maximk, Ты спрашиваешь, какую роль наказание играет в воспитании.
И здесь опять всплывает вопрос о дисциплине.
Приведу Тебе в качестве ответа слова прот. Н. Афанасьева:
Цитата:
|
Дисциплина в сущности есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.
|
Здесь "наказание" он заменяет на более мягкое "принуждение".
Но в сущности Ты прав, т.к. хотя и есть безоговорочная потребность в дисциплине, если мы говорим о воспитании, но нельзя доводить ее до абсурда, и даже более того, у нее есть определенные границы.
И здесь же В.В. Зеньковский о границах дисциплины:
Цитата:
Есть вещи, на которые дисциплина не может и не должна распространяться. Особенно важно воспитывать в педагоге сознание того, что есть вещи, на которые даже родители не имеют права посягать и надо, чтобы дети и воспитатели знали эго. Многие семьи не всегда воспитывают в своей среде уважение друг к другу. Уважение к личности - холодный, но глубочайший духовный фактор: у детей есть священные вещи, на которые родители не имеют права посягать - это и задаёт границы дисциплине. B тех семьях, где родители это чувствуют и воплощают на практике, создаётся исключительно здоровая атмосфера.
Принципиально признавая дисциплину, надо ещё сказать, что лучше недисциплинированный свободно-божественный путь человека, чем дисциплинированный небожественный. Дисциплина имеет свои извращения, надо бояться в ней элементов садизма, даже не в смысле наказаний. В каждом из нас не угасли элементы извращенности.
Антиномии дисциплины особенно явно сказываются на опыте духовной жизни. В отношении церковной дисциплины этот вопрос довольно прост, но в духовной жизни дисциплина часто разрушает именно духовность.
|
Вот так.