Старый 08.09.2011, 21:30   #1   
Форумец
 
Аватар для pusikk
 
Сообщений: 455
Регистрация: 30.03.2011

pusikk вне форума Не в сети
Свято-Троицкий Борщевский монастырь

Родственные темы:

Хохольский район

Борщево

----------


родник по дороге в Острогожск
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: IMG_0939.jpg
Просмотров: 96
Размер:	538.6 Кб
ID:	1486302  

Последний раз редактировалось SERG16; 02.07.2012 в 09:36. Причина: перемещение из темы г.Острогожск, добавлены родственные темы
  Ответить с цитированием
Старый 09.09.2011, 15:54   #2   
Форумец
 
Сообщений: 245
Регистрация: 26.09.2010
Возраст: 45

Voloha_V вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от pusikk Посмотреть сообщение
родник по дороге в Острогожск
А где-ж такой?
  Ответить с цитированием
Старый 09.09.2011, 20:16   #3   
Форумец
 
Аватар для pusikk
 
Сообщений: 455
Регистрация: 30.03.2011

pusikk вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Voloha_V Посмотреть сообщение
А где-ж такой?
через мост когда едешь
  Ответить с цитированием
Старый 08.06.2012, 17:39   #4   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,768
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Свято-Троицкий Борщевский монастырь

Свято-Троицкий Борщевский монастырь

(по материалам сайта)

Цитата:
В 17-м веке в селе Борщево
был крупнейший по югу России
казачий монастырь
и мощная оборонительная крепость.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: mon.jpg
Просмотров: 81
Размер:	25.4 Кб
ID:	1864709
Рисунок монастыря, сделанный по воспоминаниям жителей

От древней Свято-Троицкой обители
остались обломки последнего храма
и многочисленные пещеры в меловых горах,
покрытых диким лесом.


Архивные сведения и упоминания о Борщёвской обители.

Источник:
Хронологический указатель Церквей в Воронежской области
(1586 - 1886)
1615г. - Троицкий Борщевский монастырь, ныне упразднен, в нем главная Церковь в честь Св. Троицы (см. Евгений митроп. опис. Вор. Еп.; Ист. Рос. Иерарх. стр. 686. Вор. губ. Вед. 1865 №№ 41 - 42. И. Чулков Ворон. Еп. Вед. 1871. №7)
1756г. - Троицкая Церковь в с. Борщеве, деревянная, вместо прежней Троицкой.
Борщевский монастырь в Воронежских актах упоминается под 1625г. (2к.128)
Вкладчик этого монастыря слепой Петрище упоминается под 1615г. (см. упом. под 1756г.)
В 1755г. в Борщевском монастыре обе Церкви (Троицкая и Пятницкая) сгорели. Вместо 2-х Церквей построена была одна (Троицкая с приделами Введения Б. М.)

Источник:
Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии.
Выпуск 3. стр. 242

Троицкая Церковь в с. Борщеве освящена Воронежским епископом Феофилактом 30 мая 1756г., как видно из надписи на деревянном кресте (храмозданном). До 1756г. в Борщеве на северной стороне нынешней Церкви были 2 Церкви обе деревянные. Первая в честь Св. Троицы с пределом Зосимы и Савватия и другая - Св. мч. Параскевы - Пятницы. Обе Церкви, как видно из описи Борщевского монастыря, составленной в 1629г., строение игумена Симеона с братиею. Церкви эти сгорели в 1755г. и на том же месте в 1756г. разрешено было им построить Троицкую Церковь с приделом Введения Б.М.

Источник:
Э. В Комолова. Воронежская епархия в конце 17 - 18 в.в.: образование, церковная организация, социально - политические отнощения. Воронеж.2007.

В Борщеве существовал монастырь - один из древнейших в Воронеже. Основание его относят к 17в., как видно из того, что в 1615г. в нем был игумен Симеон (1615 - 1631г.г.). Царем Михаилом Феодоровичем (1621 - 1623г.г.) дана была жалованная грамота. По указу Царей Иоанна и Петра Алексеевича 21 ноября 1681г., по открытии Воронежской Епархии, Борщевский монастырь приписать к архиерейскому уезду. Закрыт 2 февраля 1836г. (см. у Строева стр.841) и приписан к Архиерейскому Дому.
С 1615 по 1686г.г. в Борщевском монастыре были настоятепи игумен Симеон (1615 - 1631), Моисей упоминаемый в 1640г., Дионисий под 1657г. (строитель), а под 1665 - 1669 игумен Савватий строитель упоминается в 1664г., Дионисий 2-й в 1664г. игумен, а в 1670г. архимандрит Филарет (у Строева 1662,а у Чулкова 1657 - 1686 г.г.), Питирим 1678г., Савватий Картавцев 1680г., Корнилий с 1680г. по 1686г. (у Строева список полнее. Чулкова список в Воронеж. Еп. Вед. 1871г.№7)
В Борщевской Церкви замечательны два синодика 1680г., а другой 1752г. (они описаны г. Чулковым в Ворон. Еп. Вед. 1871г. №7)
В Борщеве по прописке его к архиерейскому дому, летом живали Воронежские Преосвященные, особенно любил жить в этой местности Епископ Феофилакт (1743 - 1757г.г.). Для монастырских крестьян при Борщевской Церкви были приходские священники, так под 1738г. упоминается два попа и оба Василия.

17в. В писцовых книгах отмечается, что все церкви тогда были деревянные и выстроены "клёцки", т.е. основой их являлся четырехугольный бревенчатый сруб. Церковь в то время имела большое сходство с обычным домом, что еще более усиливалось двускатной тесовой кровлей. Шатровые кровли устраивать запрещалось. С восточной стороны к Церкви был прирублен "круглый тройной" (трехстенный алтарь).
Некоторые городские церкви имели трапезные. Паперти или крыльца считались необходимой принадлежностью храма. Сельские церкви колокольни не имели. Почти при всех городских и более богатых сельских церквях (в селе Собакино, Боровом и др.) существовали приделы, которые пристраивались (приделывались) к ним снаружи и не имели сообщения с храмом. Это было особое здание, стоявшее рядом с основным храмом и часто имевшее собственную кровлю с главою и крестом. Иногда придел превращался в отдельную церковь, приписанную к главной, особенно, когда он теплый. Приделанные и теплые церкви не имели собственных священно и церковно - служителей, в них служил причт главного храма.
Внутреннее устройство Церкви не блистало. Бедность храмов объяснялась как малочисленностью прихожан, так и невозможностью преобрести церковные принадлежности на месте. Уже тогда при всей бедности храмов встречались начатки благотворительности.
Монастыри представляли собой небольшой поселок, в центре которого стояла деревянная церковь, которая иногда была одновременно и приходским храмом.близ церкви устраивалось 4-5 келий - изб. поселок окружал деревянный забор или стоячий тын со "святыми воротами" напротив церкви,над которыми возвышалась башня для колоколов, а иногда и для пушек. За забором располагалась слободка из дворов монастырских крестьян, бобылей и работников, а также священников и причетников. Число дворов постоянно колебалось.
Управляли монастырем настоятели, которые именовались старцами или строителями. Они заведывали всей жизнью монастыря: хозяйственной частью, внутренним благоустройством, постройкой, ремонтом церквей идругих помещений, наблюдали за вотчинами и угодьями, заботились о братии. Иногда было два строителя, иногда игумен и очень редко архимандрит (как например В Борщевском монастыре).Братия была достаточно немногочисленна : 6 - 15 монахов. Здесь же жили беглецы , трудники и вкладчики. В монастырь принимали только с вкладом, который частично обеспечивал содержание обители.
В большинстве случаев монашество принималось в старости для отмаливания грехов. Эта цель была основной при возникновении монастырей (напр. Борщев).
Борщевский монастырь построили донские казаки и постригались в него "при старости и болезни ", поэтому тот с самого своего возникновения был зависим от Войска Донского. Казаки в 1621г. выхлопотали монастырю богатый Богацкой ухожей на Дону и впоследствии помогали монастырскому начальству в его тяжбах с коротоякскими детьми боярскими и костенскими драгунами. Без разрешения войскового круга, игумен даже боялся выполнять распоряжения епархиальной власти. Борщевский монастырь являлся донским т.к. принадлежал донским казакам. Выселенные из Костенска полковые казаки заняли землю Борщевского монастыря - вотчину донских казаков, что вызвало тяжбу с Войском Донским, тянувшуюся до конца 17в. (см. Акиньшин А.Н.)
(Никольский П.В, Монашество на Дону), Материалы по истории монашества на Дону: обзор грамот Коллегии Экономии стр. 155 - 156. Никольский. Положение монастырей Воронежской епархии при свят. Митрофане. Окладные книги Рязанской митрополии.

Источник:
Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Москва Изд. " Книжная палата " 2000

Управление архиерейскими вотчинами осуществляли особые доверенные лица. Выбирались они исключительно из монахов и назывались сначала строителями или старцами. Так в 1701г. в домовой архиерейской вотчине в Троицком Борщевском монастыре был строитель монах Пахомий. Со второй половины 18в. они получили название вотчинных управлений. В 1738г. вотчинными управителями были в с. Борщеве - монах Исаия и др. В 1762г. упоминается вотчинский управитель сел Борщевского и Архангельского - отставной фурьер Зверев. В 1753 - управителем сел Борщевского и Архангельского был иеромонах Зотик. Епископ Феофилакт при назначении управителем домовой вотчины села Борщева новохуторского двора малороссиянина Алексия Волоха дал ему инструкцию, в которой помимо того, что "будучи в том правлении" поступать добропорядочно и "напрасных обид не чинить и взятков ни с кого и не под каким видом не брать", указывалась лишь одна обязанность. Волох должен был принять в свое ведомство по описи казенный скот, "оной иметь под добрым охранением", содержать его в чистоте и "кормить со всяким удовольствием"; а корм требовать от управителя архиерейской вотчины села Борщева иеромонаха Иосифа. Первоначально управители тоже получали жалованье от архиерейского дома, хотя были и исключения. Например в 1701г. строитель села Борщева получал денежного жалованья 3 рубля.
(Комолов Н.А., Олейников Т.М. Воронежский Архиерейский дом в 17 - 18 в.в. Материалы для истории Воронежского архиерейского дома. (1702 - 1724г.г.) Сообщ. П. В. Никольским // ВС. Вып.6. Древние грамоты и др. письменные памятники, касающиеся Воронежской губернии и частью Азова Кн.2. Материалы по истории Воронежской и соседних губернии Вып.13. Правдин А.М. Воронежская Епархия в первое десятилетие 19в. // ВС Вып.5. Правдин А.М. Опись указам Св. Синода, относящимся в Воронежской Епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории за 1743 - 1850г.г. // ВС Воронеж 1902г. Вып.1. Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж 1800г. Никольский П.В. Монашество на Дону Вып.8. Материалы для истории монашества но Дону / сост. П. Никольский, // Воронеж.старина - Воронеж 1904г. - Вып.4., 1905г.

Источник:
История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края
в эпоху феодализма. Колганов Б.И. 1987г. Воронеж.

Исторические сведения. Борщевский Троицкий мужской монастырь, основан в 1613г. игуменом Симеоном в Коротоякском уезде в селе Борщево. Монастырь пользовался покровительством донских казаков, которые помогали при устройстве монастыря, в получении угодий, в земельных тяжбах. В 1640г. в монастыре была Троицкая Церковь и 14 монахов. В середине 17в. монастырь включен в число крепостей белгородской черты. Монастырь тогда был одним из самых богатых: имел 680 десятин земли, 3 мепьницы и 4 подворья (в том числе в Воронеже). В 1686г. приписан к Воронежскому архиерейскому дому. В 1701г. имел 204 двора, тогда как в 1644 - 21дв., а в 1677 / 78 - 170дв. Упразднен в 1764г., Церковь стала приходской с.Борщево

Источник:
Белгородская черта В. П. Загоровский

Официальной целью создания Борщевского монастыря являлось призрение утративших трудоспособность казаков. "И при старости и болезни постригаются в этом монастыре" - так формулировалась она в царских жалованных грамотах. Однако число призреваемых, было крайне незначительным. В 1629г. в монастыре было всего "10 старцев". Доступ в обитель был ограничен необходимостью внесения вклада, которым действительно нуждающийся человек обычно не располагал.
В то же время с момента своего возникновения Борщевский монастырь (а по сути дела определенная группировка домовитого казачества) сосредоточивает основное внимание на решении экономических задач, т.е. с самого начала деятельность монастыря находилась именно в руке потока вольной колонизации.
В короткий срок монастырь становится одним из крупнейших, по масштабам уезда, феодальным хозяйством. В 1629г. на него трудилось 10 работников, 42 крестьянина и 62 бобыля. При этом треть крестьянских дворов стояла пустыми, жители " сошли безвестно в 139 году "
В 50-х г. 17в. начинаются тяжбы между Борщевским монастырем и костенскими драгунами, многие из которых в недавнем прошлом были монастырскими крестьянами. Вполне понятно, что костенцы рассматривали ту монастырскую землю, которую прежде обрабатывали, как свою фактически собственность. Столкновение между драгунами и монастырем приняли затяжной характер. По сути это было одним из проявлений классовой борьбы между мелким, практически крестьянским, землевладением и крупным феодальным хозяйством.
Также на Борщевский монастырь были возложены обязанности по охране границ, выполнение государственных оборонительных мероприятий. Такое положение не редко вело к трению между монастырем и правительством.

Источник: Воронежский край с древнейших времен до конца 17в. Документы и материалы по истории края. В. П. Загоровский.
Воронеж 1976г.

Костенский участок географически "отделил" от собственно Воронежского участка самое южное и автономное укрепления Воронежского уезда - Борщевский монастырь. Пятым участком Белгородской черты на территории Воронежского уезда стал участок Борщевского монастыря. Борщевский монастырь всегда относился к Воронежскому уезду. Его крестьяне вместе со всем населением уезда строили и ремонтировали городские укрепления, и одна башня Воронежской крепости называлась поэтому Борщевской. Укрепления Борщевского монастыря вошли составной частью в Белгородскую черту.
Любопытно, что в 1669г. А. Еропкин, обнаруживший неисправность надолб на Игнатовой поляне, требовал их ремонта не у Воронежского Воеводы, а у игумена Борщева монастыря Дионисия. В своем отчете А. Еропкин выделяет укрепления Борщевского монастыря в самостоятельный участок Белгородской черты. Он не мог сделать иначе, - ведь между Борщевским монастырем и Воронежем находился Костенск со своей военной зоной.
Участок Борщева монастыря занимал правый берег Дона между небольшими речками - Сухой Голышевкой и Пороем. Его протяженность с учетом большого изгиба Дона на середине участка и без учета многочисленных мелких поворотов реки составляет примерно 12км. Северная половина участка была занята лесом, здесь находился и Борщевский монастырь, южная оставалась безлесной. Широкая и глубокая река, правобережные меловые кручи - все это являлось серьезным, трудно преодолимым препятствием для татарской конницы.
Борщевский монастырь был основан донскими казаками в 1613г., в то время, когда донское казачество, участвовавшее в выдвижении на русский престол Михаила Романова, получило большие льготы, когда начались регулярные отправки русским правительством жалованье казачьей старшине ( "донские отпуски "). В монастырь уходили старые и увечные казаки, в нем на первых порах находился в качестве военной охраны отряд донских казаков. Связи донского казачества с Борщевским монастырем сохранялись в течение всего 17в. Известные войсковые атаманы Епифан Радилов (в 1621г.), Наум Васильев (в 1654г.), Корней Яковлев (в 1669г.), Фрол Минаев (в 1682г.) выступили перед русским правительством с просьбами о делах Борщева монастыря, о его земельных владениях. В Донском войске хранилась жалованная грамота царя Михаила Федоровича Борщеву монастырю. Как справедливо отмечали еще дореволюционные воронежские историки - краеведы, Борщев монастырь имел " полумирской " характер. Действительно, он был более военной крепостью и земельным собственником, чем местом ухода от мирских дел его обитателей. Длина военной зоны Борщева монастыря на Белгородской черте определялась размерами земельных владений монастыря. В 1653г. часть монастырской земли захватили коротоякские помещики - дети боярские и драгуны Костенского острожка. Спорное земельное дело тянулось с перерывами 30 лет. В период завершения строительства черты (1657г.) русское правительство в лице думного дьяка С. Заборовского поддержало требования служилых людей. Только в 1683г. по жалобе Войска Донского захваченные земли были возвращены монастырю. Весьма интересным является решение по этому вопросу, показывающее коренное различие в отношении правительства к служилым людям " по прибору " - костенским драгунам и к служилым людям "по отечеству" - коротоякским детям боярским. У костенских драгунов занятую ими землю Борщева монастыря приказано было просто отобрать, коротоякским помещикам дано было денежное вознаграждение и земли в другом месте. На Борщевском участке Белгородской черты, южнее монастыря на правом берегу Дона, в четырех местах стояли надолбы: ими были закрыты места возможных татарских переправ и лесные поляны. Монастырь был окружен деревянной острожной стеной. Посреди стены находилась одна башня. Дворы монастырских крестьян размещались за пределами деревянной крепости, они были обведены линией надолб. С востока монастырь был защищен р. Доном, с запада - лесом. В 17в. лес, сохранившийся и сейчас западнее современного с. Борщева, занимал большую площадь. Это видно хотя бы из формулировки писцовой книги 1629г., которая сообщает, что Борщев монастырь находился "на Пороевской полян ".
Передовых укрепленных пунктов за Доном в зоне Борщева монастыря не было, хотя на левобережье Дона у речек Борщевки и Оленки располагались сенные покосы, принадлежвшие монастырю. Войска Дона и левобережная степь, где имелись лишь небольшие рощи хорошо просматривались с крепостной башни. Крестьяне Борщева монастыря выполняли и военные обязанности по типу приборных служилых людей. В составе сменной сторожи у монастыря, наблюдавшей за левобережьем Дона, находилось двое воронежских детей боярских и пять монастырских крестьян. За пересохшей ныне речкой Пороем, между современными селами Борщевым и Александровкой начинался следующий - Костенский участок Белгородской черты.

Источник:
"Церковь и ее деятели в истории России." Меж.
Вуз. сборник научных трудов. Вып. 2 Воронеж 2001г.

Дозорная книга отмечает в Воронежском уезде (кроме Воронежа и городской слободы) в 1615г. - 59 поселений. Среди них 16 сел, 4 сельца, 2 поселения при монастырях (Борщевском и Карачунском)
В 1629г. по данным Писцовой книги, заселенная часть Воронежского уезда делилась на 4 стана: Чертовицкий, Карачунский, Борщевский и Усманьский.
В 1613г. русское правительство, стремясь подчинить своему влиянию донскую казачью вольницу и использовать донских казаков в борьбе против Турции и Крыма, стало регулярно посылать казакам жалованье. В состав жалованья обычно входили деньги, хлеб (мука, крупы, сухари), сукна, порох, свинец, иногда посылались пушки и ядра. Отправки жалованья казакам на речных судах из Воронежа получили название " донских отпусков ". Для сбора хлеба в донской отпуск были установлены дополнительные налоги. Кроме того, служилые люди Ворнежского края должны были ежегодно строить для донского отпуска суда и выделяли из своего состава на эти суда кормщиков и гребцов.
Экспедиция Ивана Шолобова. Текст печатается по архив. оригиналу: Центр. гос. архив. древних актов, ф.210, дела разных городов, №68, п.110 об. - 111.
"От устья ж де реки Бетюка вверх по реке Дону до Коротояка верст с пятьдесят. И в тех де местах вверх по реке Дону вотчинные откупные юрты. Первый юрт - Марок, тем юртом по реке Дону владеют рыбными ловлями Острогожского города черкасы - Стенька Осипов сын Шумейка с товарыщи. Другой юрт - Икорец, а рыбными ловли владеют в реке Дону и в речке Икорце Воронежского уезду Семилуцкого монастыря игумен з братиею, а как игумена зовут, и они де того не знают. Третий юрт - Богатой (прежнее название ухожья - Богатый Затон), и тем юртом в реке Дону рыбными ловли владеют Воронежского уезду Борщева монастыря игумен Корнилий з братиею".
Воронеж. старина Вып.3. стр. 59. карта Церквей Воронеж.уезда в 17в. (Борщев монастырь указан)
Переписные книги монастырей 152г. Лето 715 2 ноября в 16 день ездил Воронежец сын боярский Федор Филипов да съезжей избы подьячий Найко Сергеев в Воронежский Успенский монастырь... и в том монастыре переписал монашеския строения и в слободке и в деревне крестьян и бобылей и всяких монастырских служебников.
Борщевской монастырь. Церковь Живоначальной Троицы да в приделе Чудотворца Николая с трапезою древеная клецки, а в церкви образы и книги и ризы и сосуды строенье монастырское. Около монастыря ограда острог стоячей дубовой, на воротех башня дубовая четырехугольная, з бойницами, на башни колокольница о семи углах, по острогу на трех стенах отворцы з бойницами, у ворот две пушечки медные турские, да на башни две пищали затинные железные данье донских казаков, мелкого ружья казенного двадцать самопалов. Около монастыря дворы монастырских служебников и служек и донских казаков и крестьян и бобылей. Круг тех всех дворов надолбы дубовыя двойные, а по смете тех надолбов сажень тысечи с полтретьи и больши, а промеж монастыря и тех дворов поляна, поперек ея сажен с полтретья ста, а вдоль сажен с триста и по той поляне вдоль и поперек надолбы в три ряда одинокие, и по переулком по всем надолбы подьемныя опускныя. Да с Крымской стороны с приезду в монастырскую слободу через речку мост, а серед того мосту ворота створчетыя, а от того мосту по конец улицы стоит изба, а на избе башня и у тое избы и у ворот стоят монастырские наемные сторожи с ружьем, а по мосту караулотхожей, а летом те сторожи стоят на поли по караульным острожкам. Да монастырски на трех полях надолбы одинокие, а по смете тех надолб версты на три, а в тех надолбах три острожка караульных дубовых стоячих, а те все крепости строенья монастырской слободки всяких людей.
Монастырская слободка..." (Воронеж. старина Вып. 5 стр. 19)
(продолжение далее)

Последний раз редактировалось SERG16; 24.06.2012 в 09:16.
  Ответить с цитированием
Старый 08.06.2012, 17:42   #5   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,768
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
продолжение:

Цитата:
Архивные документы. Воронежская старина. вып. 5, стр. 27 - 31 (распечатка)

Отвод места в Воронеже на подворье Борщеву монастырю 7191г.
Лета 7191 октября в день по указу великих государей...думным дьякам Василию Григорьевичу Семенову, Федору Леонтьевичу Шакловитому с товарищи. В нынешнем во 191 году по указу великих государей..., а по челобитью донских атаманов и казаков Фрола Минаева и всего войска донскаго прислано в Посольский приказ из Розряду Воронежского уезду Живоначальныя Троицы Борщева монастыря игумена Дионисия и строителя старца Савватия о дворовом земляном деле выписка, и отписки великих государей грамот, что они атаманы и казаки били челом им великим государем о том двором месте на Воронеже в Ямской слободке для приезду Борщева монастыря игумену и крестьянам по выписи писцов Романа Киреевского да подъячего Леонтья Недовескова 139 года и в завладенье тогож огородного места на воронежцов пасацких людей, на Данилке Кошкина да на Артюшку Иванова, а в той выписи написано. Троицкаго Борщева монастыря
дворовое место что на берегу у реки Воронежа на пасаде под горою в Ямской слободке мерою вдоль 30 поперек 20 сажень. И великие государи ... слушав того дела указали и бояря приговорили по челобитью их, донских атаманов и казаков и всего войска донскаго то дворовое место Борощеву монастырю на подворье против той выписи длинник и поперечник отмерять и очистить, а посацких людей Д. Кошкина и А. Иванова с того места свесть и землю велеть им очистить, а дать место тем посацким людем выных месте, где они себе приищут столько сажень, сколько у них к монастырскому подворью земли будет взято. И хотя та вышеупомянутая выпись по справке с Поместным приказом с писцовыми книгами несходна и в книгах того места за Борщевым монастырем не написано и ихъ, великих государей, указу и Соборному Уложению та выпись противна, однако ж они, великие государи пожаловали то место Борщеву монастырю на подворье, по челобитью донских атаманов и казаков за службы их к ним, великим государем, и о посылке о том великих государей грамоты на Воронеж их великих государей указ учинить в Розряде вам думным дьякам Василию Григорьевичу и Федору Леонтьевичу с товарищи.
Книга хлеб. приему целовальника Мины Кривченкова 702г. (из архивного дома)
Воронеж. старина вып.6. хозяйственные документы по Борщевскому монастырю.
Борщев монастырь нес оборонительное значение т.к. стоял практически на границе, которую и приходилось охранять донским казакам.
О возникновении русского монастыря и значении их в народе. стр. 54 - 62 (распечатка)
Воронежская старина вып.7. стр. 47 (распечатка)
Источник:
Воронежская старина Вып. 3, 5, 6.

Обычно монастырь должен возникать, как завершение монашеского подвига: монастырь есть организованное монашество. Так было в начале монашества на востоке. Так было и в России в 11в. Также возрождалось русское монашество в 14в. Так ли возникали монастыри на Дону в 16в.? Быть может, так возникли некоторые, сравнительно немногие монастыри. В русском народе в 17в. монашество было не новшеством, а традиционным явлением. Поэтому каждый городи и уезд выделяли из себя известный процент чернецов и черниц сначала питавшихся своим трудом и Христовым именем, а потом под покровительством населения получавших земли и угодье для своего пропитания. В этом Донская Украйна, населенная русскими людьми, не представляла чего-нибудь особенного, а разделяла воззрение и обычаи центральной России.
Но в возникновении других монастырей замечаются черты местного быта, влияние укрепленного местоположения и зависимость от разнохарактерных элементов населения.
Монашеский подвиг бывает делом всей жизни, когда он охватывает своей высотою и уводит из суетного мира на служение "единого на потребу". Но в русском народе столь же часто монашество являлось делом конца жизни, а не всей жизни. Отмаливать грехи перед смертью - этот мотив был всегда силен среди русских людей. Невысокий сам по себе, этот мотив однако получал почтенный смысл по сложившимся для русского народа историческим условиям. Монашество принималось под конец жизни за невозможностью принять его раньше, и не только для отмаливания личных грехов, а и для успокоения от трудов бранной жизни. Так приняли схиму еще русские князья и бояре. Этот же мотив был господствующим в истории возникновения большинства придонских монастырей. Прямое указание на этот мотив находим в истории возникновения монастырей: Борщева, Семилуцкого, и др. Этот мотив определенно указывается даже в сухих официальных бумагах - челобитьях и межевых записях. Монастырь здесь рисуется, именно как место успокоения и как приют под старость. Типичное выражение этого взгляда читаем, напр., в след. челобитной полкового казака Т. Новикова. Новиков рассказывает, что в 1652г. он был послан из Воронежа в отъезд. В 50 верстах от Воронежа его схватили татары и взяли в плен. Один год он прожил в плену у крымских татар, потом был продан на каторги в Турцию, где пробыл 16 лет, после чего бежал на родину. Здесь у него оставалось три сына - полковых казака. Но двое были убиты в боях, а третий служит полковую службу. "и при старости, - продолжает Новиков, - меня призреть стало некому и скитаюсь меж дворы и кормлюсь Христовым именем. А обещание у меня есть, чтобы мне в Борщевом монастыре постричься у Троицы Живоначальной". Сказавши, что для выполнения этого обещания у него нет вклада, Новиков просит "пожаловать его за его службишку и за старость и за нужное положное терпение и за кровь и за смерть дву сыновей - постричь в Борщевом монастыре безвкладно, чтобы ему старому безприютному скитаючись меж дворы не умереть".
Донские монастыри испытали на себе своеобразное право патроната со стороны своих устроителей и покровителей, и история монастыря отразила на себе своеобразныя черты истории и быта каждого элемента населения. В виду этой неразрывной связи быта монастырей с жизнью населения существует история их возникновения и быта в трех группах: 1) монастыри донских казаков; 2) монастыри полковых казаков; 3) монастыри черкасские.
1. Монастыри донского казачества возникли из желания казаков иметь место успокоения от тревог бранной жизни и приют под старость. Посещение знаменитых центральных и северных монастырей России, особенно Соловецкого, было распространенным обычаем среди донских казаков. Не имея ни одного монастыря на нижнем течении Дона, казаки не думали об основании его там до 17в.: условия жизни, полной тревоги и опасностей, совсем непригодны были для мирной жизни. Некоторое подобие монастыря донские казаки имели подле Черкасска, - это т.н. Монастырский Городок, основанный ок. 1593г. Здесь при богато устроенной часовне, жили, подобно монастырским отшельникам, увечные, престарелые и бездомные донские войны, проводя последние годы свои в повседневных молитвах. Здесь впоследствии поселились больные и израненые из числа тех славных донских воинов, которые, взяв Азов в 1637г., владели им в продолжении четырех лет и выдержали затем достопамятное "Азовское сидение". но в зиму 1643г. пришедшие из оставленного Азова турки ночью ворвались в Монастырский Городок и истребили всех жителей. В часовне Монастырского Городка, по преданию Старочеркасска, ежедневно отправлялось богослужение иеромонахами Киевского Межигорского монастыря, которые присылались сюда по просьбе донских казаков. Кроме того, донцы постригались в монастыри г.Воронежа, в Св. Горах. В конце же 16в. и нач. 17в. казаки основали свой монастырь, но не на Дону, а в более безопасном месте, неподалеку от г.Шацка (ныне Тамбов. губ.). Это Чернеев Николаевский монастырь, основанный в 1593г. черным попом Матвеем, по преданию - донским казаком. Но удаленность монастыря от нижнего Дона, конечно, была очень чувствительна. Поэтому казачество в 1613г. устроило новый монастырь на Дону. Это Боршов или Борщов монастырь во имя Св. Троицы, находившийся в 40 верстах на юг от Воронежа. Южнее его в момент его возникновения не было ни городов, ни до острожков вплоть до донских городков на южном течении Дона, тогда тоже немногочисленных. Борщов монастырь строился именно для атаманов и казаков, "которые из них постригаются и которые из них же раненые и увечные в том монастыре будут". Положение этого монастыря на правом берегу Дона, говоря относительно, было безопасно для казаков, стоявших лицом к лицу против татар, он мог казаться тихим пристанищем. В это время и оседлое население строит свои поселки по правому берегу Дона, почти не заходя на левый, и в своем разселении доходит как раз до Борщова монастыря, почему самый южный стан Воронежского уезда назывался Борщевским. Но спокойствие здесь было лишь относительное. Татарские набеги за все 17 столетие были очень часты и опустошительны. Потому необходимо было оградить монастырь от "воинских людей". Для этого мало было монастырской ограды - нужна была крепость, а для крепости нужны были охранители. Впоследствии, в царствование Алексея Михайловича, по Дону были устроены правительством, кроме городов и острожков, сторожи, т.е. мелкие сторожевые пункты. Но при возникновении Борщова монастыря этих пунктов еще не было. Поэтому казаки сделали из монастыря настоящую крепость. Монастырь был огорожен стоячим дубовым острогом. На воротах его была устроена башня с бойницами, в которых помещались пищали; а над башней возвышалась колокольня. Кроме того, на стенах было устроено трое бойниц. У ворот монастырских стояли две пушки. За монастырем была расположена монастырская слобода, окруженная двойными дубовыми надолбами на две с половиной тысячи сажен в окружности. Самый монастырь от слободки отделялся поляной; вдоль и поперек поляны стояли в три ряда надолбы; а по переулкам слободки были устроены "опускные" надолбы. Дорога в монастырь шла через речку на которой на которой был устроен мост с воротами. На конце моста стояла сторожевая изба с башней. У ворот и избы стояли стражи с ружьями. Наконец на монастырской полях тоже были устроены надолбы на три версты. На каждом угле, по линии надолбов было устроено по одному караульному острожку. В летнее время, когда происходили полевые работы, на этих острожках стояла наемная стража с ружьями. Для охраны монастыря при нем проживали наемные сторожа - всего десять дворов. Но главную охрану, конечно, составляли донские казаки, имевшие влияние и на управление монастырем. Всего было 21 двор донских казаков.
Устроивши монастырь, донские казаки позаботились о его обеспечении. В момент возникновения монастыря местность, занятая им, представляла " дикое поле ", и потому можно было воспользоваться им по усмотрению. Монастырь и занял правый берег Дона, между впадающими в него речками Пороем и Голышевками - на 8 верст разстояния. Здесь было пашни 300 четвертей в поле, всего 900 чт., т.е. 450 десятин: сена 500 колен, т.е. сенокос. земли 50 десятин, лесу в длину на 3, в ширину на 2 версты, т.е. площадь в 6 кв. верст. Впоследствии в 1683г., было еще примерно 526 четвертей в поле, пахатной земли, т.е. 1578 четвертей или 789 десятин, и сена на 400 колен, т.е. 40 десятин. Т.о. земли занятой полем, лугами и лесом, под монастырем было ок. двух тысяч десятин. - Помимо этой земли, еще задолго до основания Коротояка, в 1623г., донские казаки возбуждают ходатайство о пожаловании монастырю " за их раны и кровь" вотчины " Богатый Затон " со всеми угодьями. В эту вотчину входили - Банный Затон, Осиновый ерек, Осиновое озерко, озеро Копанище с Копанищенским истоком, озера - Кривое, Белое, Круглое и озеро Богатый Затон. Эти озера с потеклями лежали по Ногайской стороне Дона. По крымской стороне угодья Богатого Затона шли от устья реки Тихой Сосны до речки Лиски, включая озера: два Никольских, Беленький Затонец, Никольскую Таловую, Кочковатую, Подгоренский завод и исток, два затонца отхожих в Икорскую Юрту, затоны Волчий и Щучий. В середине этих угодий протекала река Дон. Монастырь здесь пользовался рыбными ловлями, сенными покосами и лесами. Московское правительство без затруднения согласилось отдать эти земли и угодья монастырю, во внимание к службе донских казаков. Но это было в царствование Михаила Федоровича, когда правильная государственная колонизация в этом районе еще не начиналась. Положение дела должно было измениться в царствование Алексея Михайловича, с устройством в этом районе городов и острожков. В 1647г. основан г. Коротояк. В 1648г. построен на татарском перепаде г. Урыв. Около этих городов возникает сеть сел: Голдаевка, Сторожевое (1632), Новая Голышевка, Аношкино, Мастюшкино, Оськино. При этом часть Голышевцев заняла себе земли на Ногайской стороне. Но это было неудобно в виду постоянной опасности татарских набегов. Поэтому голышевцы перешли на правую сторону Дона и здесь захватили часть монастырской земли, считая ее диким полем. Это вызвало протест со стороны Борщевского игумена Дионисия. Вызванный для следствия межевщик Яков Свистунов в 1655г. признал жалобу монастыря справедливой, произвел размеживание и разломал дворы голышевцев, принуждая их выселиться с неправильно захваченной земли. Но голышевцы жаловались на монастырь в Белгород. В 1656г. было произведено новое межевание (Михаилом Вырубовым), на основании которого боярин Семен Заборовский решил спор в пользу голышевцев. - Почти одновременно с этим тяжба возникла у монастыря с костенскими драгунами села Сторожевой Поляны: на захват последними монастырской земли (Старого Боярека) жаловался в 1664г. Борщевский игумен Филарет.
Во всех этих тяжебных делах, оканчивавшихся в пользу монастыря, заметна сильная рука донских атаманов и казаков, челобитья которых внимательно выслушиваются и удовлетворяются, несмотря на основательность жалоб их соперников. В своем челобитье донские казаки утверждают место для подворья Борщева монастыря. Несмотря однако на то, что просимая усадьба в Ямской слободе была уже занята, царский указ отдал ее монастырю "за службы" донских казаков (1684г.). Однако привольному и привилегированному житью Борщева монастыря приходил конец. Окруженный новым населением, он энергично отстаивал свои права. Но во второй половине 17в. правительственная колонизация на среднем Дону заставила донских казаков волей - неволей отодвинуть район своего влияния на юг. Борщевские владения вошли в черту правительственной регламентации, и недалек был момент, когда Московская власть вмешается в жизнь монастыря и положит конец покровительству донских казаков. Момент этот наступил с открытием Воронежской епархии.

Источник:
Воронежская старина вып.3, 5, 6.

Епархиальный вестник 1992г. 12 (32) Колонизация придонья (история предначинательная. общие сведения) интересные моменты. Евгений Болховитинов Киевский митрополит первый историк Воронежского края.
река Дон у древних греков упоминается под именем Танаис.
посмотр. источники: Очерки Воронежского края т.1 Воронеж 1961г. Колганов Б.Н. Роль монастырей в заселении и хозяйственном освоении Воронежского уезда в 17в. //История заселения и хозяйственого освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж 1987г.
В 1613г. игумен Симеон получил царскую грамоту на строительство Борщева монастыря. Он основал обитель на свои средства. В монастыре находилась церковь во имя Св. Троицы с приделом Николая Чудотворца. Около 1642 - 1643 г.г. в Борщевском монастыре умер игумен Моисей. Представители монастырских старцев, вкладчиков и крестьян ездили в Москву и обратились с просьбой стать строителем к монаху Троицкого Сергиева монастыря Арсению "по - прежнему... государеву указу". Он согласился и прибыл в Борщевский монастырь. В 1644 / 45г., когда Арсений по монастырскому делу находился в Москве, старцы, вкладчики и крестьяне подали на него челобитному с обвинениями в разорении монастыря и грабеже монашеской казны. После этого они разделили между собой имущество Арсения - "келейную рухладь", оцененную им в 300 рублей. В ответ на иск Арсения борщевские монахи заявили, что приедут в М оскву на очную ставку с приходно - расходными книгами. Но до 3 мая 1647г. они в Москву не являлись, о чем Арсений сообщил в своей явочной челобитной.

Источник:
Церковь и ее деятели в истории России.
Межвуз. сборник научных трудов. вып. 2. Воронеж 2001г.

Богатый Затон. Затонами обычно называют заливы, образующиеся в руслах равнинных рек. Богатый Затон находится на Дону при выходе из последнего поворота Царевой Луки к устью Тихой Сосны у южной окраины села Копанище Лискинского района Воронежской области.
Цитата: " Монашеская жизнь, даже в наши времена теплохладной веры, все еще прежде всего любовь Христова, христианская жизнь по преимуществу, постигаемая претерпением многих скорбей и великой боли. Даже сегодня есть те, кто постигает тайну рая на земле - чаще всего через смиренные страдания, чем через внешнюю " правильность " - рая, который мирские люди едва не могут представить себе... " о. Серафим (Роуз)
Борщевский Троицкий монастырь - мужской монастырь, основанный в 1615г. на правом берегу р.Дон. Обитель была важным звеном обороны Белгородской черты и центром одного из четырех станов Воронежского уезда. В монастыре находились 4 деревянные церкви: Троицкая, Зосимы и Савватия, Параскевы Пятницы и Николаевская. Его основателями были домовитые донские казаки, которые " по старости и при болезни постригались в этом монастыре ". Но поскольку за пострижение требовался вклад, численность братии не была велика (14 - 15 монахов). В тоже время это был один из самых богатых монастырей. Он имел 1360 четвертей земли, 3 мельницы, 4 подворья, в т.ч. в Воронеже. Основными вкладчиками монастыря были донские атаманы и казаки. Обитель представляла из себя крепостницу с поселившимися вокруг крестьянами и казаками. Часто настоятели и монахи сохраняли казачьи нравы и споры с соседями решали с помощью вооруженных нападений. Вступали настоятели и вкладчики монастыря и в споры с владыкой. Тесные связи монастыря с донскими казаками в обход местных гражданских и церковных властей вызвали подозрения, и монастырь был приписан к Воронежскому Архиерейскому Дому. В тот момент обитель имела 175 крестьянских дворов. В 1764г. они были проданы Коллегии экономии, а обитель упразднена. Управлялся монастырь архимандритами и игуменами.
Источник:
России Черноземный край. Центр Духовного возрождения черноземного края 2000г. ( карта на стр. 322 - 323)

...Они притягивают нас к себе зияющими в наш мир огненными глазницами входов. Войдя в них, чувствуешь, что попал в совершенно иной мир, наполненный Тайной. Рожденный когда - то человеком, этот мир ныне живет самостоятельной, одинокой жизнью . Здесь не слышно уже монотонных ударов кирки или заступа, не раздается тихий шепот молитвы. Лишь вечные спутники подземелий - летучие мыши, да редкие посетители выводят своим шумом этот подземельный мир из состояния полузабытья. Войдя в пещеру, попадаешь в совершенно иной мир, лишь слегка разбавленный огоньком свечи или лучом фонарика полумрак подземелий поглощает тебя целиком. Темнота и беззвучие. Поневоле отрешаешься от обычной наземной суеты, уходишь внутрь себя, задавая себе один и тот же вопрос. Кто были люди, работавшие и жившие здесь? Что побудило их на столь тяжелый подвиг? Почему оставили привычное место обитания?
Не однажды приходили люди к белым скалам, благоговея и шепча заклинания, вспоминая предков своих и приводя потомства - чтобы знали и помнили место урочное...

Источник:
Русский провинциальный Журнал. Воронеж. 2001г. №4 (7).
Загадка пещерных храм. В. Степкин (статья).

распечатка. карта культовых пещер сооружений лесостепного Подонья и сопредельных территорий. кн. Культовые пещеры среднего дона. вып. 4 М. 2004г. стр. 30. стр. 200.
Донская беседа - пещера близ с. Каменки. Костенки - г. Шахан.
1615г. Троицкий Борщевский мужской монастырь ныне упраздненный, в нем главная церковь в честь Св. Троицы (см. Евгений митрополит. Описание Воронеж. Еп.; Ист. Рос. Иерархии. стр. 686. Ворон. Губ. Вед. 1865г. №№41 - 42. Н. Чулков. Ворон. Еп. Вед. 1871 №7). Борщевский монастырь в Воронежских актах упоминается под 1625г. (2к.128). Вкладчик этого монастыря слепой Петрище упоминается под 1615г. (см. 1756г.)
1629г. Параскевы - Пятницы церковь в Борщевском Троицком монастыре, равно как и Троицкая в 1629г. упоминается как " строение игумена Симеона с братиею " (см. 1756г.).
Источник:
Воронежские Епархиальные Ведомости за 1886г.
15 марта №6 стр.212.
Борщевский монастырь.
Из описания Борщевского монастыря, сделанного в 137 (1629) году, видно что в этом монастыре была " церковь во имя Живоначальной Троицы древенна, на верху тое церкви престол преподобных отцев Изосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, да престол великие Христовые мученицы Прасковеи, нарецаемые пятницы, да теплый храм великого чудотворца Николы древен же; а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение и монастырское игумена Симеона з братиею и в монастыре игумен Симеон, а у него игуменская келия да пять келей (других иноков). В этих последних кельях жили: " келарь старец Антоний, казначей старец Феофил, да горной поп Моисей, да горной поп Аврамей, старец Иона, старец Кирила, старец Иосиф, старец Лавонтей, старец Тихон, старец Логин.
И так в 1629г. в Борщевском монастыре жило иноков 16 человек; из них:
игумен - 1,
келарь - 1,
казначей -1,
черных попов - 2,
старцев - 11.
"В вотчине подле монастыря слободка монастырская а в слободке двор гостинной а в нем дворники (3 человека), двор конюшенной а в нем конюхи (3 человека), да монастырские служки (2 двора, 4 человека), да монастырские животинные сторожи (2 двора, 4 человека), да монастырские работники (2 двора, 8 человек), да крестьянских дворов (13дворов, 48 человек), да бобыльских дворов (18 дворов, 62 человека),да пустых крестьянских и бобыльских дворов (11дворов, 38 человек), - вошли во 136 (1628) году".
число дворов:
1) монастырских служек 2,
2) животинных сторожей 2,
3) монастырских работников 2,
4) крестьянских 12,
5) бобыльских 18,
6) пустых крестьянских и бобыльских 11,
ИТОГО 47 ДВОРОВ.
Исключивши из этого числа 11 пустых дворов, брошенных своими обитателями, получим число дворов - 36.
Число душ:
1) двороников 3,
2) конюхов 3,
3) монастырских служек 4,
4) животинных сторожей 4,
5) монастырских работников 8,
6) крестьян 42,
7)бобылей 62,
8)сошедших крестян 38.
ИТОГО 164 человека.
Если вычесть из 164 душ монастырских крестьян 38 неизвестно куда отшедших, то получится число крестьян 126 душ. Кроме крестьян, во владении Борщевского монастыря достаточно было земли: пашни паханой и перелогов, и дикого поля с нагайской стороны Дону худые земли сто пятьдесят четвертей, да доброй земли с казачею сто четвертей, да пашни паханой и перелогов, и дикого поля от крымские стороны за рекою за Доном добрые земли триста четвертей и обоего с нагайской стороны и с крымской на обе стороны
реки Дону пашни паханой и перелогов, и дикого поля доброй земли четыреста (четвертей), а вдву потомуж. Сена по речкам Галышевкам с крымской стороны Дону пятьсот копен да с нагайской стороны Дону по речке по Оленке и по Борщевке двесте копен. (* Эта земля перешла во владение крестян, по закрытии монастыря в 1764г. При церкви остались только 66 десятин, которыми пользуется духовенство)
Итого во владении Борщева монастыря было земли 950 четвертей и сена 700 копен. В грамоте Алексея Михайловича, данной 7166 (1658)г. августа 13 дня определяются границы монастырских земель несколько определеннее, чем в прежних грамотах: "Воронежскаго уезду Троицкого Борщева Монастыря строителю Дионисию з братиею велели им пашенныя земли и сенных покосов, и рыбных ловель в реке Дону и в речках, и в озерках и лесу и всяких угодей дать от монастыря вниз по реке по Дону по обе стороны на осми верстах. Тольку эту границу на С. и Ю. из грамот и можно понять. Что касается более точных и определенных границ, тот оне обозначались дорогами, столбами, деревьями, каменьями и ямами, в которых находились уголья. Все это для нас слишком темно, а потому мы и не можем в настоящее время узнать действительных границ, где оканчивались монастырские земли. В эти монастырския дачи несколько раз вступались " коротоячане - дети боярския, костенские драгуны и всяких чинов люди ". Так это случилось в 7177 (1669)г., когда, вероятно, при производстве следствия по этому делу, оказалось, что принадлежавшие монастырю рыбныя ловли (при государ. грамоте 166 (1658) г.) - "отданы кем - то на откуп воронежскому пушкарю Климку Кузмину на пять лет до и после того во 172 (1664)г. рыбные ловли отданы на откуп томуж Климку на десять лет без перекупки и откупу ему велено было платить старого и новой наздачи и пошлин по пятьдесят рублев, по двадцати алтын на год". Дело кончилось тем, что земля была возвращена в прежних своих границах Борщеву монастырю.
Тем не менее из этого факта видно, что монастырь, при известных и довольно частых случаев, не пользовался некоторою частью земель принадлежавших ему по законному праву. Так в другой раз в 188 (1680) г. " коротоячане - дети боярские и костенские драгуны монастырские межи и грани попортили и свели и их водами (т.е. игумена Корнилия с братиею): речкою Голышевкою владеют и мельницы построили, не бив челом Великому Государю (Федору Алексеевичу), а имеде та речка в угодье, и лес их монастырской вотчины рубят, и сено заграньями косят, и хлеб скотиною толочат, и всякую тесноту чинят, да коротоячане - ж и острогощане всяких чинов жители, в вотчину их въезжая, рыбу насильством ловят, и лес рубят и чинят большие обиды ". По этому делу грамотою Алексея Федоровича " велено воеводе Михаилу Сиробову с сторожними со всеми людями: и сторожильцы (жители села Сторожевого) с воронежцы и с коротоячаны, и с костенцы... монастырской земли и всяких угодий помеживанья досмотрить и описать и где по досмотру грани погнили и межи попортились, и те грани и межи при тех же сторожилах и сторонних людей поновить и написать в межевые книги".

  Ответить с цитированием
Старый 08.06.2012, 17:42   #6   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,768
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
продолжение:

Цитата:
Подобное же дело завязалось в 190 (1682) г. между Борщевым монастырем и опять коротоячанами и костенцами, которые успели даже поселиться на чужой земле, но "великие государи (Иван и Петр Алексеевичи) и бояре приговорили и с тех сел свесть их и дворы им свои снесть в коротояцкий уезд в село Сторожевое и в село Мастюгино и в село Подоскино и в тех селех их поместить, а Борщева монастыря землю им очистить". В этом же 1682г. затевал дело на счет монастырской земли и войсковой казацкий атаман Иван Семенов с товарищи, но и ему отказано было в этом и приказано искать землю в другом месте.
Последние два дела об этой земле происходили, уже спустя год после присоединения Борщевского монастыря к архиерейской вотчине cв. Митрофана; потому что "1681г. ноября 21, по государеву указу и патриаршему приговору, велено быть на Воронеже Епископу, в удовольствование даны ему Борщев да Успенский да Алексеевский монастыри, а с ними 210 дворов". Подобные споры повторились и при cв. Митрофане, что побудило святителя писать челобитную Ивану и Петру Алексеевичам. Это было в 7202 (1694) г. Грамота этого года подтверждающая собственность монастыря и определяющая границы его владений замечательна тем, что, переписывая людей разных сел, присутствующих при межевании монастырской земли, упоминает о самих селах, соседних Борщевскому монастырю: не говоря уже о г. Костенске, здесь встречаются имена Яблочного, Сторожевого, Гремяча и Собакиной Усмани. (*Нужно заметить,что все эти сведения взяты нами из межевой монастырской книги, в которой находятся описания монастыря за разные годы с 1629 - 1694 и дарственныя грамоты разных царей - от Алексея Михайловича до Петра Великого. Книга эта относится по времени к 17 столетию. Что есть интересного в описаниях, то приведено нами в начале статьи. - Вообще здесь говорится о недвижимой и более крупной собственности монастыря: дачах и постройках. Что же касается до икон и книг, то в ней об них упоминается только вообще: есть де книги - и только. О надписях на некоторых книгах и иконах, оставшихся от монастыря, мы надеемся поговорить в своем месте, - именно при описании монастырских синодиков.)
В этой грамоте с одной стороны - описывается ход дела о монастырских дачах, а с другой указывается вместе с тем и право, по которому монастырь мог владеть своими землями. (* Впрочем, как для примера, так и для того, чтобы показать словами грамоты границы монастырских земель, мы напишим одну из грамот.
"От царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца в белгород окольничему нашему и воеводе князю Семену Петровичу Львову пожаловали мы великий Государь Воронежскому уезду Троицкого Борщева монастыря строителя Дионисия с братиею, велели им пашеные земли и сеянных покосов и рыбных ловель в реке по дону на осми верстах, а скольких мест и по которое место и в которых урочищах по указу, нас великого государя Троицкого Борщева монастыря строителю Дионисию з братиею пашни и сенных покосов и рыбных ловель и лесу и всяких угодей дать велено, и тому послана тебе выпись подписею нашею грамотою задьячего приписью и как к тебе ся наша грамота придети тыб отписал на воронеж кивану кошелеву, а велел ему воронежского уезду троицкого борщева монастыря строителю деонисью з братиею наше государское жалованье, пашенную землю и сенные покосы и лес и всякия угодья отказать по сему нашему государскому указу и по выписи какова послана к тебе подсею нашею государскою грамотою задьячею рукою, а которая земля и сенные покосы и всякия угодья по реке по дону за нижнею голышевкою сверх дач троицкого борщева монастыря останетца, и тою землею и сенными покосы и всякия угодья, по указу нас великого государя, велено владеть коротячанам
детям боярским сторожевые поляны и которые в тех местах впредь солитца учнут, а отказав ту землю и всякия угодья, велел ивану кушелеву той земле и всяким угодьям отказанныя книги прислать к себе в белгород заево ивановою рукою да о том кнам великому государю отписал и отказные книги, каковы пришлет
ктебе своронежа иван кушелев, прислал кмоскве, а на москве отписку и отказные книги велел подать в разряде окольничему нашему ивану афанасьевичу гавроневу задьяком думному семену заборовскому да василью брехову да григорью богданову, а прочем ано нашу государскую грамоту и списав снее и сотказных книг список, велел держать вбелгороде вприказной избе задьячею рукою, а подлинную нашу грамоту отдел троицкого борщевского монастыря строителю деонисью збратиею, почему им впредь тою землею и свсякими угодьями владеть, писал на москве лето 7165 августа в 13 день.
В нынешнем во 165 году июля в 30 день великий государь и великий князь алексей михайлович всея великия
и малыя и белыя росии самодержец пожаловал воронежскаго уезду троицкого борщевского монастыря строителя деонисья збратиею, и хто впредь по них в том монастыре властей и братьи будет, веле им кборщевскому монастырю дати пашенные земли и сенных покосов и лесу от монастыря вниз по реке дону по обе сторонына осми верстахпо речке порою от устья до верховья, и от речки пороя по речку посухую голышевку и меж речек сухие и нижние голышевки, где впали в реку дон, вверх на серединою вершину до столба за гранью, о отстарые грани подле воронежскую дорогу достаростина боярека, что впал в реку дон, со всеми угодьи рыбные ловли влево реки дону от монастыря вниз до нижниеж реки голышевки пообе стороны речки и созеры и по правую сторону речки нижние голышевки сверховья середнием вершины пашнею и сенными покосы и всякими угодьи по государеву указу велено владеть коротячаном детем боярским сторожевые поляныи иным, которые в тех местах впредь строитца учнут, на докладной выписке помета отом думнаго дьяка семена заборовского, а сей государев указ вместо выписи послан изрозряду вбелгород для отделу той земли и всяких угодий нынешнего 165 году августа 2 день.
У подлинных на обороте посклейках пишет тако: диок василий брехов".)
Еще что можно извлечь из межевой книги, так это имена настоятелей монастыря: 1-м настоятелем был игумен Симеон (1615 - 1657), 2-м настоятелем - строитель Дионисий (1657 - 1663), 3-м игумен Филарет (1663 - 1680), 4-м игумен Корнилий (от 1680 неизвестно до какого года, потому что 202 (1694) годом оканчивается межевая книга Борщева монастыря.)
Не мешает здесь заметить, что в описи этого монастыря 148 (1640)г. находятся следующия статистическия данныя об имени четырмя воронежских монастырей: вероятно Успенским, Борщевским, Алексеевским и Дивногорским, монастырских шестьдесят три двора, а людей в них: прикащиков и монастырских всяких работников и детенышев восемьдесят три человека, крестьянских тридцать один двор, людей в них пятьдесят три человека, бобыльских сорок шесть дворов, людей в них пятьдесят девять человек, пустых дворов двадцать четыре двора".
Далее приводятся статистические сведения о земле, принадлежащей этим 4 - м монастырям: "пашни паханые и перелогов, и дикого поля тысяча триста шестьдесят четвертей (2040 десятин) в поле, и вдву потомуж и истого числа вживущим восмь четвертей с осминою и полтора четверика (ок. 12дес.) пашни". Прибавим, что Воронежский уезд с 1625г. делился на 4 стана и что в числе этих станов находился Борщев. "Борщевский стан лежал на правом берегу Дона в нынешнем Землянском уезде, его села: Борщев, Малышево, Гвоздевка, Ендовище, Попово, Шилово,Устье, Костенск". (* Памятная книжка Воронежской губернии. 1861г. стр.114.)
В губернских ведомостях говоря о древних монастырских книгах, мы упомянули о синодике 1680г., в настоящее же время найден намащеи другой монастырский синодик, относящийся к 1752году. Разсмотрим вкратце содержание обоих синодиков: потому оно (особенно содержание последнего синодика) очень интересно. (*Синодик1860г. написан красивыми большими буквами - черными и красными, писанными киноварью, - так что в иных местах он едвали уступит нынешним печатным церковным книгам, если только не превзойдет их. О происхождении этих синодика гласит следующая надпись,сделанная в начале его: "188г выменен синодикв дом Живоначальной Троицы В Борщев монастырь при игумене Корнилии да при строителе Савотее Кортавцеве, выменял строитель, а промену дел рубль казенных денег".)
Первый синодик начинается предиусловием, в котором говорится о пользе поминовения усопших. Польза эта доказывается изречениями cв. писания и отцов церкви. (*Приведем из этого придисловия одно место: "Глаголет же святый Иоанн Златоуст: аще нецыи дети будут татие, или разбойницы, или пияницы, да тем погубят память родителей своих, такожде и свои души и будут безпамятны. Сия же память пребывает во веки, их же имена написаны суть в сих книгах (т.е. в синодиках), доколе мир стоит и вселенная, и святыя церкви, за них же приносится к Богу безкровная жертва, за всия кристьяны, и доскончания века сего, дондеже приидет праведный судия, Христос Бог наш, воздастъ комуждо по делом его".)
После предисловия написаны уже самыя имена умерших. Прежде всего вселенских патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Никона, Иосафа, Питирима, Иоакима, Адриана, потом имена "благоверных и великих царей Московских и всея России": Иоанна, во иноцех Ионы, Феодора, Бориса, во иноцех Боголепа, Василия, Михаила, Алексия, Феодора, Иоанна, Петра, Петра, Екатерины, Анны, потом имена князей, в число коих, неизвестно по какой причине, записаны император Константин с матерью Еленою: царя Константина , Христолюбивыя царицы Елены, великого князя Владимира, нареченнаго во святом крещении Василием, великаго князя Георгия и мн. других; - затем имена преосвященных архиепископов: Леонтия, Кирилла, Максима, Феогноста, Феодота; епископов: Симона тверскаго, Феодота, Илии, Нила и, наконец, "всех православных христиан, побиенных от татар и от Литвы и от немцев и от всяких поганскаго языка на всех боях пострадавших".
Потом уже следуют роды пожелавших записать имена своих сродников в синодик. Роды эти идут в следующем порядке: род cв. Митрофана 59 имен монашествующих мужчин и женщин и 71 имя мирских людей.
Род Воронежского архиерейского дома под-дьякона Ионы Львова, род Воронежского купца Акинфия Кривошеина, строителя старца Дорофея, воинского атамана Корнея Яковлевича, донскаго станичнаго атамана Кирилла Матвеевича Чурносова, Флора Мещерикова, род Борщева монастыря попа Никиты, донскаго казака Сергея Васильева и т. д. пойдут роды казаков, стрельцов, монахов и...
Источник:
Воронежские Епархиальные Ведомости 1871г. №7 стр.288.

В 1686г. - 1700г. Св. Митрофан жаловался на Коротоячан, что они всякое разорение чинят. Писал челобитную Петру Великому. В книге Воронежский Юбилейный сборник в память трехсотлетия Воронежа. стр.299 - 300.
Бобыли - обезземеленные крестьяне, не имевшие пашни и не платившие В 16 - 17 в.в. - совет при царе , состоявший из представителей различных групп феодалов, имел совещательные функции.
Надолбы - дубовые бревна, вкопанные вертикально в землю, препятствия для татарской конницы. Устанавливались в шахматном порядке и в ряд. Надолбы со связями, надолбы и поперечными бревнами, положенными сверху и соединяющие два соседних ряда.
Юрт - казачья станица со всеми своими землями и населением: волость, округ, хутор с землей и угодьями.
ЦГАДА - Центральный Государственный Архив Древних Актов. Фонды Разряд. приказа, Поместного приказа. Донские дела. ! источник по 17 веку.
Источник:
Воронежский Юбилейный сборник в память трехсотлетия Воронежа.
Сразу же после учреждения епархии епископ Митрофаний "для архиерейского содержания" получил Троицкий Борщевский монастырь, за которым числились 1360 четвертей земли, 3 мельницы, 4 подворья (одно в Воронеже) и 175 крестьянских дворов.
источник: Очерки истории воронежского края т.1. Воронеж 1961г. стр. 74.
кн: Из истории Воронежского края сб. ст. вып. 7.стр. 68. об еп. Феофилакте
в сентябре 1743г. Феофилакт назначен епископом Воронежским и Елецким. Воронежской епархией управлял 14 лет.
кн: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. Спб 1877г.
надо: кн. Материалы по истории монашества на Дону: Обзор грамот Коллегии Экономии.
Есть версия, что село было известно, как город Титчихи или Богатый Затон или хутор затонский. А. В. Кольцов посвятил ему стихотворение " Хуторок ".
кн: Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из историй, архивных записок и сказаний. Е. Болховитиновым. Воронеж 1800г.
Село Борщево возникло как поселок при Борщевском монастыре, основанном в 1613г. По обе стороны, на лугу, в изобилии произрастал борщевик, зонтичное растение. Известные войсковые атаманы Епифан Родимов, Корней Яковлев, Фрол Минаев обращались к русскому правительству с просьбой об улучшении дел в обители. Но монастырь давно уже утратил свое стратегическое значение в виду снятия угрозы татаро - монгольских набегов, и потому упадок его был неминуем. А к концу 18в. монастырь был и вовсе упразднен. Название его перешло к Борщевско - Троицкой церкви.

Источник:
Край Воронежский: земля Хохольская.
Воронежское Издательство им. Е. А. Болховитинова 1998г.
  Ответить с цитированием
Старый 08.06.2012, 20:59   #7   
Форумец
 
Аватар для Natalia425
 
Сообщений: 1,632
Регистрация: 22.02.2009

Natalia425 вне форума Не в сети
В Борщево планировалось строительство двух часовен.

1. На месте бывшего Свято-Троицкого Борщевского казачьего монастыря и на месте боевой славы.
Эскиз:

Нажмите на изображение для увеличения
Название: es1.jpeg
Просмотров: 88
Размер:	37.1 Кб
ID:	1864810

Рядом с памятником односельчанам сейчас есть такая табличка; часовня, возможно, строится где-то рядом (или же пока не строится?):

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 01.jpg
Просмотров: 51
Размер:	498.1 Кб
ID:	1864809


2. Пещерной часовни в меловой горе.
Эскиз (с сайта Троицкой общины):

Нажмите на изображение для увеличения
Название: eskiz.jpeg
Просмотров: 117
Размер:	30.1 Кб
ID:	1864811

По одному из источников, строительство пещерной часовни началось в апреле 2012:

Цитата:
В светлый понедельник пасхальной седмицы в общине «Троицкий посад» случилось долгожданное событие – началось строительство пещерной часовни в меловых горах. В этих местах в древности славился Борщевский Свято-Троицкий монастырь, Сергий дал еще три года назад, по прошению Донского казачества и жителей села. Но оказалось, что для святого дела нужны не только лопаты и кирки, но и духовная подготовка.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 4.jpg
Просмотров: 81
Размер:	500.9 Кб
ID:	1864794 Нажмите на изображение для увеличения
Название: 5.jpg
Просмотров: 93
Размер:	502.8 Кб
ID:	1864795
В окрестностях села также остались монастырские пещеры. Фото из интернета:

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 07_800.jpg
Просмотров: 99
Размер:	149.5 Кб
ID:	1864813 Нажмите на изображение для увеличения
Название: 08_800.jpg
Просмотров: 104
Размер:	102.3 Кб
ID:	1864815
  Ответить с цитированием
Старый 21.01.2013, 00:38   #8   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 9,768
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 45

SERG16 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от pusikk Посмотреть сообщение
родник по дороге в Острогожск
Святой источник в честь иконы Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша".


Последний раз редактировалось SERG16; 22.10.2014 в 21:23.
  Ответить с цитированием
Поиск в теме: 


Опции темы

Быстрый переход:

  Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Support by DrIQ & Netwind