том числе и внутри монастыря. Принятие решения временно отложили. Летом 1931 года монастырь был закрыт. Монахов вытолкали за ворота. Имущество постепенно было расхищено, растащено. Большинство икон оказалось в краеведческом, а затем в антирелигиозном музее. Не вывезенные из Воронежа в годы войны, они остались в запасниках (во дворе нынешнего здания Ю.-В. ж. д.) и в период временной оккупации города были сожжены. Одна из чудотворных икон, «Живоносный источник», счастливо уцелела: она находилась в послевоенные годы в Покровском соборе и по благословению владыки Мефодия возвращена на прежнее место 12 апреля 1991 года. Судьба знаменитого образа Божией Матери Троеручицы неведома.

Как использовались монастырские постройки в тридцатые годы, я не знаю. Во время Великой Отечественной войны надвратная колокольня оказалась разрушенной до уровня второго яруса. После освобождения Воронежа зимой 1943 года уцелевшие горожане селились всюду, где только можно. Освоили они и монастырский двор. Кельи, казначейский и настоятельский корпуса прекрасно подходили для этой цели, но тесные каморки устроили даже в двухэтажной церкви, в угловых башнях, прилепили их к восточной стене. В двух колокольнях находились какой-то склад и конюшня. Постепенно жилищная проблема решалась, и люди покидали монастырь. В 1960-е годы резиденцию архимандрита арендовали под свои мастерские художники.

Примерно в 1970 году остатки монастыря передали краеведческому музею, и тут же Центральный райисполком распорядился сломать казначейский корпус, а второй деревянный этаж настоятельского дома продал одному из колхозов на стройматериалы. Нижний этаж разобрали на кирпич местные жители, не убоялись греха! И у музея монастырь оказался бесхозным: средств на его восстановление не было.

Перемены в отношении памятника архитектуры произошли в 1980-е годы. Лет восемь назад реставрационная мастерская восстановила древнюю колокольню (проект выполнила архитектор Т. И. Полещук). Звонница стояла оштукатуренным островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать.

В 1989 году монастырь возвратили епархии. Сразу же там закипела работа. За два года была восстановлена двухэтажная церковь, старая колокольня вновь обрела свои функции, а надвратная стала только церковью: она завершена пятью главами на уровне достроенного второго яруса. Последний факт, на мой взгляд, заслуживает сожаления, ибо в начале XX века пятидесятиметровое сооружение относили к числу самых красивых колоколен Воронежа. Утрачена эта красота была давно, в том нет вины церкви, но теперь неповторимый облик постройки уже не вернуть. Хотя». не спорю, новая церковь и сейчас смотрится привлекательно.

...На монастырской территории развернулось новое строительство, выросли кельи для послушниц, хозяйственные постройки. Выделен небольшой участок для захоронений. С Коминтерновского кладбища в 1993 году были перенесены останки воронежских владык XVIII—XX веков — Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Антония II (Смирницкого), Серафима (Аретинокого), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина) и Тихона IV (Никанорова). Установлен здесь и надгробный знак профессору М. С. Цвету. За цветником — часовня для освящения воды.

4 ноября 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, открылся женский Алексеевский Акатов монастырь. Настоятельницей его стала игуменья Любовь, в апреле 1992 года ее сменила игуменья Варвара (Сажнева). История возрожденной обители, ставшей теперь женской, еще впереди.

Службу в монастырском храме ведут священники Владимир Федюшин и Николай Ковалев, дьякон Андрей Семилетов.

К монастырю переместилась от Покровского собора резиденция главы епархии (там она была снесена в связи со строительством театра). Краснокирпичное здание в начале улицы Освобождения Труда построено по проекту архитектора Станислава Гилева и выглядит вполне достойно рядом с церковной стариной. Здесь пребывает митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, в его покоях имеется домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери. В резиденции происходят встречи владыки с общественностью, устраиваются приемы.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 11:18.
  Ответить с цитированием
Старый 03.04.2010, 03:22   #30   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,787
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
...В середине 1920-х годов жизненные бури докатились и до стен Акатова монастыря. Бывший его настоятель Владимир (Шимкевич) к этому времени в сане митрополита возглавлял Воронежскую и Елецкую епархию. В январе 1926 года он скончался. Престарелого владыку сменил видный иерарх церкви архиепископ Петр (Зверев, 1876—1929), известный своей бескомпромиссной борьбой с обновленцами. С ним из Москвы приехал архимандрит Иннокентий (Иннокентий Пантелеймонович Беда, 1882—1928), поставленный владыкой священноначальствовать над алексеевской братией. К тому моменту центр религиозной жизни переместился в Воронеже из Митрофановского в Алексеевский монастырь. Яркие проповеди архиепископа Петра привлекали сюда обильную паству. Это не на шутку обеспокоило местные власти, и осенью 1926 года Петр и Иннокентий были арестованы. Несколько лет спустя они приняли мученическую смерть в Соловецком лагере особого назначения...
«Голгофа» архиепископа Петра

Цитата:
В середине 1920-х годов власти Воронежа были озабочены серьезной проблемой: в городе, где в соответствии с идеологией большевиков во всю велась антирелигиозная пропаганда, люди вдруг начали проявлять массовый «нездоровый» интерес к церкви.

Службы в храмах проходили при большом стечении народа, а в Алексеевском Акатовом монастыре, который тогда играл роль центра Воронежской епархии, во время богослужений было просто негде яблоку упасть. Виновника этого духовного подъема долго искать не пришлось. Горожан вдохновлял своими проповедями архиепископ Воронежский Петр. Он был в Воронеже новым человеком, но местные органы ГПУ имели на него уже целое досье...

«Подозрительный проповедник»

Архиепископ Петр (в миру Василий Зверев) был выходцем из московской священнической семьи. Родился он в 1878 году. Учился в Казанской духовной академии. На последнем курсе принял монашество под именем Петра и впоследствии нес служение в разных городах России. Был инспектором семинарий, настоятелем монастырей, а во время Первой мировой проповедовал на фронте, и повсюду пользовался колоссальным авторитетом среди простых людей. Прихожане его любили за доброту и необыкновенный дар «достучаться» до сердца каждого человека.

После революции популярность священника стала настораживать новую власть. Петр никогда не призывал прихожан к мятежу, но говорил о вере и покаянии с такой нравственной силой убеждения, что смущал даже закоренелых безбожников. Для большевистского руководства, которое провозгласило в числе своих задач искоренение религии, подобные проповедники были опасны.

Начиная с 1918 года, деятельность отца Петра находилась на особом контроле у чекистов, а в 1921 году его арестовали по обвинению в разжигании религиозного фанатизма.

Несгибаемый арестант

К тому времени священник уже несколько лет был епископом в Нижегородской епархии. Когда о его аресте узнали жители рабочего поселка Сормово, где владыка часто вел богослужения, они устроили трехдневную забастовку. Власти пообещали отпустить епископа, но в действительности отправили его в Москву. Священник провел несколько месяцев в Бутырской и Таганской тюрьмах, заболел там от истощения, но категорически отказался признать вину, которую ему навязывали. В 1922 году его освободили по настойчивым просьбам верующих.

В том же году Петр был назначен епископом в Тверскую епархию. Тогда начался страшный голод в Поволжье, и он объявил сбор средств на нужды голодающих. Однако вскоре последовал новый арест. На этот раз причиной стало выступление владыки Петра против «обновленческого» движения, которое началось в православной церкви с подачи советской власти летом 1922 года. «Обновленцы» предлагали упростить церковный культ и заявляли о своей поддержке социалистических реформ. Петр расценил попытки внести изменения в богослужение как ересь и обратился к прихожанам сохранять прежнюю веру. Цензура ГПУ запретила публиковать обращение, а через некоторое время против владыки было сфабриковано дело, в соответствии с которым он якобы участвовал в незаконном распространении воззвания. Владыка это обвинение отверг, но твердо подтвердил свою позицию в отношении «обновленцев». В итоге строптивого священника приговорили к двухлетней высылке в Туркестан. Там он жил в тяжелых условиях и вернулся назад с основательно подорванным здоровьем.

Избранный народом

В 1925 году церковные власти назначили Петра в Воронежскую епархию помощником владыки Владимира, которому было уже 84 года. Мудрость, скромность, искренняя забота о прихожанах и яркие проповеди быстро сделали отца Петра необычайно почитаемым в епархии, и когда в 1926 году митрополит умер, он по просьбе верующих был назначен Воронежским архиепископом.

Высокий авторитет нового владыки привел к тому, что в том же году в епархии начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возвращение их в лоно православной церкви. Однако для советской власти это было неприемлемо.

В течение 1926 года архиепископа несколько раз вызывали в ГПУ. В ответ прихожане создали отряд для его охраны, а во время очередного вызова владыки на допрос в августе за ним пришло около 300 верующих, которых разогнала конная милиция.

Осенью 1926 года в Москве проходила XV партконференция и группа из 9 верующих воронежцев направила в ее адрес телеграмму. В ней прихожане просили оградить «избранного народом архиепископа» от произвола. Но партийное руководство расценило это как провокацию со стороны церкви, и владыка был арестован.

«Вину не признаю»

Петра обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к 10 годам лишения свободы в лагере особого назначения на Соловках, в который тогда отправляли многих священников. Вместе с ним были приговорены к разным срокам лагерей его ближайшие сподвижники.

Свою «вину» владыка не признал. Не удалось его сломить и лагерному начальству в Соловецком аду. Петр был избран другими ссыльными священниками главой Соловецкого православного духовенства, совершал тайные богослужения. Умер владыка на нарах тифозного барака в 1929 году. Сначала его похоронили в общей могиле, но заключенные совершили перезахоронение по церковному обряду.

В 1999 году мощи Петра были обретены при раскопках, а спустя год он был канонизирован как священномученик. После обращения тысяч верующих воронежцев к Патриарху 9 августа 2009 года ковчег с мощами святого был доставлен в наш город.
Из телеграммы группы в защиту владыки Петра, направленной на XV партконференцию: «Воронежское ГПУ требует выезда в Москву единственного избранного народом, нашего православного архиепископа Петра (Зверева). Православные Воронежской губернии – 99% исключительно из рабочих и крестьян. Вызов архиепископа волнует верующих рабочих…».


Из воспоминаний бывшего соловецкого узника, писателя Олега Волкова:


«Он и в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Начальники в зеркально начищенных сапогах пасовали перед достойным спокойствием архиепископа.

Преосвященный Петр шествовал мимо, не склоняя головы, ...и на фоне монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие».
Изображения
 
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind